- Преподавателю
- Классному руководителю
- Классный час «Моя семья - моё богатство»
Классный час «Моя семья - моё богатство»
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Рудая Т.А. |
Дата | 12.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МБОУ Троицкая СОШ
Иркутская область
Заларинский район
КЛАССНЫЙ ЧАС
«МОЯ СЕМЬЯ - МОЕ БОГАТСТВО»
Выполнила учитель технологии, первой квалификационной категории
Рудая Тамара Александровна
Троицк - 2013 год
Пояснительная записка
Хорошее внеклассное занятие - то, где царит деловая творческая обстановка, где желание школьников размышлять бьет ключом, где они охотно вступают в диалог с учителем, друг с другом, авторами тех или иных теоретических концепций и положений, не боясь попасть впросак. "Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не одной памятью",- утверждал Л.Н. Толстой.
Порой ученик, не готовый к восприятию того или иного понятия, вдруг начинает чувствовать и понимать общечеловеческие ценности, о которых он услышал на стандартном занятии в таком обычном "урочном" звучании. Конечно, этому предшествует и кропотливая работа как учителя - предметника, так и классного руководителя ученического коллектива, в котором общение с умным и красивым словом, доброй и мудрой мыслью становится привычкой, более того - потребностью. Далее следует погружение в творческий процесс с учителем - предметником, их классным руководителем. Вместе с ним ученики познали радость преодоления сложных жизненных ситуаций, построили на классном часе свое представление о счастье, свое понятие семьи, поняли, что источником творчества для человека может быть не только талант поэтический, но и талант дружества, братства, крепких семейных уз.
Семья - круг лиц, связанных между собой правами и обязанностями, вытекающими вследствие регистрации брака.
Семья в современном обществе - особая малая группа.
-
Во-первых, это родственный союз, в основе которого лежит эмоциональное чувство - любовь (супружеская, родительская, сыновняя или дочерняя). Основанные на любви семейные отношения способствуют заботе о самых беззащитных членах общества. Недаром говорят, что гуманизм общества определяется положением в нем слабых - детей и стариков.
-
Во-вторых, в семье осуществляется важнейшая функция биологического и социального воспроизводства населения. Вдумайтесь, в конечном счете, все люди на земле - родственники в каком-то поколении. Недавно учеными-генетиками было установлено, что однофамильцы имеют близкий генотип. Это подтверждает их происхождение от общего предка.
-
В-третьих, в семье осуществляется воспитание, т.е. передача новым поколениям опыта, определенных устоев, ценностей. Семейные традиции - источник стабильности и гуманности общества.
Классный час требует предварительной подготовки. Для этого я как-то после уроков показала ребятам генеалогическое древо своей семьи, увидев блеск в глазах детей, с некоторыми из них составили генеалогическое древо в фотографиях и были даже те кто сразу попробовали составить свое древо до прабабушек и дедушек, которых они хорошо знают. К классному часу оформляются выставки фотографий «Моя семья», ребята пишут мини-сочинение «Моя семья - мое богатство». Ребята получили тексты стихотворений, которые выучили наизусть. На классный час были приглашены родители. Класс по своему составу своеобразный 18 мальчиков и 6 девочек, многонациональный: русские, украинцы, немцы, киргизы, азербайджанцы, армяне, буряты, казахи и др.; имеются семьи многодетные; семьи, где воспитываются дети одним из родителей. Поэтому и подход к классному часу был основан на анализе семей, семейных отношений.
Предполагаемый результат деятельности: сформировать представление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье, берегут традиции семьи.
Цель: проанализировать и понять значение семьи в жизни человека, сформировать представления детей о роли семьи для всей жизни человека.
Задачи:
-
Воспитание духовных потребностей:
-
любовь и уважение к окружающим;
-
этические;
-
познавательные;
-
эстетические.
-
Формирование уважения к членам семьи; понимания сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены; умения соизмерять свои потребности с потребностями окружающих.
-
Развитие потребности узнавать историю своей семьи; гражданственности и патриотизма.
-
Знакомство детей с понятиями "семья", "генеалогия", "генеалогическое древо". Научить учащихся составлять родословную своей семьи. Показать основы для дальнейшего изучения истории поколений.
-
Помочь ребенку оценить свое место в семье.
-
формирование сознательного отношения в создании семьи;
-
повысить семейную мотивацию.
Оборудование:
-
фотовыставка «Загляните в семейный альбом»;
-
выставка «Древо моей семьи»;
-
буклет «Нашему роду нет переводу»
-
магнитофон;
-
фонограмма песни «Песенка мамонтенка»;
-
таблички «Исторические формы семьи»;
-
половинки «Пословиц о семье».
Тип занятия: классный час - диспут.
Оформление доски:
-
тема внеклассного занятия «Моя семья - мое богатство»
-
сетка кроссворда
Ход классного часа
-
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть! Чтобы узнать тему нашего классного часа, нужно отгадать кроссворд.
(Кроссворд оформлен на доске и ребята сами выходят и вписывают слова)
1. Ребус "сон" о - ы
2. Для мамы он отец, а для вас кто?
3. Первое слово, которое говорит малыш?
4. Ребус "ночь" н - д.
5. Последняя буква в алфавите.
-
Основная часть
Звучит музыка («Песенка про мамонтенка»).
Ученик читает стихи Рябинина «Родительский дом»:
Где бы ни были мы, но по-прежнему
Неизменно уверены в том,
Что нас примет с любовью и нежностью
Наша пристань родительский дом.
И пускай наше детство не кончится,
Хоть мы взрослыми станем людьми,
Потому что родителям хочется,
Чтобы мы оставались детьми.
Поклонись до земли своей матери,
И отцу до земли поклонись,
Мы с тобою в долгу неоплаченном,
Свято помним об этом всю жизнь.
Сегодня поговорим о семье. Тема занятия "Моя семья - моё богатство" (запись на доске).
Семья - это совокупность близких родственников, живущих вместе; родители с детьми; Женатый сын или замужняя дочь, отдельно живущие, составляют уже иную семью (По В. Далю)
Основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью (По словарю ТЕРРА ЛЕКСИКОН)
Основные исторические формы семьи: (вывешивается на доску)
-
Парная (муж и жена);
-
Большая (включающая несколько поколений родственников);
-
Полигамная (многожёнство, многомужество),
-
Моногамная (иметь только одного супруга), возникла в первобытное общество и стала нормой брака.
Издревле на Руси существовала традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности. Так рождались династии. В нашем классе тоже есть семьи, где сформировались династии. В одной семье - династия врачей, в другой - педагогов. Есть не только профессиональные, но и музыкальные династии. Об этом мы узнали из сочинения «Моя семья - мое богатство».
Есть замечательная семейная традиция - хранить память о своих предках.
Очень приятно, что ребята в своих сочинениях с гордостью и уважением написали о своих родных. Я хочу попросить их поделиться своими мыслями.
(Рассказы учащихся о своих семьях)
Да, очень важно следовать семейным традициям, чтить их, хранить, передавать из поколения в поколение. Главное - они нужны, чтобы семья была крепкой и дружной.
Ребята, послушайте, пожалуйста, стихотворение В. Степанова «Наша дружная семья». (ученик читает стихотворение)
Маму очень я люблю.
Папу тоже я люблю.
Мама мне печёт коврижки,
Папа мне читает книжки.
Папа, мамочка и я -
Наша дружная семья.
Я и бабушку люблю,
Я и дедушку люблю,
Я всегда им помогаю,
Пол мету и пыль стираю.
Мама, папа, дед и я,
Да и бабушка моя -
Наша дружная семья.
И сестрёнку я люблю,
И братишку я люблю.
С братом плаваем, ныряем,
А с сестрой в снежки играем.
Мама, папа, дед и я,
Баба, брат, сестра моя -
Наша дружная семья.
(Классный руководитель на доске пишет большими буквами «СЕМЬЯ»
Что интересного вы в нём видите? ( Это слово можно прочесть, как СЕМЬ «Я»).
Как вы думаете, это случайное совпадение? (ребята отвечают, высказывая свое мнение)
Неважно, семь или три «Я» в слове «семья». Важно, что все вместе. Каждая семья, большая или маленькая, не похожа на другую. Каждая семья интересна по-своему, у каждой семьи - своя история.
Наука, занимающаяся родословием, называется генеалогия. Так записано в толковом словаре Владимира Даля. Генеалогия (греч.) - наука о родословной, о родословии. Поколенная роспись лишь одного рода, родословная. Генеалогический - значит родословный. (Запись на доске)
Чтобы более наглядно было видно, всю родословную семьи, т.е поколения данной семьи составляют генеалогическое древо семьи.
Приглашаю к доске Гаврилову Марию, которая расскажет о своей семье, с помощью генеалогического древа, которое она сделала в фотографиях. (выступление М. Гавриловой, с демонстрацией древа)
Приглашаю выступить с рассказом о своей семье Кошелева Дмитрия, который первым в нашем классе составил историю своей семьи в виде генеалогического древа. (выступление Кошелева Д. с демонстрацией древа)
Пока эти древа небольшие, но пройдет немного времени и вы составите более подробные древа своей семьи. А вот это древо моей семьи (можно отследить несколько поколений (восемь)).
Предположим, вы решили заняться прошлым своей семьи. С чего начать?
1. Генеалогическое досье
Необходимо начать со сбора как можно большего количества данных о том или ином предке любого характера. Вы должны просмотреть архивы вашей семьи и ваших родственников, затем уже обращаться к воспоминаниям членов вашей семьи, можете написать им письма с просьбой подробно рассказать обо всех родственниках той или иной ветви.
2. Генеалогическая карточка
Следующий этап вашей работы будет заключаться в занесении данных по одному человеку на отдельную карточку.
3. Генеалогическая таблица
И только после этого вы можете приступить к составлению генеалогической таблицы, или генеалогического древа.
Перечислите членов вашей семьи (перечисление учащихся)
-
Мама
-
Папа
-
Брат
-
Сестра
Все эти члены семьи связаны родственными отношениями, т.е. являются родственниками. И называются они близкие родственники. К близким родственникам относятся также бабушка и дедушка.
Есть ещё понятие дальние родственники. Кто же относится к дальним родственникам?
-
Дяди
-
Тёти
-
Двоюродные братья, сёстры.
-
Прабабушки
-
Прадедушки.
А теперь загадка про одну семью. Посчитай, сколько в ней народу. (читает ученик)
Задам тебе задачу я.
Послушай, вот моя семья:
Дедуля, бабуля и брат.
У нас порядок в доме, лад
И чистота, а почему?
Две мамы есть у нас в дому.
Два папы, два сыночка,
Сестра, невестка, дочка,
А самый младший - я,
Какая же у нас семья? (7 человек)
Молодцы! Хорошо справились с заданием.
Я - дочь (сын), внучка (внук), сестра( брат), жена (муж), мать (отец), невестка (зять), теща (свекровь), тесть (свёкр), бабушка (дедушка). Вот сколько важных ролей достается на нашу долю, а в связях с дальней родней - и того больше.
Одновременно в каждом из нас можно найти черты предков многих поколений. И внешние черты заимствованы у разных родственник: нос - мамин, рост и фигура - папины, волосы - деда, руки и походка - бабушки и т.д. И темперамент нам достается в наследство не в точном и однозначном повторении мамы и папы: сколько угодно примеров, когда дети повторяют натуры дедов и бабушек, а то и представляют взрывчатую смесь.
Говорят, что раньше о доме и семье говорили с большим уважением. Наверное, потому семьи на Руси были большие и дружные. И тому много свидетельств. Вспомним хотя бы народные сказки, пословицы, поговорки… В них говорится о семье.
А теперь продолжите поговорки пословицы о семье.
-
В гостях хорошо… а дома лучше.
-
Не красна изба углами… а красна пирогами.
-
Хозяюшка в дому… что оладушек в меду.
-
Каково на дому… таково и самому.
-
Дом вести… не бородой трясти.
-
Не нужен клад… когда в семье лад.
Проведем блиц-опрос: кем являются те, кого я буду называть?
-
свекровь (мать мужа).
-
свекор (отец мужа).
-
теща (мать жены).
-
тесть (отец жены).
-
зять (муж дочери).
-
сноха (жена сына).
-
золовка (сестра мужа, жена брата).
-
деверь (брат мужа).
-
шурин (брат жены).
-
свояченица (сестра жены).
-
свояки (женатые на родных сестрах).
-
мачеха (неродная мать).
-
отчим (неродной отец).
-
падчерица (неродной ребенок одному из супругов).
У вас на столе лежат буклеты «Нашему роду нет переводу». Из него вы можете узнать, кем являются те или иные родственники по отношению к вам и другим родным. (ребята открывают буклеты)
(Одна из учениц читает стихотворение А.Ремизова «Берегите матерей»)
Прошу вас, берегите матерей,
Теплом укройте от житейской вьюги,
Их любовь во сто крат горячей,
Чем друзей и любимой подруги.
Материнской любви не объять,
И канонов я здесь не нарушу,
Коль скажу: «мать готова отдать
Свою ласку, нежность, душу»
Мать возьмет на себя вашу боль,
Все терзанья, смятенья и муки,
Мать положит в дорогу хлеб-соль
И протянет на встречу вам руки.
Пусть за шалость накажет не строго,
Только ей никогда вы не лгите
И во имя великого Бога
Матерей своих берегите.
Не оставьте их без участья,
Сей наказ вы запомните, дети,
Ведь не может быть полного счастья,
Если мамы не будет на свете.
Чувства к родителям - сына к матери, сына к отцу и дочери также - все это довольно разные чувства. Чувства братьев и сестер прививают нам вкус к отношению на равных.
А сейчас для того, чтобы узнать о ваших родственниках поближе поиграем в игру "Встаньте все те, кто…"
-
У кого есть старший брат.
-
У кого есть младшая сестра.
-
У кого бабушка и дедушка живут здесь в городе.
-
У кого дальние родственники живут в другой стране.
-
У кого есть сын или дочь.
У большинства у вас есть брат или сестра, младший или старший.
(Читает ученик)
Будь у меня любимый старший брат,
Его советы слушал бы робея,
Его защите братской был бы рад
До той поры, покуда я сильнее.
-
Заключение
Как видим родственные чувства становятся для нас школой личных душевных свойств.
Постарайтесь радовать свою семью, не забывайте о добрых делах души. Помните стихотворение Н. Заболоцкого и его слова: «Душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь». Не забывайте о добрых делах
Шагая в этом направлении, придерживайтесь следующих заповедей: (смотри буклет)
Заповеди:
· свято храни честь своей семьи;
· люби свою семью и делай её лучше;
· будь внимательным и чутким, всегда готовым прийти на помощь членам своей семьи;
· подари родителям радость;
· умей найти и выполнить дело на пользу и радость членам своей семьи;
· жизнь-это дорога, полная испытаний, будь готов с честью пройти их.
(Ученик читает стихотворение И. Анненского «Завещание»)
Где б ты ни стал на корабле,
У мачты иль кормила,
Всегда служи своей земле:
Она тебя вскормила.
В волнах иль по ухабам,
Будь вынослив, отважен будь,
Но не кичись над слабым,
Быть добрым не забудь.
Не отступай, коль принял бой -
Платиться - так за дело,
А если петь - так птицей пой -
Свободно, звонко, смело.
Как видим, семья-это маленькое солнце, благодаря которому нам тепло, уютно, оно притягивает к себе. И все мы: и взрослые, и дети должны сделать так, чтобы это солнце светило всегда, давая нам любовь, ласку, объединяя нас, охраняя нас всю жизнь. Но ведь класс-это тоже семья.
У каждого человека должен быть: дом, семья, родня, потому что именно здесь мы найдем сочувствие, теплоту, взаимопонимание. Именно самому близкому человеку вы сможете доверить свою тайну, поговорить о самом сокровенном, о том, что вас волнует, посоветоваться с ними. Каждая семья - уникальное объединение людей разного возраста, основанное на кровнородственных отношениях. У каждого из вас есть желание жить в дружной, благополучной семье, основанной на взаимопонимании и доверии детей и взрослых.
Главное в семье - дружба, внимание друг к другу и понимание друг друга, а также взаимная помощь.
Давайте гордиться своей семьей, ведь другой, такой же, нет на целом свете!
Спасибо за встречу. Всего хорошего.