Статья Проблемы детей при переходе из начальной школы в пятый класс

Раздел Классному руководителю
Класс 4 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проблемы детей при переходе из начальной школы в пятый класс.

Адаптация детей при переходе из 4 класса в 5 класс.

Статья Конеевой Э.Э.,учителя начальных классов МБОУ «Первомайская ОШ»

2015/2016 учебный год

Эти 4 года пролетели так быстро, но за это время мои «малыши» так повзрослели и изменились ,что мне не хочется с ними прощаться, но совсем скоро они уйдут в 5-«Б».Вот это меня и волнует. За эти годы они все 23 стали мне дороги и близки ,а как сложится их дальнейшая учеба и жизнь в 5 классе?...Преемственность…преемственность!?

Статья Проблемы детей при переходе из начальной школы в пятый класс

Статья Проблемы детей при переходе из начальной школы в пятый класс

Переход из начальной школы в среднюю связан с возрастанием нагрузки на психику ученика. Психологические и психофизиологические исследования свидетельствуют, что в начале обучения в пятом классе школьники переживают период адаптации к новым условиям обучения, во многом сходный с тем, который был характерен для начала обучения в первом классе.

В пятом классе условия обучения коренным образом меняются: дети переходят от одного основного учителя к системе «классный руководитель - учителя-предметники», уроки, как правило, проводятся в разных кабинетах.

В настоящее время переход из начальной школы в среднюю совпадает с концом детства - достаточно стабильным периодом развития.

Как показывает практика, большинство детей переживает это событие как важный шаг в своей жизни. Они гордятся тем, что «уже не маленькие». Появление нескольких учителей с разными требованиями, разными характерами, разным стилем отношений является для них зримым показателем их взросления. Они с удовольствием и с определенной гордостью рассказывают родителям, младшим братьям, друзьям о «доброй» математичке или «вредном» историке. Кроме того, определенная часть детей осознает свое новое положение как шанс заново начать школьную жизнь, наладить не сложившиеся отношения с педагогами.

Резкое изменение условий обучения, разнообразие и качественное усложнение требований, предъявляемых к школьнику разными учителями, и даже смена позиции «старшего» в начальной школе на «самого маленького» в средней - все это является довольно серьезным испытанием для психики школьника.

В адаптационный период дети могут стать более тревожными, робкими или, напротив, «развязными», чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными. Иногда нарушаются сон, аппетит... Подобные функциональные отклонения и той или иной форме характерны примерно для 70-80 % школьников.

У большинства детей подобные отклонения носят единичный характер и исчезают, как правило, через 2-4 недели после начала учебы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2-3 месяца и даже больше С адаптационным периодом часто связаны и заболевания детейПодобные заболевания носят психосоматический характер. Статья Проблемы детей при переходе из начальной школы в пятый класс

Возраст 10-11 лет создает благоприятные возможности для подобной работы в силу повышенного интереса к своему внутреннему миру. Ребята активно интересуются способами развития внимания, памяти, мышления, способами регуляции.

В школе дети сталкиваются с новым образом жизни. Нелегок их переход из начальной школы в основную. Самым трудным в этот момент для ребенка является освоение его в новой среде.

В начальной школе ребенок обучается несколько лет в одном классе, в одном коллективе, у одной, ведущей большинство предметов учительницы, в одном кабинете. Эти неизменные условия создавали необходимый психологический комфорт. В пятом классе количество предметов увеличивается до 10-12, и самое главное, учителей становится столько же, а не одна, любимая, к которой он так привык за 3 года, и которая так хорошо узнала каждого своих учеников за это время. Все уроки проходят в разных кабинетах. Представьте себе, что у вас десять начальников, и каждый из них командует по - своему. Представили? Примерно те же чувства испытывает ребенок, перешедший в среднюю школу.

Не менее редкая проблема, с которой сталкиваются дети, переходя в основную школу, это частые перемены в составе класса. Некоторые дети уходят, на их место приходят новые. Это создает стресс для ребенка, ведь приходится заново строить отношения со сверстниками.

Что еще не мало важно, так это то, что каждый ученик в начальной школе имеет статус «сильного», «среднего» или «слабого», сколько бы ни говорилось о непедагогичности такой позиции. Но это данность, и этим фактом связана оценка ребенком самого себя. В основной же школе каждый учитель воспринимает ученика по-своему. Статья Проблемы детей при переходе из начальной школы в пятый класс Статья Проблемы детей при переходе из начальной школы в пятый класс

Часто бывает так, что мальчик - одаренный математик, но вот русский язык ему не дается. Понятно, что учителю математики легко работать с таким учеником, в то время как учитель русского языка за голову хватается.

Разная оценка и соответственно разное отношение учителей создает еще большую неопределенность.

Проблема, которая возникает у большинства школьников, заключается в том, что учителя основной школы часто не делают различий между пятиклассниками и, допустим, десятиклассниками, предъявляя ко всем одинаковые требования. Это не всегда результат психологической неграмотности, просто иногда за время перемены невозможно полностью перестроить свой стиль ведения урока. Такое удается только опытным учителям. К сожалению, в школе их не так уж много. И от этого дети не могут найти общего языка с учителем.

Даже психологически благополучный выпускник начальной школы, успешно справляющийся с обучением в школе, умеющий общаться со сверстниками и учителями, вряд ли будет комфортно чувствовать себя, придя в пятый класс. Об этом свидетельствует факт, что в первой четверти пятого класса четвертные оценки по основным предметам оказываются на балл ниже выпускных. Что уж говорить об учениках, у которых были проблемы в начальной школе!

Истоки многих проблем пятиклассников обнаруживаются еще в начальных классах.

Родители должны обращать внимание на то, как пишет их ребенок. Если он пропускает буквы в письменных работах или не умеет применять правила, хотя знает их формулировки, то это оставит свой след на его психике и ему будет труднее привыкнуть к новой системе обучения, в пятом классе.

Если ребенок в возрасте 9-10лет плохо владеет умением пересказа текста, с трудом понимает объяснения учителя, плохо решает задачи по математике, с трудом ориентируется в пространстве (в том числе и в собственной тетради), то, скорее всего, эти проблемы приведут к так называемой школьной дезадаптации.

Так же надо обращать внимание на то, с кем общается ребенок. Если он часто меняет приятелей, ни с кем подолгу не дружит, одинок, это тоже может привести к серьезным проблемам.

Школьная дезадаптация - это результат нарушения приспособления ребенка к тем иным условиям школьной среды.

Ученик не в силах справиться с трудностями в обучении и общении со сверстниками и учителями, внутренними душевными проблемами и тем самым помочь самому себе подняться на новую ступень психологического опыта, стать чуть взрослее. Если родители и педагоги вовремя не обратят на это внимание, школьная дезадаптация может привести к педагогической запущенности, отказу посещать школу даже невротическим расстройствам.

Существует множество проблем, с которыми придется столкнуться ребенку и его родителям, если во время не обратить внимание на то, как ведет себя ребенок в школе, как общается со своими одноклассниками, на сколько ему нравится учиться.

Одна из этих проблем - это интеллектуальная дезадаптация, когда происходит нарушение или отставание в развитии мышления ребенка. Другая дезадаптация, поведенческая, сопровождаемая несоответствием поведения ребенка моральным, а так же правовым нормам (агрессивность). Опасна коммуникативная дезадаптация, то есть затруднения в общении со сверстниками и взрослыми, а так же соматическая - отклонение в здоровье ребенка.

Часто возникают эмоциональные трудности.

К сожалению, большое количество пятиклассников страдают от школьной дезадаптации. Такие разные проблемы, а причина одна - ребята не справились с изменением ситуации в классе.

Признаками этих проблем являются усталость, нежелание делиться своими впечатлениями о проведенном дне, нежелание выполнять домашние задания, негативные характеристики в адрес школы и учителей, постоянные жалобы на плохое самочувствие и др.

Проблемы школьника могут отражаться на резких снижениях настроения, ярко выраженной раздражительности, уходе в себя, избегании контактов с людьми, неумении сосредоточиться, нарушении общепринятых правил поведения.

Родители, которые обнаружили, что у их ребенка возникают какие-то проблемы в школе, должны обратиться к школьному психологу, так как без его помощи они врятли смогут добиться хорошего результата.

Факторы, влияющие на психику ребенка, могут быть разными. Будь это, предположим, общая тревожность в школе, когда ребенок неловко чувствует себя в школе, в окружении своих одноклассников, в общении с учителями и другими детьми в школе. Так же это может быть неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т.д.

Не редко у детей, особенно возраста 10-11лет, проявляется страх самовыражения, когда ребенок боится показать себя, выступить перед публикой, перед классом. Это встречается и у старшеклассников, но намного реже, т.к. к десятому, одиннадцатому классу они уже привыкают отвечать перед всеми.

Чаще всего, у учеников, притом, не зависимо от возраста, встречается страх ситуации проверки знаний, особенно в присутствии большого количества людей, незнакомых людей, да и просто в классе. Родители должны дать понять своим детям, что им придется выступать перед большим количеством людей, когда они пойдут в школу, что этого не избежать и бояться тут нечего, так как в жизни всегда приходится общаться с людьми, зачастую, отстаивать свои взгляды, и ни только наедине с кем-то, но и там, где много незнакомых людей.

Страх отвечать на уроке - часто встречающееся эмоциональное состояние среди учащихся. Научиться отвечать на уроке, перед всем классом, бесспорно, очень тяжело. Это страх, который может убить только сам ребенок. Он должен научиться говорить перед публикой, не боясь, что над ним будут смеяться, не боясь ответить неправильно. Конечно, этот страх зависит и от того, какие условия созданы в классе. Эмоциональный фон должен быть благоприятным для ребенка, чтобы он мог, не боясь, высказаться перед своими сверстниками и учителем.

Этот страх знаком всем людям. Все помнят, как проходили первые уроки в школе, особенно в пятом классе. Большинство ребят сидели молча. Все боялись отвечать у доски, особенно на основных предметах, таких как математика, русский, физика…

Этот страх постепенно исчезает, по мере обучения в школе. Переходя из класса в класс, ребенок начинает отвечать на уроках смелее, так как уже хорошо знает ребят, с которыми учится, да и большинство школьных учителей. Он уже знает, на что он способен, предполагает реакцию учителя и сверстников, знает, чего от него ждут. Таким образом, страз постепенно исчезает. Но до конца он, наверно, не пропадает. Ведь даже в одиннадцатых классах ребята боятся отвечать на некоторых уроках. Особенно на тех, которые им плохо даются.

Страх перед экзаменом - высшая степень страха ситуации проверки знаний. Все боятся экзаменов. Причин множество: и неуверенность в собственных знаниях, и боязнь ошибиться, перепутать что-нибудь, и страх отвечать перед комиссией. Все это - стресс для учащегося. Некоторые дети вообще очень тяжело переживают экзамены. Многие так нервничают, что приходится даже принимать успокоительные лекарства.

Учителя должны понимать и учитывать все это. Ведь очень тяжело собраться, успокоиться, взять себя в руки и сдать экзамен. Если ответ у доски на обычном уроки вызывает переживания у детей, можно предположить, как они нервничают во время сдачи экзаменов.

Но, к сожалению, ни все учителя учитывают это. Некоторые даже снижают оценку за неуверенный ответ у доски, хотя с точки зрения психологии это неправильно. Такой метод оценивания выступления ученика на уроке или экзамене способствует снижению его успеваемости на данном предмете, понижению самооценки, появлению страха самовыражения.

Во всех учебных заведениях есть проблема в отношениях учеников с учителями. Эта проблема существует во всех школах и классах, и снижает успеваемость учащихся. Взаимоотношения между учениками и их учителями очень разнообразны. Все дети разные, у всех у них есть свой определенный взгляд на все. Так же, как у каждого учителя есть своя методика ведения урока, свой взгляд на каждого ученика. Часто взгляды учителя и ребенка не совпадают, и возникает конфликт во взаимоотношениях.

Редко бывает, что ребенку все предметы в школе даются одинаково легко, естественно, отношение учителя к ученику зависит от его успеваемости и внимательности на уроке у этого педагога. Если ребенку не дается предмет, отношение учителя к этому учащемуся уже заведомо хуже, чем к тому, кто знает этот предмет относительно хорошо. Все эти факторы влияют на взаимоотношения учеников и педагогов, на отношение ребенка к предмету и на его эмоциональное состояние.

Закончив начальную школу дети сталкиваются со всеми этими проблемами; они переживают, нервничают, боятся. Все это может привести к стрессу и даже к психическим нарушениям. Поэтому необходимо, чтобы в школе, особенно в период адаптации ребенка, были созданы все благоприятные условия, направленные на повышение уровня знаний, интереса к предметам и улучшения его эмоционального состояния, которые помогут ему пройти этот сложный путь.

Помощь родителей на первых порах нередко нужна школьникам и в подготовке домашних заданий (даже если в начальной школе дети делали уроки самостоятельно), и в преодолении трудностей в учебе, которые нередко возникают на первых этапах обучения в средней школе.

Именно с этими особенностями адаптационного периода в значительной степени связано ухудшение успеваемости, которому родители подчас находят неверное объяснение.

Литература

1. Джинотт, Х. Дж. Между родителем и подростком. - М., 2000.

2. Практическая психология образования / под ред. И. В. Дубровиной. - М., 1997.

3. Сосова, Н. Л. В пятый раз - в первый раз: пособие по профилактике и коррекции школьных проблем учеников 10-11 лет. - СПб., 2001.

4. Цукерман, Г. А. Десяти-, двенадцатилетние школьники: «ничья земля» в возрастной психологии // Вопросы психологии, 1998. - № 3.

5. Цукерман, Г. Л., Мастеров, Б. М. Психология саморазвития. - М., 1995.


© 2010-2022