- Преподавателю
- Классному руководителю
- Загадки четырёх сестер (познавательная игровая программа)
Загадки четырёх сестер (познавательная игровая программа)
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Благороднова Л.П. |
Дата | 21.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Загадки четырёх сестер
(познавательная игровая программа)
Сказочная история «Четыре дочери Земли»
Учитель уточняет: какое наступило время года? А какое было до этого? Какое время года наступит после весны? После лета?
Сказка о временах года.
В огромном мире, называемом Космос, жило-было солнце. И была у него любимая сестра. Её звали Земля. Солнце круглое, большое, жаркое, светлое, а Земля - тоже круглая, но маленькая, зелёно-голубая. Солнце очень любило Землю и её дочерей-красавиц. А у Земли было четыре дочери.
Первую звали Зима. Она была спокойная, величавая, бело-голубая. И Солнце дарило ей много белого цвета, блеска, сияния.
Вторую дочь звали Весна. Она была радостная, говорливая, улыбчивая, зелёная. И Солнце дарило ей нежность, красоту, много голубого, синего, фиолетового, зелёного цветов.
Третью дочь звали Лето. Она была шумная, весёлая, яркая, красивая, озорная. И солнце дарило ей радость, яркость и много красного, жёлтого, оранжевого и зелёного цветов.
Четвёртую дочь звали Осень. Она была добрая, щедрая, пёстрая. И Солнце дарило ей богатство, красоту, величавость, много разных цветов: багряный, лимонный, бурый, золотистый.
Четыре дочери Земли были очень дружными, добрыми, заботливыми, трудолюбивыми. Каждая помогала, по своему, жить на матушке-Земле людям и дарила им свои подарки: Зима - катание на лыжах, коньках, санках, игры в снежки; Весна - говорливые ручейки, первые цветы, голубое небо; Лето - тепло, купание, яркие цветы, много зелени, солнце; Осень - хлеб, плоды, ягоды, грибы.
Солнце часто навещало Землю, чтоб полюбоваться сёстрами и помочь в их трудах и заботах.
Зима, Весна, Лето, Осень очень любили свою мать Землю и по очереди к ней приходили. Каждая старалась по-своему украсить её. И у каждой были свои ветра, которые приносили разный воздух, свои воды и земли. Только огонь был для всех один6 светящийся, согревающий.
Игра «Ветер, ветер»
Дети имитируют дуновение ветерка в разное время года (вдох носом, выдох ртом - без напряжения)
У Весны ветер ласковый и нежный, тёплый (ф-ф-ф-ф).
У Лета- жаркий, согревающий (х-х-х-х).
У Осени - прохладный (с-с-с-с).
У Зимы - холодный, студёный (в-в-в-в).
Ситуация «Удивительные свойства воды».
Представьте себе, что вы босиком бегаете по воде. Вам весело потому что вода… какая? (холодная, голубая, чистая и т. д.)
Учитель: А вы знаете, что…
-
Точка кипения воды - 100 градусов - предел существования многих животных организмов. Вот почему кипячением убивают большинство болезнетворных бактерий.
-
Лёд и снег также испаряются, как и жидкая вода, и за зимний период испаряется 30% выпавшего снега.
-
Без воды нет жизни, ни одна спора и ни одно семечко не прорастут инее будут развиваться.
-
Без воды не могут в зелёном листе образовываться сахар, крахмал, жиры, кислоты и другие вещества.
-
Вода - вечный двигатель живой и мёртвой природы. Вода осуществляет движение, регулирует температуру климатических зон и определяет климатические полюса.
-
Один килограмм керосина при своём горении даёт более одного литра воды.
-
Вода «камень долбит», а в глубине земной коры при высокой температуре растворяет все горные породы.
-
Волга приносит ежегодно своими водами в Каспийское море около 600 миллионов тонн растворимых солей.
А теперь выполним упражнение «Родник». Учащиеся должны под музыку, попеременно, поднимать все выше и выше сжатые в кулачки ладони.
Ключик, ключик, родничок,
Чистая волна,
Чей-то круглый кулачок
Звонко бьёт со дна.
Учитель: Вот такие подземные ключи - родники дают воду в небольшие озёра и реки. Но есть и большие озёра. Им несу воду большие, полноводные реки. Скажите: могут ли прожить без воды люди, животные, растения? Что с ними станет без воды? Да, вода даёт жизнь т растениям, и животным, и людям. Поэтому в сказках, пословицах воду называют «матушка», «царица». Вода даёт нам жизнь, здоровье, снимает усталость. Поэтому её надо беречь. А как? Да, её не надо тратить зря, нельзя загрязнять реки и озёра, потому что оттуда приходит вода в наши дома. Если вода грязная, она «живая» или «мёртвая»?
Игровая ситуация «Водица - сестрица»
Учитель, читая стихотворение, показывает «хрустальную шкатулку» с водой:
Шкатулка музыкальная -
Наш старый, добрый друг.
Мелодию хрустальную
Рассыпала вокруг.
Звучит музыка, имитирующая журчание воды. Нужно догадаться. Кто поёт хрустальную песенку. Уточняет, что это была водичка, загадывает загадку:
Тучка по небу гуляла,
Тучка бусы растеряла,
Скачут бусы по дорожке,
Как хрустальные горошки.
Учащиеся имитируют движение капелек, которые собираются в ручеек.
Загадочная история .
«Два лягушонка на двух кувшинках»
В тихой заводи большого пруда живут два весёлых лягушонка. Зовут их Аква и Бэква. Они так похожи друг на друга, что различить их не может никто. Кроме, конечно, их мамы6 уж она-то с первого взгляда безошибочно узнает. Кто есть кто!
Днём, после обеда, мама укладывает лягушат спать. У каждого лягушонка своя кроватка - большой лист кувшинки, на котором водорослями красиво вышита первая буква его имени: А или Б. Лягушата послушно ложатся на свои листья и сразу же притворяются спящими.
А довольная мама отплывает от своих лягушат, чтобы наловить к ужину комаров и других вкусных насекомых. Но как только мама скрывается за камышами, лягушата вскакивают и начинают прыгать.
Мама скоро замечает, что в их заводи творится что-то неладное, и быстро-быстро плывёт обратно.
И что же она видит?
На двух кувшинках преспокойно спят её лягушата! И только по заводи, почему-то, ходят волны.
Тогда мама внимательно присматривается: на своих ли кувшинках лежат лягушата?
В один из дней лягушата успели сделать до маминого возвращения ровно 13 прыжков. Как вы думаете: мог ли после этого каждый лягушонок оказаться на своей кувшинке?
Учитель: Мы с вами много говорили о воде. А давайте вспомним тему нашего классного часа. Вспомните, как звать всех сестёр матушки Земли?
Давайте пообщаемся с одной сестрицей. Её зовут Зима. А какой самый весёлый праздник зимой? Я предлагаю вам поиграть в игру «Кричалка под новогодней ёлкой».
Шуточная игровая ситуация
«Кричалка под новогодней ёлкой»
Учитель зачитывает стихотворение и показывает жестом, где надо произнести дружно слова «новый год!»
Ели взрослые, как дети,
Дружно встали в хоровод,
Значит, скоро будет праздник -
Долгожданный …
И подарочки под ёлкой
Каждый - стар и млад - найдёт:
Нынче не восьмое марта,
А всеобщий…
Прослезились мы за месяц,
Снова нулевой доход.
Дорогой же этот праздник,
Что зовётся…
Если до шести утра
Не ложится спать народ,
Значит у телеэкрана
Он встречает …
И, конечно, этим утром
Не увидит их восход.
Утром люд храпит усталый,
Несмотря на…
Если пусто в магазинах,
Куплен самый старый плод,
Значит, будем объедаться
Дружно мы на …
Если в зеркале сегодня
Обнаружил ты живот,
Значит, целых две недели
Ел и пил за …
Говорят, что Санта Клаус
Лазит только в дымоход.
Лучше Дедушке Морозу
Дверь откроем в …
Кличет, коль, народ Снегурку,
Дед Мороза вновь зовёт,
Значит, снова верит в сказку,
Что придёт на …
Если стал вдруг намечаться
К новой жизни поворот,
Значит, все сбылись желанья,
Что шептали в …
Игровая ситуация
«Шуточные вопросы сестрицы Лето»
А теперь свои шуточные вопросы - задачки хочет загадать Лето. Лето - весёлая пора, поэтому и вопросы будут весёлые, шуточные. Будьте внимательными.
-
Какой остров говорит про себя, что его можно носить под рубашкой? (Ямайка)
-
Какой цветок имеет мужской и средний род? (Иван-даМарья)
-
Назовите пять дней, не называя чисел и названий дней. (позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)
-
Какая птица, потеряв одну букву, становится самой большой рекой в Европе? (иволга)
-
Первые пять букв в названии города летают, а две бегают по земле. Какой это город? (Воронеж)
-
Из названия какого города можно сделать начинку для сладких пирожков? (Изюм)
-
Какой город назван в честь большой птицы? (Орёл)
-
В каком городе нельзя стрелять? (Бухаресте)
-
Назовите имя первой женщины в мире, освоившей летательный аппарат. (Баба-Яга)
-
Что больше ковыряешь, тем больше становится? (дыра)
Подведение итогов.