Памятка по педагогике на тему Памятка учителю по формированию положительной мотивации учащихся к учению

Данная разработка представляет собой буклет, в котором кратко описаны приемы для стимулирования и мотивации познавательной деятельности обучающихся, практические рекомендации педагогам. В буклете также предоставлены красочные иллюстрации и словесные поощрения учеников. В самом начале кратко говорится о том, что в целом способствует формированию мотивации.
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пути формирования учебной мотивации


Общий путь формирования учебной мотивации заключается в том, чтобы способствовать превращению широких побуждений учащихся в зрелую мотивационную сферу с устойчивой структурой и доминированием отдельных мотивов. Формированию мотивации в целом способствуют:

  • общая атмосфера положительного отношения к учению, профессиональным знаниям;

  • включенность учащихся в совместную учебную деятельность в коллективе учебной группы (через парные, групповые, бригадные формы работы);

  • построение отношения «педагог- учащийся» не по типу вторжения, а на основе совета, создания ситуаций успеха, использования различных методов стимулирования (от похвалы, дачи дополнительных заданий на оценку, до жетонной системы, «солнышек» и т.д.);

  • занимательность, необычное изложение нового материала;

  • образная, ярко звучащая речь, укрепление положительные эмоции в процессе учения;

  • использование познавательные игр, дискуссий, создание проблемных ситуаций и их совместное и самостоятельное разрешение;

  • построение изучения материала на основе жизненных ситуаций, опыте самих педагогов и учащихся;

  • развитие самостоятельности и самоконтроля учащихся в учебной деятельности, планирования, постановки целей и реализации их в деятельности, поиске нестандартных способов решения учебных задач.


Памятка по педагогике на тему Памятка учителю по формированию положительной мотивации учащихся к учению


Приемы для стимулирования и мотивации познавательной деятельности обучающихся.

Мотивы

Педагогические средства развития учебной мотивации

  • Приемы, связанные со стимулирующим влиянием содержания учебного материала: показ новизны содержания; обновление уже усвоенных знаний, их углубление; раскрытие практической, научной и др. значимости знаний и способов действий; профессиональная направленность содержания, межпредметные, внутрипредметные и межцикловые связи; занимательность изучаемого материала; историзм, показ достижений современой науки и пр.

  • Значительное влияние на развитие учебной мотивации оказывают методы, особенно методы проблемного обучения и интерактивные. Для реализации возможностей методов обучения в развитии учебной мотивации служат приемы: разъяснение целей деятельности, постановка информационных и проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций, организация работы с источниками, применение знаний на производственной основе, использование занимательных и игровых форм занятий и др.

  • Приемы, связанные с применением наглядных, дидактических и технических средств обучения: использование карточек с дозированной помощью, с образцами решения задач (алгоритмами действий); предъявление информации с помощью ТСО и компьютеров, обеспечение учащихся оперативной обратной связью; постановка заданий к наглядной информации; повторная подача информации, опорных сигналов; управление самостоятельной работой учащихся и т.д.

  • Приемы, основанные на общении, взаимодействия педагога и учащихся: оценочные обращения учителя (опосредованная оценка, замечание, отрицание, согласие, одобрение), поощрение (похвала, подбадривание), создание ситуации успеха, оказание помощи, стимулирование педагогом постановки вопросов самими учащимися, поддержка их начинаний, прием апперцепции (связь с жизненным опытом учащихся, их интересами, склонностями) и др.

  • Приемы, учитывающие внутри коллективные отношения: организация коллективной работы по планированию и выполнению совместной деятельности; проведение коллективного обсуждения итогов работы; задания по взаимоконтролю и взаимопомощи учащихся; сочетание различных форм совместной работы; общественная оценка действий учащихся, опора на общественное мнение и др.

  • Формирование учебной мотивации замедляют: эмоциональная бедность учебного материала; излишняя повторяемость одних и тех же приемов одного порядка; однообразные задания; отсутствие оценки; недоброжелательные отношения преподавателя к учащимся (сарказм, насмешка, упрек, угроза, нотация); приемы понуждения (наказание, необоснованное требование, придирчивость).

Практические рекомендации педагогам по формированию мотивации обучающихся

1. Прежде всего, такая организация обучения, при которой учащиеся вовлекаются в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, а также разрешает ситуации проблемного характера.

2. Производительный и учебный труд интересен тогда, когда он разнообразен. Однообразная информация, использование однообразных методов и приемов при проведении занятий, однообразные способы действий быстро вызывают скуку. Необходима смена видов деятельности и применение разнообразных приемов и методов мотивации, а также форм работы: индивидуальной, парной, групповой и фронтальной.

3. Для появления интереса к учению необходимо понимание ее нужности, важности, целесообразности изучения конкретного материала, конкретных разделов для использования знаний, умений и навыков учащимися в дальнейшей жизни после выпуска.

4. Чем больше новый материал увязан с усвоенными ранее знаниями, приобретенным ранее опытом, тем он интереснее для учащихся, тем больше их мотивация.

5. Слишком легкие, слишком трудные задания не вызывают интереса. Обучение должно быть трудным, но посильным.

6. Чем чаще проверяется и оценивается работа учащихся, тем большее желание они испытывают к процессу работы. Здесь важна также и самооценка, взаимооценка как социальный мотив, сравнение изделий с образцами, словесное оценивание учителем, похвала и т.д. Через создание ситуаций успеха повышается статус учащегося в классе.

7. Яркость учебного материала, эмоциональная реакция и заинтересованность самого учителя.

8. Практика убеждает что, что результативность выполненной учебной работы ведет не только к удовлетворению учащихся, но и мотивирует их к дальнейшему повышению эффективности своего труда.

9. В общении с учащимися исключите из лексикона фразы- убийцы:

*Так дело не пойдет!

*Об этом нам не нужно говорить вообще!


«Словесные поощрения ученика»

  1. Ты на верном пути. Ты делаешь это сегодня значительно лучше!

  2. Замечательно! Продолжай работать так же, ты добьешься большего.

  3. Так держать! Это успешное начало!

  4. Отлично! Фантастика! Поздравляю!

  5. Ты прав. Превосходно! Умничка! Молодчина!

  6. Большое тебе спасибо! Твои успехи всё заметнее1

  7. Это твоя победа! Красивая мысль! Это интересно!

  8. Я верю в тебя. Спасибо!

Памятка по педагогике на тему Памятка учителю по формированию положительной мотивации учащихся к учению







ГБОУ СПО ЕПК КК






Памятка учителю

по формированию

положительной

мотивации учащихся к учению


Памятка по педагогике на тему Памятка учителю по формированию положительной мотивации учащихся к учению





Студентки II курса

отделения ШО и ПИ

Ивановой Анастасии

Преподаватель: Великановская Л.А.


ЕЙСК, 2015 г.

© 2010-2022