Исследовательская работа Обучение младших школьников каллиграфическим навыкам

  Исследовательская работанатему « Обучениемладшихшкольниковкаллиграфическим навыкам»                                                                                      Автор :  Учитель нач. классов                                                                                          Тугушева А.А.                                                                                                                                                                                                    ... Введение 3 1. Обучение младших школьников письму 5   1.1.     Исторический     аспект.   Общие   положения    методики обучения письму…………………………………………………………..   5   1.2. Психофизиологические особенности формирования графических навыков письма…………………………………………….   10   1.3. Этапы и методы обучения письму…………………………… 14 2. Методика формирования каллиграфических навыков младших школьников…………………………………………………………………….   19   2.1 Система работы по формированию каллиграфических навыков младших школьников…………………………………………..   20   2.2. Виды графических ошибок…………………………………… 25   2.3. Исследование графических ошибок младших школьников 29 Заключение……………………………………………………………… 32 Список использованной литературы………………………………….. 35 Приложение  ………………………………………………………….. 36                              ВВЕДЕНИЕ   Одной из сторон общего развития младших школьников является развитие речи. С первых дней поступления ребенка в школу его начинают обучать тем первоначальным навыкам чтения и письма, без которых дальнейшее обучение и приобретение знаний было бы невозможно. Ребенок должен научиться писать и читать не только четко и довольно быстро, но одновременно и грамотно. Речь в целом, а также письменная речь - явление многогранное. Важной её составляющей считается письм...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Исследовательская работа на тему

« Обучение младших школьников каллиграфическим навыкам»



Автор : Учитель нач. классов

Тугушева А.А.


Содержание


Введение

3

1. Обучение младших школьников письму

5

1.1. Исторический аспект. Общие положения методики

обучения письму…………………………………………………………..


5

1.2. Психофизиологические особенности формирования графических навыков письма…………………………………………….


10

1.3. Этапы и методы обучения письму……………………………

14

2. Методика формирования каллиграфических навыков младших школьников…………………………………………………………………….


19

2.1 Система работы по формированию каллиграфических навыков младших школьников…………………………………………..


20

2.2. Виды графических ошибок……………………………………

25

2.3. Исследование графических ошибок младших школьников

29

Заключение………………………………………………………………

32

Список использованной литературы…………………………………..

35

Приложение …………………………………………………………..

36












ВВЕДЕНИЕ


Одной из сторон общего развития младших школьников является развитие речи. С первых дней поступления ребенка в школу его начинают обучать тем первоначальным навыкам чтения и письма, без которых дальнейшее обучение и приобретение знаний было бы невозможно. Ребенок должен научиться писать и читать не только четко и довольно быстро, но одновременно и грамотно.

Речь в целом, а также письменная речь - явление многогранное. Важной её составляющей считается письмо как способность с помощью графических знаков выражать содержание речи, мысли человека. Владение письменной речью, а, следовательно, и графическими навыками - одна из норм, характеризующих современного здорового человека.

Сам процесс письма физиологически и психологически очень сложен: при письме в координированную деятельность вовлекаются кора головного мозга (почти все ее отделы), органы зрения, слуха (особенно если это диктант), многие мышцы тела. Этот процесс чрезвычайно сложен для детей 6-7 лет, начинающих обучение в школе, прежде всего потому, что одновременно формируются и навык выполнения тонкокоординированных движений - графический навык, и навык орфографически правильного письма.

Графический навык - это соблюдение общественно установленных норм выполнения графических элементов, обеспечивающих легкость и правильность чтения письменного текста, способствующих удобству и обоснованной скорости письма и отвечающих эстетическим требованиям.

Именно графический навык является объектом данного исследования.

Предметом данного исследования является процесс формирования каллиграфического навыка.

Цель данного исследования - выделить эффективные приемы, которые способствуют формированию графических умений.

Исходя из обозначенной цели, в процессе работы необходимо было решить следующие задачи:

- рассмотреть обучение младших школьников письму в историческом ракурсе;

- изучить психофизиологические особенности формирования навыка письма;

- проанализировать значимость формирования графического навыка на начальном этапе обучения, как необходимого условия для успешного обучения на последующих этапах;

- провести экспериментальное исследование по анализу уровня сформированности каллиграфического навыка и сформулировать рекомендации по оптимизации данного процесса.

Базой данного исследования послужила МОУ СОШ с. Яковлевка Базарно-Карабулакского района Саратовской области.

Участниками экспериментальной части исследования выступили ученики 2 класса выше обозначенного учебного заведения.

В работе используются следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы, обобщение результатов экспериментальной работы, а так же наблюдение и эксперимент.

Работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка использованной литературы и приложений.



1. ОБУЧЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПИСЬМУ

1.1. Исторический аспект.Общие

положения методики обучения письму

Поднимая вопрос о графических навыках, необходимо первоначально дать определение этого понятия, а так же разъяснить различия между понятиями «графический» и «каллиграфический» навык, поскольку они зачастую используются как синонимы.

Понятие «графический» (навык), согласно Н.Г. Агарковой (Агаркова Н.Г., 1994), «вбирает» в себя все содержание графики как раздела лингвистики, тогда как «каллиграфический» (навык) характеризует лишь внешнее качество письма, то есть умение писать правильным и устойчивым почерком, не нарушая высоты, ширины, угла наклона элементов, букв и соединений букв. Следовательно, ключевым понятием в методике обучения первоначальному письму является «графика». Таким образом, графический навык - это автоматизированный способ дифференцировки и перекодирование звуков (фонем) речи в соответствующие буквы, начертание их на бумаге и вместе с тем осознание воспроизводимых буквенных комплексов (слов).

Каллиграфия - лишь искусство красивого письма, то есть умение писать правильным (четким) и устойчивым почерком. Термин «каллиграфический» сочетается со словами «почерк», «письмо». Красота написания, каллиграфия, между тем, обязательная составляющая успешного овладения графическим навыком. Ввиду этого, рассматривать их необходимо в неотрывном единстве.

История письма - это, фактически, история человечества, есть даже специальная наука - грамматология, изучающая историю письма. Это интересно нам потому, что в процессе формирования письма каждый ребенок как бы повторяет историю человечества (от передачи мысли и отдельного слова при помощи графического изображения (рисунка) до сознательного выделения слов и звуков), но в сжатом виде. На самых ранних этапах своего развития письмо носило изобразительный характер - это были рисунки, передающие информацию. Очень давно люди, желая передать информацию, высекали, вырезали свои письмена на камне, металле, глине, дереве.

Письмо это называлось пиктографическим, его «возраст» 6-8 тысяч лет, но еще совсем недавно элементы пиктографического письма использовали некоторые народы Крайнего Севера. Затем письменные сообщения стали передаваться при помощи отдельных рисуночных знаков (символов-идеограмм), тех или иных слов. Фактически рисунок стал словом, и такое письмо называется идеографическим. Этот переход от графического к идеографическому письму был очень сложен, ведь нужно было, чтобы за определенным знаком (рисунком-символом) закрепилось значение - словесное или фразовое. Но таким письмом нельзя передать абстрактные понятия, оно очень конкретно. Собственно говоря, пиктографическое и идеографическое письмо не является письмом как таковым, так как в письме фиксируется не только общий смысл сообщения, но речь с ее грамматическими и словарными особенностями.

В то же время появляются и легкие материалы для письма: папирус, пергамент, полотно, бумага. Новые орудия письма: тростниковая палочка, кисть, гусиное перо, стальное перо и, наконец, шариковая ручка.

Эти этапы истории в сжатой форме проходят практически каждый ребенок при обучении письму. «Письмо» трёх- черырёхлетнего ребёнка - это рисунок, изображающий то, что он видит, что хочет передать, ну и еще палочки, кружочки, ассоциирующиеся у него с внешней стороны (графикой) письма. «Письма» пяти-шестилетних больше похожи на кроссворд: там и отдельные слова, и буквы, и рисунки. Это уже элементы идеографического письма.

Многие педагоги используют идеографическое письмо в процессе формирования навыка и для развития письменной речи, позволяя в «сочинениях» заменять слова, которые ребенок не может записать, рисунками. При этом исчезает страх, неуверенность, которые сковывают развитие письменной речи. Ведь выразить свою мысль ребенок может достаточно полно и ярко, а вот записать все это он научится гораздо позже. Возможность замены слов рисунками снимает эту трудность, способствует развитию письменной речи параллельно с формированием навыка письма. Родители тоже могут попробовать с детьми такие «сочинения».

Но даже после освоения слога человек не сразу перешел к выделению отдельных звуков (фонем), а отделение согласных от гласных потребовало довольно сложной абстрагирующей работы мысли.

Существует несколько разновидностей истинного письма: словесное (логографическое), слоговое (силлабическое, буквенное). Во всех письменностях имеются системы знаков - графемы, соответствующие единице речи, которая записывается. В словесном письме - это слова, в слоговом - последовательность звучащих звуков (не обязательно слог), в буквенном значащий звук (фонема).

История отечественной методики обучения письму прошла все эти этапы: от словесного до буквенного письма. В XVIII веке существовал в нашей отечественной методике так называемый метод целых слов, правда, не прижившийся, так как не соответствовал характеру русского звукобуквенного письма.

Звукобуквенное (алфавитное) письмо - исторически самый поздний и самый совершенный вид письма. Историки этого письма - в классическом графическом алфавите, созданном в 403 году до н.э., включающим 17 согласных, и 7 гласных букв, из которых в свою очередь развилось славяно-кирилловское письмо - русское, болгарское, сербское и другие.

Как и в любой другой сфере педагогической науки, в области обучения чистописанию шла борьба идей, мнений, методов. Побеждало то, что на определенном историческом этапе больше удовлетворяло запросы человеческого общества.

Обучение письму было очень сложным, применялся в основном метод механических упражнений, переписывания. Учащиеся несколько месяцев переписывали одни и те же буквы в алфавитном порядке, затем слоги, потом предложения, часто не умея прочесть написанного. При обучении письму не учитывались ни графические трудности письменного алфавита, ни трудности овладения грамотой.

Только при Петре I был упрощен шрифт. Русские люди стали писать общеупотребительным европейским шрифтом по образцу латинских букв. Письмо значительно упростилось, но шрифт оставался все еще достаточно вычурным. Процесс обучения письму был длительным, а желаемой скоро­сти достичь было трудно. Со временем обучения письму ввели в курс на­чальной школе как учебный предмет. Чистописание входило в цикл предметов искусства. Важно было писать красиво и скоро.

Расширяющиеся потребности общества в письме, развитие делопроизводства и разнообразной деловой переписки требовали дальнейшего упрощения шрифта для ускорения и увеличения объема производимых записей. Гражданский шрифт, который был создан еще при Петре I, уже не удовлетворял запросы общества в скорописи.

В начале XX века с новой остротой стал вопрос об упрощении письменного шрифта.

Потребность в дальнейшей работе в этом направлении существует и в настоящее время. Распространение машинописи, введение в обиход авторучек, увеличение объема потока информации постоянно требовали внесения изменений в письменный шрифт. В 1970 году в школах был принят новый школьный письменный шрифт, значительно упрощенный, приспособленный к безнажимному письму шариковой ручкой и способствующий развитию навыков безотрывного скоростного письма.

Письмо, которому учат в сегодняшней российской школе - это русское курсивное письмо (Безруких , 2002).

Следует сказать, что его графика менялась в течение столетий. Собирались наиболее рациональные, простые в написании графические формы, и почти в таком виде как сейчас они сложились уже в 18 веке. Последняя реформа (1969 года) существенно изменила способ выполнения букв (предложив отнюдь не лучший вариант), а графические формы претерпели незначительные изменения.

Поиски наиболее рациональной графики идут в разных станах. В последние десятилетия в США, Англии, Канаде и других станах получило распространение так называемое письмо «скрипт» (script), в котором буквы по конфигурации представляют нечто среднее между рукописным и печатным шрифтом, пишутся они все с от­рывом («печатаются»). Такое письмо довольно успешно используется на начальных этапах обучения, и на наш взгляд, целесообразно ис­пользовать письмо такого типа при обучении детей, имеющих трудности (Безруких,1987).

С развитием истории человечества развивалась и методика чистописания, а значит и методы обучения письму.

1.2. Психофизиологические особенности

Формирования графических навыков письма


В отличие от устных форм речевой деятельности, которыми человек может овладеть и вне обучения (конечно, до определенного уровня), писать нужно, учиться. Причем процесс этот длительный и непростой.

Известный ученый психолог А.Р. Лурия отмечал, что «процесс письма с полным основанием относится психологией к наиболее сложным, осознанным формам речевой деятельности» (Лурия, 1950).

Для того чтобы правильно обучать учащихся чистописанию, надо знать, как у учащихся формируются графические навыки письма, как складывается почерк и каковы наилучшие условия формирования этих навыков. Они вырабатываются в процессе длительных упражнений. К навыкам, например, относятся чтение, вычислительные навыки, навыки чтения, рисования, речь, вязание и так далее.

Графические навыки письма относятся к сенсомоторным навыкам человека. Но, в отличие от большинства сенсорных навыков, которые включаются либо в трудовую деятельность (шитье, навыки выпиливания, работы с каким-то инструментом), либо в спортивную деятельность (катание на коньках, танцы, игры в мяч и так далее), графические навыки письма связаны с учебной деятельностью человека и обслуживают процесс письменной речи. В этом специфика и сложность их формирования. Они формируются не изолированно, а совместно с чтением, орфографией, развитием письменной речи. На высшем уровне сформированности процесса письма орфографическая и каллиграфическая стороны его не осознаются или очень мало осознаются. Основное внимание человека направлено на то, как выразить мысль в словах. Это не значит, что на высшем уровне владения письменной речью невозможно проследить за движением ручки в процессе письма. Переключение внимания на движение руки в процессе письма вполне возможно (даже если у человека уже выработан почерк), но обычно следить за движениями руки в процессе письма нет никакой необходимости. Сам процесс написания слов осуществляется легко и быстро, как ходьба физически здорового человека.

Почерк - это очень устойчивое индивидуальное образование. По почерку, как известно, возможна идентификация личности человека.

Эта устойчивость почерка человека с точки зрения физиологии объясняются как выработка стереотипных условно-рефлекторных связей, динамических стереотипов (по И.П. Павлову).

Процесс письма очень сложен и захватывает различные сферы умственной деятельности человека. Письмо, как по памяти, так и под диктовку, связано с различными анатомо-физиологическими структурами мозга. Как показал ряд работ (Р.Е. Левиной, Ж.И. Шиф, С.М. Блинкова, А.Р. Лурия и другие), нарушения некоторых областей коры головного мозга ведут к различным расстройствам письма и письменной речи. Изучение характера этих нарушений дало возможность рассматривать различные участки коры головного мозга в связи с разными видами письменной речи. Височные области левого полушария головного мозга связаны со слуховым анализом в процессе письма: их поражение больше всего вызывает нарушение процесса письма, осуществляемого по слуху, но мало сказывается при списывании.

Заднецентральные области левого полушария, синтезирующие кинетические ощущения, также связаны с процессами письма - именно управлением движений через артикуляционные системы речи. Затылочно-теменная область связана со зрительной организацией процесса письма. Ее поражение ведет к пространственным нарушениям процесса письма.

Соблюдение чередования и последовательности наружной повторности букв связано с премоторной областью коры и сохранением моторного образа слова. Левые лобные доли - моторный центр речи - больше всего связаны с сохранностью замысла при письме. Их поражение вызывает невозможность последовательного письма. ( Желтовская 1987)

То есть процесс письма связан с деятельностью всех участков коры головного мозга, хотя их роль в различных видах письма не одинакова.

К школьному возрасту у ребенка еще не все участки коры головного мозга морфологически и функционально развиты, особенно лобные доли коры.

Для формирования навыка требуется, чтобы обучающийся был подготовлен к обучению этому навыку. При этом любой навык имеет свои специфические сферы, которые должны быть в состоянии готовности к моменту формирования навыка. Иногда он может образоваться только на базе уже значительно сформировавшегося другого навыка.

Очень важно для овладения навыками письма развитие движений пальцев и кисти руки. Эти движения развиваются у ребенка постепенно в течение всего дошкольного периода. Если захватывание предметов - шарика, кубика - формируется у ребенка примерно к 15 месяцам, то держание карандаша в руке, ложки при еде требует более сложных координаций. Так, Т.С. Комарова пишет, «что, хотя движения руки ребенка к трем годам уже значительно развиты, орудийными действиями с карандашом и кистью дети, как правило, еще не владеют». Если эти навыки не отрабатываются, дети и в шесть лет не владеют ими: держат карандаш всеми пальцами, сильно сживают его. Развитие пальцев и кисти достигается правильноорганизованным рисованием, лепкой, конструированием, что в дальнейшем очень поможет детям в овладении навыками письма.

Методистом Е.Н. Соколовой исследовались движения пальцев у детей 4-7 лет в связи с изучением возможности подготовки к формированию навыка письма. Обнаружилось, что детям этого возраста легче осуществлять сгибание и разгибание большого и указательного пальцев и труднее - вращательные движения этих пальцев. При этом движения пальцев особенно вращательные, в большинстве случаев (даже у детей 6-7 лет) сопровождаются движениями губ и языка. Этот факт говорит о том, что организация движений на высшем уровне корковой регуляции, видимо, еще недостаточно дифференцирована: движения пальцев и речедвигательного аппарата неразрывно связаны (Соколова, 1969).

Развитие движений пальцев руки, по-видимому, задерживается даже при интенсивных упражнениях, так как к моменту поступления ребенка в школу еще не закончено окостенение пальцев кисти.

В раннем и дошкольном возрасте происходит и накопление опыта движений, развитие двигательного контроля, которое так характеризуется физиологом Е.В. Гурьяновым. В преддошкольном возрасте наблюдаются первые движения с карандашом на основании двигательной импульсации: большие размашистые движения, еще нет попытки зрительной регуляции движений. В дошкольном возрасте при формировании движений и двигательных навыков очень велика

К 6 годам движения руки при письме букв и их элементов уверенные, однако остаточный тремор при переходе от письма прямой черты закруглению еще вполне возможен у многих детей. Исследования Д.Б. Эльконина, Л.Ф. Ткачевой, JI. В. Журовой и других показали, что фонематический слух ребенка к 6 годам достаточно развит и готов к слуховому анализу и синтезу; артикуляционная система у большинства детей тоже вполне подготовлена произнесению звуков речи, что очень важно для начала обучения не только устной речи, но и письму.


1.3. Этапы и методы обучения письму

Письмо - это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Обучение письму - сложный вид работы для любого малыша.

Формирование графических навыков письма начинается задолго до поступления ребенка в школу. Безусловно, на формирование графического навыка оказывает влияние уровень психологической и физиологической готовности к школьному обучению. Хотя сам навык начинает формироваться ещё задолго до школы в рамках работы с карандашами, красками, фломастерами, мелом и др., в ходе начала учебной деятельности существенное значение приобретают не только моторные навыки, но и способность концентрироваться, усидчивость.

Занятия лепкой, конструированием, поделками из бумаги развивают руку, пальцы и глаз ребенка. Эти интересные для детей занятия также подготавливают руку и глаз ребенка к процессу письма - развивают мелкие мышцы руки, учат видеть форму и воспроизводить ее.

Техника письма требует согласованной работы, мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания (Ефимова С.Г., Сморкалова Е.В., festival.1september.ru/articles/578612/). Исследования показали, что в начале обучения первоклассники на уроке письма испытывают физические и психические нагрузки того же уровня, что и космонавты в момент старта.

Графический навык - это сложное речерукодвигательное действие, которое проявляет себя, с одной стороны, как речевое (интеллектуальное), а с другой как, двигательное. Поэтому в процессе обучения первоначальному письму и формирования графического навыка необходимо создать такие методики и целесообразные условия, в которых будут учтены эти закономерности (Агаркова , 1995).

На первом этапе приобретения графического навыка задача учащегося состоит в том, чтобы научиться правильно сидеть, держать ручку и тетрадь.

На втором - писать важнейшие элементов буквы, точнее усвоить алгоритм письма.

На третьем - писать буквы.

На четвертом - писать целые слова.

Для овладения графическим навыком очень важен санитарно-гигиенический аспект деятельности обучающегося.

Недостатки, которые часто встречаются в практике при поступлении детей в школу:

  • за партой сидят скорчившись, поджав ноги, навалившись грудью на парту,

  • пишут буквально «носом»,

  • левое плечо выдвинуто вперед и торчит углом, кисть левой руки засунута под мышку правой руки или подпирает голову,

  • локоть правой руки или резко свисает вниз или слишком уходит вправо вверх от края стола, или плотно прижата к корпусу,

  • голова при письме имеет сильные наклоны к левому или правому плечу,

  • вся фигура ребенка выражает напряжение и усилие.

В результате такой посадки у учащихся возникает излишнее утомление, которое выражается в двигательном беспокойстве, частых изменениях положения тела, возбуждении.

Систематическое нарушение санитарно-гигиенических правил причиняет серьезный ущерб здоровью и нормальному развитию организма школьника.

Развитие методики чистописания тесным образом связано с историей письменности, на возникновение которой, в свою очередь, оказали влияние этапы развития общества. История письма - это, фактически, история человечества. Как и в любой другой сфере педагогической науки, в области обучения чистописанию шла борьба идей, мнений и методов. От метода механических упражнений к европейским шрифтам, а затем и к аналитико-синтетическому методу обучения грамоте предложенного К.Д. Ушинским, который сохранился в школах настоящего времени.
Исторически сложилась традиционная система методов и приемов формирования каллиграфического навыка младших школьников. Методы, которые знает каждый из учителей: это копировальный, линейный, тактический (ритмический), генетический методы, а также метод Карстера.

В зависимости от ведущего метода, учителем выдвигается ряд приемов.

В системе обучения письму получают распространение такие исторически сложившиеся методы (или способы), как копировальный, линейный, ритмический, генетический.

Копировальный (или стиграфический) способ заключается в объединении букв, напечатанных в специальных тетрадях (точками или бледными чернилами) или написанных от руки учителем карандашом.

Этот метод был введен в школу в XIX веке и был рассчитан на то, что длительное, хотя и механическое, обведение красивых образцов письма должно в итоге выработать правильную форму букв.

В основе линейного метода лежит шрифтовой подход к обучению - точные и всегда одинаковые расстояния между элементами букв, точные пропорции высоты и ширины буквы и ее частей, то есть букву, а следовательно, и слова можно было писать, используя вспомогательную сетку, определяющую высоту письма буквы в целом и ее половины, наклон, расстояние между элементами и так далее.

Графическая сетка стала применяться с 1857 года в Германии, но была быстро отвергнута на том основании, что вредна для зрения, лишает детей самостоятельности, сковывает движения руки.

Генетический способ заключается в изучении букв в порядке от графически простой по форме буквы к графически более сложной. По составу сходных элементов буквы разбиваются на группы по нарастающей

графической сложности. Об этом способе упоминалось еще в XVI веке немецким художником Дюрером. Он доказывал, что все письмо состоит из определенного количества основных линий.

В методических разработках этот способ применяется для отработки формы букв в послебукварный период. Постепенное нарастание трудностей происходит не только при изучении формы букв, но и в переходе от одной разлиновки к другой, в переходе от поэлементного к побуквенному, затем к безотрывному письму.

Тактический (ритмический) метод - это письмо под счет, в одинаковом для всех учащихся темпе, ритме (Агаркова, intstudy.ru/stydypages-366-1.html).

Этот метод удобен для работы со всем классом, повышает интерес к занятиям, развивает уверенность и плавность движений руки, способствует

установлению нужной скорости письма, но при ограниченном его применении.

Наряду с традиционной методикой обучения письму существуют и авторские технологии, появление которых обуславливается тем, что методика чистописания - это явление не застывшее, она развивается (Волкогон В., 2008).

В рамках школы советского периода чистописание оставалось дисциплиной, которая была фактически неизменной вплоть до реформы начальной школы конца 1960-х гг. (Богданов , 2010).

В 1969 г. чистописание в качестве отдельной школьной дисциплины было упразднено из практики преподавания, сохранив о себе воспоминания в форме «минуток чистописания», которые продолжали проводиться в начальных классах школы. Сокращению времени на обязательную для школьника каллиграфию сопутствовало и изменение принципов самой каллиграфии: на смену отрывному письму, требовавшему от учащихся навыков раздельного написания букв, методисты Академии педагогических наук ввели в школьное преподавание практику безотрывного курсива с изменением в начертании и самих букв. Почерк с нажимными (в основании букв) и волосными (вверху букв) линиями сменился почерком, требовавшим одинаковых по толщине линий. Обоснованность этих изменений объяснялась учеными методистами тем, что прежние навыки каллиграфии препятствуют скорописи и содержательному усвоению текста.

Для обучения чистописанию служили прописи - печатные образцы рукописных букв, которые ученики должны были многократно переписывать от руки.

В советской школе прописи букв, дополнявшиеся прописями предложений и разного рода сентенций, нужно было воспроизводить в специальных тетрадях в косую линейку (в первом классе использовались тетради в три линейки, во втором - в две и с третьего - в одну линейку).

В заключение первого блока работы подведём некоторые итоги теоретического обзора предмета исследования.

Значимость формирования графического навыка в начальной школе подчёркивают абсолютное большинство исследователей и педагогов-практиков (как прошлых лет, так современников). Это та основа, на которой строятся дальнейшее обучение школьников. Педагоги разных поколений постоянно работают над разработкой новых методик, призванных способствовать эффективному формированию графического навыка.

Но, какими бы педагогическими приёмами не пользовался учитель, необходимо руководствоваться, на наш взгляд, следующим принципом - письмо представляет собой самую сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс, в котором принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный. Между ними в процессе письма устанавливается тесная связь и взаимообусловленность, а достичь этой взаимосвязи можно только при помощи многочисленных упражнений. И, как следствие, формированию графического навыка, необходимо уделять внимание в начальной школе каждому учителю. Причём работа эта должна строиться с учётом индивидуального развития ребёнка.

Безусловно, детальный разбор особенностей приобретения графического навыка каждого ученика - это нагрузка для учителя, однако благодаря такой работе, педагог сможет более «прицельно» формировать как работу на уроке, так и домашнее задание.






2. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ КАЛЛИГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

2.1. Система работы по формированию

каллиграфических навыков младших школьников

Формирование графического навыка - объективно сложный многокомпонентный процесс. Конечно, не все дети проходят его одинаково успешно. Задача педагога - найти индивидуальный подход к учащемуся с учётом его психологических и физиологических особенностей развития. Сам почерк, манера написания могут сигнализировать педагогу (и родителям) о «неладном». Почерк является индикатором функционального состояния ребенка: чем хуже функциональное состояние, тем хуже почерк. Изменения в почерке, нарушения орфографической и графической сторон письма могут быть обусловлены отклонениями в состоянии здоровья или психоневрологического статуса, проявляться при снижении работоспособности и при утомлении, которые связаны с несоответствием чисто педагогических требований и функциональных возможностей ребенка.

На сегодняшний день, по данным Института возрастной физиологии РАО, число детей с трудностями обучения письму достигает 20-30%, то есть по 7-9 учеников в каждом классе. В начальной школе эти трудности не заканчиваются. Среди учащихся 5-х классов таких детой 20-25%, то есть все трудности письма сохраняются и на последующих этапах обучения. Не совсем правильно и корректно требовать от всех совершенно разных детей единообразного (параллельность, округлость, наклон, высота) написания элементов букв, цифр, самих букв, цифр, слогов и слов. Поэтому необходимо это учитывать учителю и не нарушать при этом гармонию физиологических механизмов психики и их поведенческих механизмов.

А вот система работы по формированию навыка правильного соединения букв, что весьма необходимо, должна проводиться обязательно дифференцированно и на протяжении всех четырех лет обучения в начальной школе.

Учителю следует прописывать учащимся те элементы букв, цифр, слоги и буквы, которые требуют корректировки.

Учителю также необходимо исправлять неправильные написания в классных и домашних работах. Неправильные написания необходимо индивидуально прописывать и в тетрадях для работ по математике.

Обязательна система работы над ошибками в тетрадях по математике и по русскому языку.

Рекомендуется, как один из оптимальных вариантов, в ходе проверки работ учащихся только зачеркивать неправильный ответ или ошибку, подчеркнуть это место и дать возможность учащимся самим в классе или дома написать нужный ответ или орфограмму.

Формирование графического навыка - сознательный процесс, в котором существенная роль принадлежит осознанию целей и задач действия, что должно быть получено в результате действия и на отдельных его этапах.

А по мере выработки автоматизированности это действие утрачивает значение самого предмета усвоения и начинает выполнять лишь техническую (исполнительскую) функцию письма и письменной речи в целом.

Действия учащихся организуется учителем. Учащиеся должны иметь возможность организованно и планомерно находить ориентиры, выявлять их значение и применять на практике, что дает детям возможность раньше и успешнее выполнять графическое действие.

На первых этапах обучения действия выполняются в замедленном ритме: при переходе от одной операции к другой происходит задержка, необходимая для осознания последующего действия.

Управляемое обучение обеспечивает разумность и сознательность выполняемого действия, что ведет к формированию полноценного графического навыка.

При управлении обучением нужно дать учащимся полный набор ориентиров для правильного выполнения действия.

С этой целью необходимо:

  • Проанализировать образец, т.е. выделить все элементы буквы, их расположение на линейках тетради, направление и последовательность движений, распределение усилий при начертании линий.

  • Проанализировать материал и орудия действия: предполагается, что тетрадь должна иметь соответствующую разлиновку - обязательная рабочая строка с выделенными верхней и нижней линейками и косой линией.

  • Проанализировать способ выполнения действия и условия его выполнения: посадка на стуле, положение корпуса, положение ног, расстояние от глаз до тетради, положение рук на столе относительно корпуса, положение руки на столе, положение левой руки, положение тетради на столе, положение плеч, положение головы относительно корпуса, отсутствие повышенного напряжения рук и корпуса, правильное распределение силы нажима на ручку и ручкой - на тетрадь, положение ручки в руке и направление ее верхнего конца в плечо, расположение букв в тетради относительно туловища. Каждое из этих правил не только помогает формированию графического навыка, но и влияет на состояние здоровья школьника.

  • Проанализировать исполнительные операции, т.е. раскрыть способ выполнения действия, выделить признаки, которым он должен отвечать. При этом очень важно вычленить те моменты, которые в сформированном навыке выступают как единое целое: сам процесс написания буквы и его конечный результат.

  • Составить план выполнения задания первоначально анализ задания, материала, орудий, способа выполнения, а затем перечень исполнительных операций.

  • Обеспечить самоконтроль учеников за выполнением задания с одновременным анализом и коррекцией (Илюхина., 2006).

Для школьников есть система четких эталонов- алгоритмов написания букв. Эти алгоритмы должны быть хорошо усвоены учащимися, т.е. превращены в реальные знания о действиях во время письма.

При формировании правильного графического навыка выполнение действия осуществляется с ориентировкой на выделенные признаки в трех последовательно сменяющихся формах: материальной, речевой, умственной.

  • Материальная форма предполагает составление плана задания, который обеспечивает понимание алгоритма действия (рассматривание графического рисунка буквы, вместе с учителем выделение элементов, нахождение аналогичных элементов в уже изученных буквах, определение последовательности движений и т.д.)

  • Речевая форма - с самостоятельным проговариванием. Задание выполняется с предварительным проговариванием вслух содержания очередной операции, т.е. написание буквы выполняется при условии устного проговаривания письма всех мелких элементов в заданной последовательности. Речевое выражение действия должно быть точным, т.е. ученик должен уметь описать алгоритм написания изученной буквы.

  • Постепенно речевая инструкция становится более сокращенной. Учитель или ребенок напоминает себе о ключевых вехах написания, он может перейти к написанию буквы, представляя весь ход действия «в уме» (Илюхина , 2006).

Следует отметить, что по мере увеличения количества изученных букв исчезает необходимость в развернутой поэтапной отработке, и все три формы сливаются, т.е. ученик начинает мыслить предельно кратко.

При обучении письму усилия педагога должны быть направлены, прежде всего, на становление необходимых психологических и физиологических механизмов, обеспечивающих осознанное письмо, а не просто на отработку каждой отдельно взятой буквы и ее соединений. Согласно Н.Г. Агарковой (Агаркова Н.Г., intstudy.ru/stydypages-366-1.html), важно целенаправленно способствовать:

  • поднятию на новый уровень наглядно-образного и отвлеченного мышления младших школьников, необходимого для восприятия конфигурации букв, для установления сходства и различия знаков, для выработки плана правильных движений при письме;

  • совершенствованию способности к зрительному восприятию различных форм;

  • становлению умения ориентироваться в пространстве места, строки, легко определять пространственные отношения между элементами письма;

  • укреплению руки, улучшению координации движений и в целом развитию умения самостоятельно управлять всей сложной системой действий пишущей руки;

  • доведению до автоматизма умения соблюдать гигиенические правила письма (положение корпуса, руки, тетради и так далее) (Пасынюк Ю.Ю, ds82.ru/doshkolnik/332-.html).

Четкое выделение учителем задач, их ясное осознание учеником коренным образом сказывается на успешности формирования графического навыка.

Неформальному проведению работы по формированию гра­фического навыка и каллиграфического письма помогают сле­дующие упражнения, которые следует использовать на минут­ках каллиграфии (чистописания) на протяжении всего периода обучения в начальной школе.

  1. Диктовка алгоритмов написания элементов букв и их со­единений.

  2. Упражнения по выяснению ошибок в графическом напи­сании букв и их соединений.

  3. Графическое обозначение на образце всех элементов букв, соединений элементов и букв между собой, просветов в верхней нижней частях букв.

4. Работа по образцам, данным учителем.

5. Работа с карточками (Илюхина , 2006)

Планомерная работа по формированию графического навыка благотворно скажется не только на формировании почерка взрослеющего человека, но и на более лёгком и успешном прохождении дальнейших ступней школьного обучения.

2.2. Виды графических ошибок

Показателями сформированности графического навыка являются:

1) графическая грамотность

2) каллиграфическая четкость и устойчивость на начертания букв и их соединений

3) связанность (безотрывность)

4) скорость письма.

Для того, чтобы умения стали автоматизированными навыками необходимо выполнение всех показателей графического навыка.

Графическая грамотность как один из показателей сформированности навыка письма проявляется в том, допускает ли ученик ошибки, возникающие в процессе перекодировки звуковой формы слова в графическую и при непосредственном воспроизведении ее на бумаге.

Графические ошибки - это пропуски, перестановки и разнообразные замены букв, соответствующих фонемам, сходным по акустической, артикуляционной характеристике, или изменение формы, размера, пространственного положения и количества элементов в буквенном знаке.

К каллиграфическим ошибкам относятся (Кузнецова , 2010):

- не соблюдаются интервалы между буквами в словах, неравномерно расставляются слова на строке,

- буквы пишутся слишком размашисто или слишком узко,

- наблюдается разнонаправленность наклона или чрезмерный наклон вправо или влево,

- не соблюдается расположение букв относительно линий строки, т.е. нет линейности при письме,

- не выдерживается нужная высота букв,

- обнаруживается ломаность, вычурность письма,

- имеет место угловатость, «заборность» письма,

- не соблюдается связность букв при письме,

- наблюдается полная неразборчивость, «каша» (Илюхина В.А., 2006).

Указанные выше ошибки появляются вследствие недостаточной сформированности правильного графического навыка.

При разграничении понятий графическая и каллиграфическая ошибки различаются искажением буквенного знака (его характером и степенью искажения). Если буква видоизменена, настолько, что становиться нераспознаваемой (классические варианты, когда увеличивается или уменьшается количество элементов знака, одна графема полностью заменяется другой, сходной по какой-либо характеристике или заменяется направление одного элемента или знака в целом) то подобного типа ошибки следует отнести к графическим.

Искажения же в написании буквенного символа в пределах его узнавания следует рассматривать как каллиграфические ошибки.

Таким образом, графические ошибки связаны с изменением или полным исчезновением определенного смысла изображенного слова. Каллиграфические недостатки письма лишь затрудняют прочтение текста.

Связанность письма характеризуется количеством буквенных знаков, написанных в слове за один прием, то есть единым росчерком пера. Она проявляется в умении школьника выполнять правила соединения букв и плавно передвигать руку вправо по мере написания целостных буквенных комплексов.

Связанность письма - важный показатель сформированности графического навыка. При соблюдении норм безотрывного письма почерк учащегося становится четким и устойчивым, а темп письма - более ускоренным.

Критерии сформированности графического навыка проявляются в неразрывном единстве. Так, например, каллиграфическая четкость письма будет показательной лишь при определенной скорости написания букв и их сочетаний. Если же каллиграфия письма не отвечает установленной норме, то скорость как показатель автоматизированности графического навыка утрачивает свое значение. С другой стороны, скорость сама по себе, в отрыве от качественного показателя навыка письма, в частности графической грамотности, каллиграфической четкости и устойчивости, не может являться достаточно объективным и надежным критерием автоматизированности действия письма.

Говоря о скорости письма младших школьников, хотелось бы привести мнение М.М. Безруких: «Нельзя форсировать темп, скорость письма, требовать от ребенка писать быстрее, чем он может.

У семилетних детей время выполнения самого движения «убыстряется» лишь со второго полугодия, а значит, весь букварный период, весь первый этап обучения при чрезмерной скорости также сокращается пауза между движениями. Что при этом происходит? Ребенок не успевает закрепить правильный способ выполнения буквы, и в результате закрепляются «каракули», «буквы, на буквы не похожие».

Таким образом, на начальных этапах формирования навыка чрезмерное увеличение скорости письма не будет способствовать формированию навыка, а, наоборот, затормозит его» (Безруких , 1995).

Формирование связанности (безотрывности) теснейшим образом связано с выработкой скорости и устойчивости почерка у ученика.

Типичные ошибки в написании букв у первоклассников

1. Нарушение наклона в 65°. Как правило, нарушение наклона приводит к непараллельности элементов букв и даже элементов одной буквы и часто сопровождается искривлением элементов.
Нарушения параллельности нередко приводят к искажению других элементов, например, петли у букв у и д. Эта группа ошибок исправляется с помощью специальных упражнений на выработку правильного наклона, с опорой на дополнительную косую разлиновку тетради.

2. Ошибки, связанные с нарушением пропорций: вертикальных неодинаковая высота букв или их частей; горизонтальных (неодинаковая ширина букв и их элементов), пропорций между частями букв (увеличенные или уменьшенные элементы букв).

3. Искажение овалов, полуовалов и других элементов, содержащих закругления, изогнутые линии. К числу этих ошибок относятся искажения, связанные с неумением вести правильную кривую линию (линия как бы состоит из бесчисленных мелких зигзагов ломаная линия), а также ошибки, связанные с несоблюдением пропорций.

4. Пропуск элементов отдельных букв или замена элементов букв: вместо «м» «л», вместо «д» «а» (Хорошилова , 2001).

Преодоление ошибок первой группы требует отработки прямых параллельных линий с нужным наклоном к строке в 65°. Исправление ошибок второй группы требует развития глазомера, без чего невозможно соблюдение пропорций. Третья группа ошибок требует работы над кривыми линиями, над изгибами и закруглениями, над плавностью движения руки. Наконец, ошибки четвертой группы связаны с нарушениями внимания. Конечно, могут быть и другие причины ошибок, общие для всех их типов, например: недостаточная координированность движений руки пишущего, неправильное положение тела при письме, плохая освещенность или плохое зрение, механические помехи (плохое перо неровная бумага или, вернее неровная поверхность стола под бумагой) и т. п. Не следует забывать и о таких ошибках письма, которые нельзя определить как графические: несоблюдение строчки, переписывание через линию полей, непропорционально большие (или маленькие) интервалы между словами, недописывание строки и пр. Часты ошибки в соединениях букв.


  1. Исследование графических ошибок

младших школьников

При подготовке практической части данного исследования были проанализированы работы учеников 2 класса средней школы п. Яковлевка Базарно-Карабулакского района Саратовской области. Образцы работ представлены в качестве приложений к данному исследованию.

Ход эксперимента. Все учащиеся из одного класса (обучение письму происходило под руководством одного педагога), каждому из них уже исполнилось 8 полных лет. Данные критерии являются общими для учащихся. Детям было предложено списать один и тот же текст. В течение выполнения задания учащимся напоминалось о правильной посадке, о положении тетради, ручки в руке и так далее. Таким образом, контролировалось соблюдение гигиенических правил письма.

Результаты анализа графического навыка испытуемых представим в таблице (таблица 1).

Таблица 1

Величина букв

Соблюдение строки

Форма букв и способ соединения

Расстояние между буквами

Другое

Ситников О.

разная высота надстрочных элементов заглавных букв. Величина прописных букв одинаковая

соблюдает

нарушение параллельности написания элементов букв «ш», «т»

соблюдает

-

Каламина Н.

одинаковая

некоторые буквы не доходят до верхнего края строки

искажена форма букв «л», «м»

расстояние между буквами разное

Первоначально написание заглавной буквы «Р» ошибочно

Нургалиев И.

одинаковая

соблюдает строку

некоторые искажения межбуквенныхсоединений

соблюдает

-

Сарафанова Н.

одинаковая

выход за нижний край строки

искажены вертикальные элементы заглавных букв «Р», «Л», а так же длинные элементы прописных букв «у», «д», «в».

расстояние между буквами разное

В слове «ландыш» в обоих упоминаниях допущены достаточно серьёзные графические нарушения, выраженные в замене звука не соответствующим символом.

Анализ результатов. Приступая к анализу практических работ учащихся необходимо отметить, что в первом классе ученики отрабатывают умение правильно графически изображать каждую букву (знак), усваивают все ее возможные соединения с другими буквами, учатся контролиро­вать свои действия, определять графические недочеты и находить пути их исправления, проговаривают написание букв, уз­нают их по устному или письменному описанию. Именно на этом этапе находятся все испытуемые. Во втором классе им предстоит осуществление работы по совершенствова­нию графического навыка и начинается работа над скоро­писью.

Задание было выполнено испытуемыми достаточно просто. Все испытуемые в той или иной степени приобрели навык письма. Встречающиеся в работах искажения или подмены буквенных символов соответствуют возрастной норме. Достаточно сложным для большинства ребят оказалось слово «ландыш». Особенности написания данного слова (и подобных) следует детально отработать на уроках русского языка.

Общим для всех испытуемых является несоблюдение должного угла наклона. Безусловно, на это оказало влияние отсутствие наклонных линий, к которым привыкли дети, работая в первом классе с прописями.

Подводя итоги работы, хотелось бы сказать, что на наш взгляд, подробный анализ уровня освоения графических навыков и допускаемых ошибок позволяет учителю более индивидуально подходить к каждому ученику, а соответственно является одним их эффективных инструментов работы педагога.























ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Интерес к проблемам раннего выявления, предупреждения и коррекции специфических нарушений письма у детей обусловлен тем, что письмо как деятельность играет важную роль в жизни человека: оно стимулирует его психическое развитие, обеспечивает общеобразовательную подготовку, влияет на формирование личности.

Правильная система построения графического образа букв и слов формирует ту культуру письма, которая является составной частью внутренней культуры личности. Одновременно с графическим навыком зарождается важная составляющая грамотного письма - орфографическая зоркость.

Неправильно сформированный графический навык создает комплекс трудностей письма: небрежный, неразборчивый почерк, медленный темп. В то же время, переделка неправильного графического навыка не просто затруднена, но порой невозможна (Безруких , 1995).

Формирование графического навыка протекает успешно, ес­ли при этом задействованы все стороны психики ребенка, если он испытывает успех, если не боится предстоящей ему новой деятельности. Нужно сочетать формирование графического на­выка с развитием различных сторон психики ребенка - его эмоций, желания доставить своей работой радость окружающим людям. Необходимо, прежде всего, пробудить у ученика ин­терес к деятельности, затем - желание активно участвовать в этой деятельности. Эти два компонента пробуждают волевые усилия ребенка и способствуют как формированию графиче­ского навыка, так и развитию личности.

В начальной школе закладывается та базовая часть навыков, на которой будет основываться дальнейшее обучение в школе и развитие в последующие возрастные этапы. И от сформированности базы, заложенной в начальной школе, на наш взгляд, во много зависит успешность взрослого человека.

В данном исследовании мы проанализировали основные теоретические положения, связанные с формированием каллиграфического навыка младшего школьника. Было выявлено значение двух основных факторов на успешное усвоение навыков письма: психофизиологическая готовность ребёнка и планомерные занятия и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики и формирование графического навыка.

В практической части работы мы провели анализ работ второклассников на предмет определения уровня сформированности каллиграфического навыка. Было выявлено, что учащиеся в разной степени овладели навыками письма и допускаемые ошибки имеют разный характер. Однако все выявленные отклонения могут быть исправлены при индивидуальных занятиях с учащимися.

Для успешного преодоления ошибок письма очень важно в каждом отдельном случае разобраться в их причинах, выбрать для исправления ошибки соответствующий прием.

В частности могут быть использованы следующие инструменты:

  • Использование альбома с письменными буквами и их элементами, предложенного методистом Н.А. Федосовой, для развития зрительных и двигательных анализаторов, участвующих в восприятии и последующим воспроизведении формы букв.

Детям предлагается сначала обвести пальчиком, затем палочкой (или обратным концом ручки) по методу Н.А. Зайцева букву, затем найти элементы буквы в кармане и наложить их на букву, и лишь затем, написать буквы в тетради. В основе этой работы - прием списывания с готового образца и анализа формы буквы.

  • Отработка правильной величины букв и расстояния между ними основана на приемах работы учителей-методистов Потаповой Е.Н. и Илюхиной В.А.

Это может включать в себя: письмо букв с помощью трафарета Потаповой Е.Н. При выполнении этого задания у учащихся создается в памяти образ заглавной (прописной) и строчной буквы и их соединений, вырабатывается правильный наклон букв, направление письма, написание буквы и ее элементов.

Другое задание по отработки величины букв и расстояния между ни­ми было предложено В.А. Илюхиной: написание прямой наклонной линии. Причем линии должны располагаться строго на одинаковом расстоянии друг от друга и быть одинаковой высоты.

Таким образом, отрабатывается высота строчной и заглавной букв и расстояние между буквами.

  • Задания на отработку умения делить линию на две-три равных части.

  • Для отработки способа соединения может быть взят алгоритм отработки соединений букв Н.Г. Агарковой, которая выделяет 3 вида соединений: верхнее, нижнее и среднеплавное.

Сначала учащимся предлагается написать в воздухе задание с карточки - прием воображаемого письма. Затем обвести образец через кальку - копировальный способ, сделать анализ формы буквы, то есть разложить ее на составляющие, зрительновыделяемые элементы, составить из них букву. Потом учитель показывает, как правильно пишется буква и ее соединение с другими буквами - этот прием, прием показа учителем процесса письма и объяснения способов написания букв, слогов, и так далее, является главным, основным, определяющим. Все ученики видят и запоминают процесс правильного написания, затем ученик списывает с образца учителя на доске или с индивидуальной карточки.

В течение выполнения всех заданий учащимся необходимо напоминать о правильной посадке, о положении тетради, ручки в руке и так далее.

В заключении хотелось бы ещё раз подчеркнуть значимость индивидуального подхода в построении процесса обучения в целом и в формировании каллиграфического навыка в частности. Только внимательное терпеливое отношение вкупе с профессионализмом позволят ребёнку максимально полно использовать все имеющиеся у него возможности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


Агаркова Н.Г. Основы формирования графического навыка младших школьников // intstudy.ru/stydypages-366-1.html

Агаркова Н.Г. Графический навык. Каллиграфический навык. (Программа для начальной школы)//Начальная школа. - 1994. - №7. с. 195

Агаркова Н.Г. Графический навык. Графический почерк. (Программа для начальной школы)//Начальная школа. - 1995. - №12.

Безруких М. М. Как научить ребенка писать красиво? - М.: Дидакт, 1995. - 80с.

Безруких М.М. Обучение первоначальному письму. Методическое пособие к прописям. - М.: Просвещение, 2002.

Богданов К. Из истории клякс. Уроки чистописания в советской школе и медиальная антропология // Антропологический форум № 13, 2010. с. 217- 241.

Волкогон В.С. Формирование каллиграфических навыков у младших школьников // Педагогический журнал Казахстана. -№ 8, 2008.

Желтовская Л.Я., Соколова Е.Н. Формирование каллиграфических навыков у младших школьников. - М.: Просвещение, 1987. - 124с.

Илюхина В.А. Методика обучения письму младших школьников - Методика «Письмо с открытыми правилами» //ito.edu.ru/sp/SP/SP-0-2006_02_09.html

Львов М.Р. Основы обучения правописанию в начальной школе. Учебное пособие для слушателей ФПК и студентов начальных классов/Под ред. Журжиной М.В. - М.: Просвещение, 1988. - с.5

Павлов И.П. Мозг и психика: Избранные психологические труды. - М.: Институт практической психологии, 1996.

Пасынюк Ю.Ю. Графика: подготовка к письму // ds82.ru/doshkolnik/332-.html

Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьни­ков. - М.: Просвещение, 1983. - с.7-8.

Сальникова Т.П. Методика обучения грамоте. - М., Воронеж, 1996.

Симановский А.Э. Подготовка ребенка к усвоению чтения и письма//Начальная школа. - 1994. - №3.

Соколова Е.Н., Тарасова О.Т. Обучение чистописанию. - М.: Просвещение, 1969. - с.52.

Филиппова С.О. Подготовка дошкольников к обучению письму. Влияние специальных физических упражнений на эффективность формирования графических навыков М.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. - 94с.

Хорошилова Е.И. Характеристика специфических ошибок письма младших школьников // Начальная школа. 2001. № 7.

Шаталов В.Ф. Учить всех, учить каждого. Педагогический поиск/Сост. И.Н. Беженова. -М.: Педагогика, 1990. - с.141-205.

Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды/Под ред. Давыдова В.В., Зинченко В.П. - М., 1989

Методические рекомендации по оформлению письменных работ учащихся школы первой ступени образования // сайт МОУ СОШ 93, АК-Довурака

Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения/Под ред. Соловейчик М.С. - М.: Академия, 1998.

Русский язык: Энциклопедия/Гл. ред. Филин Ф.П. - М., 1979.



Приложение

Обзор УМК, предполагающих работу по формированию каллиграфического навыка младшего школьника


Программа «Школа России». Начальные классы (1-4).

Чистописание в I-IV классах.

I класс - 20 часов. Совершенствование навыка письма. Соблюдение учащимися основных гигиенических требований к письму. Соблюдение учащимися основных гигиенических требований к письму. Закрепление графически правильных начертаний букв и способов соединения их в слове. Упражнение детей в связности, ритмичности написания букв, слогов, слов и небольших предложений.

  • 2 класс - 35 часов.

Закрепление гигиенических навыков письма: правильной посадки, положения тетрадей, ручки и других.

Письмо наиболее простой по форме группы букв с часто повторяющимися элементами движений руки.

Письмо строчных и заглавных букв по группам в порядке усложнения их начертания. Упражнения в безотрывных соединениях букв.

  • 3 класс.

Дальнейшее закрепление гигиенических навыков письма. Упражнения по переводу детей на письмо по одной линейке (усвоение новой высоты, ширины букв). Письмо трудных для учащихся заглавных и строчных букв и их соединений. Связное, ритмичное письмо слов и предложений.

  • 4 класс.

Закрепление навыка правильного начертания букв, рациональных способов соединений (по группам) в словах, предложениях, небольших текстах. Упражнения в развитии ритмичности, плавности движения руки для выработки навыка письма в ускоренном темпе. Работа по устранению графических недочетов в почерках учащихся.

Упражнения по чистописанию в III-IV классах проводятся ежедневно (по 8-10 минут) на уроках русского языка, грамматики и правописания.

Письмо. Графический навык. Каллиграфический почерк.

Программа для начальной школы Н.Г. Агарковой.


Предлагаемая программа представляет собой новую универсальную развивающую систему обучения первоначальному письму и формирования у ребенка элементарного графического навыка. Она может быть использована к любому букварю и азбуке, так как в учебных пособиях по письму изменяется лишь словарное содержание и последовательность изучения прописных букв в соответствии с порядком усвоения звуков -

фонем по чтению. Кроме того, продолжительность овладения первоначальным письмом, то есть количество часов, отводимое на изучение каждой буквы, будет зависеть от срока обучения младшего школьника в начальной школе: 3 или 4 года. Содержание самой системы остается относительно постоянной.

Программа.

Обучение первоначальному письму.

I класс.

Период обучения первоначальному письму состоит из 3-х этапов:

  • подготовительного (элементного);

  • основного (буквенного)

  • заключительного (послебуквенного).

В процессе отработки начертания всех букв на заключительном этапе используются группы буквенных знаков, образованные на основе логического принципа их объединения.

Формирование графического навыка и каллиграфического почерка.

I-III классы II-IV классы

Автоматизированность навыка письма и индивидуальный почерк учащегося формируются на протяжении последующего периода обучения его в начальных и средних классах школы.

В начальной школе каллиграфические занятия проводятся три раза в неделю по 15 минут на уроках русского языка - всего 45 минут в неделю Оценка по каллиграфии выставляется от­дельно от оценки по русскому языку.

Основой для разработки каллиграфических заданий является логический принцип группировки письменных букв, а именно: буквы изучаются по определенным группам и в заданной последовательности. Перед изучением группы букв дети овладевают начертанием основного элемента этой группы в различных его вариантах по размеру и пространственному положению. Подгруппы букв, планируемые для каждого занятия, выделяются на основе пе­ременных свойств формы основного элемента: размер, количества и пространственного положения.

На протяжении всего периода обучения в начальных классах совершенствуется каллиграфическое качество письма: вырабатывается идентичность и устойчивость в воспроизведении букв и их соединений, в почерке учащихся появляются индивидуальные черты - округлость, угловатость, тяготение к более прямому или более наклонному письму.

Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина («Прописи» составлены Н.Г. Агарковой).

Основная цель обучения шестилетних школьников первоначальному письму - формирование элементарного графического навыка. Освоение графики связано с развитием пространственных представлений, совершенствование мелкой моторики, отработкой ритмичности, плавности движения руки. Помимо этих традиционных задач подготовки к чистописанию, данная методическая система, ориентированная на концепцию развивающего обучения, включает в формирование графического навыка освоение и использование детьми ряда мыслительных операций: анализа - синтеза, сравнения, обобщения, классификации. Основу методики составляют принципы одновариантного начертания и поэлементного изучения букв, реализуемое с помощью новых методических приемов: аналитического восприятия и практического конструирования буквенных знаков.

Впервые совокупность письменных букв русского алфавита структурирована в виде графической системы, основу которой составляют 8 постоянных структурных единиц, отличающихся по относительно законченной форме. Форма каждого элемента является постоянной, а размер, пространственная ориентация и количество элементов - переменными свойствами графической системы письменных букв.

Для того чтобы преодолеть типичные для традиционного обучения трудности, связанные с переносом зрительно вычленяемых элементов в двигательное звено письма и обеспечить плавность и безотрывность воспроизведения букв и их соединений, в данной методике предлагается двойная система эталонов: зрительные и двигательные элементы букв. Зрительные элементы используются на уровне первичного зрительного изучения буквы при ее анализе, синтезе, сравнении, конструировании и реконструкции.

На основе двигательных элементов построен алгоритм действий ученика при отработке начертания буквы в тетради - прописи, а именно: на рисунке двигательных элементов, выполненных с помощью пунктирных линий, даны точки со штрихами, которые указывают на начало и последовательность начертания этих элементов в букве, а также места их соединения. Используются два типа точек: черная точка со штрихом обслуживает первоначальный этап усвоения технологии начертания букв, показывая места соединений двигательных элементов в букве и направление движения руки при их написании, в то время, как красная точка со штрихом регулируют процесс усвоения техники соединения букв и сохраняет свою сигнальную функцию на разных этапах обучения письму.

Избежать излишнего утомления при письме помогает прием тактирования, формирующий у ребенка умение чередовать напряжение руки с расслаблением.

Так организованное усвоение правил поэлементно-целостного письма обеспечивает переход к безотрывному письму на последующих этапах выработки автоматизированности графического навыка и каллиграфического индивидуального почерка каждого ученика.

На первоначальном этапе овладения письмом, когда дети умеют писать весьма ограниченное число букв, рекомендуется использовать вписывание букв в графическую модель заданного слова, имитируя процесс его целостного воспроизведения.

Таким образом, в тетрадях-прописях даны логически упражнения, при выполнении которых дети учатся анализировать, сравнивать, объединять буквы на основе выделения в них общих и отличительных признаков. Такие задания способствуют повторению и систематизации изученного графического материала и одновременно развивают мышление ребенка.

Отдельно выделяется в программе Д.В. Эльконина каллиграфия.

Подготовительный период 30 часов.

Формирование умения правильно сидеть за партой и пользоваться письменными принадлежностями (держать ручку, наклонно располагать тетрадь на столе во время письма). Знакомство с основными элементами графической системы и отработка их начертания. Знакомство с направлениями руки во время письма (сверху вниз, снизу вверх, слева на право, справа на лево). Формирование понятия о прямой (горизонтальной, вертикальной, наклонной) и полуовальной линиях, умения ориентироваться на пространстве листа (в тетради-прописи) и на пространстве классной доски. Развитие мелких движений руки при копировании и штриховке рисунков-бордюров.

Основной период - 88 часов.

Формирование четко дифференцированных зрительно-двигательных образцов всех письменных букв (работа по усвоению письменной буквы включает в себя анализ, конструирование, реконструирование, сравнение буквы с другими буквенными знаками).

Освоение стабильного, одновариантного начертания букв и установленных способов их соединений. Отработка безотрывного начертания букв и буквенных комплексов в два знака, где реализуется средне-плавное соединение. Автоматизация действия письма. Умение при письме устойчиво удерживать угол наклона, ширину и высоту воспроизводимых букв. Формирование приема аналитического восприятия как отдельных буквенных знаков, так и их комплексов.

Звукобуквенный анализ слов и предложений с последующей их записью в тетради-прописи.

Заключительный период - 22 часа.

Повторение и отработка начертания тех букв и сочетаний, которые наиболее трудны для 6-и летних учеников каждого конкретного класса. Выполнение логических упражнений на группировку букв по общности того или иного графического элемента.

Обучение русскому языку, а значит и каллиграфии во II и последующих классах 4-х летней начальной школы рекомендуется проводить по программе В.В. Репкина, в основу которой положены идеи и методические рекомендации Д.Б. Эльконина. Близость психолого- педагогических и лингвистических оснований курса, разработанного группой В.В. Репкина, и «Букваря» Д.Б. Эльконина открывает возможность в поной мере использовать результаты развивающего обучения, достигнутые к концу I класса, в дальнейшей работе с детьми.

Учебно-методический комплект для обучения грамоте по системе JI.B. Занкова («Прописи» под ред. Нечаевой).

В «Прописях» дети учатся безотрывному и отрывному письму, построенному на осознании ими следующих моментов: все буквы алфавита составлены из небольшого набора элементов, которые пишутся сверху, с середины и снизу строки. Эти элементы соединяются в буквы также верхним, средним и нижним соединением в зависимости от следующего элемента. По этому же принципу буквы соединяются в слове.

В «Прописях» широко представлены коррекционно-развивающие задания по развитию психофизиологических функций, которые лежат в

основе процедур чтения и письма. Это еще один способ косвенного пути формирования этих общеучебных навыков. Выделяются 5 типов заданий такого рода. Все они многофункциональны.

При выполнении всех заданий «Прописей» от детей требуется активная самостоятельная деятельность, опирающаяся на важнейшие для чтения и письма умственные операции - анализ, синтез, и обобщение.

В конце каждой части «Прописей» введены работы «Проверь себя». Их цель - установить уровень относительной успешности школьника в обучении (то есть по отношению к собственным предыдущим достижениям) и построение дальнейшей стратегии обучения в соответствии с возможностями каждого ребенка. Это инструмент для выяснения меры трудности при реализации дидактического принципа обучение на высоком уровне трудности.

Таким образом, во все задания авторы стремились вложить развивающий, воспитывающий и образовательный смысл.

Проанализировав УМК по данной проблеме можно сделать вывод, что не во всех программах уделяется особое место каллиграфии. Наиболее выигрышной в этом плане является программа для начальной школы Н.Г. Агарковой «Письмо. Графический навык. Каллиграфический почерк». Она направлена не только на обучение первоначальному письму, но и на формирования у ребенка графических навыков. Даже если класс обучается по одной из программ, учителем могут быть взяты элементы и из других программ, для лучшего формирования каллиграфических умений и навыков у учащихся своего класса.

Министерство образования и науки Российской Федерации

ГОУ ВПО « САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ Н,Г, ЧЕРНЫШЕВСКОГО»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ



Кафедра начального языкового и литературного образования

Специальность 050708 «Педагогика и методика начального

образования»



Анализ изложения проведенного с обучающимися 4 класса МБОУ «СОШ с. Яковлевка»



Студентки 5 курса факультета педагогики, психологии и начального

образования

____________________Тугушевой Альфии Ахметсафеновны_________________________

Фамилия, имя, отчество



Саратов 2011


© 2010-2022