Статья на тему Здоровье детей - в наших руках

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

…И каждый час, и каждую минуту

О чьих-то судьбах вечная забота,

Кусочек сердца отдавать кому-то,

Такая, брат, у нас с тобой работа!

Читая эти строки С. Белякова, каждый раз невольно вспоминаешь о первом учителе и классном руководителе. Именно классный руководитель становится для детей тем, к кому спешат ученики и через много лет после выпуска. В этот миг происходит встреча Прошлого и Настоящего, которая дает радость новой встречи с Будущим. Именно в такие моменты еще раз убеждаешься в том, какую огромную ответственность несет на себе учитель за судьбы и здоровье детей.

Современное общество ждет образованных, нравственных, предприимчивых людей, умеющих строить достойную жизнь, основанную на добре, истине, красоте, способных ощутить себя полноценным гражданином.

Одна из важнейших идей ФГОС - здоровьесбережение учащихся в образовании. Необходимо создать такую образовательную среду, которая будет способствовать сохранению и развитию здоровья, формировать способность к здравотворчеству и обеспечивать высокий потенциал творческих способностей каждого.

В 2013 - 2014 учебном году я стала классным руководителем 5 класса. Совместно с родителями, школьным врачом изучила и проанализировала медицинские карты пятиклассников. Результат был следующим: 50% здоровых детей - это контингент, который необходимо сохранить. Основная масса детей имеет проблемы со зрением - 50 %, заболевания опорно-двигательного аппарата - 15 %, заболевания желудочно-кишечного тракта - 10% - это контингент, который необходимо оздоравливать.

Эти данные вызвали тревогу. Поэтому приоритетным направлением в работе классного руководителя стало создание единой системы воспитания, направленной на сохранение и укрепление физического и психического здоровья гимназистов.

Основная цель: воспитание интеллектуальной, культурной личности, владеющей творческими умениями и навыками в усвоении общечеловеческих ценностей, воспитание понимания важности здоровья для самореализации, обеспечение гимназистам возможности сохранения здоровья в период обучения в гимназии.

Для достижения цели были определены воспитательные задачи:

  1. Научить мыслить (развитие интеллекта): выявлять и развивать индивидуальные мыслительные способности и творческие задатки обучающихся;

  2. Приобщить к духовным, национальным и общечеловеческим ценностям: научить любить людей и жизнь, воспитать гражданина и патриота своей Родины;

  3. Создать активную среду, в которой воспитание и обучение гимназиста происходит не за счет ресурсов его здоровья, а вследствие специально организованной системы развития внутреннего и внешнего потенциала ученика.

Здоровье, семья, любовь, нравственность, интеллект - вот те ценности, развитию которых я уделяю в своей работе большое внимание. План воспитательной работы в классе ориентирован на реализацию этих ценностей и принципов здоровьесбережения. Одной из распространенных форм организации работы является проведение акций «За здоровый образ жизни», включающих в себя беседы «Вредные привычки», «Здоровым будешь - все добудешь», в том числе беседы со специалистами (врач - нарколог, педагог - психолог), классные часы и мероприятия «Режим дня - мой помощник», «Компьютер - друг или враг», «О спорт! Ты мир!», оздоровительные игры в классе и на воздухе, театральные постановки о влиянии вредных привычек, о пользе здорового питания, спортивные соревнования.

Проведенные мероприятия способствовали формированию негативного отношения к наркомании, алкоголизму, табакокурению и формированию здорового образа жизни (данные выводы сделаны на основании анкетирования и беседы с гимназистами).

Одна из важнейших составляющих здорового образа жизни - нравственное и духовное здоровье. Показателями сформированности этих качеств являются патриотизм, воспитанность, способность к сопереживанию, милосердие. Формированию нравственной личности способствуют такие формы работы как, забота о ветеранах (акция «Мы с Вами, ветераны!»), беседы о подвигах и героях войны, помощь детям с ограниченными возможностями (акция «Свет в окне»), уроки милосердия, посещение культурных и православных центров Московской области.

Безусловно, в современных условиях необходимо делать упор на личностную значимость труда, когда ребенок осознает, что приобретаемый навык пригодится ему в жизни, когда он заинтересован в итоге своей работы. В классе создана такая атмосфера, когда ребята и их родители испытывают гордость от того, что добровольно принимают участие в трудовых мероприятиях и акциях. Ежегодно участвуем в субботниках по благоустройству территории гимназии, в городских субботниках и акциях («Очистим мир вместе!»).

Особенно важным мои ученики считают сохранять в чистоте территорию гимназии, каждый апрель мы проводим месячник «Живи, Земля!», в ходе которого осуществляем экологические десанты по уборке пришкольной территории от мусора, проводим классные часы «Земля - наш общий дом» и конкурс рисунков «Как прекрасна Земля и на ней человек!»

Работа с родителями является сегодня ведущим направлением в системе моей воспитательной деятельности. Здесь я выделяю следующие задачи:

  1. Привлекать родителей к организации воспитательной работы в классе.

  2. Помогать родителям в решении наиболее актуальных проблем воспитания.

  3. Способствовать повышению роли и значения семьи в гуманистическом воспитании детей.

Именно общение с родителями - единственная возможность преодолеть барьер, который разобщает поколения, не находящие общего языка. Появиться общий язык может лишь из общих интересов, поэтому работе с родителями отвожу значимое место в воспитательной системе. В каждом отдельном случае стараюсь использовать наиболее эффективную форму, будь то общее собрание родителей или индивидуальная встреча, соревнования детей и взрослых, помощь в организации праздника, совместное мероприятие. Это позволяет стереть барьеры между семьей и гимназией.

Такая работа дает положительные результаты, вселяет уверенность, создает ситуацию успеха. Ежегодный мониторинг состояния здоровья учащихся позволяет сделать вывод о положительной динамике. Так в 2013 - 2014 учебном году по болезни учащимися моего класса было пропущено 844 урока, в 2014 - 2015 - 621 урок. Наблюдается улучшение зрения.

Таким образом, выстроенная система работы позволяет сохранить контингент здоровых детей и сформировать элементарные навыки здорового образа жизни.



Приложение 1.




Динамика состояния здоровья обучающихся



Группы здоровья 2014 - 2015 учебный год



© 2010-2022