Отчет по самообразованию учителя начальных классов по теме: «Развитие детской одаренности»

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Отчет по самообразованию учителя начальных классов

Тема: «Развитие детской одаренности»

Обучение, как социальное явление, уходит корнями в далекое прошлое. Оно определяло процесс передачи накопленного опыта, информации о мире, способствовало не только социальному развитию человечества, но и его выживанию в нелегких условиях. Обучение в начальной школе составляет основу знаний каждого человека, вносит определяющий вклад в умственное его развитие.

Главной целью своей работы считаю: выявление, обучение, воспитание, развитие детской одаренности и поддержка одарённых детей, повышение социального статуса творческой личности.

Для реализации поставленной цели поставила перед собой следующие

задачи:

1. Создать каждому ребёнку ситуацию успеха и возможность

самовыражения.

2. Привить интерес к предметным знаниям и выработать навыки самостоятельной работы путём дифференцированного подхода к каждому обучающемуся.

3. Применять технологии критического мышления.

В 2012-2013 учебном году я работала над проблемой: увеличение числа учащихся, добившихся успехов в какой -либо сфере деятельности; участие обучающихся в мероприятиях различного уровня: школьного, городского, Всероссийского (олимпиады, конкурсы, фестивали, соревнования, выставки).

Актуальность выбора проблемы связана с тем, чтобы:

1. Сформировать у обучающихся определённую систему знаний по предметам;

2. Совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки,

3. Развивать речь обучающихся.

С 2001 года работаю по программе «Школа 2100». Учебно - методический комплект позволяет на практике реализовать межпредметные связи, в соответствии личностно-ориентиронванным, деятельностно-ориентированным и культурно -ориентированными принципами, сформулированными в образовательной программе «школа 2100».

В настоящее время внедряю в свои уроки технологию критического мышления через чтение и письмо, которая предполагает следующие подходы к содержанию образования и процесса обучения: обучение ведётся, прежде всего, обобщённым знаниям, умениям, навыкам и способам мышления. Общеучебные умения, формируемые в технологии:

- умение работать в группе,

- умение графически оформить текстовый материал,

- умение творчески интерпретировать имеющуюся информацию по степени

новизны и значимости.

Технология критического мышления позволяет мне использовать различные типы уроков:

- урок- работа с информационным текстом,

- урок- работа с текстом,

- урок - взаимообучение,

- урок- дискуссия,

- урок- игра.

Провожу нетрадиционные уроки (урок-игра, урок - путешествие) и интегрированные уроки (литература - музыка, литература - история, уроки словесности). Все уроки ориентированы на дифференциальный и индивидуальный подход в обучении детей и способствуют организации диалога живой и свободной взаимосвязи между учителем и обучающимися, создают каждому ученику возможность выражения своего «я».

В будущем планирую, такие формы реализации, как: урок-семинар, урок - поиск, урок-экскурсия и т.п., где в основе лежит учебная игра.

На мой взгляд, игра должна обеспечить более высокую, по сравнению с обычными

формами урока, обучающую, развивающую и воспитательную результативность.

На своих уроках стараюсь создать атмосферу доброжелательности, чтобы дети чувствовали себя комфортно и активно включались в работу.

Качество и успешность моего труда определяется имеющимися в школе условиями.

Использую на уроках раздаточный материал, тесты, срезовые работы, провожу работу по выявлению индивидуальных особенностей детей. Эта работа помогает мне осуществлять дифференцированный подход при выполнении самостоятельных работ, развивать творческие способности каждого ребенка. Использую на уроках групповую, парную и индивидуальную работу.

Занимаясь самообразованием, принимаю активное участие в работе МО, даю открытые уроки, перенимаю опыт у своих коллег по работе.

При организации учебно-воспитательного процесса распределение деятельности между учениками и мною идет по типу сотрудничества.

Профессионализм, выдержка, уважение к личности каждого ребенка способствуют успешной педагогической деятельности, помогают создать хороший контакт и дружеские, уважительные отношения между учителем и учениками.

В дальнейшем буду продолжать работу над поиском необычных форм проведения урока, которые бы увлекли ребят, побудили их к самообразованию; создать на уроке такую ситуацию, при которой каждому ученику захотелось бы высказать свою точку зрения.

Изучая современные технологии, пришла к выводу, что имеющиеся возможности и небольшой опыт педагогической деятельности позволяют мне реализовать технологию личностно-ориентированного подхода к обучению в условиях классно- урочной системы.

Считаю урок ведущей формой обучения и развития личности.

Основными правилами, которыми, руководствуясь при составлении чёткого плана, считаю следующее:

1. Определение целей урока.

2. Уточнение типа урока.

3. Уточнение вида урока.

4. Выбор методов, средств обучения.

5. Определение структуры урока, в соответствии с поставленными целями и

задачами, содержанием и методам обучения.

Используя разнообразные методы обучения, формирую у обучающихся умения и навыки мыслительной деятельности (осмысливание информации, выделение главного, сопоставление фактов, умение анализа и синтеза, поиск и т. д.).

Создавая на уроке проблемную ситуацию, организую обучающихся на поиск её решения.

Думаю, что хороший учитель не станет излагать новый материал, пока не убедится в полном понимании и усвоении всеми учащимися только что пройденного. Для школьника проверка его знаний и умений является нередко источником глубоких переживаний - он ощущает удовлетворение своей работой, испытывает гордость, получив высокую оценку, или, наоборот, теряет веру в свои силы, а иногда интерес к учению.

Можно выделить следующие дидактические функции проверки и учета знаний и умений учащихся: контролирующая, обучающая, ориентирующая и воспитывающая.

  1. Сущность контролирующей функции проверки и учета состоит в выявлении состояния знаний, умений и навыков учащихся, предусмотренных программой и соответствующих данному этапу обучения.

  2. Сущность обучающей функции заключается в совершенствовании проверяемых знаний, умений и навыков, их систематизации, в развитии речи и мышления, внимания и памяти учащихся.

  3. Ориентирующая функция проверки состоит в ориентации учащихся по результатам их учебного труда, информации учителя о достижении цели обучения отдельными учащимися и класса в целом.

  4. Воспитывающая функция проверки реализуется в воспитании чувства ответственности у школьников за свой учебный труд, трудолюбия, дисциплины труда; в формировании черт - честности, правдивости, настойчивости, взаимопомощи.

Первый раз я проверяю усвоение новых знаний сразу же после их объяснения. Свое внимание обращаю на понимание и усвоение главного, существенного в материале, на этом главном и заостряю внимание школьников. На данном этапе проверки я не только отрабатываю знания школьников, но и учу их умению выделять в изученном существенное, главное, умению производить "сортировку" материала. В процессе проверки выявляется структура учебного материала. По мере постановки мной вопросов выявляется самое основное в разобранном материале.

Очень часто с целью проверки понимания объясненного материала я предлагаю рассказать о каком-то одном вопросе. При этом наряду с контролирующей функцией реализуется также и функция обучающая, так как, отвечая, ребята учатся логично и последовательно излагать свои знания, доказывать и обосновывать сказанное

В зависимости от цели рассказа, дети будут по-разному строить свой ответ. При неоднократном возвращении к ранее изученному материалу происходит углубление, расширение и упрочение знаний, отработка умений и навыков, формирование и отработка умственных действий - сравнения, обобщения, классификации, анализа, синтеза и т.п., что очень важно для развития мышления учащихся. Активное и сознательное участие школьников в процессе проверки достигается организацией самостоятельной работы учащихся, активизацией их умственной деятельности и т.д.

Считаю, что для реализации рассмотренных функций проверки и учета знаний и умений учащихся, необходимо обеспечить объективность, полноту и регулярность проверки и учета.

Проверка играет стимулирующую роль, если осуществляется регулярно, показывает учащимся достоинства и недостатки их знаний. На уроках использую карточки для самооценки обучающихся, стимулом учебного труда является справедливая его оценка. Функции проверки проявляются в отдельных этапах процесса обучения в разной степени, но только при гармоничном сочетании контролирующей, обучающей, ориентирующей и воспитывающей функций выполняется назначение проверки как этапа обучения.

На уроках устная проверка знаний учащихся осуществляю в виде фронтальной и индивидуальной проверки.

При фронтальной устной проверке за короткое время я проверяю состояние знаний учащихся всего класса по определенному вопросу или группе вопросов. Фронтальную устную проверку я использую для выяснения готовности класса к изучению нового материала, для определения сформированности понятий, для проверки домашних заданий, для поэтапной или окончательной проверки учебного материала, только что разобранного на уроке.

Индивидуальная устная проверка позволяет мне выявить правильность ответа по содержанию, его последовательность, полноту и глубину, самостоятельность суждений и выводов, степень развития логического мышления, культуру речи учащихся. Эту форму проверки использую для текущего и тематического учета.

Письменная проверка позволяет за короткое время проверить знания большого числа учащихся. Ее особенность - большая объективность по сравнению с устной, так как легче осуществить равенство меры выявления знаний.

Уделяю внимание тому, чтобы учащиеся в процессе письменной проверки проявляли большую сосредоточенность, умению четко выражать мысли, владению навыками письменной речи.

Письменную проверку знаний учащихся использую в целях диагностики умения применять знания в учебной практике (в основном при решении задач). Письменная проверка осуществляется в виде словарных диктантов, контрольных, проверочных и самостоятельных работ.

Систематическое стимулирование деятельности оказывает на учащихся психологическое и воспитательное воздействие. Они приучаются вдумчиво и серьезно учить материал. Разработка целостной воспитательной системы класса, выявления, отбора форм, методов обучения, с учетом сохранения здоровья позволяет развитию общей эрудиции детей, расширение их кругозора.

В этом учебном году дети участвовали во Всероссийских конкурсах «Русский медвежонок»:

п/п

ФИ обучающегося

Класс

Количество баллов

Место в школе

1

Гололобов Даниил

58

1

2

Бойкова Влада

2 в

57

2

«Кит»:

п/п

ФИ обучающегося

Класс

Количество баллов

Место в школе

1

Бойкова Влада

61

1

Одаренные дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; имеют доминирующую активную, познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.

Создание условий для развития детской одаренности обеспечивает реализацию творческого потенциала каждого участника образовательного процесса.

Школа становится для многих ребят первым местом, где они могут быть членами относительного стабильного коллектива. Отсутствие у детей необходимых навыков взаимодействия ведёт к тому, что их общение сразу становится конфликтным, причём эти конфликты они разрешить, не способны. Это создаёт много проблем, как для самих ребят, так и для педагогов. Разработка и принятие программы воспитательной работы, в которой я определила приоритеты всех направлений преобразования школьной жизни, помогает развить у учащихся младшего школьного возраста навыки общения, взаимодействия и сотрудничества с ровесниками и взрослыми. В центре внимания я ставлю воспитание у детей доброжелательного отношения к людям, готовности к обсуждению проблемных ситуаций и умения находить конструктивные решения.

В этом году дети приняли участие в конкурсе - фестивале: «История и традиции российской семьи». В классе проводилась работа с опорой на нравственные ценности, выработанные опытом предшествующих поколений, знакомство с культурой разных народов, терпимостью и толерантностью по отношению к представителям других культур, взаимному уважению и принятию. В конкурсе принимали участие все обучающиеся, что позволило раскрыть свой творческий потенциал тем детям, которые с большим трудом осваивают учебную программу. Дети были очень довольны результатом своего труда, так как заняли 1 место.

Гражданско-патриотическое воспитание в условиях современной России объективно является и признано государством ключевым в обеспечении устойчивого политического, социально-экономического развития и национальной безопасности Российской Федерации.

Принимая участие в школьном конкурсе «Строя и песни», с целью воспитания гордости за свое Отечество и ответственности за судьбу своей страны, гражданской направленности личности, активной жизненной позиции и
стремления у учащихся служить Отечеству, проводила беседы с детьми о народных героях, сохранении исторической памяти поколений в памяти потомков.

Дети показали на конкурсе желание служить своему народу, традициям и обычаям своей страны. Наш класс занял 1 место и командир отряда Сунгуров Никита получил грамоту, как самый лучший командир отряда.

Жизнь не стоит на месте, многое приходиться пересматривать, менять или обновлять. Требуется и постоянное обновление в работе с детьми.


© 2010-2022