Лекция Сущность интерактивного обучения

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

1. Сущность интерактивного обучения

Современный период развития общества, обновления всех сфер его жизни требует

качественно нового уровня образования, который отвечал бы международным стандартам.

В то же время происходит эволюция содержания, форм и методов непрерывного

образования педагогов, которая побуждает к разработке и внедрению новых

образовательных технологий. Среди них - интерактивная технология, которую относят к

инновационным.

Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка от слова «inter» (взаимный),

«act» (действовать). Таким образом, интерактивный - способен к взаимодействию, диалогу.

Интерактивное обучение - это специфическая форма организации познавательной

деятельности, имеет предполагаемую цель - создать комфортные условия обучения, при

которых каждый человек чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность.

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебно-воспитательный процесс

проходит в условиях постоянного, активного, позитивного взаимодействия всех участников.

Происходит коллективное, групповое, индивидуальное обучение, обучение в

сотрудничестве, когда ведущий и участники - равноправные субъекты обучения. В

результате организации учебно-воспитательной деятельности в таких условиях в коллективе

создается атмосфера взаимодействия, сотрудничества. Организация интерактивного

обучения предполагает использование дидактических и ролевых игр, моделирование

жизненных ситуаций, создание проблемных ситуаций. Решение определенных проблем

происходит преимущественно в групповой форме.

Но не следует путать интерактивное обучение с групповыми формами работы,

которые компенсируют все недостатки фронтальной и индивидуальной работы. Групповая

форма работы предусматривает обучение группы одним человеком; все участники группы

работают над одной задачей вместе с последующим контролем результатов.

Интерактивные технологии предусматривают организацию кооперативного обучения,

когда индивидуальные задания перерастают в групповые, каждый член группы вносит

уникальный вклад в совместные усилия, усилия каждого члена группы нужны и незаменимы

для успеха всей группы.

Использование в работе интерактивных технологий предполагает определенную

подготовку педагога (дидактическую, моральную).

Интерактивные технологии обучения О.Пометун, Л.Пироженко объединили в четыре

группы: парное обучение, фронтальное обучение, обучение в игре, обучение в дискуссии.

Кооперативная (групповая) учебно-воспитательная деятельность - это форма (модель)

организации работы в малых группах, объединенных общей целью. При такой организации

обучения ведущий руководит работой каждого участника опосредованно, через задачи,

которыми он направляет деятельность группы. Кооперативное обучение открывает для

участников возможности сотрудничества со всеми, позволяет реализовать естественное

стремление каждого человека к общению, способствует достижению учащимися высших

результатов усвоения знаний и формирования умений. Такая модель легко и эффективно

сочетается с традиционными формами и методами обучения и может применяться на

различных этапах обучения.

К групповому (кооперативному) обучению можно отнести: работу в парах,

ротационные тройки, "Два - четыре - все вместе", "Карусель", работу в малых группах,

"Аквариум" и другие.

Во время работы в парах можно выполнять следующие упражнения: обсудить задачи,

краткий текст; взять интервью, определить отношение (мнение) партнера к тому или иному

вопросу, утверждению и т. д.; сделать критический анализ работы друг друга;

сформулировать итог изучаемой темы.

К фронтальным технологиям интерактивного обучения относят те, которые

предусматривают одновременную совместную работу всего коллектива. Это - обсуждение

проблемы в общем кругу (его применяют с другими технологиями): "Микрофон"

(предоставляется возможность каждому сказать что-то быстро, по очереди, высказать свое

мнение или позицию), незаконченные предложения (сочетается с упражнением"Микрофон"), "Мозговой штурм "(широко используется для принятия нескольких решений

по конкретной проблеме),"Обучая - учусь","Дерево решений"и др.

К технологиям обучения в игре относятся имитации, ролевые игры, драматизация и

др.

Участники учебно-воспитательного процесса по игровой модели находятся в

условиях, отличающихся от традиционного обучения. Им предоставляется максимальная

свобода интеллектуальной деятельности, ограничиваемая лишь конкретными правилами

игры. Участники сами выбирают свою роль в игре; выдвигая предположение о вероятном

развитии событий, создают проблемную ситуацию, ищут пути ее решения, возлагая на себя

ответственность за сделанный выбор. Ведущий в игровой модели - инструктор

(ознакомление с правилами игры, консультации во время ее проведения), судья-рефери

(корректировка и советы по распределению ролей), тренер (подсказки участникам с целью

ускорения проведения игры), организатор обсуждения.

Как правило, игровая модель обучения имеет 4 этапа:

• ориентация (введение участников в тему, ознакомление с правилами игры, общий

обзор ее течения);

• подготовка к проведению игры (ознакомление со сценарием, определение игровых

задач, ролей, примерных путей решения проблемы);

• основная часть - проведение игры;

• итог, обсуждение.

Технологии обучения в дискуссии - важное средство познавательной деятельности

человека в процессе обучения. Дискуссия - широкое публичное обсуждение спорного

вопроса. Опыт использования дискуссии в обучении позволяет сформулировать некоторые

главные организационно-педагогические основы, которые являются общими для любых

разновидностей дискуссии:

• проведение дискуссии необходимо начинать с выдвижения конкретного

дискуссионного вопроса (то есть такого, что не имеет однозначного ответа и

предусматривает различные варианты решения, в частности противоположные);

• не следует выдвигать вопросы типа: кто прав, а кто ошибается в том или ином

вопросе;

• в центре внимания должен быть вероятный ход дискуссии (что было бы возможным

при том или ином стечении обстоятельств? Что могло произойти, если бы ..? Были ли другие

возможности, способы, действия?);

• все высказывания участников должны касаться темы, которая обсуждается;

• все утверждения участников должны сопровождаться аргументацией, обоснованием,

для чего ведущий задает вопросы типа: "Какие факты свидетельствуют в пользу вашего

мнения?", "Как вы рассуждали, чтобы сделать такой вывод?";

• дискуссия может завершаться как консенсусом (принятием согласованного

решения), так и сохранением существующих разногласий между ее участниками.

Дискуссия способствует развитию критического мышления, позволяет определить

собственную позицию, формирует навыки отстаивания своего личного мнения, углубляет

знания по выделенной проблеме.

К дискуссиям относят: "Метод ПРЕСС", "Выбери позицию", "Изменения позиции",

"Непрерывная шкала мыслей", "Дискуссия", "Дискуссия в стиле телевизионного ток-шоу",

"Дебаты" и др. Так, например, "Метод ПРЕСС" можно использовать в решении любой

проблемы при условии соблюдения четырех этапов:

• выскажите свое мнение, объясните, в чем заключается ваша точка зрения (начиная

со слов: я считаю, что ...);

• объясните причину возникновения этой мысли, то есть на чем основываются

доказательства (начиная со слов: потому что ...);

• приведите примеры, дополнительные аргументы в поддержку вашей позиции, а

также факты, демонстрирующие ваши доказательства (... например ...);

• обобщите свое мнение (сделайте вывод, начиная со слов: Итак, таким образом ...)

© 2010-2022