Игра знатоков права Правовой навигатор

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Игра знатоков права Правовой навигатор

Игра знатоков права Правовой навигатор

Игра знатоков права Правовой навигатор

Игра знатоков права Правовой навигатор

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ «ГОРОХОВЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРОМЫШЛЕННО-ГУМАНИТАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

601480, г. Гороховец, ул. Мира, д.1





Методическая разработка по правовой тематике

«Молодежь, закон, общество»




Игра знатоков права для внеурочной деятельности

«Правовой навигатор»





Автор: Лопин Михаил Александрович

преподаватель ГАОУ СПО ВО «ГГПГК»



г. Гороховец

2014

Аннотация


Методическая разработка посвящена развитию и воспитанию правовой культуры молодежи. В неё включены темы по насущным проблемам, с которыми может столкнуться современный подросток. Основной упор в разработке сделан на изучение конкретных положений отраслей права, которые затрагивают жизнедеятельность несовершеннолетних. После изучения положений рекомендованных в данной разработке обучающие получат большой теоретический и практический опыт, который они уверенно смогут применить в процессе своей жизнедеятельности.

Данная методическая разработка «Правовой навигатор» представляет собой интерактивную игру написанную студентами ГАОУ СПО ВО «Гороховецкий государственный промышленно-гуманитарный колледж» работает на web-сервере, написанная на языке программирования Java Script с использованием библиотек jQuery и xbbcode.




Игра знатоков права для внеурочной деятельности

«Правовой навигатор»


Цели игры:

  • способствовать созданию представлений обучающихся о системе права, о правах несовершеннолетних в различных отраслях права, о роли государства в регулировании жизнедеятельности общества с помощью правовых норм. Помочь овладеть основами гражданского, уголовного, административного, трудового, семейного и конституционного права;

  • с помощью различных методов преодолевать правовой нигилизм молодежи. В ходе изучения тем отрабатывать материал, касающийся правосознания, правового поведения, правовой культуры;

  • способствовать усилению интереса к отраслям права с помощью учебно-познавательных мотивов, мотивов самообразования, социальных мотивов (внутренняя мотивация - самосовершенствование через познание и общение). При необходимости использовать и внешние мотивы (мотивы-стимулы).

Задачи:

  1. Дать характеристику отношениям, складывающимся в обществе, и рассмотрение особенностей их регулирования различными отраслями права.

  2. Ознакомить учащихся с основами гражданского, семейного, административного, трудового, конституционного, уголовного законодательства в РФ.

  3. Ознакомить с основами работы с правовыми документами. Научиться анализировать правовые документы с целью выявления нарушений требований законодательства в них;

  4. Дать возможность практически применить и закрепить знания и навыки, полученные при изучении выданных тем.

Обучающиеся должны знать: основные положения, в частности положения касающиеся несовершеннолетних граждан, следующих отраслей права: гражданского, семейного, уголовного, административного, конституционного, трудового.

Обучающиеся должны уметь: написать различного рода заявления, ходатайства, жалобы, обращения; понимать суть отдельных видов юридических документов (трудового договора, брачного договора и т.д.) уметь работать со статьями Конституции РФ, Трудового кодекса РФ, Уголовного кодекса РФ, КоАП РФ, Гражданского кодекса РФ, Семейного кодекса РФ.

Формы и методы работы:

  1. Поиск новой информации. Возможно опережающее задание по поиску и прочтению определенного материала данной тематики.

  2. Структурированная дискуссия. Эвристическая беседа.

  3. Работа с документами (по определенному плану), анализ текста. Организация понимания материала через обсуждение, дискуссию.

  4. Применить теоретические знания на практике при решении правовых задач и получить психологический опыт поведения в ситуациях, возникающих при защите своих прав.

Ресурсы к игре:

ИКТ (компьютер, проектор, монитор, звуковые колонки) Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Кодекс об административных правонарушениях РФ, Трудовой кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, Конституция РФ, правовые задачи по темам.

План проведения игры:

  1. Вступление

  2. Проведение игры «Правовой навигатор».

  3. Подведение итогов.

  4. Заключение.

  1. Вступление

Каждый день мы сталкиваемся с сотнями обязанностей, которые нам необходимо выполнять: рабочие, семейные, дружеские, обязанности перед родителями. Но много ли у нас прав? Сотни томов различных законов, говорят о том, что и прав у нас достаточно: права человека, потребителя, автора и многие другие. Существование в обществе просто немыслимо без соблюдения законов и прав, установленных государством. Наша задача - хорошо знать свои права. Это просто необходимо, для того, чтобы жить в правовом государстве, чтобы быть уверенными в завтрашнем дне.

Одна из актуальных проблем современного общества является нежелание жителей, и молодежи в первую очередь, участвовать в политической и социальной жизни. Особую озабоченность вызывают тенденции к пассивной позиции среди молодежи, не желание встраиваться в современное общество.

Процесс становления правового государства непосредственно связан с формированием правовой культуры граждан, особенно молодых. Это объясняется ролью молодежи в общественном воспроизводстве.

Для развития правового сознания человека и правовой культуры общества в целом необходимо развивать и совершенствовать правовое воспитание и правовое обучение.

Необходим целый комплекс мер по совершенствованию деятельности правоохранительных органов, реабилитации в их глазах населения, привлечению молодежи к участию в обеспечении правопорядка; нацеленность государственных мер на формирование активной гражданской позиции молодежи может проявляться в широком использовании стимулирующих и поощрительных средств воздействия в различных сферах общественных отношений.

2. Проведение игры «Правовой навигатор»

В игре может принимать участие шесть команд состоящих из 6 человек. За один месяц до проведения игры делается объявление и выдается примерный список тем для подготовки (Приложение №1).

Игра состоит из 3 этапов:Игра знатоков права Правовой навигатор

  • Первый этап «Теория права»;

  • Второй этап «Судебное заседание»;

  • Третий этап «Конкурс капитанов».


Первый этап «Теория права» включает в себя 6 отраслей права, которые разделены на отдельные независимы друг от друга блоки (категории):Игра знатоков права Правовой навигатор

  1. Гражданское право;

  2. Уголовное право;

  3. Административное право;

  4. Трудовое право;

  5. Семейное право;

  6. Конституционное право.

Каждый блок состоит из определенного набора вопросов. Количество вопросов определяется организаторами игры.

Игра начинается с жеребьевки, по результатам которой, определяется команда, которая первой выбирает категорию вопросов. После выбора категории, команда начинает отвечать на вопросы. Верность и полнота ответов оценивается жюри по трехбалльной системе (0 - ответ неверный; 1 - ответ не полный; 2 - ответ полный). Если команда допускает ошибку при ответе, то на вопрос может дать ответ другая команда, которая получает право выбрать новую категорию вопросов, либо остаться в прежней. Если команда отвечает на все вопросы категории, то она закрывается и ход переходит другой команде определенной жеребьевкой.

Игра знатоков права Правовой навигатор

Во втором этапе игры «Судебное заседание» участникам предлагается выступить в роле судей и решить ситуационные задачи. Задачи так же разделены на категории и командам необходимо решить по шесть задач. На принятие мотивированного решения командам отводиться по пять минут на каждую задачу. Верность и полноту ответов оценивается жюри по пятибалльной системе (по пять баллов за правильно решенную задачу). (Приложение №3). Игра знатоков права Правовой навигаторИгра знатоков права Правовой навигатор

Третий этап «Конкурс капитанов». Капитанам команд выдается список из 6 терминов, которые капитаны должны объяснить своей команде не называя их, а команда должна угадать. Команды получают по одному баллу за правильный ответ. Жюри может добавить от одного до пяти баллов за красноречивость капитанов.

(Приложение №4)

Игра знатоков права Правовой навигатор


  1. Подведение итогов.

Жюри подсчитывает баллы, и объявляются результаты игры. Награждаются команды победители, занявшие 1,2 и 3 место. Так же отдельными грамотами поощряются капитаны команд.

  1. Заключение.

Проводится обобщающий вывод, беседа с участниками по итогам игры. Опрашивается мнение участников о проведенной игре, заслушиваются предложения и мнения участников.





Приложение № 1

Материалы к первому этапу игры

«Теория права»


СПИСОК ТЕМ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ИГРЕ

«ПРАВОВОЙ НАВИГАТОР»

Категория

Наименование тем

Гражданское право

  1. Возникновение гражданских прав и обязанностей, осуществление и защита гражданских прав.

  2. Граждане (физические лица) как субъекты гражданского права.

  3. Юридические лица как субъекты гражданского права.

  4. Объекты гражданских прав.

  5. Сделки.

  6. Представительство. Доверенность.

  7. Право собственности и другие вещные права.

  8. Обязательства.

  9. Общие положения о договоре в гражданском праве.

Уголовное право

  1. Понятие преступления и состава преступления.

  2. Стадии совершения умышленного преступления.

  3. Соучастие в преступлении.

  4. Множественность преступлений.

  5. Обстоятельства, исключающие преступность деяния.

  6. Понятие наказания, его цели и эффективность.

  7. Система и виды наказаний.

  8. Освобождение от уголовной ответственности.

  9. Освобождение от наказания.

  10. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

Административное право

  1. Административно - правовой статус гражданина.

  2. Административно - правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства.

  3. Общественные и другие негосударственные объединения.

  4. Предприятия и некоммерческие организации.

  5. Государственные и муниципальные служащие.

  6. Административное правонарушение.

  7. Административное принуждение.

  8. Административная ответственность.

  9. Административное наказание.

  10. Производство по делам об административных правонарушениях.

Трудовое право

  1. Трудовой договор (заключение, изменение, прекращение).

  2. Рабочее время (режим рабочего времени и время отдыха).

  3. Перерывы в работе. Выходные и нерабочие праздничные дни.

  4. Отпуска.

  5. Заработная плата.

  6. Нормирование труда.

  7. Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет.

  8. Материальная ответственность работника.

  9. Ученический договор.

  10. Дисциплина труда.

Семейное право

  1. Порядок вступления в брак.

  2. Имущественные и неимущественные права и обязанности супругов.

  3. Брачный договор.

  4. Брак с иностранными гражданами.

  5. Расторжение брака.

  6. Права детей.

  7. Лишение и ограничение родительских прав.

  8. Установление и оспаривание отцовства (материнства).

  9. Усыновление (удочерение).

  10. Алиментные обязательства.

Конституционное право

  1. Основы конституционного строя.

  2. Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина в РФ.

  3. Конституционно-правовой статус субъектов РФ.

  4. Избирательное право РФ.

  5. Президент РФ.

  6. Федеральное Собрание РФ.

  7. Конституционно-правовой статус члена
    Совета Федерации и депутата Государственной Думы.

  8. Правительство РФ.

  9. Конституционные основы системы органов судебной власти.

  10. Конституционные основы местного самоуправления.
























Приложение № 2

Материалы к первому этапу игры

«Теория права»


СПИСОК ВОПРОСОВ ПО КАТЕГОРИЯМ К ИГРЕ

«ПРАВОВОЙ НАВИГАТОР»

Категория

Наименование вопросов

Гражданское право

  1. Как возмещаются убытки, причиненные государственными органами и органами местного самоуправления.

  2. Что такое правоспособность и дееспособность гражданина?

  3. Дайте понятие термину «Эмансипация»»

  4. Опека, попечительство и патронаж.

  5. Классификация юридических лиц.

  6. Расскажите о сроках исковой давности.

  7. Плоды, продукция и доходы как объекты гражданских прав.

  8. Сделки. Формы сделок. Условия действительности сделок.

  9. Приобретение права собственности на бесхозяйные вещи, на находку, на безнадзорных животных, на клад.

  10. Публичный договор.

Уголовное право

  1. Назовите понятие преступления и совокупность признаков характеризующих преступление. Назовите категории преступлений.

  2. Дайте определение термину «Состав преступления». Охарактеризуйте признаки и элементы состава преступления.

  3. Перечислите стадии совершения преступления, дайте им понятие.

  4. Дайте понятие рецидиву преступления.

  5. Дайте понятие и назовите виды обстоятельств, исключающих преступность деяния.

  6. Дайте понятие наказания и назовите его признаки. Какие виды наказания вы знаете?

  7. Освобождение от уголовной ответственности и освобождение от наказания. Назовите разницу.

  8. Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним. Особенности применения принудительных мер воспитательного воздействия.

  9. Освобождение от наказания несовершеннолетних. Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания.

  10. Назовите особенности допроса несовершеннолетнего.

Административное право

  1. Что такое административное правонарушение?

  2. Назовите возраст, с которого несовершеннолетнего можно привлечь к административной ответственности.

  3. Какие виды наказаний для несовершеннолетних вы знаете?

  4. Назовите срок, в течение которого лицо может быть привлечено к административной ответственности.

  5. Назовите обстоятельства, смягчающие административную ответственность.

  6. Назовите обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

  7. Назовите сроки рассмотрения дела об административном правонарушении.

  8. Что такое гражданство. Назовите основания его приобретения и прекращения.

  9. Административно-правовой статус беженцев.

  10. Административно-правовой статус вынужденных переселенцев.

Трудовое право

  1. Назовите особенности трудоустройства лиц в возрасте до 18 лет.

  2. Каков порядок прохождения медицинского освидетельствования лицами, не достигшими 18 летнего возраста?

  3. Назовите работы, на которых запрещается применение труда лиц до 18 лет.

  4. Какова продолжительность работы несовершеннолетних?

  5. Назовите особенности перерывов в работе и выходных днях несовершеннолетних.

  6. Назовите особенности предоставления ежегодного основного оплачиваемого отпуска несовершеннолетним работникам.

  7. Назовите нормы выработки для работников в возрасте до 18 лет.

  8. Каковы особенности оплаты труда работников до 18 лет при сокращенной продолжительности ежедневной работы?

  9. Каковы ограничения полной материальной ответственности для работников до 18 лет?

  10. Назовите порядок расторжения трудового договора с работниками в возрасте до 18 лет по инициативе работодателя.

Семейное право

  1. Назовите условия вступления в брак.

  2. Возраст вступления в брак.

  3. Личные и имущественные права и обязанности супругов.

  4. Что регулирует брачный договор?

  5. Заключение брака с иностранными гражданами на территории России.

  6. Заключение брака с иностранными гражданами за пределами России.

  7. Расторжение брака в органах ЗАГСа.

  8. Особенности ограничения родительских прав.

  9. Алиментные обязательства супругов.

  10. Особенности установления отцовства.

Конституционное право

  1. Назовите особенности местного самоуправления в РФ.

  2. Конституционный Суд РФ:
    порядок формирования, состав, компетенция.

  3. Состав и порядок формирования Правительства РФ.

  4. Полномочия депутата. Досрочное прекращение полномочий депутата.

  5. Законодательный процесс в РФ.

  6. Досрочное прекращение полномочий Президента РФ.

  7. Понятие и основные стадии избирательного процесса в РФ.

  8. Понятие и признаки субъекта Федерации.

  9. Ограничение прав и свобод человека и гражданина.

  10. Принципы, определяющие основные характеристики российского государства.





































Приложение № 3


Материалы ко второму этапу игры

«Судебное заседание»


Задача № 1


Президент РФ вернул без подписания принятый Государственной Думой Федеральный закон «О запрете научных исследований в области генной инженерии» в связи с тем, что он противоречит Конституции РФ. Государственная Дума и Совет Федерации преодолели вето Президента, однако Президент вновь отказался подписывать закон, ссылаясь на нарушении процедуры, которые были допущены при повторном рассмотрении закона.

Каковы полномочия Президента в области законодательной деятельности? Обязан ли Президент в любом случае подписать закон, если Федеральное Собрание направляет его после повторного принятия квалифицированным большинством голосов?

Задача № 2


Востряков П.Ф. дома принимал гостей в связи с юбилеем. Возвратившемуся из школы 15-летнему сыну он налил рюмку крепкого вина, которую последний выпил и пошел гулять на улицу. На трамвайной остановке этот подросток был задержан в пьяном виде инспектором милиции по делам несовершеннолетних и доставлен в общественный пункт охраны порядка. Туда же был вызван Востряков П.Ф., где в отношении его не был составлен протокол об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена ч.2 ст. 6.10 и ст. 20.22 КоАП РФ.

Имеются ли в действиях (бездействии) участников ситуации признаки составов административных правонарушений?

Задача № 3


В адрес администрации предприятия, где в свободное от учебы время работает 14-летняя школьница Ирина, пришло письмо из школы. В письме указывалось, что в последнее время Ирина часто пропускает уроки, особенно те, которые проходят в утренние часы, часто приходит не подготовленной к занятиям. Директор школы обращается с просьбой к администрации предприятия расторгнуть с Ириной трудовой договор.

Должен ли быть расторгнут трудовой договор?

Задача № 4


Никифорова Наталья (19 год) и Виктор Кузнецов (17 лет) решили пожениться. Работники ЗАГСа, в котором они решили зарегистрировать брак, указали на необходимость несовершеннолетнему Кузнецову получить согласие на заключение брака органа местного самоуправления по месту жительства. Кузнецов считал, что такое разрешение ему не нужно, так как он решением суда объявлен полностью дееспособным.

Обоснованы ли действия работников ЗАГСа?

Задача № 5


Двенадцатилетний Александр Васильев принимал участие в съемках художественного фильма, за что ему было выплачено вознаграждение в сумме 5 тыс. руб. На эти деньги он приобрел канцелярские принадлежности: авторучку, пенал и дорогую записную книжку. Родители Александра посчитали, что он неразумно потратил деньги, отнесли покупки в магазин и потребовали от директора принять их обратно. Директор отказался удовлетворить требование родителей, поскольку из беседы с мальчиком он узнал, что Александр совершал покупки на заработанные им деньги, а своим заработком несовершеннолетние могут распоряжаться самостоятельно.

Кто прав в возникшем споре? Измениться ли решение, если вознаграждение было получено отцом Александра Васильева, который передал деньги своему сыну со словами: «Можешь сам распорядиться своим заработком»?
















Приложение № 4


Материалы к третьему этапу игры

«Конкурс капитанов»

Конкурс капитанов

  • Амнистия

  • Вменяемость

  • Гражданство

  • Законопроект

  • Кодекс

  • Омбудсмен

(Опишите термин команде так, чтобы она его угадала)

Конкурс капитанов

  • Алиби

  • Бюрократизм

  • Суверенитет

  • Закон

  • Кворум

  • Наказание

(Опишите термин команде так, чтобы она его угадала)

Конкурс капитанов

  • Бипатриды

  • Государство

  • Депутат

  • Истец

  • Лицензия

  • Приказ

(Опишите термин команде так, чтобы она его угадала)

Конкурс капитанов

  • Вето

  • Геноцид

  • Допрос

  • Ответчик

  • Монархия

  • Проступок

(Опишите термин команде так, чтобы она его угадала)

Конкурс капитанов

  • Арест

  • Вотум

  • Дееспособность

  • Имущество

  • Консенсус

  • Паспорт

(Опишите термин команде так, чтобы она его угадала)

Конкурс капитанов

  • Аффект

  • Вред

  • Демократия

  • Иск

  • Конституция

  • Преступление

(Опишите термин команде так, чтобы она его угадала)



© 2010-2022