- Преподавателю
- Классному руководителю
- Рабочая программа. Курс по выбору Моя профессиональная карьера 9 класс
Рабочая программа. Курс по выбору Моя профессиональная карьера 9 класс
Раздел | Классному руководителю |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Соломина Е.Е. |
Дата | 02.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Курс по выбору
«Моя профессиональная карьера»
9 класс
17 часов.
Программу составила
Соломина Елена Евгеньевна,
заместитель директора по УВР,
учитель русского языка и литературы.
1. Пояснительная записка
Перед учениками всегда остро стоит проблема выбора профессии, а сейчас она становится особо актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе.
Изменение в структуре экономики влечёт за собой изменения состава профессий, в которых экономика нуждается. Почему курс ориентирован именно на учащихся 9 класс? Потому что именно перед ними стоит сложный выбор стоит перед выпускниками 9 классов, так как им трудно понять особенности запроса рынка труда, требования профессии к человеку и его индивидуальным особенностям, как стать успешным и конкурентоспособным в профессии.
Помочь учащимся 9 класса ориентироваться в сложном мире труда призван курс по выбору «Моя профессиональная карьера».
Цели курса:
-
формирование у учащихся чувства долга, ответственности, профессиональной чести и достоинства;
-
оказание просветительской поддержки учащимся в процессе выбора профессии;
-
помочь учащимся определиться с выбором профессии в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда;
-
актуализировать процесс самоопределения за счёт получения знаний о себе, о мире профессионального труда;
-
развить у учащихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.
Задачи: курса:
-
сформировать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;
-
ознакомить со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров;
-
обеспечить возможность соотносить свои склонности и способности с требованиями профессиональной деятельности.
2. Формы работы
-
конференция;
-
«круглый стол»;
-
индивидуальные и групповые занятия;
-
демонстрация кино- и видеофильмов;
-
встреча с представителями отдельных профессий;
-
диспут, конкурс;
-
проект.
Методы профессионального воспитания
-
методы формирования сознания личности;
-
методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;
-
методы стимулирования поведения и деятельности.
3. Место курса в учебном плане.
1. Часы выделены за счёт учебного предмета «Технология».
2. Курс составляет 17 часов.
4.Личностные, метапредметные и предметные планируемые результаты освоения программы курса по выбору «Моя профессиональная карьера»
Реализация программы способствует развития следующих УУД: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.
-
Личностные УУД:
-
обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию в мире профессий;
-
действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания программы, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный профессиональный выбор;
-
осознание себя как успешной личности.
-
2. Регулятивные УУД:
-
умение выполнять постановленную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
-
планирование - определение последовательности изложения тем;
-
составление учебно-тематического плана и последовательности действий, подача материала в алгоритме "от простого к сложному";
-
прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения;
-
контроль своих достижений;
-
коррекция своей работы и деятельности группы;
-
оценка результата и осознание качества и уровня усвоения знаний;
-
волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии к преодолению препятствий .
3. Познавательные УУД:
-
поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств:
-
выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач;
-
умение адекватно, осознанно и произвольно излагать полученные знания;
-
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности на выбранную тему;
-
поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.
4. Коммуникативные УУД.
-
умение вставать на позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми в процессе дискуссии, диспута, проектной деятельности;
-
умение планировать учебное сотрудничество с педагогами, сверстниками, определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
-
разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
-
умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
5. Предметные УУД:
-
понимать значение профессионального самоопределения;
-
понятие о профессиях и профессиональной деятельности;
-
понимать правила выбора профессии;
-
понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также о психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;
-
значение творческого потенциала человека, карьеры.
-
соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;
-
составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его;
-
анализировать информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности:
-
пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.
5. Содержание изучаемого курса
№ п/п
Тема
Кол-во часов
Содержание
1
Вводное занятие
1
О цели и задачах курса. Содержание, специфика занятий по психологическим основам выбора профессии. Дневник выбора профессии как форма фиксации данных по курсу «Моя профессиональная карьера».
2
Многообразие мира профессии.
1
Труд в жизни человека и общества. Развитие личности и профессиональное самоопределение.
Профессиональная деятельность как способ самореализации и самоутверждения личности.
П р а к т и ч е с к а я р а б о т а. составление словаря профессий, психологическое тестирование.
3
«Секреты» выбора профессии («хочу» - «могу» - «надо»)
2
«Хочу» - склонности, желания, интересы личности; «могу» -человеческие возможности (физиологические и психологические ресурсы личности); «надо» - потребности рынка труда а кадрах. Типичные ошибки при выборе профессии.
Общее понятие о профессии, специальности, должности.
Личный профессиональный план.
П р а к т и ч е с к а я р а б о т а. Ответ на вопросы: какие три специальности относятся к одной профессии? К какой профессии относятся следующие специальности: хирург, стоматолог, терапевт, невропатолог? Распределение профессий, специальностей, должностей по соответствующим группам (предлагается перечень профессий).
4
Моя профессиональная карьера
2
Понятие о профессиональной карьере. Критерии профессиональной Компетентности.
Индивидуальный профессиональный план как средство реализации программы личностного и профессионального роста человека.
Профессиональное прогнозирование и профессиональное самоопределение.
5
Деловой этикет.
2
Виды общения. Телефонные переговоры. Деловое письмо. Как вести переговоры.
П р а к т и ч е с к а я р а б о т а. Деловая игра «Переговоры», «Перезвоните, вас не слышно», письменная работа «Составление делового письма»
6
Как найти хорошую работу
1
Роль СМИ, рекламы, телефонной связи
Работа над проектом.
7
Приём на работу. Собеседование
1
Деловая документация. Заявление. Резюме. Автобиография. Требования к проведению собеседования
8
Условия работы и требования профессии к человеку
1
Санитарно-гигиенические условия труда; требования к возрасту и здоровью; элементы творчества, характер трудностей, степень ответственности, специальные требования к физиологическим и психологическим особенностям человека, отличительные качества хорошего работника; специальные условия: влияние профессии на образ жизни работника, его быт и т.д.; экономические условия: организация труда, система оплаты, отпуск.
9
Корпоративная этика. Как вести себя с подчинённым, сослуживцем, начальником
1
10
Конфликты. Предупреждение конфликтов. Учись ладить с людьми
2
Природа конфликтов. Типы конфликтов. Основные причины конфликты.
11
Трудоголики. За и против
1
12
Ты и твой имидж
2
Представление проектов учащихся.
Методическая литература.
-
Дъячкова О.Ф.
Классный час "Роль самовоспитания при планировании карьеры", "Что может помочь в планировании карьеры".
// Классный руководитель. - 2008. - № 7. - С. 15- -
Баранова Н.А.
Классный час - практикум "Мы выбираем"
// Классный руководитель. - 2008. - № 7. - С. 26-36. -
Махмудова А.А.
Классный час "Как выбрать профессию".
// Классный руководитель. - 2008. - № 7. - С. 36-47. -
Пиляй Н.В.
Организация профориентационной работы в школе.
// Справочник классного руководителя. - 2007. - № 9. - С. 14-19. -
Малышева М.К.
Профориентационная деятельность образовательного учреждения.
// Справочник руководителя образовательного учреждения. - 2008. - № 2. - С. 48-65. -
Боровская Л.Н.
Анкеты по профориентации для старшеклассников.
// Практика административной работы в школе. - 2008. - № 1. - С. 56-59. -
Пряжников Н.
Лекции, игры, упражнения и другие способы заинтересовать школьников профессиональным самоопределением.
// Директор школы. - 2008. - № 6. - С. 84-90. -
Тафий, А.М.
Профориентационная деловая игра для старшеклассников "Лабиринты выбора"
// Научно - методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе . - 2011. - № 7. - С. 116-123.
.