Статья о проблемах адаптации обучающихся при переходе на среднюю ступень обучения

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Статья на тему

«Вопросы адаптации обучающихся к условиям средней ступени обучения»


Приставакина Наталья ивановна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Городецкая средняя общеобразовательная

Деревни Городцы муниципального образования Трубчевский район Брянской области

Проблемы привыкания, приспособления неизбежно возникают у детей (в той или иной степени) в первые месяцы обучения как в начальной, так и в средней, и в старшей школе. Каждый такой переходный период обладает своей спецификой, связанной в первую очередь с психологическим своеобразием возраста.

По данным психологов ситуация адаптации вызывает у многих пятиклассников повышенную тревожность, как школьную, так и личностную, а зачастую и появление страхов. Например, усиливается страх не соответствовать ожиданиям окружающих, который в этом возрасте, как правило, сильнее, чем страх самовыражения. Для ребенка младшего подросткового возраста чрезвычайно важно мнение других людей о нем и о его поступках, особенно мнение одноклассников и учителей. Постоянный страх не соответствовать ожиданиям окружающих приводит к тому, что и способный ребенок не проявляет в должной мере свои возможности. Кстати, дети очень способные живут в быстром ритме, увлекаются шахматами, английским языком, информатикой, и может быть поэтому физиологическая сопротивляемость стрессу у них низкая. Родители, заботясь об образовании детей и их успешности в будущей жизни и беспокоясь «как бы чего не случилось на улице, ведь время такое сложное», предпочитают загружать свободное время ребенка образованием, хотя именно эти дети нуждаются в щадящем режиме и специальных навыках управления стрессом, и, может быть, - в особом внимании медиков.

Возраст детей пятого класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости - главного личностного новообразования младшего подростка.

Путь осознания себя сложен, стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на ребенка влияние, и в первую очередь - от семьи, от родителей. Внешне это отчуждение зачастую выражается в негативизме - стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Отсюда такое количество конфликтов со взрослыми. При этом негативизм - первичная форма механизма отчуждения, она же является началом поиска подростком собственной уникальности, познания собственного Я. Этому же способствует и ориентированность подростков на установление доверительно-дружеских отношений со сверстниками. В дружбе происходит моделирование социальных взаимоотношений, усваиваются навыки рефлексии последствий своего или чьего-то поведения, социальные нормы взаимодействия людей, нравственные ценности. Познание Другого, похожего на меня, дает возможность как в зеркале увидеть и понять свои собственные проблемы. Именно в силу психологической ценности отношений со сверстниками происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности (что было характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность общения. Таким образом, постепенно меняются приоритеты и в стенах школы. Умственная активность подростков высока, но способности будут развиваться только в деятельности, вызывающей положительные эмоции; успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения. Оценки играют важную роль в этом: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. В противоположном случае неизбежен внутренний дискомфорт и даже конфликт. Учитывая при этом физиологические особенности пубертатного возраста (рассогласование темпов роста и развития различных функциональных систем и т.п.), можно понять и крайнюю эмоциональную нестабильность подростков.

Практически любой учитель скажет, что начало пятого класса - сложный период, и не только для ребенка, но и для учителей, и для родителей. Проблем много, и они не ограничиваются рамками учебного процесса, но связаны и с организацией жизни в школе в целом. И хотя каждая школа - сложный и своеобразный «организм», но многие трудности, переживаемые учениками в этот период, похожи. Так, в большинстве случаев сами пятиклассники указывают, что в школе стало сложнее, потому что:

• очень много разных учителей (их надо запомнить, привыкнуть к требованиям каждого);

• непривычное расписание (новый режим);

• много новых кабинетов, которые неизвестно как расположены (или даже новое здание средней школы);

• новые дети в классе (или я сам в новом классе);

• новый классный руководитель;

• в средней школе мы снова - самые маленькие, а в начальной были уже большими;

• проблемы со старшеклассниками (например, в буфете или в туалетной комнате).


Среди трудностей школьной жизни пятиклассников в родительских анкетах наиболее часто указываются:


• возросший темп работы: дети, не умеющие быстро писать, не успевают конспектировать

• возросший объем работы как на уроке, так и дома;
• новые, непривычные требования к оформлению работ;
• необходимость самостоятельно находить дополнительную литературу и работать с ней.


Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях.

Трудности и страхи в отношениях с учителями испытывают от трети до половины всего числа пятиклассников. В свою очередь, родители, принуждая детей работать на «оценку», все больше провоцируют школьные страхи, связанные у детей с неуверенностью в своих силах, тревогой по поводу негативных оценок или их ожидания. Это представляет особую проблему в период адаптации «пятиклашек» к школьной жизни, когда стремление ребенка хорошо выполнять все предъявляемые школой требования, показать себя с лучшей стороны побуждает его проявлять высокую активность.

Серьезной проблемой для пятиклассника является и смена классного руководителя. Ведь при переходе из младшей в среднюю школу дети особо нуждаются в установлении адекватных отношений с педагогами. Принятие классных и школьных социальных и этических норм, формирование умения соблюдать их происходит у детей также с помощью классного руководителя. У некоторых детей появляются сложности в организации школьной жизни, нередко ребята просто недостаточно информированы: не знают требований учителей, не очень хорошо ориентируются в здании школы. В этом случае для них также очень важна поддержка классного руководителя. Компетентность классного руководителя в вопросах жизнедеятельности класса, его эмоциональное отношение к учащимся, к своим обязанностям, умение налаживать контакт и общаться с детьми - одно из главных условий успешной адаптации детей.

Можно ли избежать серьезных проблем с учебой, с воспитательным

процессом при переходе в среднюю школу? Опыт показывает, что можно.

Но для этого необходимо учитывать все факторы, влияющие на качество

обучения в пятом классе.

Надо заметить, что с понятием "адаптация" тесно связано понятие

"готовность к обучению в средней школе". Не все учащиеся начальной

школы одинаково подготовлены к переходу в среднюю школу. Можно

выделить следующие составляющие такой готовности:

* сформированность основных компонентов учебной деятельности,

успешное усвоение программного материала;

* совершенно иной тип взаимоотношений (более "взрослый") с учителями

и одноклассниками;

* ведущая деятельность (начальное звено - учебная деятельность,

среднее звено - межличностные отношения).

Рекомендации по организации работы с пятиклассниками в начале учебного года
Все эти психологические особенности постепенно начинают проявляться как раз в возрасте 10-11 лет - при переходе в среднюю школу, достигая апогея к 13-14 годам. Поэтому процесс адаптации в этом возрасте может оказаться весьма непростым, и соучастие педагогов просто необходимо. Оно, на наш взгляд, может быть самым разным. Нередко учителя склонны рассматривать тревожность скорее как позитивную особенность, обеспечивающую повышение восприимчивости и чувства ответственности ребенка. Однако если легкое волнение перед выполнением задания или ответом у доски способствует мобилизации ребенка, то сильная тревога, наоборот, приводит к ухудшению результатов работы или к отказу от выполнения задания и отрицательно влияет на успеваемость. Поэтому очень важно в этот период проводить профилактическую работу с детьми. Следует выработать четкие, последовательные и устойчивые требования, объяснить ребятам, почему они необходимы, согласовать требования учителей-предметников.

Особое внимание нужно уделить формированию правильного отношения детей к ошибкам, умения использовать их для лучшего понимания материала. Именно «ориентированность на ошибку*, которая нередко подкрепляется неправильным отношением взрослых к ошибкам как к недопустимому наказуемому явлению, - одна из основных форм школьной тревожности. Помощь педагогов детям должна быть направлена на укрепление их уверенности в себе, выработку собственных критериев успешности, умения вести себя в трудных ситуациях, ситуациях неуспеха. Необходимо помочь детям выработать индивидуальные модели поведения в значимых, оцениваемых ситуациях. Если есть возможность, следует подготовить детей к новым ситуациям, обсудить возможные трудности, обучить конструктивным способам поведения в них.


Можно облегчить участь «пятиклашек» некоторыми чисто организационными мерами.

Меры, облегчающие знакомство детей друг с другом и учителей с детьми:

1. Дети не знают имен учителей - на протяжении первой четверти, приходя на урок, учитель может надевать визитку, на которой крупными буквами написано его имя и отчество.

2. Дети не знают по именам новых учеников - на первой неделе классному руководителю надо познакомить класс с новичками в неформальной обстановке. Можно организовать какую-нибудь совместную деятельность.

3. Классному руководителю следует встретиться с «новенькими» до первого сентября.


Меры, способствующие организации работы в классе:

1. Учителям, которые принимают пятый класс после выпускного, следует провести подготовительную работу («переключиться», т.е. настроиться на возрастные особенности пятиклассников, вспомнить методы работы с ними);

2. Всем учителям, работающим с классом, следует прийти на первое родительское собрание, чтобы ознакомить родителей с программой и требованиями по предмету.

3. Рекомендуется в течение первого месяца учебы проверять готовность ребенка к уроку: наличие учебных пособий, тетрадей и т.п. Это поможет выработать у детей навыки подготовки к урокам.

4. Учителям-предметникам следует согласовать свою работу, равномерно распределяя учебную нагрузку по разным предметам; в первую очередь это относится к домашним заданиям.

5. Необходимо согласовать требования разных учителей и по возможности выработать единые требования, например:

а) обязательные дисциплинарные требования (правила):
• не перебивать ни учителя, ни ученика;
• поднятая рука - сигнал о вопросе или ответе;
• опоздания не допускаются;

б) организация учебного процесса:

• наличие необходимых учебных пособий;
• соблюдение правил оформления тетрадей


в) отношения между детьми; между учителем и ребенком:
• проявлять уважение друг к другу;

В этот период и учителя, и родители должны быть особенно внимательны к детям, выполнять следующие правила.


1. Первое условие школьного успеха пятиклассника - безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.

2. Учитывайте темперамент ребёнка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют интерес и к учёбе, и к школе, и к своему классу.

3. Организуйте так учебный труд, чтобы каждому ребёнку захотелось учиться, а для этого нужно формировать интерес к предмету в целом. Радость от постижения нового - самый лучший мотивирующий фактор. Ещё Л. Фейербах утверждал: «То, для чего открыто сердце, не может составить тайны и для разума».

4. Развивайте самоконтроль, самооценку и самодостаточность ребенка.

5. Не забывайте чаще хвалить ребёнка за малейший успех и поддерживать в нём уверенность в своих силах.

6 . В этот период должна быть тесная связь школы и родителей: родители должны обязательно проявлять интерес к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню. Обязательно должны познакомиться с одноклассниками ребенка и общаться с ними после школы.

7. И учителя, и родители должны следить за состоянием ребёнка в период адаптации: не забывайте о смене учебной деятельности, наблюдайте за правильной позой во время урока, создавайте условия для двигательной активности на переменах. А родители обязательно должны вводить в рацион ребенка витаминные препараты, фрукты и овощи. Мы должны вместе

воспитывать ответственность ребенка за свое здоровье.

Родителям рекомендуется:

обеспечивать ребенку спокойную, щадящую обстановку, четкий режим

дня;

основное внимание уделять развитию учебной деятельности детей, их

умению учиться, приобретать с помощью взрослых и самостоятельно

новые знания и навыки.

Атмосфера поддержки, доверия, понимания в семье поможет ребенку

эффективно решать проблемы в школе, добиваться успехов.

В этот период классный руководитель является той «путеводной звездой»,

которая поможет найти выход и преодолеть менее болезненно период

адаптации. Каждый классный руководитель определяется в программе

развития учащегося с учётом преемственности и периодом адаптации (от 1

месяца до 1 года) и определяет для себя следующие задачи:

* сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей;

* создание психолого-педагогических условий, при которых учащиеся

имели бы возможность опробовать сформированный в начальной школе

"инструмент" (действия самоконтроля и самооценки, учебная инициатива и

самостоятельность) в разных учебных и воспитательных ситуациях;

* повышение учебной мотивации учащихся;

В этот период очень важна чётко спланированная работа с родителями:

Классный руководитель проводит собрания с приглашением заместителей директора, социального педагога,

медицинского работника и учителей-предметников. При обсуждении

проблемы перехода из начальной школы внимание родителей обращается на

адаптацию детей к предметному обучению, а также на условия, которые

могут способствовать или препятствовать успешному прохождению

адаптационного периода.

Очень значимо сохранить положительное отношение пятиклассника к

обучению, помочь отыскать ему личный интерес к изучаемому предмету,

сориентировать его на пути самосовершенствования и самореализации (для

этого у нас существует распределение обязанностей - актив класса).

Один из факторов, приводящих к формированию и закреплению

тревожности школьника, - завышенные ожидания со стороны родителей к

успехам своего ребенка. В свою очередь ребенку необходимо чувствовать

поддержку родителей, которые верят в него и помогут преодолеть

возникающие трудности. Ученику важен интерес родителей к школе,

классу, в котором он учится, к его школьной жизни, победам и неудачам.

Рекомендации классным руководителям 5-х классов.

1. На первом родительском собрании необходимо представить новых

учителей, способствовать установлению контакта родителей с ними.

2. Поддерживайте контакт с родителями учащихся (встречи, письма,

телефонные звонки и т.д.).

3. Постоянно поддерживайте контакт с соцпедагогом

4. Помогите новым ученикам запомнить имена и фамилии одноклассников

и Ф.И.О. учителей-предметников (можно использовать визитки, таблички с

именем, которые ставятся на парту на каждом уроке).

5. Совместно с психологом участвуйте в различных адаптационных играх

для установления эмоционального контакта, сплачивания коллектива.

6. Познакомьтесь с условиями проживания ребёнка, взаимоотношениями в

семье, здоровьем ребёнка (по медицинской карте ребёнка).

7. Осуществите грамотное рассаживание детей в классе с учётом их

индивидуальных особенностей, психологической совместимости, здоровья,

пожеланий родителей.

Рекомендации учителям-предметникам.

1. Учитывайте трудности адаптационного периода, возрастные

особенности пятиклассников в выборе терминологии, подборе методических

приёмов.

2. Не перегружайте учеников излишними по объёму домашними

заданиями, дозируйте их с учётом уровня подготовки ученика,

гигиенических требований возраста.

3. Следите за темпом урока - высокий темп мешает многим детям

усваивать материал.

4. Налаживайте эмоциональный контакт с классом.

5. На заседаниях методических объединений, классных и общешкольных

совещаниях выработайте единые требования к учащимся (соблюдайте

единый орфографический режим, критерии оценок).

6. Развивайте общеучебные умения и навыки, учите ребят правильно

учиться.

7. Налаживайте эмоциональны контакт с родителями учащихся.

8. Никогда не используйте оценку как средство наказания ученика.

Оценка достижений должна быть ориентацией на успех, способствовать

развитию мотивации к учению, а не её снижению.

9. Замечайте положительную динамику в развитии каждого ученика

(Нельзя сравнивать «Машу с Петей», можно - «Петю вчерашнего и

сегодняшнего»).

10. Развивайте навыки самоконтроля, умение оценивать свою работу и

работу класса. Не бойтесь признать свои ошибки. Постоянно анализируйте

все плюсы и минусы в своей работе.

11.

Разнообразьте методику работы в группах, в парах, индивидуально.

12.

Не создавайте психотравмирующих ситуаций при выставлении оценок

за контрольные работы, за четверть и т.д., выставляйте оценки не формально,

а с учётом личностных особенностей и достижений каждого ученика.

13.

Наряду с оценкой чаще используйте положительные оценочные

суждения («молодец, хороший ответ, справился» и т.д.).

14.

Используйте систему поощрений, а именно: фотографии лучших

учеников, грамоты, благодарности родителям (письменные, устные),

положительные записи в дневнике.

15.

Поддерживайте контакт с классным руководителем, узнавайте о

проблемах ребёнка, его здоровье, семейных отношениях.

Главная цель педагогического коллектива - выработать

линию поведения классных руководителей, учителей-предметников.

Переход учащихся из начальной школы в основную, справедливо считается

кризисным периодом. Многолетние наблюдения педагогов и школьных

психологов свидетельствуют о том, что этот переход неизбежно связан со

снижением успеваемости, хотя бы временным. Учащимся, привыкшим к

определенным порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы

приспособиться к новому темпу и стилю жизни.

Период адаптации к новым правилам и требованиям может занимать

у ребенка от одного месяца до целого года. Критерием успешности

адаптации выступает, прежде всего, степень сохранности

психологического и физического здоровья обучающихся.

Педсовет по преемственности позволяет согласовать действия учителей-

предметников, классных руководителей, родителей в поиске и

осуществлении конкретных шагов в решении назревших проблем (учебных

затруднений, эмоциональных проблем и др.), в подборе личностно-

ориентированных технологий обучения, воспитания и развития учащихся.

Проблемы, не решенные на этом этапе, переходят к другим

специализированным структурам и службам - медикам, логопедам,

коррекционным и социальным психологам и др.

Соблюдение правила преемственности в обучении, воспитании и развитии

- одно из важнейших составляющих систематичности и последовательности

в обучении и единстве педагогического воздействия в воспитании

обучающихся.

Успешная адаптация пятиклассников зависит от педагогической компетентности педагогов.


© 2010-2022