- Преподавателю
- Классному руководителю
- Дидактическая игра Нравственные ценности. Добро и Зло в истории человечества
Дидактическая игра Нравственные ценности. Добро и Зло в истории человечества
Раздел | Классному руководителю |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Бублик В.Н. |
Дата | 01.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок гражданственности в 7 классе
Тема 10. Нравственные ценности. Добро и Зло в истории человечества
Цели: развитие представления о понятиях: добро, зло, доброта, моральный поступок, бескорыстие, объяснить учащимся, что такое нравственные ценности, какова роль добра и зла в существовании и деятельности человека, охарактеризовать основные пути сохранения нравственных ценностей общества, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, развивать внутренний мир учащихся.
Задачи:
1. Пробуждать у детей стремление совершать добрые дела;
2. Развивать умение наблюдать, анализировать, обобщать, оценивать поступок;
Основные понятия и термины: мораль, общечеловеческие ценности, нравственные ценности, добро и зло
Форма организации образовательного процесса: занятие - дидактическая игра.
Ход урока
-
Организационный момент. Прослушивание фрагмента песни «Что такое доброта?»
-
Мотивация учебной деятельности.
- О чём эта песня?
- В чём смысл песни?
- Это и есть первое слово нашей темы.
- Назовите антоним слова «добро»?
На экране четверостишие
Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей.
Но зло творится без труда,
Добро творить трудней.
-Что такое добро и что такое зло? На протяжении всей своей истории человечество пытается ответить на эти вечные вопросы.
- О каких понятиях мы будем говорить на уроке?
3. Постановка цели.
Игра «Подумаем о доброте»
Правила игры: Дети встают в круг. Каждому из них по очереди учитель бросает в руки мяч. Поймавший мяч называет какого-либо доброго человека и объясняет, почему он добрый. Например: моя сестра добрая, потому что она каждый день играет со мной, делится со мной игрушками и т.д.
- Попробуйте сформулировать цель нашего урока. (Ответы детей)
- После этого урока вы сможете: объяснять, что такое общечеловеческие нравственные ценности категории добра и зла, приводить примеры; получите представление о значении добра в жизни человека и в межличностных отношениях, определять, как знание нравственных ценностей помогает успешно разрешать конфликтные ситуации в повседневной жизни.
- Мне бы хотелось пробудить в наших душах стремление совершать добрые дела, добрые поступки.
4.Основная часть.
Игра « Продолжи фразу»
- Продолжите следующую фразу: « Зло - это……….» (Ответы детей)
Зло- это войны и предательство, зависть и жадность, это преследование людей другой национальности, другого цвета кожи. Зло- это равнодушие, эгоизм, обман, пьянство; это когда сильный обижает слабого человека, младшие не уважают старших, взрослые не заботятся о детях. К сожалению, зло очень распространено и коварно. Зло маскируется, иногда его трудно распознать.
- Продолжите фразу: « Добро- это………» (Ответы детей)
Добро в первую очередь связано с умением сострадать, порадоваться, сопереживать, откликаться на чувства других. Доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
- Что такое доброта?
- А только ли слова должны быть добрыми?
-Какие добрые дела вы можете сделать в классе, дома, на улице, в транспорте?
Игра «Собери стихотворение» (разрезанное стихотворение в конвертах).
- Для вас приготовлено стихотворение, которое должно стать для каждого из вас девизом жизни, но его надо собрать, т.к. оно разрезано по строчкам.
- Прочитайте его и постарайтесь запомнить для себя самые главные слова.
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно,
В любую минуту всегда.
И если когда-то кому-то
Поможет твоя доброта,
Улыбка твоя,
Ты счастлив, что день
Не напрасно был прожит,
Что годы живѐшь ты не зря!
- Скажите, какое понятие более широкое «добро» или «доброта»? (Ответы учащихся)
- Мы много уже сегодня говорили о доброте, а что такое «Добро»? (Добро - это нравственная ценность, которая относится к человеческой деятельности, образец поступков людей и отношений между ними)
- Что такое нравственная ценность?
- Моральные, добрые поступки, связанные с каким понятием? Приведите примеры.
- Какое главное правило добрых поступков? (Бескорыстие)
- А теперь попробуйте образовать однокоренные слова к слову «добро». Попробуйте объяснить значение этих слов так, как вы их понимаете.
Добро , добродетель, доброта, добросердечность, добрососедство.
- Поговорим теперь о понятии противоположном добру.
- С каким цветом оно у вас ассоциируется?
- Как вы думаете, какое определение можно дать этому слову?
. - Какие примеры проявления зла вы можете привести.
- Должны ли люди бороться со злом? (Ответы - рассуждения)
Игра « Разноцветные капельки»
- На столе у вас лежат капельки, выберите любую и напишите на ней качество или событие, которое, по-вашему, самое злое. ( Воспитанницы выполняют задание)
- Давайте закрепим их на доске. ( Дети свои капельки закрепляют на доске )
- Получился дождь зла.
- Может ли добро победить зло? ( Ответы детей)
- Как сделать, чтобы добро победило зло? ( Ответы детей)
- Выберите солнечные лучики и напишите на них добрые качества и поступки, которыми можно исправить и уничтожить зло. ( Дети выполняют задание)
- Закрепляем сверху на капельках зла лучики с добрыми поступками и высушим их. ( Дети по очереди закрепляют свои капельки)
Подведение итога игры:
- Но не всегда в жизни все происходит так просто. Судить человека надо по его делам. Можно тысячу раз говорить о том, что жалко стариков, и никогда не уступать место в транспорте пожилому человеку, на словах заботиться о природе, не замечая при этом урну для мусора. От того, какие у вас будут друзья, какими вы будите людьми, зависит только от вас.
- Послушайте стихотворение и скажите, о чем гласит эта легенда?
Гласит легенда, в смутное то время,
Воды с тех пор немало утекло,
Сев на коней, слегка поправив стремя,
Сражались на Земле Добро и Зло.
И белого коня вперед направив,
Добро открыто мчалось на врага.
Но Зло, оно не соблюдает правил,
Ударило ножом исподтишка.
Добро едва успело увернуться,
А может, ему просто повезло,
С тех пор они сражаются, дерутся,
И кто из них сильней, Добро иль Зло?
Вот, кажется, Добро уж победило,
Мы воспоем победу храбреца,
Но живо зло, оно лишь затаилось,
Оно не умирает до конца.
И что поделать, им не примириться,
Никто из них не может победить.
Менялись их доверенные лица,
Добро и Зло - их некем заменить.
Учитель:
- Ребята мы совершаем добрые (моральные) поступки, но бывает и недобрые (аморальные), потом сожалеем.
- Как вы думаете, какие поступки мы совершаем без усилия воли, добрые или злые? Почему? (Ответы - рассуждения детей)
- Знайте, за души человеческие идѐт постоянная борьба добра и зла.
-Хотите знать, как это происходит? Прочитайте притчу. (У каждого на столе текст)
Притча о двух волках
Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.
- В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло - зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь...
Другой волк представляет добро - мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность... Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил
- А какой волк в конце побеждает? Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
- Каково ваше мнение?
Сценка « Все в твоих руках».
- Ребята приготовили сценку одной истории (разыгрывание истории по ролям).
- Как вы думаете, что ответил мудрец?
Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, который завидовал его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И пошел он на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: « Спрошу я у мудреца: скажи, о, мудрейший, какая бабочка у меня в руках - живая или мертвая? Если он скажет - живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее. Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил ее между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у мудреца: « Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший:: живая или мертвая?»
- Как вы думаете, что ответил мудрец?
И тогда мудрец, который был действительно очень умным человеком, сказал: « Все в твоих руках».
Беседа по содержанию
- Как вы понимаете слова мудреца « Все в твоих руках»? ( Ответы детей)
( Жизнь или смерть бабочки в данный момент зависела только от завистника)
Чтение стихотворений детьми
Ученик 1
Каждый знает, этот мир
Словно кто-то разделил:
На хорошее, плохое -
В нас живут вот эти двое.
Ученик 2
Они борются с годами
В сказках, фильмах и в нас с вами.
Каждый вправе выбирать
Кому в этом помогать.
Ученик 3
Ну, а если ты с улыбкой
И хорошим делом тоже
Помогаешь всем на свете,
То добро всегда поможет
Ученик 4
Помни истину простую:
Что от зла добра не ждут.
Только добрые поступки
И к тебе добром придут!
Закрепление. Рефлексия
Задание на карточке. Вставьте подходящее по смыслу слово. Ни один _____________________ человек не бывает счастлив. Добро помни, а _____________________ забывай. Не одежда красит человека, а его ________________________ дела. ____________________ словечко, что дождь в засуху. Спешите делать ________________.
Игра « Поляна доброты»
- Пожалуйста, выберите один из цветочков. Подумайте, какой добрый поступок совершили вы вчера или сегодня, напишите его на цветочке. Если кто-нибудь не совершил добрый поступок, то напишите, какое доброе дело смогли бы вы сделать уже сегодня. ( Дети зачитывают свои добрые поступки и дела)
- Сейчас мы разместим эти цветы на нашей поляне. ( Дети размещают свои цветы)
- У нас получилась «Поляна доброты».
Игра « Передай добро по кругу»
(Звучит спокойная музыка).
- Сегодня мы говорим о доброте. Давайте встанем в круг, будем передавать друг другу вот этот мячик и говорить при этом добрые пожелания.
Итог урока
- Наш урок подошел к концу, подведем итог. О чем мы сегодня говорили?
- Скажите, можно свое сердце научить добру?
Давайте беречь добро!
Нельзя допустить, чтобы зло взяло верх над добром.
А это зависит только от нас!
-Вы еще дети, впереди у вас много славных дел. Вы сделаете нашу планету красивой, но прежде всего вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит, что вы должны быть смелыми, отзывчивыми, вежливыми, добрыми. Спешите делать добро!
- Я предлагаю закончить занятие на поэтической нотке…
Добро и зло несложно различить.
И каждый сам, наверно, представляет:
Что есть добро. И что такое зло.
И самый маленький, наверно, понимает,
Как жить легко с добром, со злом как тяжело.
Доброта нужна всем людям,
Пусть побольше добрых будет.
Говорят не зря при встрече
«Добрый день» и «Добрый вечер».
И не зря ведь есть у нас
Пожелание «В добрый час».
Доброта - она от века
Украшенье человека…
Добрым быть совсем - совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета.