Исследовательская работа по краеведению Фронтовой путь учителей

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Волипельгинская средняя общеобразовательная школа»

Вавожского района Удмуртской Республики





Районные чтения,

посвященные 70-летию Победы в ВОВ

Направление: Военная история


Исследовательская работа

«ФРОНТОВОЙ ПУТЬ УЧИТЕЛЕЙ»

Автор: Рябова Виктория Анатольевна, 20.11.1998 г.р.

427324, УР, Вавожский р-н, с. Волипельга, ул. Садовая, 17

ученица 11 класса МОУ «Волипельгинская СОШ»,

427324, УР, Вавожский р-н, с. Волипельга, ул. Советская,12

Руководитель: Бушмакина Юлия Васильевна

учитель иностранного языка и краеведения,

муниципальное общеобразовательное учреждение

«Волипельгинская средняя общеобразовательная школа»

427324, УР, Вавожский р-н, с. Волипельга, ул. Советская,12

e-mail: [email protected], [email protected]

телефон 8 950 8271195, 8 (34155) 51436

с. Волипельга 2015



Содержание


Введение ………………………………………………………………… 3 - 4

Глава 1. Будущие творцы воинской славы …………..………………... 5 - 7

  1. Головизнин Павел Парфенович ………………………………… 5 - 6

  2. Радыгин Анатолий Ильич ………………………………………..7

Глава 2. Фронтовой путь учителей …………………………………….. 8 - 11

2.1. Заслуженные награды Головизнина Павла Парфеновича ……….. 8 - 9

2.2. Парад Победы Радыгина Анатолия Ильича ……………………… 10 - 11

Заключение ……………………………………………………………… 12

Список использованной литературы и источников ………………….. 13

Приложение ……………………………………………………………. . 14 - 22




























Введение


...Учитель равен солдату-герою -
тот же буденовец и фронтовик.
В.В. Маяковский

2015 год - год празднования 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. Эта победа - подвиг и слава нашего народа. Но, к сожалению, уже не так много в живых тех, кто выстоял, выдержал и победил. С каждым годом все реже и реже мы встречаем мужчин и женщин, убелённых сединой, с наградами той близкой и уже далёкой Великой Отечественной войны. Близкой, потому что болью в сердце ветерана нередко откликается она. Далёкой, потому что дети, внуки и правнуки участников войны не видели всех ужасов той беды, что обрушилась на плечи людей в далёкие сороковые. И скоро наступит такой день, когда на Митинг, посвященный Великой Победе, будут приходить люди, которые не будут знать, что такое война, не будут помнить в лицо ни одного участника войны…

Эпиграфом исследовательской работы «Фронтовой путь учителей» взяты слова Владимира Владимировича Маяковского, которые сравнивают учителя и солдата. Но во время Великой Отечественной войны учитель не только был равен солдату, он был им, так как многие учителя, позабыв школьные дела, встали на защиту Родины. Такие были и в нашей школе. Эти люди учили наших родителей патриотизму, мужеству на своих уроках. А каковы были сами? Как сложились их судьбы? И кто же они, учителя-фронтовики?

Тема данной работы актуальна, поскольку связана с историей малой Родины, с людьми, которые сражались на фронтах Великой Отечественной войны.

Цель данной работы - воспитание уважения к старшему поколению и чувства гордости за свою малую Родину посредством истории о судьбах учителей-фронтовиков.

Задачи исследования:

  1. Собрать и изучить биографии учителей-фронтовиков, работавших в Волипельгинской школе;

  2. Изучить и систематизировать материалы музейной комнаты;

  3. Изучить документы и публикации районной газеты «Авангард», личные воспоминания учеников послевоенных лет, коллег учителей-фронтовиков;

  4. Обобщить и систематизировать изученные материалы;

  5. На основании собранных материалов оформить в школе стенд «Учителя-фронтовики нашей школы».

Методы исследования:

  1. Анализ публицистики, биографических материалов;

  2. Анализ архивных материалов;

  3. Беседы;

  4. Запись воспоминаний и их анализ;

  5. Систематизация всего имеющегося материала.

Объектом данного исследования стали учителя, работавшие в

Волипельгинской школе.

Предмет исследования - период жизни учителей-фронтовиков.





Глава 1. Будущие творцы воинской славы.

  1. Головизнин Павел Парфенович.

«Учителей хороших много, а который учит

жизни на моём пути попал только один».

М.А. Бабаев

Эти слова Михаила Афанасьевича Бабаева, первого пионера Волипельгинской школы, после - главного редактора газеты «Авангард», об удивительном человеке, об Учителе с большой буквы, о Головизнином Павле Парфеновиче (Приложение 1). Родился Павел Парфёнович в селе Большая Уча Можгинского района Удмуртской Республики в бедной крестьянской семье. И когда сын осмелился вместо домашних нужд израсходовать свои честно заработанные деньги на покупку фотоаппарата, был изгнал отцом из дома. С тех пор, где-то в двадцатые годы началась трудовая жизнь Павла Парфеновича, и уже именно тогда определилась его профессия - учитель. До 1932 года Павел Парфенович был учителем начальных классов в деревне Красный Яр (бывший Большеучинский район). Позже ШКМ в селе Нылга, учителем физики и физкультуры в селе Вавож, учителем начальных классов в деревне Котья и в 1937 году Павел Парфенович приступает работать в Волипельгинскую 7-летнюю, а позже среднюю школу учителем физики, математики и труда.

Труд Павла Парфеновича, как учителя, общественника, новатора отмечен многими наградами. Так имя его было занесено в книгу Почета в министерстве просвещения УАССР, много грамот вручено ему за лекторскую работу.

Все что было новым техническим приобретением человечества, появлялось у Головизниных - первое радио, первый телевизор, и по антеннам на крыше можно было узнать, где живёт Павел Парфенович. С новинками он знакомил и детей, и взрослых. Для взрослых Павел Парфенович читал лекции. Бывало, на какой-то вопрос Павел Парфенович не смог ответить сразу, он не успокаивался до тех пор, пока не находил ответ, перечитывая массу журналов и книг, которых в доме Головизниных было очень много.

С введением уроков труда Павел Парфенович стал работать в школьной мастерской. Под его руководством ученики сами делали верстаки, используя детали отслуживших станков. Дети изготавливали многие инструменты, материал для них находили в лесу и на свалках. Для нужд пришкольного участка делали ящики, носилки, грабли и даже выполняли заказы магазинов сельпо, а как практикум на уроках электроники даже устанавливали электропроводку (к чести учителя и его учеников ни разу не было ЧП, не подводила проводка, не было аварий и несчастных случаев). Для уроков математики, физики под руководством Павла Парфёновича изготавливались самодельные приборы, т. к. купить их не было возможности. Один из экспонатов хранится в школьном музее - это планшет с деревянными, учебными приборами (транспортир, циркуль, треугольник, молот и даже элементы художественной резьбы). Особенность его преподавания - насыщенность уроков наглядностью. К урокам учитель готовился долго и тщательно. Вот один из примеров: урок по теме «Использование электричества в быту». В середине урока весь класс помчался во двор. Оказывается, Павел Парфёнович принёс из дома и подключил новую для того времени стиральную машинку и демонстрировал её устройство, принципы работы и тут же учил детей, как включать машинку, как в ней стирать, как за ней ухаживать со знанием ТБ. Павел Парфёнович постоянно занимался самообразованием, был сведущ во многих науках. Взрослые часто обращались к нему с вопросами, поэтому его и звали «ходячей энциклопедией».




  1. Радыгин Анатолий Ильич.

Радыгин Анатолий Ильич родился 27 ноября 1912 года в деревне Новые Какси

Вавожского района Удмуртской Республики (Приложение 2).

После войны Анатолий Ильич занимался своим любимым делом - учил детей в школе. Диплом учителя получил еще до войны, окончив заочно Можгинское педагогическое училище в 1937 году (Приложение 3). Работал он в школах бывшего Большеучинского района и почти 20 лет был директором Новокаксинской школы Вавожского района. 31 июля 1953 года удостоен звания «Заслуженный учитель школы РСФСР» (Приложение 4). Был счастлив в семейной жизни - с женой Марией Николаевной воспитали сыновей Александра, Виктора, Евгения, дочерей Алевтину, Ангелину.






Глава 2. Фронтовой путь учителей.

  1. Заслуженные награды Головизнина Павла Парфеновича.

«Я не против 1000 наук, я за то:

знайте и любите математику или химию,

физику или биологию, иностранные языки

или электронику, но знайте и любите историю,

чтобы не повторять ошибок прошлых лет

и любите Родину».

Таково было кредо жизни Павла Парфёновича. Он был верен своему делу, своей семье, своей Родине.

С 18 марта 1942 года по ноябрь 1945 года началась суровая военная страница в жизни учителя, солдата, патриота (Приложение 5). Не любил ветеран говорить о Военных буднях, тем более о подвигах, за которые были даны ему заслуженные награды: медаль «За отвагу» за то, что не покинул боевые порядки в тылу у немцев; орден «Красной звезды» за взятие города Львова; медаль «За победу над Германией».

Сам Павел Парфенович рассказывал: «…Севернее города была высота, занятая немцами. Наша артиллерия приготовилась к взятию этой высоты, сделав 2-х часовую артподготовку. Немцы думали, что мы занимаем высоту и ослабили войска в городе, направив их к высоте. А наши артиллеристы снялись, маршем въехали в Шепетовку и приготовились к обороне. Они отбили 11 контратак немцев. Все виды нашей артиллерии били прямой наводкой. Так была взята Шепетовка…»

Дочь Павла Парфёновича Зоя Павловна записала ещё один рассказ ветерана, о том, как отличился смекалкой лейтенант. Очередное задание боевому соединению было построить мост и обеспечить переправу войск через реку. Но враг беспощадно бомбил, гибли люди, техника. Как быть? Оказалось, мост под водой всего на 50-60 сантиметров спас положение. И взятый в плен немецкий генерал очень удивился, когда ему показали молоденького лейтенанта, придумавшего такой мост.

И, пожалуй, рассказов учителя-ветерана больше не было, но сохранились фронтовые письма домой, семье, любимым детям. В каждой строчке была забота о близких - жене, детях. Как будто разговаривал солдат с каждым из них. Сына Аркадия пожурил отец за то, что тот не смог прочитать стихотворение на ёлке. Веру благодарил за письма, волновался за малышку Зою... (Приложение 6).

Все письма проверялись военной цензурой, поэтому о том, что видел, что испытывал, во что верил солдат, можно прочитать как бы между строк:

«…Война есть война, конечно, немец пытается наступать, но бывает крепко бит. Дела у немцев плохи. Скоро их прогоним с нашей земли, а значит война закончится, и мы возвратимся домой…»

«…Война затягивается, но всё равно победа будет за нами. Верьте и вы в это...»

«…Был большой бой, в котором получил небольшое ранение - обхожусь без госпиталя. Наша техника заметно превосходит немецкую. Она на земле и в воздухе. Так что враг будет уничтожен, и поделом ему: не лезь на нашу священную землю! Жаль, что столько бед сделал немец: столько разрушено городов и сёл, столько убито людей. Запасайтесь на зиму, чем сможете, на меня не надейтесь, когда ещё буду дома…»

«…Я жив, здоров. Жаль своих товарищей, которые умирают в конце войны, а что войне скоро конец - это бесспорно, верьте и вы, дорогие детки…»

Москва-Можайск - Курс - Польша - Чехословакия - Германия - Берлин - таков боевой путь солдата Головизнина Павла Парфеновича. Вернулся домой в победном 1945 и снова принялся за свою любимую работу - учить детей.




  1. Парад Победы Радыгина Анатолия Ильича.

Давно закончилась война

И заросли травой руины

Но ярче, ярче на висках

У старых воинов седины.

Замерло сердце Анатолия Ильича, когда еще издали увидел он свою родную деревню. Набежала на глаза слезинка - смахнул ее. И только тут подумал: «Вернулся. Домой вернулся!» И радость обожгла его изнутри и, наполненный ею, заторопился солдат навстречу всему, что так надолго отложила война... Трудно провести грань в человеческой жизни между событиями, ведь одно выливается из другого. Время все дальше и дальше отодвигает годы войны, но все те, кто прошел войну, перенес ее на своих плечах в тылу - они несут ее в себе, во сне они часто идут в атаку, рядом снова гибнут товарищи…

Боевое крещение Радыгина Анатолия Ильича состоялось летом 1942 года у станции Местный Бор под Волховом. 165-я дивизия, в которой воевал Анатолий Ильич, должна была освободить одну нашу группировку, которая попала в окружение немцев. Атаки и контратаки были настолько кровопролитными, что в роте Радыгина из 110 человек в живых осталось только 8. Анатолий Ильич так же получил ранение…

После ранения вернулся в строй. К февралю 1943 года капитан Радыгин был назначен заместителем командира лыжного батальона, состоявшем из физически крепких и сильных духом коммунистом и комсомольцев. Была поставлена задача: прорвать оборону Минско-Шапкинской группировки противника. В результате упорных атак наши воины прорвали две линии обороны врага. Гитлеровцы контратаковали многократно. Связи с полком не было: рация вышла из строя на второй день боев. В ночь на 16 февраля 1943 года бойцы готовились отразить следующую атаку фашистов, лежа на рыхлом снегу. На рассвете ударили шестиствольные минометы противника. Они были прицельно. Воины погибали на глазах… До января 1944 года Анатолий Радыгин воевал в составе 54-й армии Волховского фронта. А затем до Дня Победы был заместителем полка 182-й стрелковой дивизии 22-й армии 2-го Прибалтийского фронта. С боями дошел до Штеттина, раз был контужен и трижды ранен (Приложение 7).

Анатолий Ильич Радыгин - единственный уроженец Удмуртии, участник Парада Победы. Он часто вспоминал Парад Победы, в котором ему довелось участвовать: «… Из нашей 182-й дивизии для участия в нем направили 12 человек - двух офицеров и десять рядовых и сержантов. Подбирали Героев Советского Союза, полных кавалеров ордены Славы, а также особо отличившихся. Учитывалось количество боевых орденов (не меньше трех), пребывание в боях не менее двух лет, а также рост и строевая выучка. … После прибытия в Москву в конце мая нас разместили в пригородах. Жили в английских палатках песочного цвета по 50 человек. Отделениями командовали капитаны и майоры. Мне, капитану, дали в подчинение 9 воинов. …Строевой подготовкой занимались до обеда. Длина шага определялась в 80 сантиметров, подъем ступни на 40 сантиметров. Подготовка шла при строгой дисциплине. Каждый свободный полк имел 15 человек в резерве. Никто не хотел терять права участия в Параде, поэтому нарушений было очень мало…»

Сохранил на память пригласительный билет № 0501, подписанный комендантом Московского Кремля генерал-лейтенантом Н. Спиридоновым (Приложение 8). Прием состоялся в Большом Кремлевском дворце 25 июня 1945 года с 20.00. Радыгин лично слушал краткое выступление И.В. Сталина на Приеме в Кремле. Он помнил все дословно: «Я бы хотел выпить за здоровье людей, у кого чинов мало и звание незавидное. За людей, которых считают винтиками великого государственного механизма, но без которых все мы - маршалы и командующими фронтами, и армиями, грубо говоря, ни черта не стоим. Я поднимаю тост за людей простых, обычных, скромных, за «винтики», которые держат в состоянии активности наш великий государственный механизм во всех отраслях науки, хозяйства, военного дела. Их очень много, имя им - легион, потому что это десятки миллионов людей. Это - скромные люди. Никто о них не пишет, звания у них нет, чинов мало. Но это люди, которые держат нас, как основание пирамиду». Анатолий Ильич награжден орденом Красного Знамени, орденом Отечественной войны I и II степени, медалями «За победу», «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией» (Приложение 9).

Заключение

Обобщённый в данной исследовательской работе материал, позволил более подробно восстановить биографию учителей-фронтовиков, проработавших в нашей школе долгое время. Автор работы пришел к выводу, что страшно обедняет свою жизнь тот, кто живёт, не ведая своих корней, кто лишён исторической памяти. Истинная любовь к родине, к людям не мыслима без знания её великого прошлого, порой трагического, но прекрасного. Сколько невзгод пришлось пережить Головизнину Павлу Парфеновичу и Радыгину Анатолию Ильичу, сколько трудных испытаний выпало на их доли, но они не сломились, не очерствели душой. К сожалению, тех, кому посвящена данная работа уже нет в живых, но добрая память о них не угаснет в сердцах благодарных учеников.

Говорят, что жизнь прожита не зря, если человек построил дом, вырастил дерево, воспитал детей. Все это было выполнено нашими учителями. Они построили свой дом и помогали строить другим, они вырастили свой и школьный сад, они воспитали своих детей и большое число сельских ребят.

Поэтому и память о Павле Парфеновиче и Анатолии Ильиче - сельских учителях, русских солдатах навсегда останется в памяти односельчан, коллег, благодарных учеников.

Цель данной работы достигнута, задачи выполнены. Но эту работу можно продолжить, поскольку, изучая и анализируя биографию учителей-фронтовиков, автором были открыты новые факты и особенности судьбы. Так, стало известно, что в нашей школе были учителя, которые сражались за победу над Японией. Их судьба не менее интересна и исследование будет увлекательным.

Проходит время, меняются люди. Человечество стремится вперёд, к сожалению, не всегда оглядываясь назад. Но каждый должен помнить, кому он обязан за то, что у него мирное небо над головой, спокойная жизнь. Человек должен помнить историю своей страны, своей малой родины, должен знать имена героев, которые и учили детей, и были участниками Великой Отечественной войны.

Список использованной литературы и источников


  1. «Авангард», районная газета № 109 от 30.08.1988 г.

  2. Воспоминания бывшей коллеги, учителя биологии Волипельгинской школы Карандашовой Н.Н.

  3. Касимов Р.Н. Ученический реферат по истории и краеведению: Методическое пособие. - Ижевск: Удмуртия, 2008.

  4. Кузнецов Н.С. Славы воинской творцы. - Ижевск: Удмуртия, 2005.

  5. Музейный материал: альбомы «Сберегите память, внуки!», «Не смейте забывать учителей!»

  6. Фото из семейного архива Головизниных, Радыгиных.











Приложение 1

Исследовательская работа по краеведению Фронтовой путь учителей

Исследовательская работа по краеведению Фронтовой путь учителей



Приложение 2

Исследовательская работа по краеведению Фронтовой путь учителей

Исследовательская работа по краеведению Фронтовой путь учителей

Приложение 3


Исследовательская работа по краеведению Фронтовой путь учителей



Приложение 4


Исследовательская работа по краеведению Фронтовой путь учителей

Исследовательская работа по краеведению Фронтовой путь учителей

Приложение 5

Исследовательская работа по краеведению Фронтовой путь учителей

Исследовательская работа по краеведению Фронтовой путь учителей

Исследовательская работа по краеведению Фронтовой путь учителей

Приложение 6

Исследовательская работа по краеведению Фронтовой путь учителей

Исследовательская работа по краеведению Фронтовой путь учителейИсследовательская работа по краеведению Фронтовой путь учителей

Приложение 7

Исследовательская работа по краеведению Фронтовой путь учителей


Приложение 8


Исследовательская работа по краеведению Фронтовой путь учителей


Исследовательская работа по краеведению Фронтовой путь учителей



Приложение 9


Исследовательская работа по краеведению Фронтовой путь учителей













© 2010-2022