Статья Формирование навыков столового этикета у детей

Аннотация: как известно, с хорошими манерами не рождаются. Поэтому обучение правилам хорошего тона является такой же важной задачей, как и обучение детей, грамоте, музыке, математике, иностранному языку. Главный смысл обучения состоит не только в том, чтобы ребенок знал как надо вести себя в обществе, но и умел это делать. В этой статье раскрыты возможности ребенка на каждом возрастном этапе, показана перспектива усложнения умений и навыков. Ключевые слова: культура поведения, общения; культурно...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование навыков столового этикета у детей дошкольного возраста

Как известно, с хорошими манерами не рождаются. Поэтому обучение правилам хорошего тона является такой же важной задачей, как и обучение детей, грамоте, музыке, математике, иностранному языку. Главный смысл обучения состоит не только в том, чтобы ребенок знал как надо вести себя в обществе, но и умел это делать. В этой статье раскрыты возможности ребенка на каждом возрастном этапе, показана перспектива усложнения умений и навыков.

Ключевые слова: культура поведения, общения; культурно-гигиенические навыки, этикет, сервировка стола, столовые приборы.

Как часто мы слышим в процессе общения взрослого с ребёнком фразы: «Так ведет себя за столом воспитанный ребёнок. Так должен поступать культурный пассажир». Мама и папа, того не подозревая, определяют поведение ребенка в рамки той или иной социальной роли: культурного ребенка за столом, пассажира в транспорте, покупателя, опрятного человека, посетителя театра, человека, принимающего подарок и т.д.

Малыш с самого рождения является носителем ролей, учится их исполнять. В начале он имитирует внешнее поведение взрослых («пишет» письмо, «разговаривает» по игрушечному телефону, «читает» книгу). Затем он принимает ролевое действие (играет роль врача, мамы, шофера). На последнем этапе ребенок уже представляет социальное ожидание окружающих на свои действия в избранной роли (опрятного сына, воспитанного пассажира, культурного ребенка за столом и многие другие). Самой первой ролью, которой овладевает ребенок на протяжении длительного времени является роль культурного человека во время приема пищи. Начинается это освоение с первых моментов кормления грудью, общения с мамой, овладения умением есть из ложки, пить из чашки. Затем - сложный период овладения умениями поведения за столом во время приема пищи (он приходится на дошкольный период).

На последующих жизненных этапах мы осваиваем особенности национальные и особенности приема пищи в разнообразных жизненных ситуациях (фуршет, пикник, «шведский» стол, на природе и др.).

Этикет - это свод конкретных норм и правил поведения в обществе, которые регламентируют, регулируют поведение людей в различных жизненных ситуациях (за столом, в театре, транспорте, магазине и т.д.) Успешному овладению, например, роли культурного человека за столом способствует освоение правил столового этикета.

Культура поведение за столом - это часть общей культуры человека, которая требует выполнение строгих правил поведения во время еды. Интересно отметить тот факт, что в России отношение к поведению за столом изменилось лишь с великих реформ Петра Первого. По его указу Российской Академией наук была создана книга «Юности чистое зерцало или Показание к житейскому обхождению». Петр первый стремился привить культуру русскому народу.

Чем же отличаются культурно-гигиенические навыки от правил этикета?

Культурно-гигиенические навыки - это умения: мыть руки, чистить зубы, умываться, пользоваться полотенцем, ложкой, вилкой; одеваться, раздеваться и т.д. Навык - это частично автоматизированное действие. Он формируется в результате многократных повторений, упражнений и характеризуется высокой степенью освоения, также отсутствием поэтапного контроля (завязать шнурок, застегнуть пуговицы, читать, писать и т.д.)

Этикетное правило, этикетная формула поведения состоит из многих действий (как сидеть за столом: спину держать прямо, локти на стол не класть, голову слегка наклонить, ноги ставить вместе, близко к столу не придвигаться). Таким образом, этикетная формула поведения включает в себя ряд необходимых навыков и умений - определенных действий.

Этикет не следует путать с этикой. Этикет - это лишь часть огромной науки этики. В переводе с французского, это слово означает ярлык, этикетка. Это внешнее проявление культуры человека. Это его визитная карточка, по которой складывается первое впечатление и, зачастую, имеет решающее значение для дальнейшего общения.

Этика изучает внутренний мир человека, его нравственное, принципиальное отношение к жизни. Это мир эмоций, чувств, взглядов, мотивов, принципов человека.

Организация работы по обучению детей правилам столового этикета не возможна без учета особенностей дошкольного возраста. На основе этого строятся задачи обучения на каждый возрастной период.

Вторая младшая группа: учить сохранять правильную позу во время еды; приучать пользоваться ложкой, вилкой, бумажной салфеткой; учить, что, чем и как едят (хлеб, котлета, салат, суп, каша, запеканка); познакомить детей с разновидностями посуды: чайной, столовой; учить сервировать стол к чаю; демонстрировать сотрудниками д/сада образец правильного общения во время приёма пищи (доброжелательный тон, разговор в полголоса, уважительное отношение к просьбам и желаниям детей); обращать внимание малышей на красоту сервированного стола, вызывая ответный эмоциональный отклик.

Средняя группа: продолжать учить сохранять правильную позу во время еды; совершенствовать умение пользоваться ложкой, вилкой, бумажной салфеткой; учить пользоваться ножом, тканевой салфеткой; учить способам общения за столом, демонстрируя употребление специальных речевых формул «подай - подайте пожалуйста»; «будь добр - будьте добры», «передайте…», «спасибо», «пожалуйста», «благодарю»; расширять знания детей о сервировке стола (завтрак, обед, чаепитие) и столовых приборах (пирожковая тарелка, нож, десертная ложка); упражнять в умении украшать стол (вазочки с цветами, разные виды салфеток и т.д.).

Старшая группа: формировать навык сохранения правильной позы во время еды; совершенствовать умения пользоваться столовыми приборами (салатная вилка, салатный нож, вилка для лимона, щипчики для сахара); учить разнообразным видам сервировки стола, приемам складывания тканевой салфетки; продолжать знакомить детей с тем, что, как и чем едят (виноград, ягоды, бананы, рыба, оладьи); совершенствовать навыки общения за столом; во время дружеского или праздничного чаепития упражнять детей в использовании речевых формул, а так же учить выбрать тему разговора, поддерживать дружескую беседу, уважительно относиться к говорящему. Роль ведущего беседы выполняет в основном взрослый, но уже могут подключаться и дети; формировать практические умения в создании привлекательности и дизайна стола (подбор скатертей и салфеток, посуды, элементов украшения стола); развивать эстетическое восприятие; формировать эстетический вкус; упражнять в способах украшения стола (изготовление специальных украшений для стола; подбор салфеток и скатертей в соответствии с сочетанием цвета; расстановка акцентов при сервировке стола).

Системное использование различных форм работы с детьми и сотрудничество с родителями по данной теме способствует успешному овладению навыками столового этикета в подготовительной группе.

© 2010-2022