Дидактическая игра Нравственные ценности. Добро и Зло в истории человечества

Раздел Классному руководителю
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок гражданственности в 7 классе

Тема 10. Нравственные ценности. Добро и Зло в истории человечества

Цели: развитие представления о понятиях: добро, зло, доброта, моральный поступок, бескорыстие, объяснить учащимся, что такое нравственные ценности, какова роль добра и зла в существовании и деятельности человека, охарактеризовать основные пути сохранения нравственных ценностей общества, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, развивать внутренний мир учащихся.

Задачи:

1. Пробуждать у детей стремление совершать добрые дела;

2. Развивать умение наблюдать, анализировать, обобщать, оценивать поступок;

Основные понятия и термины: мораль, общечеловеческие ценности, нравственные ценности, добро и зло

Форма организации образовательного процесса: занятие - дидактическая игра.


Ход урока

  1. Организационный момент. Прослушивание фрагмента песни «Что такое доброта?»

  2. Мотивация учебной деятельности.

- О чём эта песня?

- В чём смысл песни?

- Это и есть первое слово нашей темы.

- Назовите антоним слова «добро»?

На экране четверостишие

Добро и зло творить всегда

Во власти всех людей.

Но зло творится без труда,

Добро творить трудней.

-Что такое добро и что такое зло? На протяжении всей своей истории человечество пытается ответить на эти вечные вопросы.

- О каких понятиях мы будем говорить на уроке?

3. Постановка цели.

Игра «Подумаем о доброте»

Правила игры: Дети встают в круг. Каждому из них по очереди учитель бросает в руки мяч. Поймавший мяч называет какого-либо доброго человека и объясняет, почему он добрый. Например: моя сестра добрая, потому что она каждый день играет со мной, делится со мной игрушками и т.д.

- Попробуйте сформулировать цель нашего урока. (Ответы детей)

- После этого урока вы сможете: объяснять, что такое общечеловеческие нравственные ценности категории добра и зла, приводить примеры; получите представление о значении добра в жизни человека и в межличностных отношениях, определять, как знание нравственных ценностей помогает успешно разрешать конфликтные ситуации в повседневной жизни.

- Мне бы хотелось пробудить в наших душах стремление совершать добрые дела, добрые поступки.

4.Основная часть.

Игра « Продолжи фразу»

- Продолжите следующую фразу: « Зло - это……….» (Ответы детей)

Зло- это войны и предательство, зависть и жадность, это преследование людей другой национальности, другого цвета кожи. Зло- это равнодушие, эгоизм, обман, пьянство; это когда сильный обижает слабого человека, младшие не уважают старших, взрослые не заботятся о детях. К сожалению, зло очень распространено и коварно. Зло маскируется, иногда его трудно распознать.

- Продолжите фразу: « Добро- это………» (Ответы детей)

Добро в первую очередь связано с умением сострадать, порадоваться, сопереживать, откликаться на чувства других. Доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

- Что такое доброта?

- А только ли слова должны быть добрыми?

-Какие добрые дела вы можете сделать в классе, дома, на улице, в транспорте?

Игра «Собери стихотворение» (разрезанное стихотворение в конвертах).

- Для вас приготовлено стихотворение, которое должно стать для каждого из вас девизом жизни, но его надо собрать, т.к. оно разрезано по строчкам.

- Прочитайте его и постарайтесь запомнить для себя самые главные слова.

Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно,

В любую минуту всегда.

И если когда-то кому-то

Поможет твоя доброта,

Улыбка твоя,

Ты счастлив, что день

Не напрасно был прожит,

Что годы живѐшь ты не зря!

- Скажите, какое понятие более широкое «добро» или «доброта»? (Ответы учащихся)

- Мы много уже сегодня говорили о доброте, а что такое «Добро»? (Добро - это нравственная ценность, которая относится к человеческой деятельности, образец поступков людей и отношений между ними)

- Что такое нравственная ценность?

- Моральные, добрые поступки, связанные с каким понятием? Приведите примеры.

- Какое главное правило добрых поступков? (Бескорыстие)

- А теперь попробуйте образовать однокоренные слова к слову «добро». Попробуйте объяснить значение этих слов так, как вы их понимаете.

Добро , добродетель, доброта, добросердечность, добрососедство.

- Поговорим теперь о понятии противоположном добру.

- С каким цветом оно у вас ассоциируется?

- Как вы думаете, какое определение можно дать этому слову?

. - Какие примеры проявления зла вы можете привести.

- Должны ли люди бороться со злом? (Ответы - рассуждения)

Игра « Разноцветные капельки»

- На столе у вас лежат капельки, выберите любую и напишите на ней качество или событие, которое, по-вашему, самое злое. ( Воспитанницы выполняют задание)

- Давайте закрепим их на доске. ( Дети свои капельки закрепляют на доске )

- Получился дождь зла.

- Может ли добро победить зло? ( Ответы детей)

- Как сделать, чтобы добро победило зло? ( Ответы детей)

- Выберите солнечные лучики и напишите на них добрые качества и поступки, которыми можно исправить и уничтожить зло. ( Дети выполняют задание)

- Закрепляем сверху на капельках зла лучики с добрыми поступками и высушим их. ( Дети по очереди закрепляют свои капельки)

Подведение итога игры:

- Но не всегда в жизни все происходит так просто. Судить человека надо по его делам. Можно тысячу раз говорить о том, что жалко стариков, и никогда не уступать место в транспорте пожилому человеку, на словах заботиться о природе, не замечая при этом урну для мусора. От того, какие у вас будут друзья, какими вы будите людьми, зависит только от вас.

- Послушайте стихотворение и скажите, о чем гласит эта легенда?

Гласит легенда, в смутное то время,

Воды с тех пор немало утекло,

Сев на коней, слегка поправив стремя,

Сражались на Земле Добро и Зло.

И белого коня вперед направив,

Добро открыто мчалось на врага.

Но Зло, оно не соблюдает правил,

Ударило ножом исподтишка.

Добро едва успело увернуться,

А может, ему просто повезло,

С тех пор они сражаются, дерутся,

И кто из них сильней, Добро иль Зло?

Вот, кажется, Добро уж победило,

Мы воспоем победу храбреца,

Но живо зло, оно лишь затаилось,

Оно не умирает до конца.

И что поделать, им не примириться,

Никто из них не может победить.

Менялись их доверенные лица,

Добро и Зло - их некем заменить.

Учитель:

- Ребята мы совершаем добрые (моральные) поступки, но бывает и недобрые (аморальные), потом сожалеем.

- Как вы думаете, какие поступки мы совершаем без усилия воли, добрые или злые? Почему? (Ответы - рассуждения детей)

- Знайте, за души человеческие идѐт постоянная борьба добра и зла.

-Хотите знать, как это происходит? Прочитайте притчу. (У каждого на столе текст)

Притча о двух волках

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.

- В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло - зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь...

Другой волк представляет добро - мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность... Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил

- А какой волк в конце побеждает? Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

- Каково ваше мнение?

Сценка « Все в твоих руках».

- Ребята приготовили сценку одной истории (разыгрывание истории по ролям).

- Как вы думаете, что ответил мудрец?

Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, который завидовал его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И пошел он на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: « Спрошу я у мудреца: скажи, о, мудрейший, какая бабочка у меня в руках - живая или мертвая? Если он скажет - живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее. Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил ее между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у мудреца: « Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший:: живая или мертвая?»

- Как вы думаете, что ответил мудрец?

И тогда мудрец, который был действительно очень умным человеком, сказал: « Все в твоих руках».

Беседа по содержанию

- Как вы понимаете слова мудреца « Все в твоих руках»? ( Ответы детей)

( Жизнь или смерть бабочки в данный момент зависела только от завистника)

Чтение стихотворений детьми

Ученик 1

Каждый знает, этот мир
Словно кто-то разделил:
На хорошее, плохое -
В нас живут вот эти двое.

Ученик 2

Они борются с годами
В сказках, фильмах и в нас с вами.
Каждый вправе выбирать
Кому в этом помогать.

Ученик 3

Ну, а если ты с улыбкой
И хорошим делом тоже
Помогаешь всем на свете,
То добро всегда поможет

Ученик 4

Помни истину простую:
Что от зла добра не ждут.
Только добрые поступки
И к тебе добром придут!

Закрепление. Рефлексия

Задание на карточке. Вставьте подходящее по смыслу слово. Ни один _____________________ человек не бывает счастлив. Добро помни, а _____________________ забывай. Не одежда красит человека, а его ________________________ дела. ____________________ словечко, что дождь в засуху. Спешите делать ________________.

Игра « Поляна доброты»

- Пожалуйста, выберите один из цветочков. Подумайте, какой добрый поступок совершили вы вчера или сегодня, напишите его на цветочке. Если кто-нибудь не совершил добрый поступок, то напишите, какое доброе дело смогли бы вы сделать уже сегодня. ( Дети зачитывают свои добрые поступки и дела)

- Сейчас мы разместим эти цветы на нашей поляне. ( Дети размещают свои цветы)

- У нас получилась «Поляна доброты».

Игра « Передай добро по кругу»

(Звучит спокойная музыка).

- Сегодня мы говорим о доброте. Давайте встанем в круг, будем передавать друг другу вот этот мячик и говорить при этом добрые пожелания.

Итог урока

- Наш урок подошел к концу, подведем итог. О чем мы сегодня говорили?

- Скажите, можно свое сердце научить добру?

Давайте беречь добро!

Нельзя допустить, чтобы зло взяло верх над добром.

А это зависит только от нас!

-Вы еще дети, впереди у вас много славных дел. Вы сделаете нашу планету красивой, но прежде всего вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит, что вы должны быть смелыми, отзывчивыми, вежливыми, добрыми. Спешите делать добро!

- Я предлагаю закончить занятие на поэтической нотке…

Добро и зло несложно различить.
И каждый сам, наверно, представляет:
Что есть добро. И что такое зло.
И самый маленький, наверно, понимает,
Как жить легко с добром, со злом как тяжело.

Доброта нужна всем людям,
Пусть побольше добрых будет.
Говорят не зря при встрече
«Добрый день» и «Добрый вечер».
И не зря ведь есть у нас
Пожелание «В добрый час».
Доброта - она от века
Украшенье человека…

Добрым быть совсем - совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета,

Доброта не пряник, не конфета.

© 2010-2022