Гражданско – патриотическое воспитание как одно из условий духовно-нравственного становления личности младшего школьника

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Защита системы работы:

«Гражданско - патриотическое воспитание как одно из условий духовно-нравственного становления личности младшего школьника

Актуальность

В современной России наметился переход к укреплению государственности, возрождению культурно-исторических и гражданско-патриотических традиций и устойчивому развитию общества. Следовательно, будущее России зависит от степени готовности подрастающего поколения к достойным ответам на исторические вызовы, защите интересов многонационального государства. Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России

Анализ ситуации

Ежедневные наблюдения за детьми в процессе обучения, изучение круга их интересов, анкетирование с целью выявления положительных идеалов свидетельствуют о недостаточном уровне сформированности патриотического сознания у школьников. Новое поколение зачастую проявляет интерес к иностранным мультфильмам, в которых культивируется насилие, презрительное отношение к России и россиянам; выбирает зарубежных киногероев в качестве примеров для подражания, а в будущем нередко мечтает уехать за границу не только на учебу или работу, но и на постоянное место жительства. К этому следует добавить также поверхностное знание российской истории, национальных обычаев, традиций, культуры.

Мною было проведено анкетирование учащихся с целью:

  • определить актуальность вопросов патриотизма в системе ценностных ориентаций;

  • определить градацию личностных качеств, входящих в понятие «патриот».



Анализ анкетирования по патриотическому воспитанию

для младших школьников

1. Хотелось ли тебе родиться в какой-нибудь другой стране?

Да (%) нет ( %)

2. Как ты думаешь, трудно ли человеку жить без Родины?

Да (%) нет ( %)

3. Интересуешься ли ты историей своей Родины?

Да (%) нет ( %)

4. Какие мероприятия надо проводить в классе, чтобы дети больше любили свой город, свою Родину, знали об истории своей Родины?

5.При ответе на вопрос «Считаете ли вы себя патриотом?» дети ответили таким образом:

1) Да -

2) Нет -

3) Частично -

4) Не знаю -

5. Закончи предложение:

- Быть достойным гражданином своей страны - значит быть …

Вывод: % обучающихся считают себя патриотами. В той части анкеты, где необходимо дописать предложение учащиеся школы показали, что готовы постоять за свою страну, любить свою родину, защищать её.

У учащихся начальной школы по результатам анкетирования правильно сформированы понятия патриотизма, но остается проблемным вопрос потребности знаний об истории своей страны.

Проблема формирования патриотического сознания в классном коллективе в последние годы становится все более актуальной. Младший школьный возраст наиболее удобный период для воспитания положительных черт личности, в том числе и патриотизма. Именно в младшем школьном возрасте происходит активный процесс накопления знаний о положительном и отрицательном в жизни общества, о взаимоотношениях между людьми, о свободе выбора того или иного способа поведения.

Чтобы решить проблему формирования патриотического сознания необходимо поставить перед собой цель: воспитание нравственной культуры, патриотизма и гражданственности обучающихся через вовлечение их в систему классных и школьных мероприятий направленных на духовно - нравственное развитие детей.

Для достижения данной цели, требуется решить ряд задач:

  1. Приобщить учащихся к культуре родного края, традициям семьи.

  2. Предоставить ребенку возможность попробовать себя в различных видах деятельности (проектной, исследовательской, конструкторской, художественной) и разнообразных областях знаний, соединяя эти пробы с последующим самоанализом.

  3. Организовать участие детей в классных и общешкольных мероприятиях духовно-нравственной направленности.

  4. Формировать у школьников навыки коллективной и групповой деятельности.

Планируемые результаты:

  1. Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

  2. Понимание основ гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства соперничества и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности за общее благополучие;

  3. Принятие обучающимся нравственных ценностей, национальных и этнических духовных традиций семьи.

  4. Способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;

  5. Получение начальных представлений о культуре здорового образа жизни и навыков сохранения собственного здоровья.

Три уровня воспитательных результатов:

первый - приобретение школьником социальных знаний

второй - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества;

третий - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

В настоящее время воспитательная система в классе строится на основе возрастных воспитательных программ:

Класс

Название

1 класс

«Познай себя»

2 класс

«Я, семья и школа»

3 класс

«Я и окружающий мир»

4 класс

«Я и мой край»

Воспитательная система классного коллектива включает в себя три взаимосвязанных блока, способствующих удовлетворению разнообразных потребностей школьников и формированию ключевых компетентностей:

  • воспитательная работа в процессе обучения;

  • внеурочная деятельность;

  • внешкольная деятельность.

При организации образовательный-воспитательного процессов используются следующие возможности основного и дополнительного образования:

  • различные формы работы на уроках, стимулирующих интеллектуальную, творческую и социальную активность детей;

  • обсуждение на уроках нравственных и морально-этических аспектов изучаемого материала;

  • акцент на роли личности в литературных произведениях, исторических событиях, творчестве и т.п.;

  • использование различных форм внеклассной работы, способствующих воспитанию у детей чувства патриотизма;

  • участие детей в различных межшкольных соревнованиях и турнирах, воспитывающее чувство патриотизма по отношению к своему учебному заведению;

  • проведение праздников, фестивалей, конкурсов, соревнований;

  • широкое использование музейной педагогики.

Духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся основаны на определенной системе базовых национальных ценностей и должно обеспечивать усвоение их обучающимися, а также предполагает организацию различных видов и форм деятельности учащихся:

Направления деятельности / Цель

Формы и виды воспитательной деятельности

Программы внеурочной деятельности

Получение опыта самостоятельного общественного действия

«Я - гражданин»

• воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Тематические классные часы, мероприятия, конкурсы:

- «Моя малая Родина»

- «Мы гордимся Вами»

- «Имена на таблицах улиц»

- «Край родной навек любимый»

Выставки рисунков, поделок:

- «Посмотри как хорош край, в котором ты живешь»

Посещение музея боевой славы.

Встреча с ветеранами ВОВ.

Проведение концертов ко Дню Победы.

«Отечество славим»

«Уроки нравственности»

«Родной край, сердцу рай»

Конкурс патриотической песни.

Участие в военно-патриотической игре «Зарница».

Смотр малышовых войск, посвященный Дню победы.

Экскурсии к памятным местам города.

КТД «А ну-ка мальчики!», «Рассказы о забытых героях».

Работа детей в конкурсах, играх, эстафетах не остаётся без внимания. За участие в мероприятиях дети получают грамоты, дипломы, благодарственные письма.


© 2010-2022