- Преподавателю
- Классному руководителю
- Классный час на тему Служба вежливости
Классный час на тему Служба вежливости
Раздел | Классному руководителю |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Братковская Я.В. |
Дата | 21.01.2016 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Классный час «Служба вежливости» в 5-б классе
Цель: способствовать нравственному развитию личности учащихся.
Задачи:
- воспитывать вежливое отношение к окружающим людям;
- научить правильно, употреблять слова вежливости; научить различать вежливое поведение и вежливую речь; научить вежливо приветствовать, прощаться, выражать просьбу;
-развивать познавательный интерес, память, внимание, воображение, речь учащихся, расширить кругозор учащихся, способствовать развитию умения сравнивать, анализировать, делать выводы;
- ознакомление со значением и с происхождением некоторых вежливых слов.
Формы, методы: групповая и индивидуальная работа, беседа с элементами игры.
Оборудование: мультимедийная установка, презентация, карточки с заданиями, плакаты с высказываниями.
Ход классного часа
I. Организационный момент.
Я спешу сказать вам - «Здравствуйте!»,
Чтоб пожелать здоровья доброго.
Я спешу сказать вам - «Благости!»,
Чтоб пожелать вам счастья нового.
я спешу сказать вам - «Радости!»,
Удач, успехов и везенья! -
Чтоб пожелать всем в этом классе
Прекраснейшего настроения.
- Я очень рада видеть ваши добрые лица и лучистые глазки! Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу! Посмотрите, ребята, друг на друга и улыбнитесь!
II. Вступительное слово.
Как вы уже догадались, на этом занятии мы как бы подведём итог тому, как в жизни в различных ситуациях вы можете использовать в своей речи вежливые слова. Умеете ли вы поздравлять друг друга с удачей, утешать и успокаивать в беде, уступать место старшим, помогать друг другу и говорить добрые слова.
Разговор наш пойдёт под девизом: «НИЧТО НЕ ЦЕНИТСЯ ТАК ДОРОГО, КАК ДОБРОЕ И ВЕЖЛИВОЕ СЛОВО»
III. Основная часть:
1.Ребята, взгляните на доску!
«Ничто не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость». Сервантес
«Вежливость порождает вежливость». Э.Роттердамский.
«Не делай другому того, чего не желаешь себе».
«Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям» Ж.-Ж. Руссо
«Приветливость - это золотой ключ, который открывает железные замки людских сердец», - гласит восточная пословица.
«Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести».
Это выражение мы знаем с детских лет. Но сами не так часто следим за собой, что мы говорим, как мы произносим и каким тоном.
А ведь от того, как мы говорим, мы можем поднять настроение, можем вызвать улыбку, а можем наоборот - испортить человеку день и настроение.
Так что же такое вежливость?
- Вежливость - одно из важнейших качеств воспитанного человека. Давным-давно «вежа» означало «знаток». Это человек, который знает правила приличия, формы выражения доброго отношения к людям.
Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.
Стихотворение С. Маршака нам ясно показывает, что такое вежливость. Послушайте его.
1
Ежели вы вежливы
И к совести не глухи,
Вы место без протеста
Уступите старухе.
2
Ежели вы вежливы
В душе, а не для виду,
В автобус вы поможете
Взобраться инвалиду.
3
Ежели вы вежливы,
То, сидя на уроке,
Не будете с товарищем
Трещать, как две сороки.
4
Ежели вы вежливы,
Поможете вы маме
И помощь ей предложите
Без просьбы - то есть сами.
5
Ежели вы вежливы,
То в разговоре с тётей,
И с дедушкой, и с бабушкой
Вы их не перебьёте.
6
И ежели вы вежливы,
Тому, кто послабее,
Вы будете защитником
Пред сильным не робея.
7
И ежели вы вежливы,
вы книжечку вернёте
В опрятном, не измазанном
и целом переплёте.
Для того чтобы стать вежливым, мы должны пользоваться «волшебными» словами, от которых становится теплее, радостнее.
Если человек разговаривает вежливо, говорит добрые слова, то хочется ответить ему тем же и с ним хочется общаться, дружить. Найти с кем-то общий язык не так- то просто. Иногда случаются и споры и раздоры. Но даже в споре должны царить деликатность и мягкость. А ещё есть слова, которые мы обязательно должны все знать и применять их в разговоре. Какие волшебные слова вы знаете? (ответы детей)
А какое же значение у этих слов?
-Спасибо- Спаси Бог;
- Здравствуйте- Желаю здоровья;
-Пожалуйста- «Подари, если любишь»;
-До свидания- надеюсь свидеться с тобою снова.
2.А сейчас небольшая разминка.
Итак, я вам буду читать загадки-складки, а вы мне хором говорите ответ.
Зазеленеет старый пень
Когда услышит… (добрый день)
Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы … (спасибо)
Мальчик, вежливый и развитый
Говорит, встречаясь… (здравствуйте)
Когда нас бранят за шалости,
Говорим… (простите нас, пожалуйста)
И во Франции и в Дании
На прощанье говорят всем… (до свидания)
Растает даже ледяная глыба
От слова теплого.,. (спасибо)
Говорить друзьям не лень,
Улыбаясь: (добрый день)
Как похоже слово «царствуй»
На приветливое … (здравствуй)
Друг другу на прощание
Мы скажем … (до свидания)
Друга не стоит в обиде винить,
Лучше скорее его …. (извинить)
В чужой разговор никогда не встревай,
И взрослых ты лучше не … (перебивай)
До чего ж оно красиво,
Слово доброе … (спасибо)
Я очень рада, что вы знаете волшебные слова и умеете их применять.
Эти добрые слова всем известны давно. Они просты и не новы.
Слова: «До свиданья!»,
«Спасибо», «Простите»,
«Пожалуйста», «Здравствуйте»-
Щедро дарите!
Дарите прохожим,
Друзьям и знакомым.
Старайтесь, как можно чаще пользоваться волшебными словами, от которых становиться теплее, радостнее и светлее. В слове заключена великая сила. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение. А плохое слово - обидеть, расстроить, испортить настроение.
3.Игра «Вежливо или невежливо». Если вежливо говорите «да» и хлопните в ладоши, невежливо- «нет».
- Поздороваться при встрече...
- Толкнуть, но не извиниться...
- Перебивать во время разговора...
- Уметь соблюдать на уроке тишину...
- Уметь выслушать друга.
- Пропустить вперед девочек...
- Сказать, уходя из класса домой «До свидания»
- Громко разговаривать...
- Обозвать обидным словом соседа...
- Помочь подняться, поднять упавшую вещь…
- Кричать на уроке…
- При покупке продавцу сказать спасибо…
- Не уступить место пожилому человеку…
4.А является ли вежливость необходимостью? Дискуссия в парах…
-
Бытовые ситуации. Человек, не забывающий о простых словах «спасибо», «пожалуйста», «благодарю», - проявляет вежливость.
-
Семейное воспитание. Родители, не употребляющие бранных слов в присутствии детей, не забывающие благодарить их за маленькие услуги - прививают детям вежливость.
-
Международные отношения. Международная «вежливость» - это свод правил поведения государств в процессе межгосударственного общения. Примером проявления вежливости может служить освобождение дипломатов от досмотра багажа при пересечении границ.
-
Общение в профессиональном коллективе. Человек, обращающийся уважительно не только с теми коллегами, кто старше и опытней, но так же с равными и младшими - проявляет вежливость.
Работа над ситуациями .
У каждой группы будет своя ситуация, которую нужно обсудить и ответить
на вопросы: 1. Чьё поведение вызвало у вас одобрение? 2. Кого осуждаете?
Почему? 3. Как бы вы поступили в этой ситуации?
Ситуация 1.
После работы мама приготовила ужин, перемыла посуду и пошла стирать белье. Папа отправился на огород поливать огурцы. А Петя удобно устроился на диване и стал смотреть любимую передачу «В мире животных».
ПРАВИЛО 1
Вежливый Человек постоянно думает об окружающих людях.
Ситуация 2.
Марине на день рождения подарили большой набор фломастеров. На следующий день она с гордостью показывала свой подарок девочкам в школе. «Я никому их не дам, пока они новые» - говорила она подругам.
ПРАВИЛО 2
Будь вежлив со своими товарищами.
Ситуация 3.
Коля, вбежав в класс, закричал:
- Привет, Серый!
- Я сейчас, портфелем Светку толстую стукнул. Вот смешно было, когда она упала в лужу!
ПРАВИЛО 3
Вежливый человек не причинит неприятности другому человеку, не обидит его оскорбительным прозвищем.
Ситуация 4.
Однажды Вова поехал в театр. В трамвае он сел около окна и с интересом рассматривал улицы. Вдруг в трамвай вошла женщина с маленьким ребенком. Вова посмотрел на них и снова отвернулся к окну.
ПРАВИЛО 4
Вежливый человек внимателен к людям.
Ситуация 5.
У Наташи в классе много друзей. Они часто встречаются, гуляют, играют, выполняют вместе домашние задания. Наташе со своими друзьями не бывает скучно.
ПРАВИЛО 5
Вежливый человек не ссорится с друзьями, работает и играет дружно.
- Посмотрим, ничего мы не упустили?
1. В вежливости проявляется отношение к другим людям.
2. Вежливый человек не причиняет другому неприятностей и обид.
3. Вежливый человек приветлив и внимателен к другим.
4. Вежливый человек всегда здоровается и прощается. Невежливо не ответить на приветствие.
5. Со взрослыми надо здороваться первым, но самому протягивать руку нельзя. Здороваясь, надо смотреть в лицо тому, с кем здороваешься.
6. Будь вежлив со своими товарищами: не давай им прозвищ и кличек, разговаривая, не кричи.
7. В играх не будь грубым, не кричи. Не спорь с товарищем по пустякам, не ссорься, старайся работать и играть дружно.
8. Вежливый человек не отвечает на грубость грубостью.
9. Надо быть вежливым в словах, в тоне, в жестах, в действиях. Вежливые слова, сказанные грубым голосом, развязным тоном, перестают быть вежливыми.
5.Физкультминутка
Игра «Будь внимателен»
- Я буду просить вас исполнить задание, но выполнять их надо только тогда, когда я назову «волшебное слово».
Встаньте, пожалуйста!
Поднимите руки!
Будьте добры, похлопайте в ладоши!
Потопайте.
Попрыгайте, пожалуйста.
Будьте любезны, руки вперед.
Опустите руки, пожалуйста.
Будьте добры, наклоните голову вперед.
Наклоните, назад, пожалуйста.
Влево. Вправо.
Будьте любезны, садитесь на свои места.
6.Как воспитать в себе вежливость?
- Стать вежливым, тактичным и деликатным не так уж трудно, стоит только захотеть. Воспитывать себя всегда очень непросто. Этого не умеют даже очень-очень умные дельфины и очень-очень добрые слоны. Зато настоящие люди воспитывают себя всю жизнь. И начинают они с детства. Да-да. Когда какой-нибудь мальчик или девочка старается изо всех сил во всём всегда быть вежливым и добрым человеком, значит, этот ребёнок уже начал воспитывать самого себя.
-
Изучение этикета. Для того чтобы следовать общепринятым нормам поведения вежливого человека - эти нормы необходимо знать. Изучая этикет и стараясь ему следовать, человек воспитывает в себе вежливость.
-
Чтение. Не каждый начитанный человек вежлив - но каждый вежливый человек начитан. Чем шире кругозор человека - тем с большим уважением он относится к окружающим; и тем ближе он к воспитанию в себе вежливости.
-
Работа над собой. Развивая в себе умение внимательно, не перебивая, слушать собеседника - человек вырабатывает в себе вежливость.
-
Общение. Нет ничего лучше для достижения вежливости, чем вдумчивое общение с вежливым человеком.
Вывод: Быть вежливым - значит уметь себя вести и иметь хорошие манеры. Это значит общаться с людьми так, чтобы они чувствовали, что о них заботятся, их любят, ценят и уважают. Многие люди ведут себя вежливо лишь в кругу незнакомых людей, потому что хотят произвести хорошее впечатление. Но истинная вежливость заключается в том, чтобы быть вежливыми всегда и со всеми. Когда ты вежлив, то и люди вежливы к тебе.
Вежливость способствует общению с людьми . Поэтому не забывайте о своих манерах и будьте приятными в общении!
А закончить наш урок я хотела бы пожеланием всем ребятам: будьте вежливы, чаще улыбайтесь, приносите добро людям, будьте красивы душой,
Мы с вами находимся в постоянном общении со знакомыми и незнакомыми людьми дома, в магазине, в школе, на улице, в театре. Поэтому все: и взрослые, и дети, должны соблюдать правила вежливости. Существует много правил, но главное в них - заботиться о близких, всегда быть доброжелательным к людям, любите жизнь - и только тогда вы почувствуете себя счастливыми! Дорожите счастьем, дорожите!
Помните: Вежливость - лучшее лекарство от злобы, грубости, бескультурья.
- Наш классный час подходит к концу. Давайте подведем итоги. Чему мы научились сегодня.
6. Рефлексия
Закончите предложение.
• Я считаю, что мы не напрасно провели эти минуты вместе …
• Нам был нужен этот разговор …
• Я хочу себя похвалить …
• Я хочу похвалить одноклассников …
• Я хочу похвалить учителя …
• Я думаю, что я вежлив, потому что …
• Я не всегда вежлив, мне нужно научиться …
ПАМЯТКА
1.Надо вежливо обращаться к другим людям.
2.Правильно вести себя в чужом доме.
3.Быть гостеприимным хозяином.
4.Уметь слушать других, не перебивать в разговоре.
5.Знать, кого нужно называть на «ты», а кого на «вы».
6.Нужно уметь оказать помощь другому человеку, но сделать это так, чтобы не подчеркивать, что ты совершаешь хороший поступок, не хвастаясь этим.
7.Надо уметь и принять помощь, не отказываться от совета, не думать, что ты лучше всех и все умеешь делать сам.
8.От мальчиков требуется «рыцарское» отношение к девочкам: умение пропустить вперед, уступить место.
9.Девочки тоже должны уметь быть вежливыми, знать слова благодарности.
10.В ваших отношениях друг другу должна быть взаимная поддержка и ни в коем случае грубого обращения, обидных кличек и прозвищ.
11.Никогда не отвечайте бранью на брань, грубостью на грубость.