Календарно-тематическое планирование элективного курса Я выбираю профессию

Календарно тематическое планирование элективного курса "Я выбираю профессию" расчитан на 17 учебных часов, то есть на полугодие для обучающихся девятого  или одиннадцатых классов. Материал полезен учителям ведущий данный курс или классным руководителям. Содержание курса включает всебя три основные темы: Важность выбора професии, Профессиональное самоопределение и Мир профессий. В ходе изучения учащимися оформляется дневник выбора профессии и ведутся записи в тетради. Анализ проводимых диагностик...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

муниципальное общеобразовательное учреждение

Степановская средняя общеобразовательная школа имени Н.К. Иванова

Галичского муниципального района Костромской области

(МОУ Степановская СОШ)

Согласовано:

Зам директора по УВР:

Грибова С.Ю

Рассмотрено на

Педагогическом совете

Протокол №

От « »________20

Утверждаю

Директор школы:

И.В. Фуряева

От « »__________20













Рабочая программа элективного курса «Я выбираю профессию».

9 класс

Рабочая программа составлена учителем Акатовой И.А.

Степаново 2014 год.

Пояснительная записка

Выбор профессии - один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, так как, выбирая профессию, он выбирает и образ жизни. Количество профессий в наши дни измеряется четырехзначным числом, а их мир представляет собой подвижную картину. По данным разных исследователей, девятиклассники, например, могут назвать в среднем лишь 20-30 профессий. Изучение мотивов выбора профессии школьниками показало, что значительную роль в этом играют советы окружающих: 25% детей выбирают профессию под влиянием друга, который более самостоятелен, 17 %- по совету родителей, 9% - под влиянием средств массовой информации. Еще 9% руководствуются малозначительными факторами, например, близостью вуза к дому. И только 40% подростков выбирают профессию, ориентируясь на содержание деятельности. Но профессиональные намерения оказываются более устойчивыми, а овладение деятельностью проходит быстрее и эффективнее, если главной причиной выбора является ориентация на содержание труда. К сожалению, многие подростки недостаточно знают о конкретных особенностях каждого вида деятельности, и не всегда учитывают свои профессиональные интересы и склонности. Поэтому, необходимо специальное обучение технологии профессионального выбора и планирования будущей карьеры.

Период выбора профессии хронологически совпадает с подростковым и юношеским возрастом. Характерные для этого периода жизни становление нового уровня развития самосознания, выработка собственного мировоззрения, определение позиции в жизни активизируют процессы личностного самоопределения, проектирования себя в профессии. Наряду с этим, для данного возраста свойственно практически полное отсутствие опыта профессиональной деятельности в какой бы то ни было области. Поэтому подросток должен делать выбор только на основании изучения своей личности, осознания своих интересов и получения исчерпывающей информации об особенностях и требованиях той или иной профессии.

В психологическом плане самоопределившаяся личность - это субъект, осознавший,

что он хочет (цели, жизненные планы, склонности),

что он есть (интеллект, личностные и физические свойства),

что он может (возможности и способности),

что от него хочет общество, и что он ждет от общества.

Учитывая возрастные особенности старших подростков, их потребность в личностном и профессиональном самоопределении, в самореализации, разработан элективный курс «Я выбираю профессию», который предлагается учащимся 9 классов в рамках предпрофильной подготовки.

Цели курса:

формирование психологической готовности к совершению осознанного профессионального выбора,

повышение компетентности старшеклассников в области планирования карьеры.

Задачи:

осознание своих желаний и возможностей; исследование способностей, интересов, интеллектуальных и личностных особенностей;

ознакомление с основными принципами выбора профессии, планирования карьеры;

знакомство с особенностями современного рынком труда;

составление индивидуального образовательного плана или программы саморазвития в соответствии с диагностическими данными.

Организация занятий курса "Я выбираю профессию" опирается на использование следующих важных принципов:

свободного выражения своего мнения;

взаимоуважения;

доверительности;

обратной связи;

безоценочности.

Особенности организации:

Продолжительность курса: 17 академических часов.

Периодичность занятий: 1 час в неделю в течение полугодия.

Преподавание курса ведет школьный психолог, имеющий опыт работы в профессиональной диагностике и консультировании, организации групповой деятельности.

Основой эффективного профессионального самоопределения является активная осознанная позиция личности, базирующаяся на свободе выбора. Психологическая компетентность учащихся предполагает умение диагностировать, понимать и учитывать в практической деятельности психические и личностные особенности человека, поэтому составной частью данного курса является адекватная самодиагностика - осознание себя как личности, индивидуальности, своих возможностей и способа взаимодействия с другими.

В то же время, для того чтобы выбрать профессию, человек должен обладать значительным объемом информации на двух уровнях:

информация о мире профессий в целом, основных принципах выбора;

информация об отдельных профессиях или группах профессий.

Поэтому содержание курса направлено на осознание учащимися основного принципа успешного выбора профессии, так называемого, "Принципа трех "В"":

"Успешный выбор профессии обеспечивается наличием и совпадением трех факторов, начинающихся на букву "В": Возможности, Влечение (интерес) и Востребованность".

Курс разбит на 3 раздела, раскрывающих технологию профессионального выбора и планирования карьеры.

При изучении большинства тем широко задействованы активные формы работы с учащимися: активизирующие опросники, тесты, профориентационные игры и упражнения, компьютерная диагностика. В преподавании используются различные формы занятий: урок-дискуссия, урок-игра, семинар с элементами тренинга, видеотренинг. Широко применяется работа в парах и в группах. Усвоение текущего материала проверяется преподавателем по ходу каждого занятия. В конце изучения каждого раздела учащимся предлагаются вопросы для самопроверки.

Некоторые занятия можно использовать в рамках внеклассной работы, в совместной деятельности учащихся и родителей.

По желанию учащихся ими могут быть выполнены реферативные и исследовательские работы по отдельным темам курса.

Результат: составление индивидуального (личного) профессионального плана каждым учащимся.

Направления работы с учащимися в рамках элективного курса - теоретическая подготовка (информирование, просветительская работа); тестирование (выявление профессиональных склонностей, личностных особенностей и прочие); практическая подготовка(формирование и тренировка умений, навыков, способностей); консультирование( групповое, индивидуальное).

Требования к уровню усвоения материала элективного курса :

По окончании курса учащиеся должны знать:

1. особенности выбора профессии;

2. требования, предъявляемые разными профессиями к человеку;

3. свои индивидуальные особенности, которые необходимо учитывать в процессе профессионального самоопределения;

4. свойства нервной системы и ограничения при выборе профессии;

5. возможные препятствия на пути к профессиональным целям и пути преодоления этих препятствий;

6. источники получения информации (сведений) об образовательных услугах, рынке труда, вакансиях и.т.д.;

7. источники получения информации о нормативно- правовом обеспечении образовательного процесса учреждений образования;

8. основные права в области образования и трудового законодательства,

9. возможности личности в профессиональной деятельности;

10. потребности рынка труда;

11. социальные проблемы труда;

12. классификацию профессий;

13. понятие о профессиональной карьере;

14. критерии профессиональной компетентности;

15. специфику этапов профессионального самоопределения.

По окончании курса учащиеся смогут составлять проект своего индивидуального профессионального маршрута для реализации индивидуальной образовательной программы на основе:

- сформированных представлений о понятиях:

1.психологические особенности личности;

2.самоопределение;

3.профессиональные интересы и склонности;

4.способности;

5.классификация, типы и подтипы профессий;

6.профессиограмма;

7.проектирование профессионального жизненного пути;

8.карьера, этапы построения карьеры;

9.личный профессиональный план;

10. конструктивное общение;

11. адекватная самооценка;

12. профессиональная пригодность и компенсация;

13. рынок труда;

14. правовой статус;

15. права, обязанность, ответственность.

- приобретенных навыков:

1. определение психологических особенностей своей личности;

2. выявление своих способностей и профессиональных интересов;

3. определение соответствия своих интересов, склонностей избранной профессии, а также определение качеств, позволяющих в дальнейшем добиться успехов;

4. работа с профессиограммами;

5. ориентирования в типах и подтипах профессий;

6. составления личного профессионального плана и мобильного его изменения;

7. разработка алгоритма построения своей профессиональной карьеры;

8. работа с источниками получения профессиональной информации по рынку образовательных услуг и рынку труда;

9. применение на практике знаний по отстаиванию своих прав,

10. умение находить пути разрешения конфликтов, пользоваться основными механизмами для защиты своих прав;

11. умение объяснять основной смысл своих прав в области образования и труда;

12. анализ жизненных случаев, ситуаций с точки зрения правовых норм;

13. умение выявлять проблемы, осуществлять поиск путей их разрешения; анализ жизненных случаев, ситуаций с точки зрения правовых норм;

14. умение выявлять проблемы, осуществлять поиск путей их разрешения;

15. определение соответствия своего профессионального выбора потребностям рынка труда.

Формы контроля:

  • самостоятельная работа учащихся на уроке и дома;

  • взаимно- и самоконтроль на уроке и дома;

  • традиционная система оценивания знаний и умений обучающихся.

Средства обучения.

1. Учебное пособие для 8-11 классов общеобразовательных учреждений Е.Н. Прощицкой «Практикум по выбору профессии» (М., Просвещение, 1995).

2. Учебно-методический комплект (УМК) «Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования» под редакцией С.Н.Чистяковой (М., Академия, 2004

3. Учебное пособие Л. Шеховцовой, О. Шеховцова «Психологическое сопровождение выбора профессии в школе» ( Ростов - на - Дону « Феникс», Санкт- Петербург « Северо- Запад»,2006 год)

4. Электронное учебно- методическое для обучающихся 8-9 классов «Профессия и карьера».Г. Резапкина, содержание. И.щёлок, программа. А.Барышев, техподдержка, mkb 10@ gmail/com.

5. Отечественные и зарубежные методики, тесты, апробированные в рамках мероприятий национального проекта «Образование» (2006-2010 гг).

6. Социолографические профессиограммы профессий, презентации профессий, по отдельным темам занятий.

Рекомендуемая литература для учителя

1. «Технология. Твоя профессиональная карьера», под редакцией С.Н. Чистяковой, учебник 8-9 клаасы для общеобразовательных учреждений, М. «Просвещение», 2011 год;

2. «Технология. Твоя профессиональная карьера», под редакцией С.Н. Чистяковой, методика 8-9 классы, книга для учителя, М. «Просвещение», 2008 год;

3. «Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники», Моска «ВАКО»2006год

4. «Профориентация Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам», Моска «ВАКО»2006год

Рекомендуемая литература для учащихся

  1. Чистякова С.Н., Шалавина Т.И. Твоя профессиональная карьера. Учебник для 8-9 классов.-М., 2011г.

  2. КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ

  3. "PROFI", "Психолого-педагогический мониторинг", "Тесты для детей и родителей".



  1. Тематическое планирование курса «Твой выбор»

№ n/n

Наименование тем

Количество часов

I

Важность выбора профессии в жизни человека.

3

II

Мир профессий Профессиональное самоопределение

10

III

Мир профессий

4

ВСЕГО:

17











Календарно-тематическое планирование на учебный год: 2014/2015

Элективный курс "Я выбираю профессию" 9 класс


урока

Тема урока

Содержание урока

Дата план

Дата факт

Домашнее задание

Примечания


1: Важность выбора профессии в жизни человека. - 3 ч


1.

Дневник выбора профессии

Оформление Дневника выбора профессии

Записи в тетради

Справочно - информационная консультация

2.

Уровни профессионального образования.

По новому Закону об образовании. Виды наборов. Условия поступления. Льготы

Записи в тетради

Справочно - информационная консультация

3.

Ошибки при выборе профессии.

Здоровье и выбор профессии. Хочу. Могу. Надо. Рынок труда. Востребованные профессии

Записи в тетради

Справочно - информационная консультация


2: Профессиональное самоопределение - 10 ч


1.

"Карта интересов» - диагностика

Потребности и мотивы как условие активности личности. Виды мотивов.

Индивидуальные интересы.

Записи в тетради

Профессиональная консультация

2.

"Определение самооценки личности» методика Будасси

Соотношение реального и идеального «Я»

Методика «Произвольное самоописание»

Записи в тетради

Профессиональная консультация

3.

"Определение профессиональных склонностей» - методика ДДО Климова - диагностика

Актуализация профессиональных интересов путём группового обсуждения соответствующей профессиональной сферы

Записи в тетради

Профессиональная консультация

4.

«Теппинг - тест», «Интеллектуальная лабильность» - диагностика

Общее представление о нервной системе и её свойствах (сила, подвижность, уравновешенность

Записи в тетради

Профессиональная консультация

5.

«Определение типа темперамента», методика Айзенка - диагностика

Психологическая характеристика основных типов темперамента, особенности их проявления в учебной и профессиональной деятельности

Записи в тетради

Профессиональная консультация

6.

Влияние темперамента на выбор профессии.

Анализ особенностей поведения людей, имеющих разные типы темперамента в конкретных ситуациях

Записи в тетради

Профессиональная консультация

7.

«Определение уровня развития интеллекта» - методика ШТУР - диагностика

Школьный тест умственного развития

Записи в тетради

Профессиональная консультация

8

Самооценка и уровень притязаний личности

Основные понятия «самосознание», «самооценка». Сущность концепции «я». Самооценка и её роль в профессиональном самоопределении личности. Уровни самооценки.

Записи в тетради

Профессиональная консультация

9

Виды способностей. Способности и профессиональный выбор

Основные понятия «личность», «реальное Я», «идеальное Я»

Записи в тетради

Профессиональная консультация

10

Карточная бланковая игра "Профессиональные черты характера"

Основные понятия «Социально-психологическая компетентность личности». Выявление и оценка своей компетентности

Записи в тетради

Справочно - информационная консультация


3: Мир профессий - 4 ч


1.

«Мир профессий»,

«Профессиональные учебные заведения, профессии, специальности

Записи в тетради

Справочно - информационная консультация

2.

Встречи с людьми интересных профессий

"Люди интересных профессий"

Записи в тетради

«Круглый стол»

3

Редкие профессии

Разнообразие и динамичность мира профессий.Презентация о редких профессиях

Записи в тетради

Справочно - информационная консультация

4

Семинар "Новые профессии нашего времени"

Представление о новых профессиях, которые становятся востребованы.

Записи в тетради

Справочно - информационная консультация



© 2010-2022