Разработка: «Исследование жизни и творчества Габдуллы Тукая»

Этот материал представляет собой исследование жизни и творчества великого татарского поэта Габдуллы Тукая. Работа участвовала в районном конкурсе исследовательских работ, где занял 3 место. По существу это ответы на вопросы, заданные организаторами конкурса, которых не найдешь в интернете. Нужно было поискать ответы в различных источниках. Мне кажется этот материал понадобится многим творчески работающим учителям. Мы его оформили в альбомном формате с рисунками. Также его можно использовать на ...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка: «Исследование жизни и творчества Габдуллы Тукая»Разработка: «Исследование жизни и творчества Габдуллы Тукая»


Г. Тукай. 1908 г.


Разработка: «Исследование жизни и творчества Габдуллы Тукая»

1.Согласно одной из легенд, происхождение фамилии Тукай связывается с названием горы близ деревни Кашлауч, где жил поэт. Назовите эту гору?

Откуда пошла фамилия Тукаевых, сказать с достоверностью трудно. Согласно одних преданий, которые дошли до нас от стариков, кого-то из далеких предков поэта звали Туктаргалием, а потому, дескать, после сокращения получилось Тукай. Другие связывают с именем Тукая название горы Тукый, которая находится близ Кушлауча.



2Разработка: «Исследование жизни и творчества Габдуллы Тукая». Кто из близких родственников Г. Тукая обладал литературными способностями?

Из «указа» (так называлось разрешение муфтиата (духовного мусульманского управления) занять должность муллы дозволение давалось лишь тем, кто сдал экзамен. Выдержавшие испытание назывались «указными» муллами, в отличие от тех, кто исполнял обязанности муллы, но не получил достаточной подготовки и образования), которым отца поэта удостоил муфтиат, мы знаем, что он был не только муллой, но и преподавателем медресе, пользовался правом выступать с назиданиями перед населением и считался искусным проповедником. По рассказам современников, он собрал довольно богатую библиотеку, сам занимался перепиской книг и сочинительством. Воспоминания его дочери Газизы содержат любопытное свидетельство: «Обязанности муллы отец не любил. Говорил: "Буду жив, не допущу, чтобы мои дети стали муллами". Человек способный и любознательный, он явно томился духовными обязанностями.

На родине поэта ходили слухи, что к концу жизни Гариф-хазрет, мол, попивал. Тетка поэта с материнской стороны признавала, что слухи эти не лишены оснований.

Очевидно, и обращение Гарифа-муллы к спиртному, строжайше запрещенному исламом, было вызвано сомнениями в правильности избранного им пути и бессилием что-либо изменить.

Не был лишен литературных интересов и дед поэта с материнской стороны. Он тоже собирал книги и сам пробовал сочинять стихи. В архиве сохранилась его мерсия - элегия на смерть дочери Мэмдудэ. Зиннатулла-хазрет был, ко всему прочему, человеком честным, незлобивым и чадолюбивым.

Многие добрые черты своего отца унаследовала и Мэмдудэ. Из воспоминаний современников видно, что она умела читать и писать, отличалась живым умом и, что было особенной редкостью для женщин того времени, слагала стихи.


Разработка: «Исследование жизни и творчества Габдуллы Тукая»

3. Смерть матери, которая была для Габдуллы источником света и тепла, глубоко потрясла будущего поэта? В каком возрасте он испытал это горе?

Не прошло и пяти месяцев, после рождения Габдуллы, как вдруг скончался его отец. Овдовевшая мать его, Мамдуда, была выдана замуж за муллу деревни Сосна. А маленького Габдуллу временно поручают на воспитание бедной старушке Шарифе. Тут и настигли мальчишку нескончаемые удары и лишения сиротской доли. На свете, пожалуй, не было ни одного поэта, которому уже с малых лет довелось бы называть «мамой» семерых, а возможно, и восьмерых чужих женщин. Именно такая участь выпала на долю Габдуллы.

Маленький Габдулла у Шарифы не видел ни ухода, ни заботы - терпел одни обиды. Но вот мать забрала сыночка к себе, в Сосну. Читая об этом в автобиографическом очерке Тукая «Что я помню о себе», облегченно вздыхаешь: наконец-то он у родной своей матери! Но это счастье длилось недолго:18 января 1890 года то ли от родов, то ли от побоев Шакира-муллы (отчим Г.Тукая), а может, от того и другого вместе, скончалась Мэмдудэ. Габдулле было 3 года 9 месяцев.

Смерть матери, которая была для него единственным источником света и тепла, потрясла четырехлетнего мальчика. Об этом он сам пишет так: «До сих пор помню: увидев, как выносят мою покойную мать, я, босой, с непокрытой головой, вылез из-под ворот и долго бежал за процессией, захлебываясь слезами: "Верните маму! Отдайте маму!"




4Разработка: «Исследование жизни и творчества Габдуллы Тукая». Как звали человека, который в Казани взял на воспитание маленького Габдуллу Тукая и дал ему родительскую ласку и душевное тепло?

После смерти мамы, Соснинский мулла отсылает его в деревушку Училе, к деду по матери. Но и здесь родной бабушки уже не было в живых, семья многодетная. «Среди шести голубков не родной бабушки я был единственным галчонком: плакал - некому было утешить, норовил приласкаться - некому было приголубить, хотел поесть-попить - некому пожалеть - все толкали да обижали меня...»

Это уже четвертая семья, где очутился Габдулла. Он был здесь не только не обласкан, но еще и голодал. Дед был вынужден побираться по соседним деревням, нести домой черствые куски, спасая кучу детей от голодной смерти. Судьба прогнала Габдуллу и из этого дома. Посадили его одному ямщику в сани и отправили в неведомый путь. А в Казани, на Сенном базаре, тот ямщик ходил в толпе и выкрикивал: «Отдаю мальчика на усыновление! Бери, кому надо!» Подошел из толпы мужчина - он и увел мальчика к себе. Так ремесленник из Новотатарской слободы Мухамметвали с его женой Газизой обрели себе сына. Это уже пятый дом, куда ступил Габдулла. Года два прожил Габдулла в этой семье, но... вдруг он опять оказывается лишним. Оба враз захворали приемные родители: «На чьих же руках останется малыш, если мы вдруг помрем... Вернемка его лучше обратно в деревню...» - проводили они его обратно в Училе.

Человеком, взявшим Габдуллу на воспитание, оказался житель Новотатарской слободы по имени Мухамметвали. Чем он занимался, поэт толком не запомнил: «То ли торговал на толкучке, то ли был кожевником, не могу сказать точно». Очевидно, Мухамметвали был мелким кустарем, кожевником, продававшим на толкучке свои изделия. Его жена шила тюбетейки по заказам торговцев.

Два года, которые Габдулла провел в Новотатарской слободе, были светлой полосой его детства. Мухамметвали, и его жена Газиза трудились не покладая рук, и мальчонке голодать не приходилось. Но главное - они не имели своих детей, и Габдулла оказался в этом доме желанным. Ему довелось изведать здесь и родительскую ласку, и душевное тепло.

Разработка: «Исследование жизни и творчества Габдуллы Тукая»

5. "Эта сторона лесная вечно в памяти жива.

Бархатистым одеялом расстилается трава…

От малины, земляники все в лесу пестрым-пестро,

Набираешь в миг единый ягод полное ведро"

Что за местность описывается Г.Тукаем в знаменитой поэме "Шурале"?

Шел июнь 1892 года. Изголодавшиеся за зиму люди ели в деревнях траву. Хлеб, молоко и катык были для Габдуллы действительно счастьем.

В 1892-1895 гг. жизнь Тукая проходит в семье крестьянина Сагди в деревне Кырлай, недалеко от Кушлауч. Здесь Габдулла начал приобщаться к трудовой крестьянской жизни, испытал ее радости и горечи, стал учиться и, как он сам потом признавался в своих воспоминаниях, Кырлай открыла ему глаза на жизнь. Действительно, впечатления кырлайского периода оставили в памяти и творчестве поэта неизгладимый след любви к родной земле и ее простым чистосердечным людям. Кырлай, подобно Кушлаучу, расположен по обоим берегам небольшого ручейка в лощине, но окружают его не поля, а смешанные леса. От дороги они стоят довольно далеко, но темно-зеленые пики елей всегда перед глазами обитателей деревни.

В знаменитой поэме «Шурале» («Леший») Габдулла так описал впоследствии окрестности Кырлая:

Эта сторона лесная вечно в памяти жива.

Бархатистым одеялом расстилается трава.

…………………………………………

От малины, земляники все в лесу пестрым-пестро,

Набираешь в миг единый ягод полное ведро.

Часто на траве лежал я и глядел на небеса.

Грозной ратью мне казались беспредельные леса.


6Разработка: «Исследование жизни и творчества Габдуллы Тукая». Живя в каком городе и при каких обстоятельствах, великий татарский поэт выучил русский язык?

Жадный до знаний Габдулла одновременно посещает и трехгодичный русский класс. Отлично усвоивший арабский, персидский и турецкий языки, он вскоре открывает для себя богатейший мир русской и западноевропейской литератур. Причудливо сплетение творческих судеб. В первой четверти XIX столетия сын казачьего войскового атамана Уральска Мартемьяна Бородина Давид вызвал из Италии архитектора Дельмедино, и тот воздвиг в городе прекрасное здание. Позже Давид продал свой дворец властям. Здание это оказалось поблизости от медресе, где учился Тукай, а знаменитые гости его спустя много лет чудесным образом оказали вдохновляющее влияние на Тукая. Например, в сентяб¬ре 1833 г. русский писатель, лексикограф и диалектолог В.И.Даль привозит сюда Пушкина, изучавшего историю Пугачевского восстания. Побывал здесь и поэт В.А.Жуковский. А сын одного графа, жившего в Уральске, имел счастье сдружиться на царской службе с молодым Толстым, и Лев Николаевич, уже признанным писателем, в 1862 г. наведался в Уральск, в гости к другу юных лет. Вскоре в честь пребывания Толстого в Уральске, в городском саду была построена ротонда. Жуковский, Пушкин, Толстой стали наставниками татарского поэта Тукая.

В Уральске для шакирдов медресе существовал так называемый «русский класс», а по сути, школа, содержавшаяся за счет правительственного бюджета. Обучение в ней было трехлетнее, и «класс» делился поэтому на три отделения: младшее, среднее и старшее. Почетным попечителем «русского класса» был Муртаза Губайдуллин, а единственным учителем - Ахметша Сиразетдинов, окончивший в 1878 году Оренбургскую учительскую школу.

Галиасгар, как человек трезвых взглядов на жизнь, то ли по своей инициативе, то ли по чьему-то совету пожелал, чтобы Габдулла посещал и «русский класс», Из воспоминаний одноклассника поэта Яруллы Моради следует, что это произошло в 1896 году.

Габдулла будто бы так рассказывал Моради про свой первый день в «русском классе»: «Когда я поступил в школу, мне было всего-навсего восемь лет (в действительности десять. - И. Н. ). Я не только не знал своей фамилии, но и не имел представления о том, что означает это слово. В первый день учитель спросил меня: «Как твоя фамилия?» Я ничего не смог ответить. Тогда он сказал: «В таком случае, как зовут твоего отца?» - «И этого не знаю», - ответил я.

Учитель прогнал меня: «Иди узнай имя твоего отца!» Я пошел домой, узнал у сестер, что моего отца звали Гарифом, и сказал об этом учителю. Тот записал меня в журнал под фамилией Гарифов»

7Разработка: «Исследование жизни и творчества Габдуллы Тукая». "Я мудрость книг твоих постиг….Вступил я в щедрый твой цветник, твоих плодов вкусил я…"
Какому русскому поэту Г.Тукай посвятил эти строки?

Как и по всей стране, в Уральске широко отмечалось столетие со дня рождения великого поэта А.С.Пушкина. Общество вспомоществования начальному образованию составило программу торжеств и в марте 1899 года опубликовало ее в газете «Уралец». Программа предусматривала открытие Пушкинского народного дома, создание там бесплатной библиотеки и читального зала, проведение литературно-музыкальных вечеров, установление бюста поэта. 21 апреля Обществом друзей леса в городе был

заложен сад, которому присвоили имя Пушкина. В закладке сада приняло участие более полутора тысяч человек.

Подготовка к торжествам не прошла мимо Габдуллы, который уже третий год учился в «русском классе». Он своими глазами видел открытие Пушкинского дома, сам участвовал в закладке сада. Учитель Ахметша водил на эти торжества весь класс.

Г. Кариев, имея в виду 1902-1903 годы, пишет: «Из русской литературы Габдулла с особой любовью читал произведения Лермонтова и Пушкина. Каждый раз посещая их медресе, я обращал внимание на две толстые русские книги. То были сборники произведений Лермонтова и Пушкина, но я узнал об этом гораздо позднее».

В своей оде «Пушкину», написанной в 1906 году, Тукай говорит:

Я мудрость книг твоих постиг, познал источник сил я,

Вступил я в щедрый твой цветник, твоих плодов вкусил я.



8Разработка: «Исследование жизни и творчества Габдуллы Тукая». Как называлось стихотворение, которым Г.Тукай ответил черносотенцам, указавшим татарам путь в Турцию?

Немало трудностей было на пути поэта. Революция шла на убыль. В начале 1907 года власти запретили издание тех татарских периодических изданий, в которых работал и сотрудничал Тукай. Третьеиюньский переворот 1907 года означал решительное наступление реакции на демократию. Боевым откликом на это было тукаевское стихотворение "Не уйдем!", в ярких строках которого прозвучал голос борца, зовущего до конца стоять за честь Родины и демократии. Такие стихотворения Тукая, как "Шурале", "Пара лошадей", "Родной земле", написанные одновременно с "Не уйдем!", были посвящены теме Родины. Патриотические и гражданские чувства, питавшие публицистический пафос "Не уйдем!", раскрываются в них в лирико-психологичес-ком плане.

Знаменитое стихотворение Тукая «Не уйдем!», написано летом 1907 года.

В ответ черносотенцам типа Пуришкевича и Келеповского, с провокационой целью указавшим татарам путь в Турцию, Тукай заявил:

Мы не уйдем, мы не уйдем в страну ярма и вечных стонов!

Там вместо здешних десяти пятнадцать мы найдем шпионов!

И там нагайки, как у нас, для тех, кто бьется за права,

И там казаки, как у нас, да лишь под феской голова.

Там есть казна, и у казны там есть грабители, - спасибо!

Пограбить нищих мужиков там есть любители, - спасибо!

Здесь родились мы, здесь росли, вот здесь мы встретим смертный час,

Вот с этой русскою землей сама судьба связала нас.



9Разработка: «Исследование жизни и творчества Габдуллы Тукая». Какой год можно было бы назвать годом рождения Габдуллы Тукая как профессионального журналиста, публициста и поэта?

В Уральске Тукай сформировался как поэт и журналист. Уже в сентябре 1905 г. в рекламном сборнике будущего журнала «Эль-гаср-эль-джадид» (Новый век) появляются первые его стихи. В ноябре начинает издаваться газета «Фикер» (Мысль). Вскоре выходит и первый номер «Эль-гаср-эль-джадида», фактическим редактором которого становится Тукай. Он уже мечтает о сатирическом журнале. В июне 1906 г. появляется и сатирический иллюстрированный журнал «Уклар» (Стрелы) - на деле Тукай и здесь занимает роль редактора. Журналистика ста¬новится для него родной стихией. Он днюет и ночует в типографии за сочинением стихов, статей, за переводами для каждого очередного номера. Его имя обретает известность не только в Уральске, но и в Казани, Оренбурге, Петербурге.

6 января 1907 года газета «Фикер» поместила следующее объявление:

«На днях я покинул медресе "Мутыйгия". Исходя из этого, сообщаю друзьям и близким, что с сегодняшнего дня адресованные мне письма следует направлять по адресу: "Уральск. Гостиница "Казань". Тукаеву. С уважением Г. Тукаев".

То была не простая перемена места жительства, а официальный разрыв с медресе. Габдулла становится профессиональным журналистом, публицистом и поэтом. Все решилось в декабре 1906 года. «Мы просидели чуть ли не до утра, - утверждает Кариев, - и решили втроем, Тукаев, Белюков и я, покинуть медресе. Хотя я был из другого медресе, мы договорились поселиться вместе в гостинице». Наняли извозчика и прибыли в гостиницу «Казань», которая была только что открыта и к тому же

считалась «национальной»: ее содержала компания, возглавляемая Муртазой Губайдуллиным.



Разработка: «Исследование жизни и творчества Габдуллы Тукая»

10. Если пушкинская "Руслан и Людмила" знаменовала собой начало новой русской поэзии, современного литературного языка, какому произведению Г.Тукая суждена была аналогичная роль в поэзии татарской?

Если пушкинская поэма «Руслан и Людмила» знаменовала собой начало новой русской поэзии, современного литературного языка, то «Шурале» суждена была аналогичная роль в поэзии татарской. Она послужила темой для пьес, для балета, обошедшего сцены нашей страны, для песен и симфоний, в ней черпали вдохновение целые поколения татарских скульпторов и художников.


Разработка: «Исследование жизни и творчества Габдуллы Тукая»Разработка: «Исследование жизни и творчества Габдуллы Тукая»Разработка: «Исследование жизни и творчества Габдуллы Тукая»


Разработка: «Исследование жизни и творчества Габдуллы Тукая»

11. "О Казань, ты грусть и бодрость! Светозарная Казань!". Эти строки из стихотворения "Пара лошадей". В каком городе поэт написал эти стихи?

О всевозраставшем нетерпении Тукая свидетельствует и стихотворение «Пара лошадей». Сев в повозку, поэт прощается с городом «своей жизни» и держит путь в Казань. Противоречивые чувства и мысли обуревают его в дороге. Наконец возглас кучера приводит его в себя:

- Эй, шакирд, вставай скорее! Вот Казань перед тобой! -

Вздрогнул я, услышав это, и на сердце веселей.

- Ну, айда быстрее, кучер! Погоняй своих коней! -

Слышу я: призыв к намазу будит утреннюю рань.

О Казань, ты грусть и бодрость! Светозарная Казань!

Долгое время даже специалисты считали, что Тукай написал это стихотворение после возвращения в Казань. Но перелистаем подшивку газеты «Фикер» за 1907 год.

Стихи опубликованы 6 мая. Значит, они написаны за пять месяцев до отъезда Тукая из Уральска. Здесь отразилась его мечта.

1Разработка: «Исследование жизни и творчества Габдуллы Тукая»2. Стихотворение "Странная любовь", адресованное Зайтуне Мавлюдовой, было опубликовано под псевдонимом - именем героя древней арабской легенды? Какой псевдоним взял Г.Тукай?

По поводу стихотворения, связанного с именем Зайтуны, сам Тукай писал Амирхану: «Понравилось ли Вам стихотворение "Странная любовь" в "Эль-ислахе"? Как еж прячется в свои иголки, так и я, стоит что-нибудь написать про любовь, укрываюсь за ложной подписью». Это стихотворение опубликовано под псевдонимом Меджнун. Так звали героя древней арабской легенды, сошедшего с ума от любви. Этим псевдонимом Тукай никогда больше не пользовался.

Разработка: «Исследование жизни и творчества Габдуллы Тукая»

13. Ф. Амирхан писал своему другу "Публика от смеха надорвала животы, а Тукаева непрерывно награждали аплодисментами"? О какой поэме Г.Тукая идет речь?

Летом при газете «Эль-ислах» был организован «Литературный кружок», где раз в неделю читали и обсуждали новые произведения. В начале октября сюда принес свою поэму и Тукай. Шараф, присутствовавший на чтении, пишет: «Слушатели не раз прерывали Тукая аплодисментами - творческая фантазия поэта вызвала всеобщий восторг. Я не припомню ни одного произведения, которое могло бы произвести такое же сильное впечатление, как "Новый Кисекбаш, или Сенной базар".

Очевидно, на этом же заседании решили провести литературно-музыкальный вечер в пользу газеты «Эль-ислах». И чтобы сделать сбор, уговорили Тукая прочесть на нем новую поэму.

Вечер состоялся 14 октября в зале Купеческого собрания, где ныне помещается казанский ТЮЗ.

Перед началом Тукай казался встревоженным, взволнованным. Он подошел к одному из товарищей, наблюдавших за порядком, и спросил: «Посмотри-ка, Карахмет не пришел?» Заметив недоумение на лице товарища, он пояснил с усмешкой: «Ты что, не видел, какие у него кулачищи?»

Для Габдуллы, который тяжело переносил любой пренебрежительный взгляд, даже намек на жалость, сама мысль, что на него могут поднять руку, была оскорбительна. А фантазия работала быстро. Как бы там ни было, Тукай выступил.

Успех был грандиозным. Чтение то и дело прерывалось смехом. Амирхан писал своему другу: «Публика от смеха надорвала животы, а Тукая непрерывно награждали аплодисментами».

1Разработка: «Исследование жизни и творчества Габдуллы Тукая»4. "Угас он - тот, кто нам светил, как яркая звезда, Кто был сильней, морских глубин, прозрачней, чем вода"

Памяти какого политического деятеля Г. Тукай посвятил эти стихотворные строки? Его именем названа из центральных улиц Ново-Савиновского района.

Одного стихотворения Тукая «Светлой памяти Хусаина» было бы достаточно, чтобы понять, как поэт относился к первому татарскому большевику Хусаину Ямашеву.

Угас он - тот, кто нам светил, как яркая звезда,

то был сильней морских глубин, прозрачней, чем вода.

И даже если я себе представлю всех святых,

Мне не найти столь светлый лик, наверно, и тогда.

Силен иль слаб, богат иль нищ - всяк был ему как брат.

Ни одного пятна на нем не обнаружит взгляд.

Как жемчуг, совестью глаза, светили у него -

Казалось, тонкий от ресниц исходит аромат.

Он путь насмешкой, как мечом, прокладывал вперед -

Так солнце летнее лучом холодный плавит лед.

Был острый ум его ценней и чище серебра,

Правдивым словом он разил вернее, чем стрела.

Никто не видел, чтобы куст зимой благоухал.

Никто не видел, чтоб храбрец просить пощады стал.

Да разве мы таких людей умеем уважать?

Об этом он ни слова нам при жизни не сказал.

Если даже отбросить условности жанра посмертной элегии, то все равно любовь и восхищение Тукая несомненны. Совесть - вот главное, что привлекало поэта в Ямашеве.

Тукай в первую очередь говорит о человеческих качествах Ямашева, ибо убежден: плохой человек не может стать настоящим революционером.

С большой для того времени смелостью поэт ставит Ямашева выше «всех святых». Любопытно, что газета «Юлдуз» снабдила это стихотворение примечанием, в котором объяснялось: слово «святые» следует понимать как «друзья». Тукай по этому поводу написал следующее разъяснение, которое опубликовал в журнале «Ялт-юлт»:

«Слово "святые" должно быть понято только в своем собственном смысле, то есть как "святые".

На основании стихотворения «Светлой памяти Хусаина» кое-кто уже в наше время, увлекшись, пытался «подтянуть» Тукая к Ямашеву, сделать поэта чуть ли не марксистом. Но фраза Тукая: «Силен иль слаб, богат иль нищ - всяк был ему как брат», - еще раз свидетельствует о неправомерности таких попыток.

«Неточность», допущенная поэтом, отнюдь не случайная оговорка: она проистекала из самой сути его революционно-демократического мировоззрения.

Противопоставляя Ямашева буржуазным националистам, которые на словах клянутся в своей любви к народу, а на деле с пренебрежением относятся к беднякам и защищают интересы богачей, Тукай говорит, что Ямашев якобы не таков, для него все едины. Как видно, и тут сказались остатки просветительских иллюзий поэта.

В действительности Ямашев, конечно же, боролся против богатых во имя счастья обездоленных.

Хочется обратить внимание на концовку стихотворения, смысл которой во всех переводах смазан. Поэт бросает горький упрек обществу, которое не в состоянии оценить таких людей, как Ямашев. Нашему народу, говорит он, дороже цирковой силач, нежели идейный борец. А тому, кто совершает беспримерный, но не броский подвиг, остается утвердить свое величие лишь… собственной смертью.

1Разработка: «Исследование жизни и творчества Габдуллы Тукая»5. С величайшим почтением Г. Тукай относился к великому русскому писателю Л.Толстому. Ему он посвятил одну из своих статей. Как она называлась?

С величайшим почтением относился Тукай к великому русскому писателю Л.Толстому. В скорбные дни он беспощадно высмеял «идеологов» татарской националистической буржуазии, не понимавших и пытавшихся оболгать могучий талант писателя, и выступил со статьей «Священные четки оборвались».

«…Страшная, душераздирающая весть: Толстой умер! Горе исказило лик солнца. Светило заплакало. Оно уже не смеется.

Текущие роки мгновенно оледенели.

Подули, забушевали холодные ветры и погнали птиц на юг.

Мрачно, тоскливо, холодно».

Разработка: «Исследование жизни и творчества Габдуллы Тукая»

16. На какой улице жил Г.Тукай во время своего пребывания в Санкт-Петербурге?

11 декабря 2010 года в Зеленом зале Всероссийского музея А.С.Пушкина на Мойке, 12 в Санкт-Петербурге открылась выставка Национального музея Республики Татарстан.

Несколько дней жизни Тукая были связаны с Санкт-Петербургом. В апреле 1912 года поэт посетил этот город по приглашению общественного и религиозного деятеля Мусы Бигиева для участия в издании новой газеты "Сүз" ("Слово") или "Хәбәр" ("Известие"). Из Санкт-Петербурга он привез карандашницу, выпущенную к 200-летию города, и бронзовую чернильницу - дар учащихся петербургских татарских школ.

Особое место на выставке отведено личным вещам и прижизненным изданиям произведений Тукая. Среди наиболее ценных реликвий: подлинные фотографии поэта разных лет, его посмертная маска, предметы, связанные с бытом - фаянсовая шкатулка, которую Тукай купил сестре Газизе на свой первый гонорар; плетеная дорожная корзина, сопровождавшая поэта в многочисленных переездах; тюбетейка из черного бархата, в которой он запечатлен на фотографии 1908 года; серебряные запонки, подаренные ему близким другом и единомышленником, журналистом А.Хасани. На выставке представлены прижизненные издания Габдуллы Тукая.

О своем приезде в Петербург Тукай писал: «Восемь утра. Не слышно шума и грохота; темно, туманно, едешь в фаэтоне на резиновых шинах по улицам, мощенным деревянными шашками, словно идешь в валенках на толстой подошве. И до чего же высокие дома! Сам черт не разберет, где тут небо, где солнце. То ли пасмурно, то ли ясно, не могу описать свой приезд в этот город, как описал приезд в Уфу. Я поражен, я весь во власти величия этого города. Похожие друг на друга, мощенные шашками улицы. Конки не вызывают улыбки, как в Самаре, потому что рядом с ними и трамвай и автомобиль! Еду и считаю дома: "Сергиевская, 81". Стоп! Приехали!...

Разработка: «Исследование жизни и творчества Габдуллы Тукая»

Памятник Тукаю в Санкт-Петербурге

Разработка: «Исследование жизни и творчества Габдуллы Тукая»

17. Назовите автора музыки балета "Водяная", в основу либретто которого положено произведение Г. Тукая?

Большим творческим достижением композитора Энвера Закировича Бакирова стал балет «Водяная» по мотивам одноименной сказки Г.Тукая, повествующий о противоборстве зла и добра, воспевающий силу любви и верности. Постановка балета с названием «Золотой гребень» состоялась в 1957 году, а в новой редакции - в 1971 г. Коллектив создателей спектакля был удостоен Государственной премии Татарстана им. Г.Тукая. Кроме балета композитор создал ещё три музыкально-сценических произведения - музыкальные комедии «Тальян моны» (Мелодия тальянки), « Первый факел» и оперу «Тукай» на либретто А. Исхака.

Композитор Энвер Закирович Бакиров за балет "Су анасы" в 1973 году был награжден Госпремией РТ им. Г.Тукая.



18. Этот известный татарский художник и скульптор разработал проект музейного комплекса Г.Тукая в Кырлае, является автором памятника поэту, установленного перед входом в музей. Назовите его.

Народный художник Татарстана и Российской Федерации, заслуженный - Казахстана, лауреат госпремии имени Габдуллы Тукая Республики Татарстан Баки Идрисович Урманче родился 23 февраля 1897 года в деревне Куль Черкене ныне Буинского района Татарстана и прожил большую плодотворную жизнь. Нагорная сторона Поволжья известна своими культурными устоями, обычаями, развитым художественным творчеством.

Он был четвертым ребенком, первым сыном и рос в счастливой семье имама деревенской мечети Идриса и мастерицы-вышивальщицы Махджубы Урманче, имел шесть сестер, двух братьев. Дед его Хасан Урманче жил трудом красителя. Вышивка и ткачество, рисование узоров, народные промыслы были неотъемлемыми занятиями и в семье Урманче. Рисовал и лепил он с самого раннего детства. Десяти лет он приехал в Казань с уже оформившимся желанием научиться хорошо рисовать. Но в медресе рисованию не учили, а двери Художественной школы для татар были практически закрыты. Б.Урманче много ездил по стране. В юности он был шахтером Донбасса, рабочим Надеждинских заводов на Урале, учителем на Тамбовщине, в годы первой мировой войны служил в Средней Азии. Лишь после Октябрьской революции, в 1918 году, работая в Глазове школьным инспектором, он получает первые уроки рисования в местной художественной студии,

Он стоял у истоков татарского профессионального изобразительного искусства. Это первый художник из татар, получивший высшее профессиональное образование в советском художественном вузе: сначала в Казанских свободных художественных мастерских, куда он поступил в 1919 году, затем во ВХУТЕМАСе в Москве. Во ВХУТЕМАСе Урманче учится на двух факультетах, скульптуре - в мастерской А.Голубкиной, и живописи - у А.Шевченко.

В 1926 году, закончив институт, художник возвращается в Казань. Работает завучем и преподавателем Художественной школы (в те годы - техникума), создает и собственные полотна, организует художественно-керамические мастерские, пишет статьи, делает иллюстрации, читает лекции и руководит секцией искусства в Доме татарской культуры.

В 1929 году Баки Урманче попал под первую волну сталинских репрессий и по обвинению в национализме с младшим братом Хади попал в Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН), удалось вернуться ему одному через 5 лет. В Казани прежней жизни уже не было и художник перебирается в Москву, со временем его принимают в Союз художников, посылают в творческие командировки на нефтепромыслы Башкирии, шахты Донбасса, его работы получают признание.

В 1934 году он принял участие в Первой выставке молодых художников России.

В 1937 году художника принимают в члены Московского отделения Союза художников, приглашают работать на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке.

С 1941 года Б.Урманче живет и работает в Алма-Ате (Казахстан). Лучшие работы того времени по живописи и графике созданы художником именно там: портреты Абая, Амангельды, Ауэзова, картины, пейзажи, натюрморты и др.

С 1952 года - Самарканд, Ташкент.

После долгих лет скитаний по Подмосковью, Белому морю, Средней Азии Урманче удачно работает по оформлению Декады татарского искусства и литературы в Москве в 1958 году. Заложив начало новому факультету скульптуры в Ташкентском художественном институте, 60-летний Б.Урманче едет на родину, в Казань.

Возвращение в родные места стало для него могучим импульсом творческого вдохновения, катализатором, который вызвал к жизни новые качества его творчества.

В Казани создаются основные скульптурные работы, портреты деятелей татарской культуры.

В 1976 году он создает в родных местах поэта Габдуллы Тукая, в селе Кырлай, уникальный Тукаевский комплекс, в котором все - от здания музея и скульптурного изображения Тукая перед ним до декоративного оформления и воплощений персонажей, созданных поэтом и населяющих парк, - выполнено по единому замыслу и проектам Урманче.

Умер Баки Идрисович Урманче 6 августа 1990 года, прожив девяносто три года, умер в зените славы, при жизни став классиком татарского изобразительного искусства.

Урманче Урманче Баки Идрисович, художник и скульптор (1897-1990)

завершил в 1976 году мемориальный комплекс Дома-музея Тукая в Кырлае.

Разработка: «Исследование жизни и творчества Габдуллы Тукая»

Скульптура перед входом в дом-музей Г. Тукая в Кырлае


Разработка: «Исследование жизни и творчества Габдуллы Тукая»Разработка: «Исследование жизни и творчества Габдуллы Тукая»


Иллюстрации Баки Урманче по произведениям Тукая

Разработка: «Исследование жизни и творчества Габдуллы Тукая»Разработка: «Исследование жизни и творчества Габдуллы Тукая»


Разработка: «Исследование жизни и творчества Габдуллы Тукая»Разработка: «Исследование жизни и творчества Габдуллы Тукая»Разработка: «Исследование жизни и творчества Габдуллы Тукая»

Разработка: «Исследование жизни и творчества Габдуллы Тукая»

Разработка: «Исследование жизни и творчества Габдуллы Тукая»


19. Назовите число и месяц, когда объявляются лауреаты республиканской премии имени Г.Тукая?

26 апреля, в день рождения Габдуллы Тукая, в Казани у подножия памятника выдающемуся татарскому поэту около Татарского театра оперы и балета соберутся на Праздник поэзии стар и млад, чтобы рукоплескать новым лауреатам самой престижной в Татарстане премии в области литературы и искусства - Государственной премии имени Габдуллы Тукая.

Разработка: «Исследование жизни и творчества Габдуллы Тукая»


Разработка: «Исследование жизни и творчества Габдуллы Тукая»

20. Назовите лауреатов премии им.Г.Тукая в области литературы 2010 года?

2010 году обладателем премии им. Г Тукая стали писатель Ркаиль Зайдулла, писатель Фоат Садриев, баянист Владимир Федотов, скульпторы Асия Миннуллина и Ильдар Ханов. Возможность награждать каждый год не трех, а сразу 5 лауреатов означает, что Тукай всегда будет жить в наших сердцах, а культура и искусство Татарстана будет процветать».

В области литературы Почетные премии получили:

-поэт Ркаиль Зайдуллин - за поэтический сборник «Пещера: Стихи, поэмы» и сборник прозаических произведений;

-писатель Фоат Садриев - за трилогию «Счастье несчастных».

Разработка: «Исследование жизни и творчества Габдуллы Тукая»














МОУ «Средняя общеобразовательная школа №174»

Советского района города Казани республики Татарстан


Заочная викторина «С Тукаем в XXI век»





«Габдулла Тукай в наших сердцах»








Выполнила: ученица 6б класса

Злобина Светлана

Руководитель: учитель татарского

языка и литературы школы 174

Макарова Ирина Александровна




Казань - 2011


© 2010-2022