Классный час для учащихся 10 класса Разум ума и сердца

Раздел Классному руководителю
Класс 10 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Классный час по теме: «Разум ума и сердца»

Цель классного часа: воспитание нравственности.
Задачи классного часа: побудить учащихся к самостоятельной работе ума и сердца в вопросах морали; способствовать формированию нравственных качеств личности, духовному и нравственному росту; развивать умения выступления перед аудиторией; развивать творческие способности.
Подготовительная работа:
• подготовка и распечатка анкеты, карточек с заданиями по решению нравственных ситуаций;
• приглашение гостей (учащиеся, учителя, родители);
• оформление помещения;
• организация интерактивного голосования.
Участники: учащиеся класса, учителя, родители учащихся, старшеклассники.
Форма работы: дискусия.

Нравственность - это разум сердца.
Г. Гейне
Вступление (классный руководитель)

Основная проблема нравственности заключается в обретении личностью целостности, единства мотивов и поступков, воли и действия, слова и дела, мысли и поведения, рассудка и чувства. Генрих Гейне утверждал, что если бы мир раскололся, то трещина прошла бы через сердце поэта. Если говорить о расколе нравственности, то здесь трещина пролегает между сердцем и разумом.
В жизни человека, а значит и в нем самом, борется множество противоречий. Поэтому духовная целостность его мира распадается. В человеке постоянно ведут свою борьбу разум и сердце. Именно нравственность связывает и примиряет их, снабжая разум сердцем, а сердце разумом.
В конце урока необходимо выбрать одно из утверждений
1. В современной жизни нравственность в прежнем ее понимании - понятие устаревшее.
2. Нравственность - одно из условий продолжения жизни на Земле.

Еще легендарный мудрец царь Соломон говорил, что желал бы иметь превыше всего «сердце, чтобы различать, что добро и что зло».

Вопрос:

Как вы представляете себе это сочетание разума и сердца? Чтобы ответить на вопрос, предлагаю выполнить задание 1.

Задание 1. Попробуйте подобрать прилагательные к словам: разум (ум) и сердце (заслушиваем ответы).

Вывод:

- Разум - это всегда что-то расчетливое и холодное. А от слова «сердце» веет теплом.
- Мне кажется, что сердце обладает каким-то особенным, своим собственным разумом, который часто уму неподвластен.
- Человек осознает пределы своего ума, а вот пределы человеческого сердца, по-моему, безграничны. Где-то в глубине человеческого сердца может храниться такое, о чем ты и сам не подозреваешь.
- Когда человек совершает безнравственные поступки, когда он жесток, никто не говорит, что у него злой ум. Говорят, что у него «злое сердце». Думаю, что у такого человека ум и сердце находятся в завидном единении, к сожалению, безнравственном.
- Русский мыслитель и публицист П.Я. Чаадаев писал, что в чувстве гораздо больше разума, чем в разуме чувств.
- Все то, что нам говорится, все то, что направлено на наш ум, не так действенно как то, что сказано (важно еще, как сказано) с целью затронуть наше сердце. Это воздействие и становится двигателем нравственных поступков человека.
- Если разум сердца не участвует в твоих мыслях, то результат твоего поступка может не устроить не только тех, на кого он направлен, но даже и тебя самого. Потому что даже человеку невысокого уровня нравственности свойственно анализировать свои поступки, хотя бы изредка подключая к этому процессу сердце. Именно сердце помогает стать близким, понятным и приятным для других людей. То, что рождается в сердце, обретает затем мысли в нашем уме и помогает превратиться в соответствующий поступок. Т.е. выходит, что нравственность проходит через наше сердце?
Задание 2. Что же такое нравственность? Попробуйте ответить и на этот вопрос (заслушиваем ответы).
- Употребляя термин «нравственность», мы обычно говорим об определенных характерных чертах морали. Уже упоминалось о том, что в жизни человека и его поведении много противоречивого. Эту противоречивость мы видим, прежде всего, в борьбе личного и общественного, желаемого и должного, чувственного и рационального.
- Стремление к нравственности, к выполнению морального долга должно стать одним из самых важных человеческих усилий. Именно этим сильна личность. От уровня стремлений и усилий личности зависит, если можно так сказать, качество ее жизненного существования.
Конфуций, китайский мудрец, утверждал, что человеку все остальное становится ясным тогда, когда он поймет, в чем заключается истинная нравственность.
В любом человеке происходит постоянная борьба нравственных и безнравственных сил. В ней сталкиваются добро и зло, честь и бесчестие, жалость и беспощадность, жестокость, справедливость и несправедливость.
Задание 3. Какие исторические события построены на нравственных и безнравственных силах? Приведите примеры (заслушиваем ответы).

Конечно в первую очередь - это войны.

Какое знаменательное событие произошло в эти дни 100 лет назад в мире.

Посмотрите презентацию на эту тему.

Поговорить о событиях в Украине

Воспитывая волю и характер, занимаясь самовоспитанием и преобразованием образа своих мыслей, человек так и начинает образование и моральное воспитание своего сердца.
- Говорят, наше сердце
Размером с кулак.
Ты поверь, я - не недруг,
Не заклятый твой враг.
Возразишь, что терзаю
В обидах, сомненьях,
Что изведало меру
Ты страданий, терпенья.
То, что совесть свою
Прячу я в твой тайник,
Что ссылаться на сердце
Я в обидах привык.
Не даю что покоя
Я тебе день и ночь,
Что прошу постоянно
Поддержать и помочь.
Да, все так, но по жизни
Нам с тобою идти.
Без обид поддержи,
Подскажи и прости.

Какое же высказывание ближе к каждому из вас? (вернуться к слайду 4.)
Задание 4. Ученикам предлагается принять участие в опросе по анкете:
1. Происходит ли в настоящее время переоценка жизненных ценностей? (Да, нет.)
2. Если да, то как вы к этому относитесь? (Положительно, отрицательно, с пониманием необходимости такого процесса.)
3. Существуют ли, на ваш взгляд, вечные нравственные ценности? (Да, нет.)
4. Что вы считаете вечной ценностью?
В заключение делаются выводы: (согласны или нет ?)
1. Нравственные начала и ценности проникают во все сферы жизни человека.
2. Правильное сочетание разума ума и сердца приводят человека к нравственным поступкам.
3. Умение любить, сострадать и делать добро - вот главные нравственные ценности нашей жизни.
4. Сила жизни - вот что останется вечной ценностью на Земле.
- Память можно и нужно тренировать.
- Результаты человеческой деятельности зависят от богатства внутреннего мира человека, гармонии души и мыслей.

4


© 2010-2022