Подборка народных игр к ниже размещённой презентации

«Подвижные игры имеют большое воспитательное значение, так как требуют самого обширного участия всех духовных и телесных сил: с ловким, проворным движением тела и его членов здесь соединяется смело задуманный план, быстрота решения, осмотрительность при его выполнении, присутствие духа в непредвиденных случаях, неутомимость и настойчивость в проведении плана к строго намеченной цели.  Большинство такого рода игр производится на чистом воздухе, на широких пространствах, при усиленных движениях и ...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Десяточка».

Играют несколько человек у стенки (только, естественно, у той, где нет окон).

Броски выполняются по очереди.

10 раз бросить мяч в стену, сделав хлопок в ладоши.

9 раз бросить мяч в стену, поймать его обеими руками после отскока от земли.

8 раз бросить мяч правой рукой в стену, а поймать левой (или наоборот).

7 раз бросить мяч, стоя спиной к стене, так, чтобы он ударился об нее. Повернуться и поймать мяч.

6 раз бросить мяч правой рукой под правую ногу, стоя боком к стене, после отскока от нее поймать мяч обеими руками.

5 раз бросить мяч левой рукой под левую ногу (как в предыдущий раз).

4 раза бросить мяч в стену, повернувшись вокруг своей оси. Поймать мяч после его отскока от земли.

3 раза бросить мяч в стену и сделать три хлопка в ладоши за спиной, поймать мяч обеими руками,

2 раза бросить мяч в стену: первый раз правой рукой, поймать правой; второй раз левой и поймать левой рукой.

1 раз бросить мяч в стену: повернуться вокруг своей оси и хлопнуть в ладоши, успеть поймать мяч после его отскока от стены.

«Горячая картошка».

Все игроки становятся в круг и быстро перебрасывают друг другу мяч (как будто это горячая картошка, а не мячик)

«Штандер-стоп».

Игра с мячом: мяч кидался в воздух, в это время игроки разбегались, водящий называл любого игрока и пытался угадать расстояние до него в шагах, и должен был дойти до игрока за это количество шагов

«Я знаю 5 имён».

Игра с интеллектуальным уклоном - набивание мяча ладонью о землю, при этом придумывание и произнесение имён, названий городов, цветов и т. п.


Упражнения в бросании, катании мячей способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений. Они формируют умения схватить, удержать, бросить предмет, приучают рассчитывать направление броска, согласовывать усилия с расстоянием, развивают выразительность движения, пространственную ориентировку. В играх с мячом развиваются физические качества ребенка: быстрота, прыгучесть, сила. У детей дошкольного возраста еще слабо развита способность к точным движениям, поэтому любые действия с мячом оказывают положительное влияние на развитие этого качества. Упражнения и игры с мячом при соответствующей организации их проведения благоприятно влияют на физическое развитие и работоспособность ребенка. Упражнения с мячами различного веса и объема развивают не только крупные, но и мелкие мышцы обеих рук, увеличивают подвижность суставов пальцев и кистей, что особенно важно для шестилетнего ребенка готовящегося к обучению в школе. При ловле и бросании мяча ребенок действует обеими руками. Это способствует гармоничному развитию центральной нервной системы и всего организма. При обучении игре в баскетбол используются самые разнообразные действия с мячом, что обеспечивает необходимую физическую нагрузку на все группы мышц ребенка, особенно важны мышцы удерживающие позвоночник при формировании правильной осанки.



Специфика ЛФК по сравнению с другими методами лечения заключается в том, что она использует в качестве основного лечебного средства физические упражнения - существенный стимулятор жизненных функций организма человека. Основной физкультурной формой борьбы с заболеваниями опорно-двигательного аппарата является лечебная физкультура. Она «применяется в форме лечебной гимнастики, ходьбы, терренкура, игр, строго дозированных спортивных упражнений.

Его можно поймать любым удобным для каждого ребенка способом, одной или двумя руками, сразу или после отскока от земли, от стены, от других предметов. После формирования навыка бросания дети овладевают умением метать мяч. Движения бросания и метания по сути отличны друг от друга. Метание отличается от бросания более широкими и активными движениями не только рук, но и ног, туловища. Катание тренирует мышцы пальцев и кисти, приучает соотнести мышечные усилия и направление мяча. Катать мяч можно в определенном направлении, между воротцами, по узкой дорожке, «змейкой», друг к другу. Подбрасывать и ловить - более сложные движения, требующие хорошего глазомера. Полезно подбрасывание мяча вверх: оно связано с активным выпрямлением, как бы потягиванием за брошенным предметом. Это упражнение помимо укрепления мышц плечевого пояса способствует улучшению осанки. Упражнения по метанию в цель важны для гармоничного развития рук, для профилактики появления нарушений осанки, развития координации движения, умения ориентироваться в пространстве, для обучения различным приемам игры в мяч, развития опорно-двигательного аппарата, а также профилактики его заболеваний.


Профилактика заболеваний и травм опорно-двигательного аппарата


Поэтому в любой неподвижной (статичной) позе - стоя, сидя или лежа - будет проявляться его индивидуальный статический стереотип, который может быть оптимальным и не оптимальным. При оптимальных позах мышцы и связки поддерживают опорно-двигательный аппарат в противодействии гравитации с минимальными энергетическими затратами; при дискомфортном положении энергозатраты бывают чрезмерными и приводят к выраженному утомлению. Статический и динамический стереотипы даже у взрослых людей можно в значительной степени улучшить. Практически каждый человек, страдающий заболеванием опорно-двигательного аппарата, со временем начинает задумываться над тем, как ему правильно двигаться, сидеть, спать и т. д.

Рекомендации и для детей и для взрослых, как правило, следующие:

спать на жесткой постели, спать без подушки или на плоской и жесткой подушке; спать на животе; формировать «мышечный корсет» для укрепления спины; разрабатывать позвоночник активными движениями во всех направлениях; чаще висеть на перекладине, чтобы «разгрузить» межпозвоночные диски; сидеть на жестком стуле или табурете, стараясь держать спину прямо; регулярно плавать (без конкретных указаний, каким именно стилем).



Однако этого недостаточно. Вы должны хорошо усвоить основные принципы безопасного «обращения» с опорно-двигательным аппаратом:

Необходимо научиться согласовывать движения суставов ног и позвоночника (плавность и непрерывность движений) для равномерного распределения нагрузок.

Там, где это возможно, следует двигаться без активного участия позвоночника, используя возможности суставов ног. Избегать сгибательных наклонов в пояснице, заменяя их приседаниями.

Как в процессе движения, так и в статических позах надо стремиться сохранять проекцию центра тяжести тела в площади опоры стоп для уменьшения нагрузок на поясничные диски. Надо стремиться к оптимальному положению позвоночника в статических позах, избегая появления сколиозов и изменений физиологических изгибов.


Как снять нагрузку на позвоночник у детей и взрослых

В возрасте старше 30 лет хотя бы два раза в год проводите курс массажа спины. Проводите само- и взаимомассаж. Для детей с нарушением осанки также показан лечебный массаж 1-2 раза в год.

Приучайте себя и ребенка спать на маленьких подушках или вообще без них. Физиологическим положением для шеи является умеренно запрокинутая голова. Средних размеров подушки калечат шейные межпозвоночные диски, нарушают кровоснабжение мозга, провоцируют развитие шейного остеохондроза.

Взрослым в течение дня хотя бы на 15 минут принимайте горизонтальное положение с приподнятыми ногами, расслабьтесь, обращая особое внимание на мышцы лица, шеи, спины. Для правильной осанки детям полезно:

Кататься на велосипеде с высоко поднятым рулем;

Плавать;

Стрелять из лука (если нет сколиоза);

Приседать, ползать на четвереньках;

Поднимать и спускаться по шведской стенке;

Тренировать координацию движений: делать «ласточку», стойку на одной ноге, ходить по бревну;

Носить ранец до 6-7 класса;



Осанка формируется с самого раннего детства и зависит от гармоничной работы мышц, состояния костной системы, связочно-суставного и нервно-мышечного аппарата, равномерности их развития, физиологических изгибов позвоночника. Слабое физическое развитие ребенка ведет к нарушениям осанки, а нарушения осанки затрудняют работу внутренних органов, что приводит к дальнейшему ухудшению физического развития.


Следует помнить, что лечить всегда труднее, чем предупредить развитие патологического процесса. Девизом лечебной физкультуры стал афоризм Тиссо: "Движение может заменить разные лекарства, но ни одно лекарство не в состоянии заменить движение".


Для профилактики и коррекции отклонений опорно-двигательного аппарата на музыкальных занятиях перед выполнением движений следует приучать детей правильно занимать исходное положение, а во время исполнения музыкальных упражнений, танцев, игр соблюдать координацию движений рук и ног, следить за осанкой.


Большое значение придается выполнению дошкольниками музыкально-ритмических движений без всякого напряжения, свободно и естественно.


При коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата музыкальные упражнения помогают детям научиться владеть своим телом, координировать движения, согласовывать их с движениями других детей, ориентироваться в пространстве. При этом система упражнений выстраивается "от простого к сложному", где учитываются все необходимые музыкально-ритмические навыки выразительного движения.


Наиболее сложными для дошкольников являются упражнения, связанные с движением рук. На занятии нужно уделять особое внимание работе над легкостью, мягкостью, плавностью, выразительностью движений. С этой целью включаются упражнения, способствующие расслаблению мышц рук.


К сложным движениям, требующим длительного времени разучивания, относятся также боковой галоп, пружинящий шаг, шаг польки, многие элементы национальных народных плясок.


Подготовительные упражнения помогают в освоении этих движений: используются подводящие упражнения к разучиванию бокового галопа без прыжка на шаге.


На занятиях следует учить детей пространственной ориентировке: быстро перестраиваться в колонну, шеренгу, круг во время движения и на месте; выполнять все упражнения не только ритмично, но и в заданном темпе.




Жмурки

С помощью считалки выбирают водящего жмурку. Ему завязывают глаза, отводят на середину игровой площадки, заставляют несколько раз повернуться вокруг себя и спрашивают:

- Кот, кот, на чём стоишь?

- На квашне.

- Что в квашне?

- Квас.

- Лови мышей, а не нас!

После этих слов участники игры разбегаются, а жмурка их ловит. Пойманный меняется ролями с водящим.

Детали:

Жмурке запрещено сдвигать с глаз повязку, а убегающие не имеют права покидать площадку.


Невод

Игра проходит на ограниченной площадке, пределы которой нельзя пересекать никому из играющих. Двое или трое игроков берутся за руки, образуя невод. Их задача ? поймать как можно больше плавающих рыб, т.е. остальных игроков. Задача рыб ? не попасться в невод. Если рыбка оказалась в неводе, то она присоединяется к водящим и сама становится частью невода.

Игра продолжается до того момента, пока не определится игрок, оказавшийся самой проворной рыбкой.


Детали:

Рыбки не имеют права рвать невод, т.е. расцеплять руки у водящих


Удочка

Играющие образуют круг. Водящий, стоя в центре, вращает веревочку с привязанным на конце мешочком с песком ? удочку. Играющие перепрыгивают через веревочку, когда она проходит под ногами, стараясь не задеть ее. Коснувшийся веревки становится водящим.


Детали:

Вращение веревки должно производится не выше уровня колен.


Птицелов

Играющие определяют одного игрока, который становится птицеловом. Оставшиеся выбирают себе названия птиц, крику которых они могут подражать и становятся птицами. Птицы встают в круг, в центре которого ? птицелов с завязанными глазами. Птицы ходят вокруг птицелова и произносят нараспев:


В лесу, во лесочке,

На зеленом дубочке.

Птички весело поют,

Ай! Птицелов идет!

Он в неволю нас возьмет,

Птицы, улетайте!


Птицелов хлопает в ладоши, играющие останавливаются на месте, и водящий начинает искать птиц. Тот, кого он нашел, подражает крику птицы, которую он выбрал. Птицелов угадывает название птицы и имя пойманного. После чего этот игрок сам становится птицеловом. Если птицелов ошибается ? игра продолжается в тех же ролях.


Детали:

Играющие не должны прятаться за предметы, встречающиеся на пути. Игроки обязаны останавливаться на месте точно по сигналу.


Другие игры подобной тематики:

Баба-Яга;

Ручеёк



Кот и мышь


Играющие (не более пяти пар) встают в два ряда лицом друг к другу, берутся за руки, образуя небольшой проход - нору. В одном ряду стоят коты, в другом - мыши. Игру начинает первая пара: кот ловит мышь, а та бегает вокруг играющих. В опасный момент мышь может спрятаться в коридоре, образованном сцепленными руками играющих. Как только кот поймал мышь, играющие встают в ряд. Начинает игру вторая пара. Игра продолжается, пока коты не переловят всех мышей.


Правила игры. Коту нельзя забегать в нору. Кот и мыши не должны убегать далеко от норы


Почта


Игра начинается с переклички водящего с игроками:

- Динь, динь, динь!

- Кто там?

- Почта!

- Откуда?

- Из города...

- А что в городе делают?

Водящий может сказать, что в городе танцуют, поют, прыгают и т. д. Все играющие должны делать то, что сказал водящий. А тот, кто плохо выполняет задание, отдает фант. Игра заканчивается, как только водящий наберет пять фантов. Играющие, чьи фанты у водящего, должны их выкупить. Водящий придумывает для них интересные задания. Дети читают стихи, рассказывают смешные истории, вспоминают загадки, имитируют движения животных. Затем выбирают нового водящего и игра повторяется.


Правила игры. Задания могут придумывать и сами участники игры.


Заря


Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих - заря - ходит сзади с лентой и говорит:


Заря-зарница,

Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи золотые,

Ленты голубые,

Кольца обвитые -

За водой пошла.

С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарей. Игра повторяется.


Правила игры. Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить на плечо платок.


Круговые пятнашки.

Участники игры встают по кругу на расстоянии одного шага. Каждый свое место отмечает кружком. Двое водящих стоят на некотором расстоянии друг от друга, один из них - пятнашка, он догоняет второго игрока. Если убегающий видит, что пятнашка его догоняет, он просит помощи у игроков, стоящих на месте, назвав одного из них по имени. Названный игрок оставляет свое место и бежит по кругу, пятнашка догоняет уже его. Свободное место занимает игрок, который начинал игру. Свободный кружок, если успеет, может занять и пятнашка, тогда пятнашкой становится тот, кто остался без места. Игра продолжается, пятнашка догоняет игрока, который вышел из круга.


Русские народные игры для детей - это произведения народного творчества, самобытные обычаи и традиции, «упражнялки» для подготовки к взрослой жизни.


Чем хороши русские игры для детей? Это включенность в процесс «здесь и сейчас», отвлечение от забот дня, отдых и развлечение. А еще в игре хорошо развивается фантазия ребенка, и он легче приучается к правилам. Играть нужно обязательно! А в русские народные игры для детей, тем более!


Но русская народная игра для детей несет еще и дополнительное значение. Она приобщает к культуре русского народа, формирует принадлежность к нему. И хотя в наш информационный, технологический век русская народная игра для детей почти вытеснена играми компьютерными, играть в них с ребенком надо. Дома, на ближайшей детской площадке, во дворе и т.д.


Русские народные игры для детей, по большей части, - игры коллективные. Благодаря им, ребенок учится общаться в коллективе, договариваться, следовать общим правилам, чувствовать свою принадлежность к группе, а через игру - к народу, нации. Патриотические чувства, в конце концов, возникают!


И Вы играйте вместе с детьми! Дети сами не научатся, станьте для них примером и заводилой.


Вот несколько примеров русских народных игр для маленьких мальчиков и девочек.


Наиболее элементарные, простейшие русские народные игры для детей - это игры с беготней и ловлей друг друга (например, «Догонялки», «Ловишки», «Салки»). Разновидности этой игры - «Салки с домом» (дети спасаются от водящего в обозначенном месте), «Ноги над землей» (спастись в этом случае, можно залезть на что-то или лечь на спину, подняв ноги).


Так к этой категории русских игр для детей можно отнести «Жмурки» - догонялки с закрытыми, завязанными глазами водящего. Из своего детства помню еще игру «Уголки»: играющие встают в любые углы комнаты, водящий - в центре; задача играющих - перебежать из угла в угол, а водящего - занять себе угол.


Русская народная игра для детей «Сбор ягод». Из пластилина вылепливают съедобные (смородина, малина, клубника и т.д.) и несъедобные (можно выбрать нехарактерные цвета - зеленый, черный, коричневый) ягоды, замораживают два часа в морозилке. Перед началом игры ягодки раскладывают по комнатам (комнате, участку). Задача детей - собрать как можно больше ягод. Только заранее дайте стаканчик и предупредите, что ягоды есть нельзя.


Русская народная игра для детей «Зайчик» - для дошкольников. Играют несколько детей, встают в хоровод; зайчик в центр круга. Дети водят хоровод, припевая:


Заинька, попляши,

Серенький, поскачи,

Кружком бочком повернись,

Кружком, бочком повернись!

Заинька, в ладоши,

Серенький, в ладоши,

Кружком, бочком повернись,

Кружком, бочком повернись!

Есть зайцу куда выскочить,

Есть серому куда высочить,

Кружком, бочком повернись,

Кружком, бочком повернись!


Зайчику нужно пробраться за пределы круга, а хороводу - его не пропустить. Кто пропустил - становится «зайчиком».


Русская народная игра для детей «Курочки» - для дошкольников. Играющие выбирают хозяйку и петушка, все остальные - курочки. Петушок ведёт курочек гулять, зёрнышки поклевать. Выходит хозяйка и спрашивает петушка: «Петушок, петушок, не видал мою курочку?» - «А какая она у тебя?» - спрашивает петушок. «Рябенькая, а хвостик чёрненький». - «Нет, не видел». Хозяйка хлопает в ладоши и кричит: «Кшш! Кшш!». Курочки бегут в дом, а хозяйка ловит их, петушок курочек защищает. Всех пойманных курочек хозяйка уводит в дом.


Русская народная игра для детей «Колечко». Одна из моих любимых в детстве. Дети сидят на лавочке в рядок. У водящего в руке колечко или маленький предмет. Дети держат ладони перед собой сомкнутыми, «лодочкой». Ведущий обходит каждого ребенка и делает вид, что кладет колечко. но оставляет лишь одному. Дети наблюдают друг за другом и должны догадаться, кому попалось колечко. Когда ведущий крикнет: «Колечко-колечко, выйди на крылечко!», ребенок с колечком выбегает, а остальные дети должны его задержать. Если успел - становится ведущим, если нет - ведущий второй раз водит.


Русская народная игра для детей «День - ночь» (или «Совушка»). По команде «День» дети свободно передвигаются, по команде «Ночь» - замирают. Ведущий (Совушка), если замечает движение детей, забирает их в свой домик. Кто остается последним, становится ведущим (Совушкой).


А еще есть русские народные игры для детей - «У медведя во бору», «Гуси-лебеди», «Молчанка» (для особо разговорчивых болтунов и болтушек)), «Кошки-мышки».



У медведя во бору

Игра для самых маленьких. Из всех участников игры выбирают одного водящего, которого назначают "медведем". На площадки для игры очерчивают 2-ва круга. 1-ый круг - это берлога "медведя", 2-ой - это дом, для всех остальных участников игры.

Начинается игра, и дети выходят из дома со словами:

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру.

А медведь не спит,

И на нас рычит.

После того, как дети произносят эти слова, "медведь" выбегает из берлоги и старается поймать кого-либо из деток. Если кто-то не успевает убежать в дом и "медведь" ловит его, то уже сам становится "медведем" и идет в берлогу.


Е. А. Покровский подчеркивал, что подвижные игры имеют большое воспитательное значение, так как требуют «самого обширного участия всех духовных и телесных сил: с ловким, проворным движением тела и его членов здесь соединяется смело задуманный план, быстрота решения, осмотрительность при его выполнении, присутствие духа в непредвиденных случаях, неутомимость и настойчивость в проведении плана к строго намеченной цели. <•••> Большинство такого рода игр производится на чистом воздухе, на широких пространствах, при усиленных движениях и ясно, что игры такого рода, бесспорно, содействуют наилучшему благосостоянию и развитию организма».

На основе анализа национальных игр он пришел к выводу, что характер народа, бесспорно, накладывает свой заметный отпечаток на многие проявления общественной и частной жизни людей. Этот характер сказывается также и на детских играх, отражаясь в них тем резче и отчетливее, чем с большим увлечением и непринужденностью играют дети, а значит с большею свободою для Проявления своего национального характера.

Горячо отстаивая идею о национальном характере детских подвижных игр, Е. А. Покровский не отрицал возможность занятий гимнастикой.

Подвижные игры он рассматривал как наиболее естественную форму физических упражнений детей, соответствующих их анатомическим и психологическим особенностям. Детские подвижные игры, взятые из сокровищницы народных игр, отвечают национальным особенностям, выполняют задачу национального воспитания. Они выступают не только как фактор физического развития и воспитания, но и как средство духовного формирования личности. Е. А. Покровский писал, что игрушки и игры делаются нередко первыми средствами воспитания, давая первый толчок дальнейшему направлению характера, склада ума и призвания отдельных лиц и даже целого народа; именно национальные детские игры представляют важнейшее воспитательное средство, согласное с духом народа, по подобию того, как того же самого достигают народная речь, народная поэзия, сказки, поговорки, загадки и т. п.

Оздоравливающее, гигиеническое значение игры зависит еще от одного фактора, на значение которого непременно указывали все выдающиеся педагоги и философы, начиная с Платона, - это интерес и чувство удовольствия, радости, сопровождающие игру.

П. Ф. Лесгафт указывал, что в национальных играх ребенок приобретает знакомство с привычками и обычаями только известной местности, семейной жизни, известной среды, его окружающей. Он считал подвижные игры ценнейшим средством всестороннего воспитания личности ребенка, развития у него нравственных качеств: честности, правдивости, выдержки, дисциплины, товарищества. Одним из первых П. Ф. Лесгафт предложил использовать подвижные игры в воспитании детей. Известны его слова: «Мы должны воспользоваться играми, чтобы научить их (детей) владеть собой». В игре надо «научить их сдерживать свои расходившиеся чувствования и приучить таким образом подчинять свои действия сознанию» [17, т. 2].

На большое значение народных подвижных игр указывали не только учёные, педагоги, но и общественные деятели. Так, А. Н. Соболев (священнослужитель, участник Владимирской учёной архивной комиссии) отмечал, что «игры имеют громадное значение для детей по удовольствию, которое они им доставляют. В игре дети живут; все житейское отстоит от них в это время, их самодеятельность, творчество проявляются здесь во всей силе; в игре вырастает весь облик играющих с их вкусами, наклонностями, умственным складом и дарованиями. Процесс игры приводит в движение всё существо играющего: как физическое, так и духовное. Начиная играть, дети хотят именно играть, т. е. приятно провести время, и эта приятность игры побуждает иногда детей играть до полного утомления, до тех пор, пока есть у них какие-нибудь силы для игры. Деревенские детские игры не в пример разнообразнее и веселее городских. Что ни год, то прибавляются к ним новые, изобретаемые самими же играющими; подсказывает их жизнь. И здесь зачастую проявляется острая наблюдательность малышей, обнаруживается природная русская сметка, ещё не придавленная никакими тяготами житейскими».


На необходимость обратить внимание на народные игры в воспитании детей указывала педагог Е. Н. Водовозова. Она рекомендовала заимствовать игры у своего народа и разнообразить их сообразно с русской жизнью. Подвижная игра должна научить сообразительности и находчивости.

Главное условие этих игр - развить фантазию ребёнка настолько, чтобы потом он сам, без помощи воспитателя, мог изобретать подобные игры.

Большое значение использованию русских народных подвижных игр придавала А. П. Усова. Она отмечала, что, прежде всего, игры служат несомненным доказательством таланта народа и поучительным примером того, что хорошая детская игра представляет собой образец высокого педагогического мастерства; поразительна не только та или иная отдельная игра, но также и то, как народная педагогика прекрасно определила последовательность игр от младенческих лет до зрелости.

Народные игры образны, поэтому они увлекают преимущественно детей дошкольного возраста. Игры заключают в себе элемент борьбы, состязания, а, следовательно, вызывают эмоции радости, опасения и побуждают к осторожности и этим увлекают детей.


Поэт Валентин Берестов вспоминает в своем стихотворении «Лапта»:

О, радость жизни, детская игра!

Век не уйти с соседского двора.

За мной являлась мать.

Но даже маме в лапту случалось заиграться с нами.

Чего ж ей, великанше, делать тут?

В неё ж мячом всех раньше попадут!

Кидать - кидали, да не попадали...

И к ужину обоих долго ждали.

О значении лапты очень метко сказал знаменитый русский писатель А. И. Куприн. Он отмечал, что эта народная игра - одна из самых интересных и полезных игр... В лапте нужны: находчивость, Изворотливость, глубокое дыхание, верность своей партии (команде), внимательность, быстрый бег, меткий глаз, твердость удара РУК и вечная уверенность в том, что тебя не победят.



Русские народные игры очень многообразны: детские игры, настольные игры, хороводные игры для взрослых с народными песнями, прибаутками, плясками. Игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других.

Нет нужды доказывать, что с давних пор, а на празднествах и гуляньях непременно входили в «культурную программу». Вот, например, ловилки-догонялки: народные игры были не просто развлечением, но и обучением, воспитанием, психологической разгрузкой, физическим развитием: и ловкость развивают, и внимание настраивают, и скорость реакции улучшают. А специальные исследования показывают, что они еще и весьма благотворно действуют на формирование культуры общения.



Народная игра как средство профилактики заболеваний

опорно-двигательной сферы.

Подвижные игры - одно из самых любимых и полезных занятий детей. В их основе лежат физические упражнения, движения, перемещения, соревнование, в ходе выполнения которых участники преодолевают ряд препятствий, стремятся достигнуть определённой, заранее поставленной цели. Благодаря большому разнообразию содержания игровой деятельности, они всесторонне влияют на организм и личность, в то же время способствуя решению важнейших специальных задач физического воспитания, например, развитию скоростно-силовых качеств, ловкости, быстроты.

Различного вида игры и упражнения способствуют совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма (нервной, сердечнососудистой, дыхательной), улучшению физического развития, физической подготовленности детей, воспитанию положительных морально-волевых качеств. Очень ценно, что занятия играми способствуют воспитанию у учащихся младших классов положительных черт характера, создают благоприятные условия для воспитания дружеских отношений в коллективе, взаимопомощи. Они проводятся летом и зимой на открытом воздухе, что является эффективным средством закаливания организма ребенка.

Игровая деятельность всегда связана с решением определенных задач, выполнением определенных обязанностей, преодолением разного рода трудностей и препятствий. Преодоление препятствий укрепляет силу воли, воспитывает выдержку, решительность, настойчивость в достижении цели, веру в свои силы.

Все эти развивающие аспекты усиливаются спецификой русских народных игр.

Именно поэтому грамотное использование русских народных игр на уроках физической культуры не только полезно для детей, но и чрезвычайно актуально, поскольку правильное "включение" элементов игр в процесс физического воспитания активно способствует гармоничному развитию и физической подготовленности учащихся. Целью моей работы является активное использование русских народных игр в процессе физического воспитания обучающихся младших классов. С учетом воспитательно-развивающего значения народных игр преследуется решение совокупности задач физического воспитания:

укрепление здоровья, улучшение осанки, содействие гармоничному физическому развитию, закаливание;

формирование знаний и умений в области личной гигиены;

приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми;

воспитание дисциплинированности, отзывчивости, честности, смелости;

ознакомление обучающихся с русскими народными играми.

Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Передовые представители культуры: К.Д. Ушинский, Ж.А. Покровский, Д.А. Колоцца, Г.А. Виноградов и др., заботясь о просвещении, образовании и воспитании народных масс, призывали повсеместно собирать и описывать народные игры, чтобы донести до потомков народный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа, своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов.

Совместная игра - уникальный вид сотрудничества. Не случайно психологи считают, что подлинно демократические отношения между взрослыми и детьми возможны только в игре. И прежде всего, положительное влияние на их взаимоотношения оказывают игры с правилами - традиционное средство народной педагогики.

До наших дней дошло множество русских народных игр: передаваемые из поколения в поколение, они вобрали в себя лучшие национальные традиции. По играм мы можем судить о культуре и быте, о нормах поведения, существовавших на Руси.

Кто из взрослых не помнит игр своего детства! "Палочка-выручалочка", "Казаки-разбойники", "Колдунчики" и многие другие. Они объединяли детей разного возраста общей радостью, неповторимым настроением.

Исследователи русских народных игр отмечают, что во все времена они выполняли важные социальные функции, являясь частью досуга, давали возможность человеку отдохнуть от будничных дел и погрузиться на время в радостную атмосферу.

Однако основная функция народных игр заключается в воспитании. Они способствуют развитию мышления, воображения, воспитывают активность, сноровку, сообразительность, инициативу, умение постоять за себя. Дети учатся преодолевать неудачи, переживать неуспех. Посредством русских народных игр мудрость наших предков, копившаяся веками, передается из поколения в поколение.

Русские народные игры, несомненно, должны быть включены в уроки физического воспитания детей младшего школьного возраста. Они просты и общедоступны. В них каждый из учеников может найти себе активную роль по силам и способностям.

По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребёнку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития.

Все свои жизненные впечатления и переживания малыши отражают в условно-игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ ("Гуси-лебеди", "Коршун и наседка", "У медведя во бору", "Шишки, белки, орехи", и т.д.). Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребёнка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажи и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности.

В играх больше, чем в других физических упражнениях, участники могут выполнять различные двигательные действия так, как им хочется, как позволяют им их индивидуальные особенности. Богатейшим разнообразием движений отличаются такие игры, как "Совушка" (после слов "День наступает - всё оживает"). Одним из безусловных факторов привлекательности игр является элемент соревнования. Даже в таких простых играх, как "Пустое место" или "Лишний", уже имеются ясно выраженные стремления играющих к победе: быстрее обежать круг, догнать партнёра или успеть убежать от него. Ещё более ярко соревновательный характер носят игры, в которых участники делятся на группы, команды и где каждая труппа или команда, каждый участник команды стремится достичь лучших результатов, победить. При этом, в одних групповых играх двигательные действия по сигналам совершаются сразу всеми участниками ("День и ночь", "Пятнашки маршем" и др.), и личное участие каждого из играющих не бывает в центре внимания остальных, в других играх ("Вызов номеров", "Мяч капитану", все игры-эстафеты и др.) за личными действиями каждого игрока с пристрастием наблюдают все остальные участники команды.

Играя, дети удовлетворяют свойственную им потребность в движениях.

Для занятий с детьми большое значение имеет выбор игры. Игры для урока выбираются, прежде всего, в зависимости от их двигательного содержания: игра с бегом или прыжками, с метанием или передачей, с переноской предметов, с сопротивлением, преодолением препятствий, с ходьбой, элементами строя, с лазаньем, перелезанием и т. д. Игры нужно подбирать так, чтобы их двигательное содержание не повторялось при выполнении других упражнений. Например, при обучении прыжкам не следует проводить на этом уроке игру с прыжками. Это объясняется двумя причинами. Во-первых, при обучении прыжкам учитель стремится, чтобы дети овладели техникой прыжка, и часто избирает для этого метод разучивания по частям, а прыжки в игре, выполняемые как элементы игрового процесса, не будут выполняться так точно, как этого хотелось бы учителю, и, следовательно, не будут способствовать закреплению пройденного на уроке материала. Во-вторых, сочетание прыжков как одного из основных видов упражнений на уроке и прыжков в игре создаст предпосылки для одностороннего, ограниченного воздействия на организм занимающихся.

Преждевременное применение игр может повлечь за собой образование неправильного навыка в движениях, Необходимо помнить, что закрепление изученных в игровой деятельности технически сложных основных движений возможно и должно только после того, как умение выполнять то или иное движение перешло у детей в навык. В этих условиях игра явится отличным средством выработки у детей прочных навыков в выполнении движений. Например, закрепляя прыжок "в шаге", можно перепрыгивать через ров (в игре "Волк во рву") изученным способом; совершенствуя умения в перебрасывании мяча (в игре "Мяч капитану"), можно применять определенный способ броска. Для тренировки изученных движений в усложненных условиях проводятся игры-эстафеты с преодолением различных препятствий, с включением бега, прыжков, метаний, равновесия, лазанья.

Игры со сложными правилами, требующие большой сосредоточенности и внимания или вновь разучиваемые, не следует проводить на тех уроках, на которых разучиваются или осваиваются технически сложные упражнения. В этих условиях надо выбирать игры, хорошо знакомые детям.

При выборе игры для урока необходимо предусматривать:

педагогическую задачу, которая должна быть решена игрой;

место игры в уроке;

основное двигательное содержание игры;

физическую и эмоциональную нагрузку;

состав детей по возрасту, полу и физической подготовленности;

место проведения игры и необходимые пособия;

методы организации детей для игры.

Соблюдая принцип преемственности, а также с целью ознакомления с игровым запасом детей и их умением играть необходимо в I классе, особенно в первые месяцы, проводить игры, в которые дети играли в детском саду. Среди игр детского сада есть много таких, которые являются подводящими к играм, предусмотренным программой школы ("Совушка", "У медведя во бору".).

Игры проводятся с определенными педагогическими задачами формирования и развития двигательных умений, навыков и качеств, с задачами обеспечения физической нагрузки и разностороннего воздействия на организм занимающихся.

В 1-2-х классах проводятся преимущественно такие подвижные игры, где нет деления на группы, команды ("Совушка", "Хитрая лиса", "У медведя во бору" и др.). Однако, в программе есть игры и с элементами соревнований, готовящие детей к простейшим командным играм "Передача мячей", "Мяч среднему", "К своим флажкам"), и игры-эстафеты.

В 3-м классе проводятся более сложные игры. Это игры с водящим ( "Третий лишний", "Пятнашки с мячом"), с разделением на команды ("День и ночь"), подготовительные к спортивным ("Мяч капитану" и др.), игры на лыжах.

При планировании игры распределяются по четвертям с учетом времени года. В I и IV четвертях обычно планируются игры, которые проводятся на спортивной площадке; на воздухе(осень, весна), во II четверти-в помещении и в III-на свежем воздухе и на лыжах.

Распределяя игры, следует учитывать прохождение программного материала по другим видам физических упражнений, потому что многие игры можно использовать для совершенствования умений, и навыков в беге, прыжках, метаниях и других движениях (эстафеты с бегом", "Кто дальше бросит?").

В приложении 1 приведена игровая часть программы физического воспитания в начальных классах по четвертям, рассчитанная на 30 часов и описание некоторых игр.

Желательно, чтобы обучающиеся знали предусмотренные программой игры, их правила, чтобы могли применять их во внеурочное время.

Технология организации игры на уроках физической культуры

Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь учащихся младших классов всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. Учитель физической культуры, творчески используя игру как средство влияния на детей, пробуждает интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий. В ходе игры педагог привлекает внимание ребят к ее содержанию, следит за точностью движений, которые должны соответствовать правилам, за дозировкой физической нагрузки, делает краткие указания, поддерживает и регулирует эмоционально - положительное настроение и взаимоотношения играющих, приучает их ловко и стремительно действовать в создавшейся игровой ситуации, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели и при этом испытывать радость. Одним словом, задача педагога заключается в том, чтобы научить детей самостоятельно и с удовольствием играть.

В играх дети отличаются большой непосредственностью. Они полностью раскрывают положительные и отрицательные черты характера, а это имеет большое значение для лучшего изучения детей. При разучивании и проведении игр большое внимание обращается на воспитательную работу с учащимися. Игры должны дисциплинировать учеников, помогать созданию дружного, сплоченного коллектива, в котором взаимная поддержка, помощь, подчинение личных интересов интересам коллектива стали бы постоянными и привычными для детей. Этому способствует строгое соблюдение правил игры, точное выполнение участниками обязанностей, постоянное наблюдение учителя и его своевременные замечания, поправки и рекомендации. Обращается также внимание на бережное отношение учащихся к инвентарю и оборудованию.

Подготовка мест для игры проводится перед уроком при участии детей (дежурные или специально назначенные ученики). Зал может быть оформлен в виде лесной поляны, на которой "живут" лесные жители - участники игр. Для проведения игр требуется различный инвентарь: мячи, веревочки, чурки, ленты, мешочки, флажки, стойки, обручи и т. д.

Чтобы успешно провести игру, учителю нужно кратко и точно объяснить учащимся условия игры и сразу же организовать их. Приведем пример объяснения и подготовки к игре на уроке во 2-м классе (Приложение 2).

Ознакомление учащихся с различными вариантами игры проводится постепенно, к детальному изучению можно переходить только после усвоения учениками основного материала. Таким образом, при проведении всех игр соблюдается принцип постепенного усложнения.

Важным моментом в организации игр является выделение водящих, распределение по группам, назначение судей (если они нужны) и распределение обязанностей среди участников.

Водящих можно выделять несколькими способами. Однако лучше, если их назначает учитель. Водящими должны быть наиболее расторопные, быстрые, энергичные и инициативные ученики. Если игра хорошо знакома, в целях воспитательного воздействия, привлечения к коллективным действиям учитель назначает водящими, своими помощниками, судьями детей, которые не отличаются активностью, держатся обособленно, или тех, кто обычно нарушает дисциплину. Судьями и помощниками можно назначать также учеников с ослабленным здоровьем.

После того как игра усвоена, водящих следует не назначать, а выбирать. Для этого лучше всего пользоваться "считалками". Необходимо, чтобы "считалки" были интересными по содержанию, краткими и легкими для произношения. Например:

Мы - веселые ребята,

Любим бегать и играть,

Ну, попробуй нас догнать.

Нового водящего может назначить бывший водящий, или водящим может стать тот, кто первым прибежит, дальше прыгнет или бросит мяч (этот способ чаще применяется в начале игры при выделении первого водящего).

Деление на группы или команды лучше всего производить по расчету. Такое распределение проводится быстро, относительно правильно (в отношении сил) и беспристрастно. Все остальные способы (по назначению, по выбору капитанов и т. д.) менее удачны, так как могут образоваться более сильные или слабые группы или команды. Кроме того, это отнимает много времени и часто вызывает недовольство детей.

Хороший способ деления на команды - построение в колонну по 3-4-5. Каждая колонна будет командой. Капитаны команд могут выбираться игроками, назначаться учителем; капитанами могут быть стоящие первыми.

При проведении игр исключительно велика, роль учителя. От него зависит не только подготовка игры, но и весь ход ее и результаты. Учитель активно участвует в играх. Он руководит игрой, наблюдает, а если нужно, то и сам играет вместе с учащимися (кроме игр с элементами соревнований).

Он должен воодушевить тех, кто играет не совсем удачно, и удержать лучших игроков от горделивого демонстрирования своего превосходства перед другими.

На уроках в 1-м и 2-м классах обычно проводится одна-две игры, в 3-м классе - одна игра. Игры могут проводиться в любой части урока. Задача игры в первой части урока - организация детей, совершенствование в различных построениях ("У ребят порядок строгий", "Делай, как я", "Мы веселые ребята"). Во второй части могут решаться самые различные педагогические задачи воспитательного и общеобразовательного характера, в том числе и совершенствование двигательных умений и навыков ("Передача мячей", игры-эстафеты "Попади в мяч", "Кто обгонит?", "Гонка мячей", игры на лыжах и др.). В третьей части предусматриваются спокойные игры ("Отгадай, чей голосок и др.).

Игры, способствующие совершенствованию определенных двигательных навыков, проводятся после того, как дети уже овладели этими движениями. Преждевременное использование игр может повлечь за собой образование неправильного навыка. Игры нужно подбирать так, чтобы их двигательное содержание не повторялось при выполнении других упражнений. Например, при изучении прыжков не следует проводить игру с прыжками.

Регулировать нагрузку можно, используя следующие приемы: изменение продолжительности и количества повторений игры; увеличение или уменьшение площадки; изменение веса инвентаря; упрощение или усложнение правил игры; уменьшение или увеличение количества действий; введение или устранение перерывов; организация "дома" для отдыха детей во время игры или отказ от него.

В командных играх условия для команд должны быть одинаковыми (своевременная смена площадок, инвентаря, одинаковое количество перебежек, равенство времени, отводимое для игры каждой команды).

Важно организованно закончить игру: подвести итоги, объявить результаты, отметить положительные и отрицательные стороны, дать советы об организации и проведении игр во внеурочное время. К подведению итогов нужно чаще привлекать самих участников. Это способствует воспитанию у детей умений оценивать свои действия, действия товарищей, выявлять причины побед и поражений.

Результаты обучения.

Теоретически обоснованно, что подвижные игры на уроках физкультуры благоприятно влияют на развитие детей. Рассмотрим, что показывает моя работа в этой области. В связи со сложностью подведения итогов буду придерживаться принятой методики оценки результатов по физической культуре: учитываем достижения детей в беге на короткую дистанцию, прыжках в длину с места, подтягивание у мальчиков и отжимание у девочек. Причем, здесь мы не приводим достаточно громоздкие, имеющиеся в моем распоряжении статистические данные, а кратко их описываем.

Оценивать результативность можно по разным параметрам.

Первая форма оценки - по нормативам. Сравнение результатов показывает, что в беге на 30 метров уменьшается количество детей, выполняющих норматив на "5" (высокий уровень), и возрастает количество детей, не укладывающихся в норматив (низкий уровень). Но вместе с тем увеличилось число детей, справившихся с нормативом на "3"-"4" (средний уровень). На результативность влияет то, что навыки бега на короткую дистанцию можно совершенствовать только на улице (весна, осень), условия зала не позволяют совершенствовать навыки спринтерского бега. Если мы обратимся к подвижным играм, то играя, дети совершенствуют больше всего навыки стайерского бега, воспитывается такое основное качество, как выносливость.

В прыжках с места нет изменения результатов по высокому уровню, возрастает средний уровень и происходит незначительное падение в низком уровне, что говорит о росте физической подготовленности в этом виде физических упражнений.

Сравнивая результаты по подтягиванию у мальчиков и отжиманию у девочек видим, что теряя результат в высоком уровне, идет увеличение результативности в среднем уровне и уменьшение количества детей, не справляющихся с нормативом.

Но сравнение результатов по такой форме оценки не всегда бывает адекватным, так как приходится сравнивать развитие детей, опираясь на жесткие рамки нормативов.

Вторая форма оценки результатов развития детей - сравнение с самим собой. Ученик может не укладываться в норматив ни во втором, ни в третьем классе, но сравнивая его результаты между собой, можно заметить, какое развитие произошло за год. Сравнение результатов показывает, что большинство детей улучшили свои показатели по всем нормативам, у некоторых учащихся по отдельным видам не произошло ни улучшения, ни ухудшения результатов, но есть и группа учащихся, у которых по некоторым нормативам произошло падение результата. Обычно к такой группе учащихся относятся часто болеющие дети.

Если физическое развитие детей можно отследить через нормативы, то качественную оценку нравственных и психологических аспектов развития детей количественно получить невозможно. Каким способом можно измерить воспитанность учащихся, их нравственное развитие? Каким инструментом измерить их честность? Мы попытались это сделать через анкетирование детей во втором классе (анкета "Моё отношение к уроку…"), и проведя сочинение "Больше всего мне нравится урок…" в третьем классе. Результаты получились очень интересными. Большинство детей выбрало любимым уроком урок физкультуры. Что нравится детям в этом уроке? Вот выдержки из некоторых сочинений: "Мне нравится урок физкультуры за то, что мы много бегаем и играем. А ещё я люблю этот урок, потому что на нём мы путешествуем в страну сказок, где есть медведь, совушка, хитрая лиса и другие жители леса"; "Я люблю урок физкультуры, потому что на нём я себя чувствую русским богатырём, таким, как Никита Добрынин. Он всегда защищает слабых. Когда я вырасту, я тоже буду таким"; "Мне очень нравится урок физкультуры. Я узнала много новых игр, и теперь играю в них со своими друзьями во дворе. Я люблю, когда на уроке можно не только серьёзно учиться, но и поиграть".

Итак, на основе фактов мы склонны заключить, что русские народные игры являются эффективным средством разностороннего развития, где оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи решаются в комплексе и направлены на воспитание гармонично развитой личности.

Физические упражнения, как основное специфическое средство физического развития оказывающего на человека разностороннее воздействие. Они используются для решения задач физического воспитания: содействуют осуществлению умственного, трудового, а также являются средством лечения при многих заболеваниях [2].

Движения, физические упражнения считаются специфическим средством физического развития. Двигательная активность - биологическая потребность организма, от степени удовлетворения которой зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие.

Правильное физическое развитие детей - одна из ведущих задач дошкольных учреждений. Хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека.

Активные движения, обусловленные содержанием игры, вызывают у детей положительные эмоции и усиливают все физиологические процессы. В исследованиях ряда авторов экспериментально доказана эффективность физического развития детей дошкольного возраста, построенного на преимущественном использовании традиционных подвижных игр

Сегодня подвижные игры - наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребенка при его активной помощи. Благодаря играм, обыденное становится необычным, а потому особенно привлекательным. Преимущество подвижных игр перед строго дозируемыми упражнениями в том, что игра всегда связана с инициативой, фантазией, творчеством, протекает эмоционально, стимулирует двигательную активность. В игре используются естественные движения большей частью в развлекательной ненавязчивой форме. Игра - естественный спутник жизни ребенка и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребенка - неуемной потребности его в жизнерадостных движениях [25].

Положительные эмоции, творчество - важнейшие факторы оздоровления человека (Медвецкий А.И.; Гребешева И.И. и др.). Важнейший результат игры - это радость и эмоциональный подъем. Именно благодаря этому замечательному свойству подвижные игры, особенно с элементами соревнования (допустимы для детей в состоянии стойкой ремиссии заболевания), больше, чем другие формы физической культуры, адекватны потребностям растущего организма в движении, способствуют всестороннему, гармоничному физическому и умственному развитию детей, воспитанию у них морально-волевых качеств и прикладных навыков, координации движений, ловкости, меткости, развитию чувства коллективизма, дисциплинированности и других важных качеств.

Как показали фундаментальные исследования А.М. Фонарева, двигательная активность, развитие речевой функции теснейшим образом связаны с функциональным состоянием мозга, с общей жизнедеятельностью ребенка. У ребенка существует врожденная функциональная связь между мышечной системой и мозговыми структурами, с деятельностью органов чувств и висцеральных органов, между мышечной системой и эмоциональной сферой ребенка. Благодаря указанным связям через подвижные игры достигается наиболее гармоничная координация деятельности всех органов и систем ребенка. Неоценима роль игры в эффективности приобретения новых знаний благодаря ускорению развития памяти, речи, техники чтения, интеллектуального развития (Гребешева И.И.; Богуславский З.М., Смирнова Е.О.; Геллер Е.М и др.).

Как показывает практика, достаточное насыщение свободного времени детей играми содействует общему и всестороннему их развитию. Кроме того, целесообразно подобранные, с учетом возраста, состояния здоровья, характера функциональных изменений организма, степени физической подготовленности детей подвижные игры, особенно игры на воздухе, несомненно способствуют оздоровлению, укреплению организма ребенка. Серьезными исследованиями педагогов, физиологов и врачей доказано благотворное влияние подвижных игр на детей.

Игры классифицируются по анатомическому признаку, в зависимости от того, какая часть тела больше принимает участие во время игры: с преимущественным участием верхних или нижних конечностей или с общим воздействием.

В зависимости от числа участвующих игры делятся на индивидуальные и групповые. Групповые игры бывают без деления на команды, но с общей целью (иногда их можно разделить на две группы, которые состязаются между собой) и игры, в которых играющие обязательно делятся на команды, равные по числу участников, игра проводится на равных условиях.

Соответственно тому, каково выполнение и как изменяется положение играющего в отношении окружающих его предметов, групповые игры можно разделить на:

игры на месте (статические игры), в которых ребенок не меняет своего положения в отношении окружающих его предметов, а только передвигает отдельные части своего тела. В этих играх (из положения стоя, сидя, а иногда и лежа) движения ограничены по количеству и главным действующим элементом является эмоциональный фактор. По сравнению с другими играми здесь наблюдается наименьшая физическая нагрузка;

малоподвижные и полуподвижные игры, в которых имеются в различном соотношении как элементы движения, так и статики. Обычно их проводят из исходного положения стоя или сидя. Физическая и нервная нагрузки в этих играх умеренные, они содержат больше эмоциональности. Это переходные игры между играми на месте и подвижными играми;

подвижные игры, в которых в течение всей игры участвующий меняет положение своего тела по отношению к окружающим предметам. Эти игры характеризуются большой эмоциональностью, в них включаются различные формы передвижения - бег, прыжки, поскоки, ходьба и т. п. Они требуют быстроты, силы, ловкости, координации движений, выносливости и оказывают большое и всестороннее воздействие на организм, вызывая значительные изменения функций мышечной, дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Так как в этих играх физическая нагрузка больше, они требуют более высоких функциональных и физических возможностей со стороны детей [8].

Также все подвижные игры можно разделить на четыре группы с учетом примерной психофизической нагрузки в них: 1 группа - с незначительной нагрузкой; II группа - с умеренной нагрузкой; III группа - с тонизирующей нагрузкой; IV группа - с тренирующей нагрузкой.

Подвижные игры по содержанию в них двигательного и речевого материала делятся на сюжетные, несюжетные и игры с элементами спорта.

Сюжетные подвижные игры отражают в условной форме жизненный или сказочный эпизод. Дошкольники с увлечением передают игровой образ, перевоплощаются в волка и гусей, обезьянок и ловца и т. д.

Несюжетные подвижные игры содержат двигательные задания и в зависимости от последних подразделяются на игры типа перебежек, ловишек, пятнашек и т. д.; игры с элементами соревнования: "Чье звено скорее построится?", "Кто скорее к флажку прибежит?" и т. п.; несложные игры-эстафеты: "Кто скорее передаст мяч?"; игры с предметами: мячами, обручами, серсо, скакалками, кеглями, бабками; игры-забавы для самых маленьких: "Ладушки", "Сорока", "Коза рогатая" и др.

Игры с элементами спорта требуют большей, чем в подвижных играх, ловкости, силы, собранности, организованности, наблюдательности.

Педагогу необходимо помнить, что все перечисленные подвижные игры способствуют не только совершенствованию движения играющих, развитию зрительного, слухового внимания, быстроты, двигательной реакции на ориентировку в пространстве и во времени, точности в расчете своих сил, ловкости, быстроты, координации движений; в них воспитываются такие качества личности, как решительность, настойчивость, товарищеская взаимопомощь, дружеское отношение к участникам игр, коллективизм, но и косвенно влияют на речевое развитие ребенка.

Таким образом, подвижные игры необходимы для единства психофизического, интеллектуального, нравственного, эмоционального воспитания; для достижения полной гармонии с самим собой и с окружающим миром; для возможности реализации свободы и выбора действий, что является необходимым для качественной подготовки детей.

Используются интересные приемы распределения ролей. И дети, и воспитатель знают много считалок и старинных, и современных. Воспитатель при проведении умеет видеть всех детей и осуществляет контроль за самочувствием детей, их поведением. Настроением, владеет голосом, хороший тон обращения с детьми. В конце игры делает её оценку. Но в месте с тем, надо сказать, что необходимо больше внимания уделять как решению воспитательных задач, так и решению двигательных задач в игре, а именно, следить за дозировкой и темпом выполнения физических упражнений, оценивать двигательную плотность игры, продумывать заранее приемы преодоления отрицательных эмоций, приемы предупреждения и исправления ошибок при выполнении движений в игре.

Побеседовав с воспитателями и детьми, выясняется, что не все дети с желанием играют в подвижные игры. Причина: отсутствие интереса к игре, низкая двигательная активность, которая не позволяет дошкольникам удовлетворить свою потребность в движении.

Например, в игре «Гуси-лебеди», которая длится 5 минут, дети интенсивно двигаются 45 секунд - перебегают, увертываются от ловишки. Остальные 4 с лишним минуты они произносят текст, закрепляют знания правил, присутствуют при выборе водящего. Это говорит о повышении эффективности подвижных игр:

увеличение расстояния для пробегания в играх с перебежками («Зайцы и волк», «Мы веселые ребята») на воздухе до 30-40 метров

увеличение продолжительности интенсивных движений в играх с увертыванием («Хитрая лиса», «Ловишка»). Продолжительность без остановки до 1-1,5 минут

выбор сразу 2-3 водящих. В этом случае повышается не только физическая нагрузка, но и эмоциональная насыщенность игры

Зачастую малоактивные дети остаются без внимания, поэтому при 2-3 активных ловишках назначить можно 1-го малоактивного ребенка, без ущерба для играющих. Это вселит в него смелость и веру в себя и избавит от лишней робости.

Также подвижные игры можно классифицировать по тем двигательным качествам, которые они развивают.

На силу

На ловкость

На быстроту

На гибкость

На выносливость

1.Перетягивания, сидя на полу

2. «Лошадки»

3. Бег раков

4.Соревнование тачек

5.Скалка-подсекалка

6. Белый тополь, зеленый тополь

1. «Пескари»

2. «Ниточка-иголочка»

3. «Подними монету»

4. «Колобок»

5. Разноцветные мячи

6. «Охотники и утки»

7. «Поймай дракона за хвост»

1. Встречная эстафета с бегом

2. «День и ночь»

3. Переправа в обручах

4. Эстафета с кубиками

5. «Ипподром»

6. «Вороны и воробьи»

7. «Тень»

8. «Воевода»

9. Все к своим флажкам

10. «Косари»

1. «Скороходы»

2.«Прыгуны и ползуны»

3.«Мостик и кошка»

4. «Постройте мост»

5 «Займи свободный мат»

6. «Альпинисты»

1 Прихлопни комара»

2. Салки по кругу

3. «Обезьяньи салки»

4. Гонки с выбыванием

5. «Белые медведи»

6. «Голубки»

7. «Колдун»

Особое значение подвижных игр заключается в том, что они широко доступны людям самого разного возраста. Подвижные игры, несмотря на огромное разнообразие, отражают такие общие характерные черты как взаимоотношение играющих с окружающей средой и познание реальной действительности. Подвижная игра характеризуется как многоплановое, комплексное по воздействию, педагогическое средство воспитания. Комплексность выражается в формировании двигательных навыков, развитии и совершенствовании жизненно важных физических, умственных и морально-волевых качеств.

Игра является одним из важнейших средств физического воспитания детей. Она способствует физическому, умственному, нравственному и эстетическому развитию ребенка. С помощью подвижных игр обеспечивается всестороннее физическое развитие ребенка.

Подвижные игры создают атмосферу радости и поэтому делают наиболее эффективными комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.

Активное движение, обусловленное содержанием игры, вызывают у детей положительные эмоции и усиливают все физиологические процессы.

Ситуации на игровой площадке, которые все время меняются, приучают детей целесообразно использовать двигательные умений и навыки, обеспечивая их совершенствование. Естественно проявляются физические качества - быстрота реакции, ловкость, глазомер, равновесие, навыки пространственной ориентировки.

Подвижные игры расширяют общий кругозор детей, стимулируют использование знаний об окружающем мире, человеческих поступках, поведении животных; пополняют словарный запас; совершенствуют психические процессы.

На необходимость обратить внимание на народные игры в воспитании детей указывала педагог Е. Н. Водовозова. Она рекомендовала заимствовать игры у своего народа и разнообразить их сообразно с русской жизнью. Подвижная игра должна научить сообразительности и находчивости.Главное условие этих игр - развить фантазию ребенка настолько, чтобы потом он сам, без помощи воспитателя, мог изобретать подобные игры.

Большое значение использованию русских народных подвижных игр придавала А. П. Усова. Она отмечала, что прежде всего игры служат несомненным доказательством таланта народа и поучительным примером того, что хорошая детская игра представляет собой образец высокого педагогического мастерства; поразительна не только та или иная отдельная игра, но также и то, как народная педагогика прекрасно определила последовательность игр от младенческих лет до зрелости.

Народные игры образны, поэтому они увлекают преимущественно детей дошкольного возраста. Игры заключают в себе элемент борьбы, состязания, а следовательно, вызывают эмоции радости, опасения и побуждают к осторожности и этим увлекают детей.

Но не зная истоков игры, не учитывая их национальные особенности, колорит, нельзя говорить, что воспитательное значение народных игр раскрыто полностью. Чтобы педагоги могли заинтересовать детей русской народной подвижной игрой, они должны прежде всего сами знать историю их появления, их воспитательное значение.

Один в круге

Инвентарь: мяч.

Место проведения: спортзал, открытая площадка.

Минимальное количество игроков: 5.

Вид: с водящим.

Тактическое взаимодействие, координацию, ловкость.

Венгерская игра.

Игровой процесс напоминает знакомые нам "собачки".

Водящий становиться в центре. Остальные игроки перебрасываются мячом, стараясь, чтобы водящий его не перехватил. Если ему всё же удаётся поймать мяч, то он может бросить его в любого игрока. В кого попадёт, тот становится на место водящего.

Очень нравятся детям театрализованные физкультурные занятия с использованием имитационных, мимических и пантомимических упражнений, инсценировок и игр-драматизаций, русских народных подвижных игр, загадок, считалок и скороговорок.

Имитация отличается эмоциональной насыщенностью, в ней более образно представлена определенная сторона движения. Легко, бесшумно спрыгивают птички с ветки; вперевалочку, широко расставляя ноги, идет неуклюжий косолапый медведь; весело, задорно, высоко поднимая ноги, шагает Петушок - Золотой Гребешок.

В инсценировках и играх-драматизациях дети выполняют различные роли, копируя действия человека, изображая животных и птиц (сценки по русским народным сказкам "Колобок", "Волк и семеро козлят", "Теремок" и др.).

Изначально выяснилось, что детям непросто передавать характерные для некоторых животных движения. Для решения этой проблемы, важная роль отводится воспитателям. Они стараются, как можно больше рассказать о повадках животных - персонажах игр, читают детям сказки, народные потешки, вместе с детьми рассматривают картины и иллюстрации, мастерят необходимые для игр атрибуты: клеят, вырезают, раскрашивают. Это повышает мотивацию детей. Упражнение с использованием самостоятельно подготовленных атрибутов дети выполняют более качественно, образно.

Одной из форм работы с детьми является ритмическая гимнастика. Дети старшего дошкольного возраста могут выразительно и грациозно, пластично выполнять танцевальные упражнения, менять их характер в соответствии с ритмом и темпом народной музыки. Использование в работе комплексов ритмической гимнастики в русском стиле позволяет познакомить детей с национальными традициями на примере основных, наиболее типичных танцевальных движений.

Подвижная игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Общеизвестно, что игра - способ, форма проявления жизнедеятельности ребенка. Фольклорные игры, подобно обрядовому действу, от которого они нередко берут свое начало, синтезируют в себе разные жанры детского фольклора. Испокон веков в играх ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд (отсюда появились игры имитационного характера или игры, связанные с отработкой трудовых действий); национальные устои, представление о чести, любви (игры на выбор партнера), смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

Список литературы

Абдульманова Л.В. Воспитание физической культуры у детей дошкольного возраста.- Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 2004.-115.

Абдульманова Л.В.Развитие основ физической культуры детей 4 - 7 лет в парадигме культуросообразного образования. - Ростов н/Д6 Изд - во Рост. ун - та, 2005. - 220 с.

Адашкявичене Э.Й. Спортивные упражнения в детском саду.- М.: Просвещение, 1992.

Аксенова Н. Формирование двигательной активности. Старший дошкольный возраст//Дошкольное воспитание№6.-2000.-С.30-48.

Алексеева Н.П. Воспитание игровой деятельности. Книга для учителя. - М: «Просвещение».

Антонов Ю.Е. «Здоровый дошкольник 21 века», М., 2000 г.

Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов сред.пед.учебн.заведений.- М.: Изд. Центр «Академия»,1998.

Быкова А.И. Подвижные игры в организации жизни детей и педагогическое руководство ими // Роль игры в д/с. - М.: АПН РСФСР, 1961. - с. 92-134.

Волошина Л. Будущий воспитатель и культура здоровья // Дошкольное воспитание.-2006.-№3.-С.117-122.

Викулов А.Д. «Развитие физических способностей детей», Ярославль, 1996 г.

. Глазырина Л.Д. Физическая культура - дошкольникам. Старший возраст: Пособие для педагогов дошк. учреждений.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.

Гориневский В.В., Марц В.Г., Родин А.Ф. Игры и развлечения: Сборник, 3 изд, перераб. И дополн. - М.: Молодая гвардия, 1924.- 195 с.

Дегтярев И.П. Физическое развитие. Киев 2005 - С.23-48

Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. - М., 1975

Змановский Ю.Ф. Воспитательно-оздоровительная работа в дошкольных учреждениях // Дошкольное воспитание. 1993, № 9, с. 23-25.

Кудрявцев В.Т. Программа развития двигательной активности и оздоровительной работы с детьми 4-7 лет.-М., 1998.

Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. - М: Просвещение, 1974.

Кенеман А.В., Осокина Т.И. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. - М: Просвещение, 1984.

Кенеман А.В., Осокина Т.И. «Детские народные подвижные игры», М., 1995 г.

Кистяковская М.Ю. Физическое воспитание детей дошкольного возраста. - М: Педагогика, 1978.

Клевенко В.М. Быстрота как развитие физических качеств. - Москва 2008. - 290 с.

Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. «Развивающая педагогика оздоровления».- М.,2000 г.

Лайзане С. Я. Физическая культура для малышей: Кн. для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 2002. - 160 с.: ил.

Литвинова Т.И., «Русские народные подвижные игры», М., 1986 г.

Миронова Р.М. Игра в развитии активности детей: Кн.для учителя .- Мн.: Нар. Асвета, 1989.

Новоселова С.Л. О новой классификации детских игр//Дошкольное воспитание. - 1997. - №3. - С.84-87.

Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. - Издание 3-е, переработанное. М:Просвещение, 1985.

Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия с детьми 5 - 6 лет: Пособие для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 2003. - 143 с.: ил.

Покровский Е.А. Значение детских игр в отношении воспитания и здоровья. - М.: тип. А. А. Карцева, 1884. - 24с.

© 2010-2022