Исследовательская работа Как бывало в старину

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Должанская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза

Дементьева А.А. Вейделевского района Белгородской области»





" Как бывало в старину…"



исследовательская работа








Выполнила: Шумская Анастасия,14 лет

Руководитель Выскребенцева И.А.






Долгое 2015 год



Краткая аннотация к исследовательской работе

«Как Бывало в старину…»


Исследовательская работа охватывает историю села Долгое Вейделевского района Белгородской области в XIX - первой половине XX в.в.., а именно народные традиции нашего села в этот период.

Цель работы: изучение истоков русских народных традиций села Долгое через знакомство и исполнение произведений русского фольклора.

В процессе выполнения работы были изучены традиции проведения значимых праздников, народных гуляний села Долгое в XIX - первой половине XX в.в., собран материал по устному народному творчеству, создана копилка народных игр, старинных обрядов и традиций.

В ходе исследования был проанализирован материал газеты «Должанская жизнь», районной газеты «Пламя», книги. В работе оценены и изложены воспоминания старожилов села (Климовой Лидии Евсеевны 1925 г.р., Смирновой Ирины Сидоровны 1920 г.р., Костенко Евдокии Фоковны, 1921 г.р.), использованы архивы краеведческого музея Должанской средней школы, летописи села Долгое (книга №1).

В результате исследования был сделан вывод, что культурная связь времён и поколений не утеряна, многие старинные обычаи и традиции сохранились и существуют в нашем времени.


Оглавление



Введение …………………………………………………………………….. 3

Актуальность исследования

Научно- практическая значимость работы

Объект и предмет исследования

Методы исследования

II. Методика проведенных исследований …………………………………….4


История моего села


Народные традиции - богатство нашего села


III. Результаты и их обсуждение ………………..………………………….....9


Выводы по работе ……………………………………………………………….

Список использованных источников информации ……………………….....10


















Память - это не только сохранение прошлого,

это - забота о вечности.

Д. С. Лихачев

I. Введение

История - это память о прошлом, знания, понимания и переживания. Изучение истории своего родного края, национальной культуры является одной из актуальных задач современности. За последнее время произошли значительные изменения, проанализировать эти перемены, их причины и последствия представляется очень важным. Изменения коснулись буквально всех сторон жизни моего села. Научное обдумывание этих процессов, объективное изучение истории и культуры русского народа способствует сохранению многообразия России и определяет актуальность темы исследования. Я убеждена: сейчас просто необходимо прикоснуться к сокровищнице отечественной культуры и истории, чтобы воспитывать любовь к земле, на которой родился и вырос, чувство гордости за свой народ и Родину.

Объект и предмет исследования

Объектом данного исследования является история села Долгое Вейделевского района Белгородской области.

Предметом - традиции проведения значимых праздников, народных гуляний села Долгое в XIX - первой половине XX в.в.

Цель: изучение истоков русских народных традиций села Долгое через знакомство и исполнение произведений русского фольклора.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

- Изучить традиции проведения значимых праздников, народных гуляний села Долгое в XIX - первой половине XX в.в..

- Собрать материал по устному народному творчеству у старожилов села Долгое.

- Оценить вклад моих односельчан в развитие современного этапа строительства с использованием старинных технологий.

Методы исследования

  • изучение литературы и источников;

  • исторический анализ архивных документов;

  • методы опроса и интервью со старожилами села;

  • сравнительно-исторический метод.

Научно- практическая значимость результатов

- Включение традиционных обрядовых действий в современные празднества способствует пробуждению интереса и внимания к ним подрастающего поколения, а также воспитанию патриотизма.

- Помогает расширить представление о народных традициях, обычаях и обрядах, культуре с. Долгое.

- Позволяет представить целостную картину проведения значимых праздников селян в период 19-начала 20 веков.

II. Методика проведённых исследований

Село Долгое Вейделевского района расположено в юго - восточной части Белгородской области. Местность у нас очень холмистая, много оврагов, крупных рек нет, но много родников, прудов. Центральная усадьба поселения расположена по обеим сторонам небольшой речки Россошь, которая берет начало с восточной части села, имеет протяженность более 12 км и впадает в реку Оскол. История села Долгое [2].

Яр, который находится в районе аэродрома, назывался Долгим. По обе стороны яра располагалось село, в котором было около 80 дворов.

Впоследствии это село стало называться Старым Долгим. Старое Долгое было Чепухинского прихода, а поэтому имело еще название Чепухинской дачи. Грунтовые воды находились на большой глубине, и был только один родничок (сохранился до настоящего времени), который не мог обеспечить водой все село.

Место, где находится село в настоящее время, было богато водой, кроме того здесь были большие заросли вербы. Земля эта была государственная, но не распахивалась. Жители села Старое Долгое из-за недостатка воды решили переселиться сюда. Переселение на это место происходило по разрешению государственных властей. Но сделать это в то время было не простым делом.

Земский начальник Жогин порекомендовал провести переселение украдкой.

В 1830 году, летом, началось переселение крестьян из старого Долгого на новое место жительства, где и возникло село, которое получило название Долгое. Крестьяне с. Долгое были государственными (вольными). Паном у крестьян был Белолипский Вячеслав Иванович.

Дальнейшее заселение осуществлялось за счет переселенцев из других сел. [3].

Народные традиции - богатство нашего села

Фольклор с глубокой древности сопровождает жизнь человечества. А.М. Горький очень правильно сказал, что «подлинную историю трудового народа нельзя знать, не зная устного народного творчества». В Должанском крае многие жанры устного народного творчества мало изучены. Постепенно уходят из жизни люди, которые могли бы познакомить нас с богатством местного фольклора: с легендами, преданиями, поверьями, поговорками и пословицами, песнями. Фольклор хранится в памяти народа и воспроизводится устно, причем, с каждым пересказом, вольно или невольно меняется. Ведь народные праздники и обряды никогда не были застывшей формой. Опираясь на длительную традицию, народ постоянно обогащает их новыми элементами, местными вариантами произведений народного творчества.

В нашем селе свято чтятся традиции народной старины. Жители села - очень увлечённые люди, которые сохраняют народные традиции в песнях и плясках. До 1991 г. в селе действовал фольклорный коллектив «Черёмушки» (приложение 1), который сопровождал все сельские свадьбы величальными песнями (текст песни «Наказывала, ой, Марьюшка») (приложение 7).

В настоящее время своими выступлениями радует жителей фольклорный коллектив «Лада» (звание «Народный», 2010 г.) (приложение 2).

С целью обеспечения преемственности поколений у ансамбля «Лада» существует коллектив-спутник «Исток» - это учащиеся Должанской школы. Дети с удовольствием занимаются вместе с взрослыми, участвуют в сельских и районных мероприятиях (приложение 3). Совместно с настоятелем Иоанно-Богословского храма отцом Андреем Должанская школа и Дом Культуры организовывают народные гуляния, проводят календарные православные праздники (приложение 4). Однако, все современные праздники проходят по нынешним правилам и традициям, а большинство моих сверстников не знают, как эти праздники отмечали наши бабушки и прабабушки.

На Рождество Христово в селе Долгое готовили кутью из толченой пшеницы. Заправляли ее медом, иногда молоком. Прежде чем застелить стол скатертью, на столе раскладывали щепотку сена, засыпали зерном и под скатерть клали деньги, чтобы весь год в доме были хлеб и во всем достаток. На угол стола клали головку чеснока, чтобы семья была дружной, чтобы никто не болел. Затем на стол ставили церковную свечку, подавали пироги. Садились за стол всей семьей. Зажигая свечу, читали молитву. Кутью размещали в одной чашке[4].

По-особому относились селяне к престольному празднику Иоанна Богослова, который широко отмечали 9 октября. После праздничного богослужения шли домой, набирали угощений и обязательно отправлялись в гости. Ходили друг к другу, к соседям, к родственникам. Считалось, что в этот день в доме обязательно должны побывать гости. Из угощений и праздничных блюд были пирожки и холодец. Ещё в старину отличительной особенностью этого дня было угощение нищих, убогих, странствующих людей. Ближе к вечеру девицы собирались вместе с парнями в чьем-то дворе и устраивали гулянья с песнями, играми и шутками[5].

Свадьба - одно из самых важных событий в жизни человека. Свадебные традиции и обряды считались обязательными и исполнялись в строгой последовательности. В наши дни строгость прежних традиций не сохранилась, но отдельные элементы свадебного обряда встречаются на сельских свадьбах, правда, в изменённом виде. Из воспоминаний старожилов я узнала некоторые обряды, которые сейчас незаслуженно забыты. Так, например, организовать свадебный пир для крестьянина было экономически тяжело, поэтому старые люди использовали нож в ритуальных свадебных обрядах: во время свадьбы в стол втыкали снизу нож, чтобы гости меньше ели.

Ещё один обычай, рассказанный старожилами: накануне венчания невеста шла с подругами мыться в баню. Хождение невесты в баню сопровождалось причитаниями. А утром после свадьбы молодица шла к речке за водой, бросала в реку монетку. Наши предки считали, что вода обладает особой чистотой, является порождающим началом всего живого. На второй день после свадьбы гости «испытывали характер» молодой: наливали воду в ступу и давали ей толочь до тех пор, пока вся вода не выплескается. Хочу заметить, что ступу использовали также и в шуточных эпизодах: наряжали её женщиной на свадьбе. [6].

Следует отметить, что все народные гуляния и игры сопровождались песнями, напевами, припевками, в которых отражается богатая, щедрая душа русского народа. Исполнялись они нараспев, душевно, весело и задорно [2], [3].

Как утверждают старожилы нашего села, игра в горелки - одна из самых популярных русских народных игр, в которые играли наши бабушки и дедушки во времена своей юности [2], [3], (приложение 5). Популярными играми наших предков также считались игры «Уж я золото хороню» (приложение 6), «Наказывала, ой, Марьюшка» (приложение 7), игра-закличка «Идёт матушка Весна» (приложение 8), игра «Из-под гор горы едут мазуры» (приложение 9).

По особому отмечали у нас в селе праздник Святой Троицы, которая сопровождалась игрой «Веночки» (приложение 10): через сплетенные из берез венки девицы целуются, обнимаются. Считалось, что таким образом они сохраняют дружбу на целый год. Затем дети идут на хлебное поле и бросают через голову вареные яйца в рожь или пшеницу, приговаривая: «Чтоб колосок уродился с ложку, а кошелек с Христову ножку» [2], [3]

III. Результаты и их обсуждение

Заключение

В своей исследовательской работе я проанализировала историю возникновения села Долгое Вейделевского района Белгородской области в XIX - первой половине XX в.в., изучила народные традиции проведения значимых праздников, народных гуляний нашего села в этот период. Изучив специальную литературу по теме исследования, пообщавшись со старожилами села, я представила целостную картину проведения значимых праздников селян в период 19-начала 20 веков, осмыслила их художественную природу и фольклорную основу. Работа над исследованием помогла мне расширить представление о народных традициях, обычаях и обрядах, культуре нашего села.

Выводы по работе

В ходе исследования работы я пришла к выводу, что многие старинные обычаи и традиции сохранились и существуют в наше время. Некоторые претерпели временные изменения, но продолжают существовать в нашей жизни. Действительно, в игры, в которые с удовольствием играли когда-то наши бабушки и дедушки, играют с удовольствием и сейчас. Многие «бабушкины» песни можно услышать во время застолий, а обычаи проведения праздников, свадеб тоже не угасли совсем.

Таким образом, сам собой напрашивается вывод: культурная связь времён и поколений не утеряна, она существует и, на мой взгляд, не безразлична многим.













СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

  1. История села Долгое. Архивы краеведческого музея Должанской средней школы, 1991г.

  2. Летопись села Долгое (книга №1) стр. 7 -10;

  3. Записи со слов старожилов: Климова Савелия Владимировича, 1891 года рождения, Рожненко Моисея Митрофановича, 1911 года рождения, Двурядкина Григория Егоровича, 1895 года рождения;

  4. Записи воспоминаний старожил села Долгое Климовой Лидии Евсеевны 1925 г.р., май 2014 г;

  5. Записи воспоминаний старожил села Долгое Смирновой Ирины Сидоровны 1932 г.р., апрель 2014 г.;

  6. Записи воспоминаний старожил села Долгое Костенко Евдокии Фоковны, 1921 г.р., май 2014 г.

  7. Газеты «Должанская жизнь» № 5, май, 2010 г., стр. 2-3

  8. Народные праздники и обряды Белгородчины. Макеева Г.П., Подгорная Л.А. - Белгород: «Везелица», 1994г. - 3 с.












© 2010-2022