Рабочая программа. Курс по выбору Моя профессиональная карьера 9 класс

Раздел Классному руководителю
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:















Курс по выбору



«Моя профессиональная карьера»

9 класс



17 часов.



















Программу составила

Соломина Елена Евгеньевна,

заместитель директора по УВР,

учитель русского языка и литературы.











1. Пояснительная записка

Перед учениками всегда остро стоит проблема выбора профессии, а сейчас она становится особо актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе.

Изменение в структуре экономики влечёт за собой изменения состава профессий, в которых экономика нуждается. Почему курс ориентирован именно на учащихся 9 класс? Потому что именно перед ними стоит сложный выбор стоит перед выпускниками 9 классов, так как им трудно понять особенности запроса рынка труда, требования профессии к человеку и его индивидуальным особенностям, как стать успешным и конкурентоспособным в профессии.

Помочь учащимся 9 класса ориентироваться в сложном мире труда призван курс по выбору «Моя профессиональная карьера».

Цели курса:

  • формирование у учащихся чувства долга, ответственности, профессиональной чести и достоинства;

  • оказание просветительской поддержки учащимся в процессе выбора профессии;

  • помочь учащимся определиться с выбором профессии в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда;

  • актуализировать процесс самоопределения за счёт получения знаний о себе, о мире профессионального труда;

  • развить у учащихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.

Задачи: курса:

  • сформировать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;

  • ознакомить со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров;

  • обеспечить возможность соотносить свои склонности и способности с требованиями профессиональной деятельности.

2. Формы работы

  • конференция;

  • «круглый стол»;

  • индивидуальные и групповые занятия;

  • демонстрация кино- и видеофильмов;

  • встреча с представителями отдельных профессий;

  • диспут, конкурс;

  • проект.

Методы профессионального воспитания

  • методы формирования сознания личности;

  • методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;

  • методы стимулирования поведения и деятельности.

3. Место курса в учебном плане.

1. Часы выделены за счёт учебного предмета «Технология».

2. Курс составляет 17 часов.

4.Личностные, метапредметные и предметные планируемые результаты освоения программы курса по выбору «Моя профессиональная карьера»

Реализация программы способствует развития следующих УУД: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.

  1. Личностные УУД:

    • обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию в мире профессий;

    • действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания программы, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный профессиональный выбор;

    • осознание себя как успешной личности.

2. Регулятивные УУД:

  • умение выполнять постановленную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

  • планирование - определение последовательности изложения тем;

  • составление учебно-тематического плана и последовательности действий, подача материала в алгоритме "от простого к сложному";

  • прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения;

  • контроль своих достижений;

  • коррекция своей работы и деятельности группы;

  • оценка результата и осознание качества и уровня усвоения знаний;

  • волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии к преодолению препятствий .

3. Познавательные УУД:

  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств:

  • выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач;

  • умение адекватно, осознанно и произвольно излагать полученные знания;

  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности на выбранную тему;

  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

4. Коммуникативные УУД.

  • умение вставать на позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми в процессе дискуссии, диспута, проектной деятельности;

  • умение планировать учебное сотрудничество с педагогами, сверстниками, определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

  • разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

  • умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

5. Предметные УУД:

  • понимать значение профессионального самоопределения;

  • понятие о профессиях и профессиональной деятельности;

  • понимать правила выбора профессии;

  • понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также о психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;

  • значение творческого потенциала человека, карьеры.

  • соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;

  • составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его;

  • анализировать информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности:

  • пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.

5. Содержание изучаемого курса

п/п

Тема

Кол-во часов

Содержание

1

Вводное занятие

1

О цели и задачах курса. Содержание, специфика занятий по психологическим основам выбора профессии. Дневник выбора профессии как форма фиксации данных по курсу «Моя профессиональная карьера».

2

Многообразие мира профессии.

1

Труд в жизни человека и общества. Развитие личности и профессиональное самоопределение.

Профессиональная деятельность как способ самореализации и самоутверждения личности.

П р а к т и ч е с к а я р а б о т а. составление словаря профессий, психологическое тестирование.

3

«Секреты» выбора профессии («хочу» - «могу» - «надо»)

2

«Хочу» - склонности, желания, интересы личности; «могу» -человеческие возможности (физиологические и психологические ресурсы личности); «надо» - потребности рынка труда а кадрах. Типичные ошибки при выборе профессии.

Общее понятие о профессии, специальности, должности.

Личный профессиональный план.

П р а к т и ч е с к а я р а б о т а. Ответ на вопросы: какие три специальности относятся к одной профессии? К какой профессии относятся следующие специальности: хирург, стоматолог, терапевт, невропатолог? Распределение профессий, специальностей, должностей по соответствующим группам (предлагается перечень профессий).

4

Моя профессиональная карьера

2

Понятие о профессиональной карьере. Критерии профессиональной Компетентности.

Индивидуальный профессиональный план как средство реализации программы личностного и профессионального роста человека.

Профессиональное прогнозирование и профессиональное самоопределение.

5

Деловой этикет.

2

Виды общения. Телефонные переговоры. Деловое письмо. Как вести переговоры.

П р а к т и ч е с к а я р а б о т а. Деловая игра «Переговоры», «Перезвоните, вас не слышно», письменная работа «Составление делового письма»

6

Как найти хорошую работу

1

Роль СМИ, рекламы, телефонной связи

Работа над проектом.

7

Приём на работу. Собеседование

1

Деловая документация. Заявление. Резюме. Автобиография. Требования к проведению собеседования

8

Условия работы и требования профессии к человеку

1

Санитарно-гигиенические условия труда; требования к возрасту и здоровью; элементы творчества, характер трудностей, степень ответственности, специальные требования к физиологическим и психологическим особенностям человека, отличительные качества хорошего работника; специальные условия: влияние профессии на образ жизни работника, его быт и т.д.; экономические условия: организация труда, система оплаты, отпуск.

9

Корпоративная этика. Как вести себя с подчинённым, сослуживцем, начальником

1

10

Конфликты. Предупреждение конфликтов. Учись ладить с людьми

2

Природа конфликтов. Типы конфликтов. Основные причины конфликты.

11

Трудоголики. За и против

1

12

Ты и твой имидж

2

Представление проектов учащихся.

Методическая литература.

  1. Дъячкова О.Ф.
    Классный час "Роль самовоспитания при планировании карьеры", "Что может помочь в планировании карьеры".
    // Классный руководитель. - 2008. - № 7. - С. 15-

  2. Баранова Н.А.
    Классный час - практикум "Мы выбираем"
    // Классный руководитель. - 2008. - № 7. - С. 26-36.

  3. Махмудова А.А.
    Классный час "Как выбрать профессию".
    // Классный руководитель. - 2008. - № 7. - С. 36-47.

  4. Пиляй Н.В.
    Организация профориентационной работы в школе.
    // Справочник классного руководителя. - 2007. - № 9. - С. 14-19.

  5. Малышева М.К.
    Профориентационная деятельность образовательного учреждения.
    // Справочник руководителя образовательного учреждения. - 2008. - № 2. - С. 48-65.

  6. Боровская Л.Н.
    Анкеты по профориентации для старшеклассников.
    // Практика административной работы в школе. - 2008. - № 1. - С. 56-59.

  7. Пряжников Н.
    Лекции, игры, упражнения и другие способы заинтересовать школьников профессиональным самоопределением.
    // Директор школы. - 2008. - № 6. - С. 84-90.

  8. Тафий, А.М.
    Профориентационная деловая игра для старшеклассников "Лабиринты выбора"
    // Научно - методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе . - 2011. - № 7. - С. 116-123.


.


© 2010-2022