Рабочая программа по экологии: Биосфера и человечество. 9 класс

Программа «Биосфера и человечество» развивает основные экологические понятия, рассмотренные в 8 классе в курсе «Экология человека». Вводятся новые понятия, характеризующие человечество на популяционном уровне. Рассматриваются взаимоотношения людей с окружающим миром на уровне биосферы, социосферы и ноосферы. Раскрывается ретроспектива воздействия человечества на внешнюю среду и причины возникновения экологических кризисов. Рассматривается значение устойчивого развития природы и человечества. Пок...
Раздел Классному руководителю
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Согласовано»

Зам. директора по УВР


_________ Н.П.Плевако

(Л.И..Рогожина)


« ____» __________20 г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №190»

__________________ И.А.Звездова


«___» __________20 г

Рабочая программа

по экологии

Класс 9

Срок реализации программы: 2014-2015 учебный год


Количество часов в неделю: 1 час

Количество часов в год: 34 часов

Программа: М. Вентана - «Граф» 2009 ,И.М Швец

Учебник: И.М. Швец, Н.А. Добротина

«Биосфера и человечество», М., « Вентана - Граф, 2010



Учитель: Гусева В.Б

высшая квалификационная категория


Обсуждено на заседании МО

учителей ________________________

протокол №_____ от «___» 2014 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Статус программы

Рабочая программа по экологии 6 класс основной общеобразовательной школы составлена и реализуется на основе следующих документов:

Рабочая программа разработана на основе:

  1. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004г. «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (для 5-11 классов)»

  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.06.2014г. № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

  3. Письмо Министерства образования и науки РФ от 29.04.2014г. № 08- 548 « о Федеральном перечне учебников»


Программа «Биосфера и человечество» развивает основные экологические понятия, рассмотренные в 8 классе в курсе «Экология человека». Вводятся новые понятия, характеризующие человечество на популяционном уровне. Рассматриваются взаимоотношения людей с окружающим миром на уровне биосферы, социосферы и ноосферы. Раскрывается ретроспектива воздействия человечества на внешнюю среду и причины возникновения экологических кризисов. Рассматривается значение устойчивого развития природы и человечества. Показывается, что способность людей находить компромиссные решения в социальной сфере и в отношениях с окружающей средой являются основой гармоничных отношений человечества и биосферы и залогом благополучия всего человечества.


Цель курса «Биосфера и человечество»: сформировать знания о взаимоотношении людей с окружающим миром на уровне биосферы, социосферы и ноосферы; раскрыть причины экологических кризисов, определить пути решения глобальных экологических проблем; определить значение устойчивого развития природы и человечества.

Задачи:

  • формирование у обучаюищихся взглядов на биосферу как единый макроорганизм, одним из компонентов которого является человек;

  • формирование знаний о происхождении и эволюции Земли, об основных законах, определяющих глобальные экологические процессы;

  • получение чёткого представления о масштабах и возможных последствиях экологического кризиса и его проявления;

  • формирование гражданской позиции учащихся, направленной на сохранение и восстановление природного богатства планеты;

  • создать условия для развития у обучающихся творческой, учебно-исследовательской и проектной компетентностей.

  • развитие волевой сферы - убеждения в возможности решения экологических проблем, стремления к распространению экологических знаний и личному участию в практических делах по защите окружающей среды.

Содержание каждой главы курса «Биосфера и человечество» структурировано по темам, к которым приведены перечни учебных приборов и оборудования, демонстрации опытов. Программа изучения экологии в 9 классе включает практикум с целью развития творческих способностей школьников, мышления, моделирования, проектирования.

Обучение обучающихся 9-х классов экологии опирается на полученные ими ранее знания по биологии, химии, географии, физике, обществознанию и осуществляется на основе развития и обобщения экологических понятий, усвоения научных фактов, важнейших закономерностей, идей, теорий, обеспечивающих формирование эколого-природоохранного мышления и подготовку учеников практической деятельности.

Результат обучения

Ожидаемый результат изучения курса экологии «Биосфера и человечество» направлен на реализацию деятельностного, практико и личностно ориентированного подходов: овладение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладения знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей

Тематическое планирование

Тема

Кол-во часов

Лабораторные работы

Практические работы

Контрольные работы

Дата

1.

Введение

0,5





Влияние экологических факторов на развитие человечества

2,5


1


27.09.2014

Воздействие человечества на биосферу

7


2


01.11

22.11

Взаимосвязи между людьми

8


2


06.12

27.02

Договор как фактор развития человечества

4


1


21.02

Устойчивое развитие общества и природы

2


1


07.03

Человечество и информация о мире

4


1


21.03

Познание мира и экологическое образование

5


1


23.05

Заключение

1






ИТОГО:

34

нет

7

нет


Введение (0,5 ч)

Цели и задачи курса. Начальное знакомство с глобальными проблемами взаимодействия человечества с природой. Представление о биосфере как системе.

Тема 1. Влияние экологических факторов на развитие человечества (2,5 ч)

Экологические (температура, влажность) факторы и их влияние на развитие человечества. Показатели состояния биосферы. Возможности человека и человечества к адаптации. Стихийные бедствия, чрезвычайные ситуации и человечество. Здоровье людей и ускорившийся ритм жизни.

Основные понятия: показатели состояния биосферы, мониторинг, устойчивость биосферы, «спринтеры» и «стайеры», активная адаптация человечества, стихийное бедствие, чрезвычайная

ситуация.

Практическая работа. Игра «Человечество и лес».

Тема 2. Воздействие человечества на биосферу (7ч)

Потребности людей в питании, дыхании и размножении и участие человечества в концентрационной, газовой и транспортной функциях живого вещества. Производство пищи как биосферный процесс. Смена источников питания человечества на протяжении его развития. Положение А.М. Уголева об адекватном питании. Постоянство газового состава атмосферы. Загрязнение атмосферы человечеством. Чистый воздух - залог выживания человечества и биосферы в целом. Показатели изменения численности человечества (развитые и развивающиеся страны). Увеличение населения на Земле. Экологическое и технологическое воздействия человечества на биосферу. Значение генетической и негенетической информации для человечества. Нарушение человечеством круговоротов веществ и потоков энергии в биосфере. Экологические кризисы в истории человечества. Деятельность человека как фактор эволюции биосферы. Современный масштаб деятельности человечества. Глобальный экологический кризис. Экологические проблемы человечества и биосферы.

Основные понятия: несбалансированное питание, адекватное питание, экологически чистая пища, производство пищи как биосферный процесс; динамическое равновесие в атмосфере, постоянство газового состава атмосферы; продолжительность жизни, рождаемость, смертность, естественный прирост населения; техносфера; глобальный экологический кризис. Практические работы. Игра «Альтернативные источники энергии», игра «Мировая торговля».

Тема З. Взаимосвязи между людьми (8 ч)

Экологическое и социальное разнообразие человечества как показатели его устойчивости. Увеличение внутреннего разнообразия человечества и плотности населения в процессе развития человечества. Техногенный и традиционный типы развития обществ. Глобализация как фактор увеличения устойчивости человечества. Взаимодействие людей друг с другом на основе жизненных, социальных и идеальных потребностей. Формирование понятия о мо рали и нравственности в зависимости от качества потребностей общества. Понятие о биоэтике как новой этике взаимоотношений человечества с окружающей средой. Война и голод - основные социальные факторы, негативно влияющие на человечество. Проблема разоружения, проблема голода.

Основные понятия: социосфера, глобализация; жизненные, социальные и идеальные потребности человека; биологический, общественный и творческий уровни развития потребностей, мораль и нравственность; биоэтика, жизнь как высшая ценность; экологическая ответственность, социальный фактор. Практические работы. Игра «Социальное разнообразие-условие устойчивости человеческого общества», игра «Я в классе, я в мире».

Тема 4. Договор как фактор развития человечества (Зч)

Эволюция механизмов договоренностей между людьми. Умение людей договариваться между собой как основной фактор в разрешении социальных и экологических конфликтов.

Основные понятия: агрегация, договор, разрешение конфликтов, экологические конфликты.

Практическая работа. Игра «Составление договора «О правах природы"».

Тема 5. Устойчивое развитие общества и природы (2ч)

Перспективы устойчивого развития природы и общества. Концепция устойчивого развития.

Основные понятия: устойчивое развитие, экологическое общество, концепция устойчивого развития.

Практическая работа. Игра «План устойчивого развития в XXI веке».

Тема 6. Человечество и информация о мире (4 ч)

Становление разума. Разум и сознание как факторы преобразования человеком окружающего мира и основа развития человечества. Биосферная роль человека. Картины мира. Влияние представлений человечества о мире на его взаимоотношения с окружающей средой. Основные понятия: разум, сознание, биосферная роль человека; мифологическая, религиозная, классическая естественно-научная, вероятностная естественно-научная, системная естественнонаучная картины мира.

Практическая работа. Дискуссия «Первичное производство и вторичная переработка».

Тема 7. Познание мира и экологическое образование (5ч)

Научно-технический прогресс. Осознание человечеством масштаба своей деятельности как фактора, усугубляющего экологический кризис. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Учение о развитии ноосферы. Развитие экологического сознания в человечестве. Антропоцентрическое и экоцентрическое экологическое сознание. Экоцентрическая позиция как необходимое условие выживания и будущего развития человечества и биосферы в целом.

Основные понятия: научно-техническая революция, наукоемкие технологии, глобальные проблемы человечества; учение о биосфере, ноосфера; экоцентрическое, антропоцентрическое эко логическое сознание.

Практическая работа. Дебаты «Экологическое образование должно стать обязательным во всех школах».

Резервное время -2ч

Календарно - тематическое планирование

Содержание

Практические работы

Задание

Дата

1.

Введение 0,5ч.

Цели и задачи курса


С3-6

06.09.2014

1,5 Влияние экологических факторов на развитие человечества 2,5ч


п.1

13.09

2

Показатели состояния биосферы.


П.1

20.06

3

Возможности человека к адаптации. Стихийные бедствия.

П.Р.№1 «Человечество и лес»

П.2

27.09

Воздействие человечества на биосферу 7ч.




4.

Потребность человечества в питание и ее влияние на биосферу.


П.3

04.10

5.

Потребность человечества в дыхание и ее влияние на биосферу.


П.4

11.10

6.

Потребность человечества в размножении.


П.5

18.10

7.

Значение генетической и негенетической информации для человечества.


П.6

25.10

8.

Экологическое и технологическое воздействие на биосферу.

П.Р.№ 2 « Альтернативные источники энергии»

П.7

01.11/1ч

9.

Деятельность человека как фактор эволюции биосферы.


П.8

15.11

10.

Современный масштаб деятельности человека.

П.Р.№3

«Мировая торговля»

П.9

22.11

Взаимосвязи между людьми. 8ч




11.

Увеличение внутреннего разнообразия

человечества и плотности населения.


П.10

29.11

12.

Игра «Социальное разнообразие - условие устойчивости человеческого общества».

П.Р..№4



06.12

13.

Взаимодействие людей друг с другом.


П.11

13.12

14.

Формирование понятий о морали и нравственности в зависимости от качества потребностей общества.


П.11

20.12

15.

Игра « Я в классе, я в мире».

П.Р. №5



27.12/2ч

16.

Биоэтика.


П.12

17.01.2015

17.

Война и голод - основные социальные факторы, негативно влияющие на человечество и биосферу.


П.13

24.01

18.

Проблема разоружения, проблема голода.


П.13

31.01

19.

Договор как фактор развития человечества. 3ч.



07.02

20.

Эволюция механизма договоренностей между людьми.


П.14

14.02

21.

Игра «Составление договора « О правах природы»

П.Р №6



21.02

Устойчивое развитие общества и природы. 2ч




23.

Перспективы устойчивого развития природы и общества.


П.15

28.02

24.

Игра « План устойчивого развития в 21 веке.

П.Р. №7



07.03

Человечество и информация о мире. 4ч.




25.

Становление разума. Разум и сознание

как факторы преобразования человеком окружающего мира.


П.16

14.03

26.

Дискуссия « Первичное производство и вторичная переработка»

Пр.р. 8


21.03/3ч

27.

Биосферная роль человека.



04.04

28.

Влияние представлений человечества о мире на его взаимоотношения с окружающей средой.


П.17

11.04

29.

Картина мира.


П.17

18.04

Познание мира и экологическое образование. 5ч.




30.

Научно - технический прогресс. Усугубление экологического кризиса.


П.18

25.04

31.

Учение В.И.Вернадского о биосфере.


П.19

02.05

32.

Ноосфера.


П.19

09.05

33.

Развитие экологического сознания в человечестве.


20

16.05

34-35.

Дебаты «Экологическое образование должно стать обязательным во всех школах».

Пр.р №9


23.05

Требования к уровню подготовки учащихся

1. Узнавать и различать научные и паранаучные тексты о влиянии различных экологических факторов и их совокупности на человека и его здоровье.

2. Описывать основные экологические проблемы своего региона и всего человечества.

3. Уметь находить в различных источниках информации научные доказательства для объяснения экологических проблем.

4. Различать научный, социальный и культурный контекст в описании экологических проблем человечества.

5. Выделять случайные и закономерные характеристики во взаимоотношениях человечества с окружающим миром.

6. Перечислять всеобщее и особенное во взаимоотношениях человека с окружающим миром.

7. Объяснять значение устойчивого развития природы и человечества.

8. Прогнозировать перспективы устойчивого развития природы и человечества.

9. Проявлять устойчивый интерес к пониманию и разрешению региональных и глобальных экологических проблем.

10. Проявлять активность в организации и проведении экологических акций.

11. Сопоставлять взаимоотношения человека с окружающим миром в различных культурах с возможностью определения наиболее оптимальных для целей устойчивого развития биосферы.

12. Уметь вести диалог и находить компромиссное решение не с точки зрения силы одной из противоборствующих сторон, а с позиции возможности устойчивого развития биосферы и сохранения жизни на Земле во всех ее проявлениях.

Учебно-методическое обеспечение:


литература для учащихся:


  1. Второв П.П., Дроздов Н.Н. Рассказы о биосфере. М., «Просвещение», 1981

  2. Пасечник В.В. Экология 9 кл. Школьный практикум: Методическое пособие. М., «Дрофа», 1998

  3. Практикум по экологии/Под ред.С.В.Алексеева.М.:МДС «Юнисам», 1996

  4. Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. Как учить экологию. М., «Просвещение», 1985

  5. Хабарова Е.И., Панова С.А. Экология в таблицах. М., «Дрофа», 1999

  6. Чернова Н. М., Былова А. М. «Экология».М., «Просвещение», 1981

  7. Швец И.М., Добротина Н.А. «Биосфера и человечество», М., изд. центр «Вентана-Граф», 2007 г

  8. Экология России:Хрестоматия/Сост.В.Н.Кузнецов.М., МДС «Юнисам», 1995

литература для учителя:


  1. Войткевич Г.В. Основы учения о биосфере. М., «Просвещение», 1989

  2. Козлова Т.А., Сухова Т.С. Экология. Книга для учителя. М., Школа-Пресс, 1996

  3. Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Экология.: Методическое пособие. М.: МД«Дрофа», 1995

  4. Сивоглазов В.И.,Козлова Т.А., Сухова Т.С. Экология России. Пособие для учителя. М., МДС «Юнисам», 1995

  5. Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. Экология и мир. Пособие для учителя. М., Новая школа, 1994



© 2010-2022