Толерантность и межкультурные различия

Уважаемые коллеги, предлагаю вам конспект на тему "Толерантность и межкультурные различия". В нем подобраны тренинговые задания для ребят и даже взрослых. сегодня мы живем в открытом мире, сел на самолет и ты уже через несколько часов можно оказаться на другом конце планеты, Vконтакт позволяет переписываться и пересылать сообщения собеседнику мгновенно и т.д. Но часто мы сталкиваемся с другими культурами, традициями, кухней.... Оказавшись в непривычной ситуации не всегда корректно ведем себя. Да...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТОЛЕРАНТНОСТЬ И МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ.

1. Упражнение «Какие мы разные» (5-7 минут )

Цель: показать собравшимся, что они не похожи друг на друга, различаются внешне, по возрасту, месту проживания, семейному положению и т. д. Но они живут в одном месте, в одной стране, являются частью человечества.

Ведущий задаёт вопросы, которые отвечают целям упражнения. (Кто родился в апреле? Кто никогда не бывал в Китае? У кого есть дети? Кто любит мороженое? и т. д.). Затем участников спрашивают: если мы такие разные, то зачем здесь собрались? Далее делается вывод о том, что нас всех объединяет.

2. Расул Гамзатов

Наш мир-корабль,

он меньше и слабей его одолевающего шквала.

А в трюмах - много женщин и детей ,

И тех, кто может плавать - очень мало,

И, если вспыхнет на борту вражда,

И если драку кто-нибудь затеет,

Что станет с кораблём?

Что ждать тогда-

Тем слабым, тем, кто плавать не умеет?

3.Упражнение «Плакаты на стене»

Цель: заставить по иному посмотреть на мир, в котором проживают разные по взглядам, по половой ориентации, по положению в обществе люди.

Ход выполнения: на стене висят плакаты с надписями:

1.Парализованный ученый-физик;

2. Студентка, 17 лет, беременная, употребляет наркотики;

3. Мужчина-спортсмен, гомосексуалист, открыто говорящий о своей ориентации;

4. Заслуженный учитель России, разведена, имеет двух детей.

Каждый участник должен встать под тем плакатом, кем бы он хотел стать, затем - объяснить свой выбор. На втором этапе упражнения участник становится под тем плакатом, кем он никогда не хотел бы быть, он вновь должен объяснить свой выбор.

Итог этой работы - делая нравственный выбор, каждый участник задумывается над простыми вещами обыденной жизни, начинает видеть то, чего не видел ранее (есть другие люди, они не похожи на тебя, но они живут рядом с нами. Надо научиться сотрудничать с ними).

4. Упражнение « Крестики-нолики»

Участников просят сыграть в эту игру, но вместо крестика писать «Я», а вместо нолика - «ТЫ». Цель: доказать, что в этой игре не может быть ни победителей, ни побеждённых. Далее анализируется итог игры и рассказывается история про детей, переживших первую чеченскую войну.

5. Стереотипы

Речь идёт о том, что в нашем обществе много общественных страхов, предубеждений,

стереотипов (Мы выбираем своим детям друзей, наше отношение к некоторым народам строится часто на чужих мнениях, без какого-либо анализа с нашей стороны и т. д.).

Задание: какие ассоциации возникают у Вас при упоминании о цыганах, о немцах, об американцах, о евреях? Теперь разбираем, почему мы так думаем об этих народах. Далее делаем совместный вывод - чтоб говорить о каком-либо народе, надо хорошо знать его историю, культуру, традиции, пользоваться разными источниками знаний.

6.Упражнение «Айсберг»

Цель: показать, как мало мы знаем о незнакомом человеке, что только разнообразная информация может дать нам более или менее правдивую картину о любом человеке.

Не надо сразу делать скоропалительные выводы о том, что Вы видите.

Работа со слайдами и рассказ о двух людях, живших и работавших в одно и тоже время - Леопольд и Ирма.

Альберт Швейцер, выступая с речью при вручении Нобелевской премии мира,

обратился к людям Земли с призывом « отважиться взглянуть в лицо сложившемуся положению, поскольку человек превратился в сверхчеловека. Но сверхчеловек, наделённый сверхчеловеческой силой, ещё не поднялся до уровня сверхчеловеческого разума. Чем больше растёт его мощь, тем беднее он становится. Наша совесть должна пробудиться от сознания того, что чем больше мы превращаемся в сверхлюдей, тем бесчеловечнее мы становимся».

Новейшее время предъявляет особые требования к человеку и заставляет пересматривать систему знаний, умений, навыков, методы и способы их передачи подрастающему поколению.

Современная личность должна овладеть различными умениями, позволяющими быть социально мобильной, адекватно реагировать на возникающие проблемы.

В 1985 году Совет Европы сформулировал умения человека новейшего времени:

интеллектуальные:

1 умения, связанные с устным и письменным выражением своих мыслей, включая умение дискутировать и слушать, а также защищать своё мнение;

2 умение вынесения собственного суждения, сбор и изучение материалов из различных источников, включая СМИ, умение анализировать эти материалы для того, чтобы делать объективные и взвешенные выводы;

3 умение определять предвзятое мнение, предрассудки, стереотипы и дискриминации

социальные:

4 умение распознавать различия и принимать их как таковые;

5 умение устанавливать с другим человеком конструктивные и не основанные на подавлении отношения;

6 умения решать конфликты ненасильственным путём;

7 умение принимать на себя ответственность;

8 умение принимать решения;

9 понимание использования механизма защиты прав человека на местном, региональном, европейском и всемирном уровнях.

(«Организация внеурочной работы по праву». РФПР, Москва,

ООО «Издательский дом «Новый учебник», 2002 год)

7. Декларация принципов толерантности ЮНЕСКО

Цель: подробное рассмотрение понятия «толерантность», знакомство с содержанием Декларации.

Декларация констатировала: мы живём в век глобализации экономики и всё большей мобильности, в век крупномасштабных миграций населения, преобразования социальных структур. Каждый регион становится многоликим, государства - многонациональными. Любое проявление нетерпимости в этой ситуации грозит конфликтами, агрессией.

Статья 1." Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности."

Статья 2. На государственном уровне толерантность требует справедливого и беспристрастного законодательства, соблюдения правопорядка, судебно-процессуальных и административных норм.

В интересах международного согласия важно, чтобы отдельные люди, общины и нации признавали и уважали культурный плюрализм человеческого сообщества.

Статья 3. "Каждый регион многолик, и поэтому эскалация нетерпимости и конфликтов угрожает всем частям мира.

Толерантность необходима в отношениях между отдельными людьми, на уровне семьи, общины. Необходимо укреплять дух толерантности и формировать отношения открытости, внимания друг к другу и солидарности".

Статья 4. "Воспитание в духе терпимости должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у молодёжи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях".

Статья 5. Надо "поощрять толерантность и ненасилие, используя для этого программы и учреждения в областях образования, науки, культуры и коммуникации".

Статья 6. Ежегодно 16 ноября отмечать как Международный день толерантности.

Лингвисты понимают под толерантностью терпимость, снисходительность к чужим недостаткам, политологи - способность понять представителя другой нации, психологи - умение понять ощущения другого человека.

ТОЛЕРАНТНОСТЬ -

- Сотрудничество, дух партнёрства.

- Отказ от доминирования и причинения вреда кому-либо.

- Терпимость к чужим мнениям.

-Признание своего равенства с другими и т. д.

Десять идей по поводу того, как отметить День Толерантности

1. Толерантность в месте вашего проживания.

Где бы вы ни жили, широкая толерантность в месте вашего проживания вас удивит. Говорят, что культура - это сумма, слагаемая из всех воздействий, которые претерпел какой-либо регион. Предпримите исследовательский проект по культурологическому разнообразию в вашем городе или месте проживания. Кто там живёт? Как они живут? Можно задумать статьи, интервью, плакаты или выставочные материалы, чтобы высветить разнообразие культур (музыкальные и танцевальные традиции, как они воздействуют друг на друга, организуйте концерт или фестиваль культур, который объединяет разнообразные традиции).

2.Права человека

Как гарантируются права людей, принадлежащих этническим, лингвистическим, другим меньшинствам, в вашем городе, стране? Как живётся коренным жителям, беженцам или приехавшим из других регионов или стран? Поддерживаются ли их права, могут ли они защитить себя самостоятельно? Считаете ли вы, что сотрудники правоохранительных органов имеют достаточные знания в области прав человека? Что вы можете сделать для улучшения отношения или поведения по отношению к меньшинствам?

3. Программа по толерантности "Сделай сам".

Напишите план или программу по толерантности, определите составляющие её компоненты, подумайте, каким образом реализовать ценности, показывающие суть толерантности.

Тщательно изучите учебники, телевизионные программы, газеты и журналы, чтобы обнаружить стереотипы, относящиеся к национальным и этническим группам. Каковы приоритеты толерантности, характерные для вашего города или региона?

4. Нет насилию.

Как насилие приходит в школу или дом, в коллектив или общество? Можно ли его остановить? Что нужно сделать? Определите движущие силы толерантности и терпимости посредством ролевой игры, диалога, дебатов. Рассмотрите две противоположные точки зрения, выскажитесь по поводу каждой. Как вы представляете сосуществование разных людей и групп? Что работает на общение, а что его подрывает?

5.Экологическое и человеческое разнообразие.

Каждая общность основывается на взаимозависимости. Подобно растениям и животным, люди не смогли бы выжить, если бы были все одинаковыми. Приведите примеры этой истины из жизни вашего города. Как культуры мира и толерантность могут способствовать сохранению среды? Начните проект в вашей школе или микрорайоне.

6. Религиозная толерантность.

Организуйте в месте вашего проживания мероприятие с участием религиозных и нерелигиозных групп, чтобы обсудить вопрос о воспитании толерантности в различных религиях мира. Каждая из них основана на любви и справедливости, и не может быть использована для оправдания насилия или войны.

7. Текущие события.

Организуйте дискуссию о текущих событиях в связи с толерантностью и нетерпимостью. Проанализируйте конфликты прошлого и настоящего. Как можно было их разрешить или избежать? Как сегодня представлена проблема прав человека в новостях? Каковы фундаментальные права и свободы, признаваемые международным сообществом? Как действуют разнокультурные, многоязычные страны? Каковы общие интересы, которые

волнуют человечество, отдельные народы?

8.Спорт и толерантность.

Каковы главные цели любого международного спортивного мероприятия? Каковы возможные связи между спортом и нетерпимостью? Организуйте спортивное мероприятие вокруг темы культурологического разнообразия и толерантности.

9. Творчество на работе.

Искусство говорит о многом. Изучите культуру какого-либо региона. О чем она говорит вам? Придумайте рассказ, пьесу, стихи, песню, статьи, плакаты, фотографии или видеофильмы, поясняющие тему толерантности. Организуйте интервью с известными людьми, задавая вопросы и излагая свои взгляды на предмет толерантности.

10. Международные связи.

Напишите людям из других стран письма о вопросах и проблемах, с которыми вы сталкивались в своей жизни. Обменяйтесь аудио- или видеокассетами, фотографиями. Исследуйте возможность участия в международных летних лагерях. Попросите вашу школу вступить в Ассоциацию Школьных Проектов ЮНЕСКО.

Просмотр мультфильма Гарри Бардина «Адажио».

Это пример видеофильма, когда автор пропагандирует миролюбие, пытается доказать необходимость веротерпимости в любом обществе, обучает межкультурному диалогу.

10. Упражнение «Синквейн»

Цель : эмоциональная разрядка, творческое воплощение мысли о том, что мы все разные, по- разному воспринимаем информацию .

Cинквейн - это пятистрочье, читаемое ритмично.

Существительное

Два прилагательных

Три глагола

Простое предложение

Вывод (резюме).

На работу даётся пять минут, желающие зачитывают свой синквейн.

11. Домик толерантности.

Стихотворение Пита Хэйта (Дания)

Терпеть и верить - все на свете прекрасны:

Взрослые, и дети, Коты, собаки и медведи,

И сослуживцы, и соседи.

Терпимость - наш взаимный шанс,

Ведь кто-то также терпит нас.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Степанов П. В. Воспитание толерантности у школьников: теория, методика, диагностика. АПК и ПРО, Москва, 2003 год.

2. "Классный руководитель"(журнал ) №6 , 2003 год , статья "Об уроке гражданина"

3.Мир без конфронтации или Да здравствует конфликт!-Москва,Издательство" Бонфи", 2001 год

4.Свобода выбора (мастерская граждановеда). Пособие для учителя. Ростов-на-Дону, 1999 год.

Права человека - твои и мои. Занятия в 1-11 классах. М., Институт " Открытое общество", 2000

E-mail:[email protected] osi.ru





© 2010-2022