Выступление классного руководителя Как провести родительское собрание

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРАВИЛА ПОДГОТОВКИ

КЛАССНОГО РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ

( Выступление на заседании ШМО классных руководителей)

Правило ПЕРВОЕ. Тема родительского собрания должна быть актуальна для родителей.

Правило ВТОРОЕ. Родительское собрание должно проводиться в удобное для родителей время.

Правило ТРЕТЬЕ. План проведения родительского собрания должен быть им известен.

Правило ЧЕТВЕРТОЕ. Общение классного руководителя и родителей должно быть тактичным и выдержанным.

Правило ПЯТОЕ. Родительское собрание не должно навешивать ярлыков.

Правило ШЕСТОЕ. Родительское собрание должно быть педагогически полезным и хорошо подготовленным.

Любое собрание должно включать в себя пять обязательных компонентов:

1. Анализ учебных достижений учащихся класса. Учитель знакомит родителей с общими результатами учебной деятельности класса.

2. Ознакомление родителей с состоянием социально-экономического климата класса. Учитель делится наблюдениями о поведении ребят на уроках, переменах, в столовой, на экскурсиях и т.д. Темой разговора могут быть взаимоотношения, речь, внешний вид учащихся и другие вопросы. Здесь нужно быть предельно деликатным, избегать негативных оценок в адрес конкретного ученика, а тем более родителя.

3. Психолого-педагогическое просвещение. Важно помнить, что задача повышения уровня психолого-педагогической компетентности родителей - одна из важнейших задач учителя, Неплохо было бы предложить родителям информацию о новинках педагогической литературы.

4. Обсуждение организационных вопросов (экскурсии, утренники, приобретение учебных пособий) состоит из двух составляющих: отчета о проведенной работе и информации о предстоящих делах.

5. Личные беседы с родителями. На этом этапе объектом внимания должны стать родители детей, имеющих проблемы в обучении и развитии. Сложность состоит в том, что очень часто эти родители, опасаясь критики, избегают собраний. Классный руководитель должен дать понять, что их здесь не судят, а стремятся помочь. Очень эффективна тактика присоединения: «Я вас понимаю!», «Я с вами согласна!».

Советы психологов:

• перед началом собрания лучше «оставить за дверью» плохое настроение; » отводить на проведение собрания не более 1-2 часов;

• самый приятный звук для человека - его имя. Положите перед собой список с именами и отчествами родителей;

• перед началом родительского собрания объявите вопросы, которые планируете обсудить;

• не забудьте «золотое правило» педагогического анализа: начинать с позитивного, затем говорить о негативном, завершать разговор с предложениями на будущее;

• поблагодарите тех, кто нашел время прийти (особенно отцов);

• дайте понять родителям, что вы хорошо понимаете, как трудно ребенку учиться;

• в личной беседе оценивайте детей относительно их потенциальных возможностей;

• доведите до родителей мысль, что «плохой ученик» не означает «плохой человек»;

• родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он может помочь своему ребенку.

Не стоит:

- сравнивать успехи отдельных учащихся и разных классов;

- давать негативную оценку всему классу;

- переоценивать значение отдельных предметов;

- избирать для общения назидательный тон.

И еще раз - будьте предельно корректны и тактичны.

Желательно, чтобы на собрании присутствовал не только монолог учителя, а диалог, в процессе которого происходит взаимный обмен мнениями, идеями, современный поиск решения возникающих проблем. Каждое собра­ние требует тщательной подготовки, чтобы оно проходило в обстановке за­интересованности, при активном участии родителей. Иногда заранее провожу анкетирование детей или родителей или по ходу обсуждения темы.

Тематика родительских собраний распределена по классам. Но у каждого класса возникают какие-то проблемы. Поэтому иногда приходится корректировать тему, внося новую, злободневную. Вот какие темы собраний мы планировали в 1 - 2-ом классе и что запланировано на 3-ий класс.

1-й класс.

Многие родители не учитывают индивидуальных возрастных особенностей детей, предъявляя к детям повышенные требования, стремятся к их взрослению.

Поэтому первая тема родительского собрания «О возрастных психологических особенностях младшего школьника». Зная особенности младших школьников, родители по-иному будут оценивать поведение детей. Первый год учебы - самый трудный: меняется весь уклад жизни ребенка, появляются новые обязанности, заботы. Чтобы справиться с учебной нагрузкой, выдержать достойно период адаптации к школьной жизни, чтобы защитить нервную систему, необходимо соблюдать режим дня.

Поэтому вторая тема родительского собрания - «Режим дня».

Все родители мечтают, чтобы их дети хорошо учились. Поэтому следующая тема родительского собрания. «Как помочь детям хорошо учиться». Эта помощь должна идти в трех направлениях:

1. Контроль за выполнением домашних заданий.

2. Приучение детей к самостоятельности.

3. Соблюдение режима дня.

Еще одна важная для этого года тема «Умеете ли вы любить своего ребенка?»

И наконец, итоговое собрание. (О летнем отдыхе детей. О закаливании организма. Влияние здоровья на работоспособность и успеваемость детей.)

2-й класс.

Родители, отдающие своих детей в престижные школы, гимназии, обладают определенными престижными установками. Престижные установки и ожидания должны присутствовать у всех родителей, но для правильного развития личности ребенка пагубен как чересчур завышенный, так и зани­женный уровень притязаний; завышенный подавляет, гасит природную лю­бознательность детей, заниженный не стимулирует их развитие.

Если принять во внимание эмоциональное состояние детей, то в том или ином случае дети испытывают дискомфорт, у них развивается чувство тревожности, неуверенности в себе и в родительской любви, острой нехватки любви, тепла, внимания.

Здесь актуальна тема «Папы, мамы и школьные отметки»; на этом собрании отмечаю, что родителям важно оценивать не те оценки, что получа­ет ребенок, а желание учиться и стараться.

Плохие отметки - это не повод для наказания, а сигнал тревоги. Любой ребенок имеет право на ошибку.

Следующая тема родительского собрания «Как готовить домашнее за­дание». Здесь обращаю внимание родителей на то, что не нужно натаскивать детей в отдельных умениях и навыках, а нужно развивать в главном -умении размышлять. Необходимо приучать детей к самостоятельности, к организованной и обдуманной деятельности, воспитывать привычку к систематическому, каждодневному труду.

Знакомлю с памятками по предметам, говорю о том, как включаться в работу разным детям.

То, как читает ребенок, отражается на успеваемости детей в среднем звене.

Ученые провели эксперимент и сделали вывод, что на «4» и «5» успе­вают дети, которые читают со скоростью 120-150 сл.мин. Темп чтения - это не самоцель, он отражает уровень развития ученика.

На этом собрании знакомлю родителей с таблицами (по скорочтению), говорю о приемах работы с детьми, чтобы привить любовь к чтению.

Последняя тема собрания «Как избежать детской агрессии». В каждом классе встречаются агрессивно настроенные дети, и эта проблема требует внимания.

3-й класс.

1. «Воспитание трудолюбия в семье».

2. «Окрыляющая сила успеха». Эта тема актуальна, так как если у ребенка есть успех, то есть и желание учиться. Успех в учении - первостепенное условие становления личности.

3. «Семейный этикет» (о своде правил в семье, в основе их лежит взаимное уважение и внимание друг к другу, посильное содействие каждого общему благополучию). Здесь я говорю о систематическом, каждодневном воспитании детей дома, чтобы эти правила стали для детей привычными.

4. «Об особенностях памяти младших школьников, о концентрации внимания».

При работе с родителями определила несколько правил:

1. Не говорить с родителями в гневе, не поучать их, а только советовать.

2. Своими поступками и поведением убеждать родителей и детей в том, что от меня нечего скрывать.

3. Не говорить на собраниях о неудачах учащихся, но и не умалчивать о них вовсе (о неудачах и отметках говорю в индивидуальной беседе).

4. Всегда можно найти, за что родителям сказать спасибо.

5. В общении с родителями стараюсь быть доброжелательной, внимательной, тактичной, требовательной.

6. Стараюсь помнить правило: ребенок - главная цель общения.

И если даже между учителем и родителями неприязнь, то ее необходимо преодолеть во имя ребенка.

Бывает, что родители не всегда принимают учителя из-за того, что он излишне строг к детям, по их мнению несправедлив. Есть родители, которые потребительски относятся к школе и не склонны к сотрудничеству с учителем. Ломать стену отчуждения не просто, но и оставлять как есть нельзя. Стараюсь понять причину, вникнуть в суть неприятия, так как без этого нельзя сформировать у родителей благожелательность и чувство ответственности за ребенка. Каждая крупица неравнодушия должна быть замечена, пущена в ход, чтобы убедить родителей словом и делом: «Я хочу, чтобы вашему ребенку было хорошо». Родители обязаны в это поверить. Сближают родителей и учителя школьные праздники, поездки, походы.

Все семьи, конечно, разные по моральному и культурному уровню. И все же на семье лежит ответственность и обязанность овладеть всеми навыками, создать здоровый климат взаимоотношений, заботиться о детях. И если родители становятся нашими единомышленниками, коллегами - это даст свой положительный результат.

© 2010-2022