Статья на тему Воспитание патриотизма в исследовательской деятельности учащихся

Проблема воспитания патриотизма приобретает особую значимость для России, пережившей реформы конца 20 века и готовой воссоздать сильное государство. Идея патриотизма должна стать объединяющим началом, тем стержнем, вокруг которого формируется активная позиция молодежи, обеспечивающая ее готовность к действиям во благо Отечества. Очень важно воспитывать у подрастающего поколения готовность к защите Родины, верность гражданскому и воинскому долгу и те общечеловеческие ценности, которые будут спосо...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Воспитание патриотизма в исследовательской деятельности учащихся.

Шацкова Татьяна Викторовна

учитель русского языка и литературы МОУ «СШ №43

Дзержинского района Волгограда»

Гончарова Ирина Валентиновна

учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №102

Проблема воспитания патриотизма приобретает особую значимость для России, пережившей реформы конца 20 века и готовой воссоздать сильное государство. Идея патриотизма должна стать объединяющим началом, тем стержнем, вокруг которого формируется активная позиция молодежи, обеспечивающая ее готовность к действиям во благо Отечества. Очень важно воспитывать у подрастающего поколения готовность к защите Родины, верность гражданскому и воинскому долгу и те общечеловеческие ценности, которые будут способствовать формированию убеждений в необходимости служению России.

На героических примерах прошлого, в частности, событиях Великой Отечественной войны, воспитываются нравственно-духовные качества учащихся, формируются умения оценивать события с позиции справедливости и гуманизма.

Мы считаем важным использовать современные методы в воспитании патриотизма, а именно, метод исследования. Исследовательской деятельностью подростки могут заниматься как на уроках (при изучении художественных произведений о войне), так и во внеурочное время (во время кружковой работы, на элективных курсах, классных часах). Если ребенка по-настоящему увлечь полезной деятельностью, то можно не только развить его нравственные качества, но и заставить почувствовать свою работу значимой и важной.

Материал о Великой Отечественной войне дает огромные возможности для различных исследований, особенно в области исторического краеведения. Известно, что в истории войны еще немало неизвестных фактов, так называемых «белых пятен», и современные школьники с интересом берутся изучать эти события.

Исследовательская деятельность на данную тему позволяет:

- установить ход событий, проникнуть в атмосферу военного времени, узнать о героических поступках людей прошлых поколений;

- развить эмоционально сферу учащихся (чувство сопереживания, уважения к ветеранам);

- воспитать духовно-нравственные ценности и сформировать положительные идеалы;

- сформировать понимание необходимости чтить память о защитниках Родины, приобщить подростков к благородной деятельности по сохранению памятников солдатам войны.

Покажем на примере использование метода исследования в области исторического краеведения. Работу проводила учащаяся 7 класса МОУ СОШ № 43 Калмыкова Ирина в период с мая по ноябрь 2009 года, затем исследовательская работа была продолжена в сотрудничестве с учащейся МОУ СОШ № 50 Шевченко Анастасией. Таким образом, этот проект стал не только долгосрочным, но и межшкольным.

На уроках Мужества, проводившихся в феврале и мае 2009 года, учащиеся впервые встретились с ветераном войны Козловым Анатолием Венедиктовичем, участвовавшим в ожесточенных боях на подступах к Сталинграду, возле г. Калача. Бои были крайне значимыми, так как наши танковые армии получили приказ задержать во что бы то ни стало войска 6-ой немецкой армии под командование Паулюса и не дать противнику беспрепятственно пройти к Сталинграду. Тогда враг был задержан на Дону почти на месяц, а значит, задача командования была выполнена.

После встреч с фронтовиком учащиеся всерьез увлеклись этими событиями, а Калмыкова Ирина захотела заняться изучением этих боев, в частности, ее заинтересовало несколько вопросов: как проходили эти бои, какой вклад внесла 158 танковая бригада, в которой состоял Козлов А. В., какова дальнейшая судьба отдельной тяжелой танковой бригады и ее бойцов. Примечательно, что тема была выбрана девочкой самостоятельно, так же, как определена задача и цели исследования.

Свою работу Калмыкова Ирина начала с анкетирования сверстников, целью которого было выяснить, знают ли они о боях на подступах к Сталинграду в июле-августе 1942 года и, в частности, о роли танковых войск в этих сражениях. Как оказалось, почти 80 % подростков не знали ни об этих боях, ни о роли танковых войск в сражениях на подступах к городу.

Затем Калмыкова И. определила роль танковых подразделений в боях, выяснила их неоценимый вклад в выполнение поставленной задачи. Ей удалось узнать, что 158-я отдельная тяжелая танковая бригада входила в состав 1-ой танковой армии под командованием генерала К.С. Москаленко. Она была сформирована в кратчайшие сроки к июлю 1942 года на основе танковой армии, воевавшей под Москвой. Экипажи были набраны в основном из сталинградцев. Командиром остался майор А.В. Егоров. В бригаду входило всего 70 танков: 35 тяжелых КВ и 35 средних Т-34.

Полгода Калмыкова И. занималась исследованием сражений в Большой излучине Дона. За это время она изучила материалы военных мемуаров, посетила фонды музея «Сталинградская битва», где познакомилась с воспоминаниями участников событий Д.Я. Шолохова, А.В. Козлова, книгами А.В. Егорова, выясняя подробности сражений и дальнейшую судьбу членов танковой бригады, а также выходила на сайт.

В результате исследования Калмыкова И. выяснила, что в живых из танковой бригады № 158 остался только Козлов А.В. и что существует памятник, который установлен 22 декабря 1992 года к 50-летию Сталинградской битвы в честь всех погибших солдат и командиров 1-й танковой армии на Хорошевском кургане на высоте 174, 9 по дороге на станцию Голубинская., где проходили ожесточенные бои.

С ходом исследования учащаяся постоянно знакомила своих ровесников на классных часах. В феврале 2010 года в школе была проведена конференция НОУ по защите исследовательских работ, где Калмыкова И. заняла 1 место.
В результате подростки не только узнали о легендарных боях, но и роли танковых войск, о которой до этого так мало знали. Они с огромным интересом изучали военные фотографии. Кроме того, почти все из них захотели заниматься поисковой работой, а также посетить легендарное место на Хорошевском кургане под Калачом. В мае 2010 года учащиеся школы № 43 приехали к памятнику, возложили цветы погибшим танкистам и провели митинг.

Работа Калмыковой И. была представлена на районном конкурсе исследовательских работ « На пути открытий» (в секции «историческое краеведение») и в Первом региональном конкурсе юношеских исследовательских работ имени В. И. Вернадского, где она получила І место. Но высшей наградой стали даже не грамоты, а современные отзывы на сайте детей и внуков бойцов 158 танковой бригады, горячо благодаривших за интерес и внимание к своим предкам.

Таким образом, исследовательская работа дает огромные возможности в воспитании патриотизма у современных подростков, вызывает у них интерес к родной истории, уважение к ветеранам. Исследовательская деятельность позволяет ребятам становиться благороднее и человечнее, развивает чувство ответственности за свою страну. Знакомясь с военными материалами, Калмыкова Ирина пропускала через себя военные события, переживала за судьбу бойцов. «Картины боев всегда вставали перед моими глазами…Я поняла, какой ценой была завоевана победа»,- рассказывала она.

Эта работа вызвала желание и у других учащихся внести свой вклад в поисковое дело, заниматься установлением мест гибели солдат, выяснением имен павших в боях.

Сегодня исследовательская работа в воспитании патриотизма является как никогда актуальной: в бывших советских республиках переиначивают факты истории, скрываются подлинные события войны, взрывают памятники, считают героями тех, кто воевал на стороне фашистов. Знать правду о войне, об ее истинных героях очень важно, и исследовательская деятельность помогает ребятам не только сделать важные открытия, не только посмотреть на события страшной войны глазами современных детей, но и не запутаться в ложной пропаганде, устанавливать верные нравственные ориентиры.

Результаты данных исследований можно использовать на классных часах и уроках Мужества, посвященных Сталинградской битве.

© 2010-2022