Сборник Страницы истории родного края в истории Отечества

Сборник подготовлен по материалам конкурсов проекта «Наследники Минина – за Веру и Отечество» - учащихся муниципальных образовательных учреждений Нижегородского района города Нижнего Новгорода.  Содержит эссе, стихи, фрагменты исследовательских работ; рисунки, плакаты, наградные знаки, посвященные Дню народного единства, а также истории данного праздника. Книга предназначена для учащихся и всех, кто интересуется российской историей и краеведением.  Сегодня очень актуальны цели, которым подчинена...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Страницы истории родного края в истории Отечества»

(по материалам проекта «Наследники Минина - за Веру и Отечество»)

Информационно-исследовательский краеведческий центр «Истоки» с 1996г. выпускает сборники творческих работ учащихся «Страницы истории родного края в истории Отечества».

В 2008г. сборник создан по материалам программы социального, историко-культурного проекта «Наследники Минина - за Веру и Отечество». Автор идеи и руководитель проекта -Воробьева Римма Михайловна, руководитель центра «Истоки». Составители и редакторы- Лазарева Валентина Анатольевна, педагог-организатор центра, Фортунатов Николай Михайлович, доктор филологических наук, профессор Нижегородского государственного университета, педагог дополнительного образования краеведческого центра «Истоки».

В аннотации к сборнику говорится: «Книга подготовлена по материалам конкурсов проекта «Наследники Минина - за Веру и Отечество» - учащихся муниципальных образовательных учреждений Нижегородского района города Нижнего Новгорода. Содержит эссе, стихи, фрагменты исследовательских работ; рисунки, плакаты, наградные знаки, посвященные Дню народного единства, а также истории данного праздника. Книга предназначена для учащихся и всех, кто интересуется российской историей и краеведением».

Сборник открывается представлением проекта деятелями администрации Нижегородского района и города Нижнего Новгорода. Тарасов А.Н., глава администрации Нижегородского района, отмечает, как важно использовать историко-культурный потенциал нашего района для воспитания нравственной личности, ее самоопределения, развития творческих способностей. «Судьба и история нашего города, самобытные нижегородские традиции, неисчерпаемые богатства культурного наследия - все это предстает в историко-культурных памятниках ХVII-ХIХ веков, в музеях, большая часть которых находится именно в Нижегородском районе. Сегодня очень актуальны цели, которым подчинена деятельность краеведческого центра «Истоки», - формирование национального самосознания через приобщение подрастающего поколения к изучению, осознанию и сохранению исторических, культурных и духовных ценностей родного края, города, района».

Начальник отдела по делам молодежи и студентов Департамента образования и социально-правовой защиты детства администрации г. Нижнего Новгорода Гурьянова О.К. говорит о значении социального, историко-культурного проекта «Наследники Минина - за веру и Отечество»: «Проект вызвал большой отклик педагогической общественности города, представителей Нижегородской епархии, средств массовой информации и впоследствии перерос в патриотический фестиваль, в котором принимают участие школьники не только Нижегородского района, но и других районов города. Хочется надеяться, что патриотический фестиваль «Наследники Минина - за веру и Отечество» станет хорошей традицией нашего города. И тогда можно быть уверенным, что юные нижегородцы будут гордиться величественной историей великой страны».

Основные этапы реализации проекта «Наследники Минина - за веру и Отечество» представляет Воробьева Р.М., руководитель центра «Истоки». Раздел «Вехи проекта» на протяжении всего сборника рассказывают о проводимых мероприятиях, об итогах конкурсов патриотического фестиваля, проводимого в рамках проекта.

В сборнике 4 главы: «День народного единства», «Нижегородский подвиг во имя России», «Купно за едино!», «Люблю Отчизну я». Каждую главу предваряет эпиграф, представляющий собой цитату из эссе или стихотворений участников патриотического фестиваля.

I глава «День народного единства» начинается с размышлений учащихся о новом государственном празднике. Шаров Александр (гимназия №13) говорит о необходимости не только территориального единства, «самое главное -духовное единство. Его надо выделить из общего прошлого и использовать как катализатор патриотических идей и замыслов». По мнению Барабанова Виталия (лицей №40), «4 ноября станет Днем Памяти всех Героев России, Днем гордости за свой великий народ и непобедимую Россию». В этой главе представлены стихотворения и фрагменты работ, в которых рассказывается о Мининских торжествах в Нижнем Новгороде в 1911г. и 2005г.

Иллюстрируют данную главу плакаты и наградные знаки, а также фотографии с патриотической акции, прошедшей у стен древней Ивановской башни; с итоговых конференций - 2005, 2006г., проводимых в музее науки Нижегородского государственного университета им.Н.И. Лобачевского (Нижегородская радиолаборатория) и Нижегородском художественном музее. Здесь также представлен «Летописец» №13, рассказывающий о патриотическом фестивале 2007г.. Информационные листки «Летописец» издаются творческим объединением центра «Кремлевской дружиной», чья фотография у нового памятника К.Минину и Д.Пожарскому представлена в начале главы.

II глава «Нижегородский подвиг во имя России» начинается статьей профессора Галая Ю.Г., председателя общества «Нижегородский краевед», автора многих работ о «великом сыне нашего Отечества» - К.Миннине. Галай Ю.Г. считает, что авторы проекта «Наследники Минина» поставили перед собой благородную задачу приобщить подрастающее поколение к сбережению своей исторической памяти. С этой целью «Истоки» через своих юных подвижников -краеведов знакомят сверстников с героическими страницами российской истории, национальной культуры и православными святынями».

Очень интересен в этой главе рассказ-мистерия Михеевой Елены (вечерняя школа №4); в широко известной в русской литературе форме сна она раскрывает нам духовный облик К.Минина, с которым «повстречалась» у памятника великому патриоту. Эта встреча помогла осознать: «подобно тому, как в каждом из нас течет кровь наших предков, как их грехи и добрые дела влияют на формирование душ наших, так и судьба земли родной, всего народа, к которому ты принадлежишь, не может не отозваться, не ожить в твоей судьбе». Каждый должен участвовать в сегодняшней жизни не только города, но и всей России, а значит, творить историю. «В единении наша сила, в единении!» -повторяла я слова К.Минина. Эта идея спасла Русь тогда. Вспомнив о самобытном духе своем, объединившись, спасем Отечество и теперь!»

В этой главе представлены стихотворения, среди них можно отметить произведения Постоева Тимура (гимназия №13), в которых нижегородский подвиг отражен в различных жанрах; элегии, былине, оде. Учащиеся рассматривали также образ К.Минина в литературе, изобразительном искусстве; Ушакова Екатерина (гимназия №13) проанализировала все основные формы почитания героев, «включения их в систему государственной пропаганды». На этих страницах представлены иллюстрации картин «Воззвание Минина к нижегородцам» широко известного художника К.Маковского, а также менее известных А.Кившенова и М.Пескова.

Подглава «Экскурсии по мининским местам» проводит нас экскурсионными маршрутами по Нижегородской области и Нижнему Новгороду, в том числе пушкинских времен. На фотографии представлены лучшие экскурсоводы центра и фрагменты их экскурсий.

«Вехи проекта» подводят итоги патриотического фестиваля 2007г., рассказывают о съемках экскурсии по площади Единства программой «Парашют», о поездке по маршруту нижегородского ополчения: Балахна, Пурех, Ярославль, Кострома.

В III главе «Купно за едино!» слово заместителя руководителя Отела религиозного образования Русской Православной церкви протоиерея Алексея Горина, считающего, что «сегодня нам жизненно необходима программа, направленная на воспитание духовно-нравственной личности ребенка через обретение им духовного опыта, основанного на традициях Православия».

Работы в этой главе посвящены необходимости в настоящее время встать «купно за едино», чтобы «Господь просветил Россию миром, духом единения и любви, даровал нашим людям ревность о доброделании, мудрость и благоразумие». Несколько работ раскрывают значение Казанской иконы Божьей Матери, ставшей Знаменем народного ополчения 1612г.

Глава проиллюстрирована детскими рисунками, на которых отражена красота православного мира. На фотографиях выступление протоиерея А.Горина на конференции, возложение цветов к могиле К.Минина в Михайло-Архангельском соборе, где священник В.Спирин читал участникам конференции проповедь. Страничка с Детских Рождественских чтений 2005г. по теме «Наследники Минина- за Веру и Отечество» показывает выступление воспитанницы центра с исследовательской работой «Храм Иоанна Предтечи- символ народного единства». В президиуме члены экспертной группы - протоиерей А.Горин и Николай Игошев, руководитель Отела религиозного образования Русской Православной церкви.

Последняя глава «Люблю отчизну я» - размышление учащихся о патриотизме. Стихотворения, посвященные Родине - России и родному городу - Нижнему Новгороду. Интересны хокку пятиклассников из школы №42. Н.М.Фортунатов, постоянный член экспертной группы в номинации «Эссе и стихотворения» в предисловии к IV главе пишет: «Мне понравилось, что Стася Савосина, Сергей Шумихин и другие ребята попытались выразить свое восхищение Нижним Новгородом в жанре японского хокку. Это не только интересно и необычно, но и весьма показательно: ведь русских людей всегда отличала всемирность, то есть способность понять и полюбить человека другой культуры, готовность раскрыть ему свою душу. В этом и есть проявление глубинной сущности православной Веры, призывающей людей к любви и единству». По мнению профессора Н.М.Фортунатова, для «патриота нет сейчас более захватывающей темы для размышлений, чем о природе отечественного героизма, о сохранении духовных сил нашего народа».

В заключение сборника представлены отзывы директоров школ №7,103, заместителя директора по воспитательной работе гимназии №13, руководителя музея школы №30, чьи образовательные учреждения принимали активное участие в патриотическом фестивале. Педагог-организатор центра «Истоки» Лазарева В.А. говорит о будущем проекта. Центр выражает благодарность всем, кто помог реализовать проект «Наследники Минина - за Веру и Отечество» в течение 3 лет: 2005-2007г. В сборнике дан список литературы, которой пользовались учащиеся при написании своих работ.

Последняя страница рассказывает о деятельности краеведческого центра «Истоки», разработавшего проект, направленный на гражданско-патриотическое, духовно-нравственное воспитание учащихся.

Все представленные фотографии были сделаны педагогами и учащимися центра во время проведения мероприятий. Компьютерная верстка и оформление сборника Смирнова Валерия.

Сборник вышел в июле 2008г., поэтому материалы патриотического фестиваля-2008 здесь не отражены. Приложением к сборнику является альбом, в котором представлены стихотворения и рисунки участников патриотического фестиваля -2008г.

5


© 2010-2022