Классный час на тему Служба вежливости

Раздел Классному руководителю
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Классный час «Служба вежливости» в 5-б классе

Цель: способствовать нравственному развитию личности учащихся.

Задачи:

- воспитывать вежливое отношение к окружающим людям;

- научить правильно, употреблять слова вежливости; научить различать вежливое поведение и вежливую речь; научить вежливо приветствовать, прощаться, выражать просьбу;

-развивать познавательный интерес, память, внимание, воображение, речь учащихся, расширить кругозор учащихся, способствовать развитию умения сравнивать, анализировать, делать выводы;

- ознакомление со значением и с происхождением некоторых вежливых слов.

Формы, методы: групповая и индивидуальная работа, беседа с элементами игры.

Оборудование: мультимедийная установка, презентация, карточки с заданиями, плакаты с высказываниями.

Ход классного часа

I. Организационный момент.

Я спешу сказать вам - «Здравствуйте!»,

Чтоб пожелать здоровья доброго.

Я спешу сказать вам - «Благости!»,

Чтоб пожелать вам счастья нового.

я спешу сказать вам - «Радости!»,

Удач, успехов и везенья! -

Чтоб пожелать всем в этом классе

Прекраснейшего настроения.

- Я очень рада видеть ваши добрые лица и лучистые глазки! Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу! Посмотрите, ребята, друг на друга и улыбнитесь!

II. Вступительное слово.

Как вы уже догадались, на этом занятии мы как бы подведём итог тому, как в жизни в различных ситуациях вы можете использовать в своей речи вежливые слова. Умеете ли вы поздравлять друг друга с удачей, утешать и успокаивать в беде, уступать место старшим, помогать друг другу и говорить добрые слова.

Разговор наш пойдёт под девизом: «НИЧТО НЕ ЦЕНИТСЯ ТАК ДОРОГО, КАК ДОБРОЕ И ВЕЖЛИВОЕ СЛОВО»

III. Основная часть:

1.Ребята, взгляните на доску!

«Ничто не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость». Сервантес

«Вежливость порождает вежливость». Э.Роттердамский.

«Не делай другому того, чего не желаешь себе».

«Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям» Ж.-Ж. Руссо

«Приветливость - это золотой ключ, который открывает железные замки людских сердец», - гласит восточная пословица.

«Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести».

Это выражение мы знаем с детских лет. Но сами не так часто следим за собой, что мы говорим, как мы произносим и каким тоном.

А ведь от того, как мы говорим, мы можем поднять настроение, можем вызвать улыбку, а можем наоборот - испортить человеку день и настроение.

Так что же такое вежливость?

- Вежливость - одно из важнейших качеств воспитанного человека. Давным-давно «вежа» означало «знаток». Это человек, который знает правила приличия, формы выражения доброго отношения к людям.

Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.

Стихотворение С. Маршака нам ясно показывает, что такое вежливость. Послушайте его.

1

Ежели вы вежливы

И к совести не глухи,

Вы место без протеста

Уступите старухе.

2

Ежели вы вежливы

В душе, а не для виду,

В автобус вы поможете

Взобраться инвалиду.

3

Ежели вы вежливы,

То, сидя на уроке,

Не будете с товарищем

Трещать, как две сороки.

4

Ежели вы вежливы,

Поможете вы маме

И помощь ей предложите

Без просьбы - то есть сами.

5

Ежели вы вежливы,

То в разговоре с тётей,

И с дедушкой, и с бабушкой

Вы их не перебьёте.

6

И ежели вы вежливы,

Тому, кто послабее,

Вы будете защитником

Пред сильным не робея.

7

И ежели вы вежливы,

вы книжечку вернёте

В опрятном, не измазанном

и целом переплёте.

Для того чтобы стать вежливым, мы должны пользоваться «волшебными» словами, от которых становится теплее, радостнее.

Если человек разговаривает вежливо, говорит добрые слова, то хочется ответить ему тем же и с ним хочется общаться, дружить. Найти с кем-то общий язык не так- то просто. Иногда случаются и споры и раздоры. Но даже в споре должны царить деликатность и мягкость. А ещё есть слова, которые мы обязательно должны все знать и применять их в разговоре. Какие волшебные слова вы знаете? (ответы детей)

А какое же значение у этих слов?

-Спасибо- Спаси Бог;

- Здравствуйте- Желаю здоровья;

-Пожалуйста- «Подари, если любишь»;

-До свидания- надеюсь свидеться с тобою снова.

2.А сейчас небольшая разминка.

Итак, я вам буду читать загадки-складки, а вы мне хором говорите ответ.

Зазеленеет старый пень

Когда услышит… (добрый день)

Если больше есть не в силах,

Скажем маме мы … (спасибо)

Мальчик, вежливый и развитый

Говорит, встречаясь… (здравствуйте)

Когда нас бранят за шалости,

Говорим… (простите нас, пожалуйста)

И во Франции и в Дании

На прощанье говорят всем… (до свидания)

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого.,. (спасибо)

Говорить друзьям не лень,

Улыбаясь: (добрый день)

Как похоже слово «царствуй»

На приветливое … (здравствуй)

Друг другу на прощание

Мы скажем … (до свидания)

Друга не стоит в обиде винить,

Лучше скорее его …. (извинить)

В чужой разговор никогда не встревай,

И взрослых ты лучше не … (перебивай)

До чего ж оно красиво,

Слово доброе … (спасибо)

Я очень рада, что вы знаете волшебные слова и умеете их применять.

Эти добрые слова всем известны давно. Они просты и не новы.

Слова: «До свиданья!»,
«Спасибо», «Простите»,
«Пожалуйста», «Здравствуйте»-
Щедро дарите!
Дарите прохожим,
Друзьям и знакомым.

Старайтесь, как можно чаще пользоваться волшебными словами, от которых становиться теплее, радостнее и светлее. В слове заключена великая сила. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение. А плохое слово - обидеть, расстроить, испортить настроение.

3.Игра «Вежливо или невежливо». Если вежливо говорите «да» и хлопните в ладоши, невежливо- «нет».

- Поздороваться при встрече...
- Толкнуть, но не извиниться...
- Перебивать во время разговора...
- Уметь соблюдать на уроке тишину...
- Уметь выслушать друга.
- Пропустить вперед девочек...
- Сказать, уходя из класса домой «До свидания»
- Громко разговаривать...

- Обозвать обидным словом соседа...

- Помочь подняться, поднять упавшую вещь…

- Кричать на уроке…

- При покупке продавцу сказать спасибо…

- Не уступить место пожилому человеку…

4.А является ли вежливость необходимостью? Дискуссия в парах…

  • Бытовые ситуации. Человек, не забывающий о простых словах «спасибо», «пожалуйста», «благодарю», - проявляет вежливость.

  • Семейное воспитание. Родители, не употребляющие бранных слов в присутствии детей, не забывающие благодарить их за маленькие услуги - прививают детям вежливость.

  • Международные отношения. Международная «вежливость» - это свод правил поведения государств в процессе межгосударственного общения. Примером проявления вежливости может служить освобождение дипломатов от досмотра багажа при пересечении границ.

  • Общение в профессиональном коллективе. Человек, обращающийся уважительно не только с теми коллегами, кто старше и опытней, но так же с равными и младшими - проявляет вежливость.

Работа над ситуациями .

У каждой группы будет своя ситуация, которую нужно обсудить и ответить

на вопросы: 1. Чьё поведение вызвало у вас одобрение? 2. Кого осуждаете?

Почему? 3. Как бы вы поступили в этой ситуации?

Ситуация 1.

После работы мама приготовила ужин, перемыла посуду и пошла стирать белье. Папа отправился на огород поливать огурцы. А Петя удобно устроился на диване и стал смотреть любимую передачу «В мире животных».

ПРАВИЛО 1

Вежливый Человек постоянно думает об окружающих людях.

Ситуация 2.

Марине на день рождения подарили большой набор фломастеров. На следующий день она с гордостью показывала свой подарок девочкам в школе. «Я никому их не дам, пока они новые» - говорила она подругам.

ПРАВИЛО 2

Будь вежлив со своими товарищами.

Ситуация 3.

Коля, вбежав в класс, закричал:

- Привет, Серый!

- Я сейчас, портфелем Светку толстую стукнул. Вот смешно было, когда она упала в лужу!

ПРАВИЛО 3

Вежливый человек не причинит неприятности другому человеку, не обидит его оскорбительным прозвищем.

Ситуация 4.

Однажды Вова поехал в театр. В трамвае он сел около окна и с интересом рассматривал улицы. Вдруг в трамвай вошла женщина с маленьким ребенком. Вова посмотрел на них и снова отвернулся к окну.

ПРАВИЛО 4

Вежливый человек внимателен к людям.

Ситуация 5.

У Наташи в классе много друзей. Они часто встречаются, гуляют, играют, выполняют вместе домашние задания. Наташе со своими друзьями не бывает скучно.

ПРАВИЛО 5

Вежливый человек не ссорится с друзьями, работает и играет дружно.

- Посмотрим, ничего мы не упустили?

1. В вежливости проявляется отношение к другим людям.
2. Вежливый человек не причиняет другому неприятностей и обид.
3. Вежливый человек приветлив и внимателен к другим.
4. Вежливый человек всегда здоровается и прощается. Невежливо не ответить на приветствие.
5. Со взрослыми надо здороваться первым, но самому протягивать руку нельзя. Здороваясь, надо смотреть в лицо тому, с кем здороваешься.
6. Будь вежлив со своими товарищами: не давай им прозвищ и кличек, разговаривая, не кричи.
7. В играх не будь грубым, не кричи. Не спорь с товарищем по пустякам, не ссорься, старайся работать и играть дружно.
8. Вежливый человек не отвечает на грубость грубостью.
9. Надо быть вежливым в словах, в тоне, в жестах, в действиях. Вежливые слова, сказанные грубым голосом, развязным тоном, перестают быть вежливыми.

5.Физкультминутка

Игра «Будь внимателен»

- Я буду просить вас исполнить задание, но выполнять их надо только тогда, когда я назову «волшебное слово».

Встаньте, пожалуйста!

Поднимите руки!

Будьте добры, похлопайте в ладоши!

Потопайте.

Попрыгайте, пожалуйста.

Будьте любезны, руки вперед.

Опустите руки, пожалуйста.

Будьте добры, наклоните голову вперед.

Наклоните, назад, пожалуйста.

Влево. Вправо.

Будьте любезны, садитесь на свои места.

6.Как воспитать в себе вежливость?

- Стать вежливым, тактичным и деликатным не так уж трудно, стоит только захотеть. Воспитывать себя всегда очень непросто. Этого не умеют даже очень-очень умные дельфины и очень-очень добрые слоны. Зато настоящие люди воспитывают себя всю жизнь. И начинают они с детства. Да-да. Когда какой-нибудь мальчик или девочка старается изо всех сил во всём всегда быть вежливым и добрым человеком, значит, этот ребёнок уже начал воспитывать самого себя.

  • Изучение этикета. Для того чтобы следовать общепринятым нормам поведения вежливого человека - эти нормы необходимо знать. Изучая этикет и стараясь ему следовать, человек воспитывает в себе вежливость.

  • Чтение. Не каждый начитанный человек вежлив - но каждый вежливый человек начитан. Чем шире кругозор человека - тем с большим уважением он относится к окружающим; и тем ближе он к воспитанию в себе вежливости.

  • Работа над собой. Развивая в себе умение внимательно, не перебивая, слушать собеседника - человек вырабатывает в себе вежливость.

  • Общение. Нет ничего лучше для достижения вежливости, чем вдумчивое общение с вежливым человеком.

Вывод: Быть вежливым - значит уметь себя вести и иметь хорошие манеры. Это значит общаться с людьми так, чтобы они чувствовали, что о них заботятся, их любят, ценят и уважают. Многие люди ведут себя вежливо лишь в кругу незнакомых людей, потому что хотят произвести хорошее впечатление. Но истинная вежливость заключается в том, чтобы быть вежливыми всегда и со всеми. Когда ты вежлив, то и люди вежливы к тебе.
Вежливость способствует общению с людьми . Поэтому не забывайте о своих манерах и будьте приятными в общении!

А закончить наш урок я хотела бы пожеланием всем ребятам: будьте вежливы, чаще улыбайтесь, приносите добро людям, будьте красивы душой,

Мы с вами находимся в постоянном общении со знакомыми и незнакомыми людьми дома, в магазине, в школе, на улице, в театре. Поэтому все: и взрослые, и дети, должны соблюдать правила вежливости. Существует много правил, но главное в них - заботиться о близких, всегда быть доброжелательным к людям, любите жизнь - и только тогда вы почувствуете себя счастливыми! Дорожите счастьем, дорожите!

Помните: Вежливость - лучшее лекарство от злобы, грубости, бескультурья.

- Наш классный час подходит к концу. Давайте подведем итоги. Чему мы научились сегодня.

6. Рефлексия

Закончите предложение.

• Я считаю, что мы не напрасно провели эти минуты вместе …

• Нам был нужен этот разговор …

• Я хочу себя похвалить …

• Я хочу похвалить одноклассников …

• Я хочу похвалить учителя …

• Я думаю, что я вежлив, потому что …

• Я не всегда вежлив, мне нужно научиться …

ПАМЯТКА

1.Надо вежливо обращаться к другим людям.

2.Правильно вести себя в чужом доме.

3.Быть гостеприимным хозяином.

4.Уметь слушать других, не перебивать в разговоре.

5.Знать, кого нужно называть на «ты», а кого на «вы».

6.Нужно уметь оказать помощь другому человеку, но сделать это так, чтобы не подчеркивать, что ты совершаешь хороший поступок, не хвастаясь этим.

7.Надо уметь и принять помощь, не отказываться от совета, не думать, что ты лучше всех и все умеешь делать сам.

8.От мальчиков требуется «рыцарское» отношение к девочкам: умение пропустить вперед, уступить место.

9.Девочки тоже должны уметь быть вежливыми, знать слова благодарности.

10.В ваших отношениях друг другу должна быть взаимная поддержка и ни в коем случае грубого обращения, обидных кличек и прозвищ.

11.Никогда не отвечайте бранью на брань, грубостью на грубость.







© 2010-2022