Реферат по теме Истоки образования в селе Русском

Познавая историю, мы познаем себя. Кто мы,  где наши корни? История всегда имеет человеческое лицо. За всеми крутыми поворотами судьбы стояли конкретные люди со своими радостями и горестями, взлетами и падениями. Как гласят сведения из списка населённых мест Терского округа от 1927г,  хутор Русский 1 был основан в 1864 году. Время заселения Моздокской степи очень далёкое, сложное, богатое событиями.  Как давно существует школа на территории нашего села? Этот вопрос меня всегда интересовал.  И я ...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Истоки образования в селе Русском

« Школа- это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения; надо крепко держать её в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее», - А. Барбюс.

Познавая историю, мы познаем себя. Кто мы, где наши корни? История всегда имеет человеческое лицо. За всеми крутыми поворотами судьбы стояли конкретные люди со своими радостями и горестями, взлетами и падениями.

Как гласят сведения из списка населённых мест Терского округа от 1927г, хутор Русский 1 был основан в 1864 году. Время заселения Моздокской степи очень далёкое, сложное, богатое событиями. Как давно существует школа на территории нашего села? Этот вопрос меня всегда интересовал. И я всё больше углублялась в историю. В ходе работы поисковой группы школы удалось выяснить, что образование в нашей школе получают давно. Работая в архивах г. Моздока, мы узнали, что нашей школе в 2003 г. исполнилось 90 лет.

Этот юбилей мы отметили 4 октября 2003 года. На праздник приехали выпускники из края, района, города Моздока, Карачаево -Черкессии. В этот день поисковый отряд ,членом которого я являюсь, получил многие исторические справки не только о школе, но и о селе. Особенно меня встревожило выступление учительницы-пенсионерки Матвеенко Надежды Михайловны, которая рассказала об учителях, работавших в нашей школе, назвала имена тех выпускников, которыми гордится не только село, но и вся страна.

В 1920г. с установлением Советской власти на Тереке, как сообщала газета «Терек» от 26 октября 1923 года, «беспросветная жизнь хутора прояснилась». В хутор прибыли красноармейцы. Их усилиями в хате- мазанке была создана читальня, хуторяне образовали коммуну. С тех пор потихоньку обустраивалась жизнь хуторян, росла их тяга к знаниям. В 1924 г. читальня стала получать «Крестьянскую газету», которую зачитывали «до дыр». В воскресные дни здесь собирались до 60 человек, несмотря на то, что вся обстановка избы-читальни состояла из одного стола и табуретки. А библиотека насчитывала 20 затёртых книг.

Люди проявляли заботу о школе, учителях. Ежегодно усилиями селян здание школы ремонтировалось: полы просто мазали глиной, ремонтировали небогатую школьную мебель.

Учителя были приезжие, жилья собственного не имели. Поэтому жили на частных квартирах.

Из рассказов старожил, мне стало известно, что в трудное время были у учеников и радостные минуты (очевидцы Чижик А.Б., Заикин Н.К., Путилина Н.Л.).С особой теплотой вспоминают общественную новогоднюю «ёлку из роскошной вишни». Были и подарки. Люди твёрдо были убеждены в том, что счастье не в сытости, а в радости и вере в лучшее время.

Кроме своей основной функции, школа выполняла различные общественные дела. Так, в то время по окраинам канала им. Ленина люди и учащиеся высадили большое количество деревьев. После занятий школьники вместе с родителями, учителями ходили в поле полоть и убирать свеклу, хлопок, собирать колоски.

Шел уже 60-й год. Условия жизни школьного сельского учителя были непростыми: не было постоянного электрического освещения ,отсутствовали хорошие дороги, не было детского сада, магазинов, порой даже хлеба негде было купить. Жили учителя на частных квартирах. Учителя, в большинстве своём, были молодыми, поэтому с легкостью, свойственной молодым, решали многие вопросы быта, работы, досуга.

Учащимися школы в 1959г. был посажен прекрасный плодовый сад. В нем росли яблоки, груши, вишни; был посажен виноградник. Школьники с учителями за ним ухаживали, убирали урожай, реализовывали его на консервный завод г. Моздока и Чечено-Ингушетии. Был и свой огород, каждый класс высаживал огородные культуры и ухаживал за ними.

Члены клуба «Поиск» также собрали сведения о директорах русской школы и тех учителях, кто связал свою жизнь со школой. Таких выпускников 120. В нашей школе основу учительского коллектива всегда составляли свои выпускники.

В памяти односельчан навсегда останется учитель с большой буквы, который возглавил школу, - Здор Василий Михайлович, участник и инвалид ВОВ. Он хорошо пел, играл на баяне, обладал тонким чувством юмора. Все эти качества вскоре сделали его душой коллектива. В работе Василий Михайлович был очень строг, но справедлив .

Здор Василий Михайлович создал дружный коллектив единомышленников. Бытовала в коллективе поговорка : « У Здора надо работать здорово». В школе Василий Михайлович работал до последнего дня своей жизни - до февраля 1982 года. Наш курский поэт, Виктор Иванович Муль, посвятил Василию Михайловичу стихотворение:

Плохая весть приходит скоро,

Плохая рвется, как снаряд,

Остановилось сердце Здора,

Ушел в бессмертие солдат!

Ушел февральской вьюжной датой ,

Чтобы остаться навсегда

У входа бронзовым солдатом,

Вперед смотрящим на года.

Ряды редеют ветеранов,

Не отпускает их война,

Берет без пули смертью странной,

Упал солдат - и тишина…

Всю жизнь не ведал он покоя,

Был скор на выдумку всегда,

И мог, он вытворить такое

В свои преклонные года,

Что молодежь и та дивилась

Стремленьям, бьющим через край!

Вся жизнь была его девизом

«Не тлей в работе, а сгорай!»

И он горел светло и чисто,

И каждый час, и каждый миг

Его спокойный взгляд лучистый

Врывался в души на прямик!

В беседе с вдовой Здор Надеждой Герасимовной мне стало известно о том, что родился В.М. в 1923г. Перед Великой Отечественной войной поступил в Моздокский элеваторный техникум.

В 1942 году для того, чтобы уйти на фронт, приписал себе 3 года и ушел добровольцем сражаться с фашистами в рядах Красной Армии.

«Уж очень не терпелось ему, как и всем мужчинам, защищать Родину», - говорит Надежда Герасимовна. Учился в Черкесском военном училище. Из него вышел лейтенантом кавалерии. Воевал в районе Каясулов. По отзывам однополчан, был лихим кавалеристом. В селе Гражданском Степновского района был тяжело ранен. Без сознания шесть часов пролежал на снегу, нога была раздроблена. В тяжелейшем состоянии его подобрали санитары, после чего он был направлен в Бакинский госпиталь, где долго лечился. После лечения был комиссован. Раненый прибыл к родителям в село Троицкое Моздокского района. В 1944 году его направляют военруком в Русскую неполную среднюю школу. Работая в школе, Василий Михайлович экстерном оканчивает филологический факультет Нальчикского педагогического института. А в 1970-е годы оканчивает исторический факультет Ставропольского государственного педагогического института.

Сколько лет прошло, но до сих пор выпускники Василия Михайловича, учителя, которые работали с ним, отзываются о нем с большим уважением и благодарностью за знания, которые получили.

В беседе с выпускниками 60-80-х годов можно слышать еще об одном учителе, не побоюсь этого выражения, легенде Русской школы - Матвеенко Викторе Никифоровиче.

Многим ученикам-выпускникам школы дал знания в таких серьезных предметах, как математика, физика. Смог стать уважаемым человеком в селе. И сейчас, когда его уже нет, многие его выпускники вспоминают о нем с большим уважением.

В беседе с его женой, Матвеенко Надеждой Михайловной, я узнала, что Виктор Никифорович родом из Белоруссии, родился в 1930 году в деревне Балбечино Горецкого района Могилевской области. Окончил в городе Орша педагогическое училище. Работать начал в Западной Белоруссии, в школе ученики называли его «пан учитель».

В 1956 году заочно Виктор Никифорович окончил Витебский государственный институт имени С. М. Кирова по специальности математика-физика. К нам в село Русское впервые приехал в 1954 году на летних каникулах в гости. Наше село ему очень понравилось, оно было зеленым, утопало в садах, виноградах, огородах. Он вернулся в Белоруссию, посоветовался с мамой и переехал на Кавказ, в село Русское. Устроился в нашу школу учителем математики. Работая в ней, окончил Северо-Осетинский государственный педагогический институт им. К. Хетагурова по специальности учитель математики.

В школе Виктор Никифорович преподавал математику, геометрию, физику, черчение, астрономию. За свой профессионализм был в 1975 году награжден значком «Отличник народного образования», а в 1985 году представлен к званию

« Учитель-методист».

Мне стало известно из интервью с выпускницей Пауковой Т. П., проживающей по ул. Гончара, 5, о том, какие знания давали учителя нашей школы. Об этом можно судить по её выпускникам. Наша школа дала многим настоящие путёвки в большую жизнь. Из её стен вышли:

- боевой генерал, Буханцев Алексей Викторович, летчик в годы Великой Отечественной войны;

- ученый-физик, Гульбекян Георгий Герасимович, окончил высшее техническое училище им. Баумана в Москве;

- кандидат технических наук, Ханеев Юрий Петрович, окончил высшее техническое училище им. Баумана в Москве, там же защитил диссертацию. Преподавал сопромат в Ставропольском политехническом институте;

- кандидат экономических наук, с декабря 2003 года депутат Государственной Думы Российской Федерации, Ищенко Александр Николаевич;

- кандидат философских наук, Гончар Александр Николаевич, живет и работает в Санкт-Петербурге, преподает философию в Военной академии;

- кандидат технических наук, Матвеенко Сергей Викторович, закончил высшее военное училище в г. Ростове - на - Дону с красным дипломом и золотой медалью. Был направлен работать в научно исследовательский институт военного назначения. Написал диссертацию, защитил ее, был самым молодым начальником научно-исследовательской лаборатории;

- Хорольский Анатолий учился и работал в Темирязьевской академии в г. Москве;

- среди наших выпускников - учителя, врачи, агрономы, инженеры и простые труженики.

Но самое главное, что в школе 1960-70х годов на высочайшем уровне было поставлено военно-патриотическое воспитание. И как пример этому -выбор выпускниками Русской средней школы самой ответственной, самой трудной профессии - «защищать Родину».



© 2010-2022