- Преподавателю
- Классному руководителю
- Гражданско – патриотическое воспитание как одно из условий духовно-нравственного становления личности младшего школьника
Гражданско – патриотическое воспитание как одно из условий духовно-нравственного становления личности младшего школьника
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Батищева Н.Ю. |
Дата | 08.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Защита системы работы:
«Гражданско - патриотическое воспитание как одно из условий духовно-нравственного становления личности младшего школьника
Актуальность
В современной России наметился переход к укреплению государственности, возрождению культурно-исторических и гражданско-патриотических традиций и устойчивому развитию общества. Следовательно, будущее России зависит от степени готовности подрастающего поколения к достойным ответам на исторические вызовы, защите интересов многонационального государства. Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России
Анализ ситуации
Ежедневные наблюдения за детьми в процессе обучения, изучение круга их интересов, анкетирование с целью выявления положительных идеалов свидетельствуют о недостаточном уровне сформированности патриотического сознания у школьников. Новое поколение зачастую проявляет интерес к иностранным мультфильмам, в которых культивируется насилие, презрительное отношение к России и россиянам; выбирает зарубежных киногероев в качестве примеров для подражания, а в будущем нередко мечтает уехать за границу не только на учебу или работу, но и на постоянное место жительства. К этому следует добавить также поверхностное знание российской истории, национальных обычаев, традиций, культуры.
Мною было проведено анкетирование учащихся с целью:
-
определить актуальность вопросов патриотизма в системе ценностных ориентаций;
-
определить градацию личностных качеств, входящих в понятие «патриот».
Анализ анкетирования по патриотическому воспитанию
для младших школьников
1. Хотелось ли тебе родиться в какой-нибудь другой стране?
Да (%) нет ( %)
2. Как ты думаешь, трудно ли человеку жить без Родины?
Да (%) нет ( %)
3. Интересуешься ли ты историей своей Родины?
Да (%) нет ( %)
4. Какие мероприятия надо проводить в классе, чтобы дети больше любили свой город, свою Родину, знали об истории своей Родины?
5.При ответе на вопрос «Считаете ли вы себя патриотом?» дети ответили таким образом:
1) Да -
2) Нет -
3) Частично -
4) Не знаю -
5. Закончи предложение:
- Быть достойным гражданином своей страны - значит быть …
Вывод: % обучающихся считают себя патриотами. В той части анкеты, где необходимо дописать предложение учащиеся школы показали, что готовы постоять за свою страну, любить свою родину, защищать её.
У учащихся начальной школы по результатам анкетирования правильно сформированы понятия патриотизма, но остается проблемным вопрос потребности знаний об истории своей страны.
Проблема формирования патриотического сознания в классном коллективе в последние годы становится все более актуальной. Младший школьный возраст наиболее удобный период для воспитания положительных черт личности, в том числе и патриотизма. Именно в младшем школьном возрасте происходит активный процесс накопления знаний о положительном и отрицательном в жизни общества, о взаимоотношениях между людьми, о свободе выбора того или иного способа поведения.
Чтобы решить проблему формирования патриотического сознания необходимо поставить перед собой цель: воспитание нравственной культуры, патриотизма и гражданственности обучающихся через вовлечение их в систему классных и школьных мероприятий направленных на духовно - нравственное развитие детей.
Для достижения данной цели, требуется решить ряд задач:
-
Приобщить учащихся к культуре родного края, традициям семьи.
-
Предоставить ребенку возможность попробовать себя в различных видах деятельности (проектной, исследовательской, конструкторской, художественной) и разнообразных областях знаний, соединяя эти пробы с последующим самоанализом.
-
Организовать участие детей в классных и общешкольных мероприятиях духовно-нравственной направленности.
-
Формировать у школьников навыки коллективной и групповой деятельности.
Планируемые результаты:
-
Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
-
Понимание основ гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства соперничества и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности за общее благополучие;
-
Принятие обучающимся нравственных ценностей, национальных и этнических духовных традиций семьи.
-
Способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
-
Получение начальных представлений о культуре здорового образа жизни и навыков сохранения собственного здоровья.
Три уровня воспитательных результатов:
первый - приобретение школьником социальных знаний
второй - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества;
третий - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
В настоящее время воспитательная система в классе строится на основе возрастных воспитательных программ:
Класс
Название
1 класс
«Познай себя»
2 класс
«Я, семья и школа»
3 класс
«Я и окружающий мир»
4 класс
«Я и мой край»
Воспитательная система классного коллектива включает в себя три взаимосвязанных блока, способствующих удовлетворению разнообразных потребностей школьников и формированию ключевых компетентностей:
-
воспитательная работа в процессе обучения;
-
внеурочная деятельность;
-
внешкольная деятельность.
При организации образовательный-воспитательного процессов используются следующие возможности основного и дополнительного образования:
-
различные формы работы на уроках, стимулирующих интеллектуальную, творческую и социальную активность детей;
-
обсуждение на уроках нравственных и морально-этических аспектов изучаемого материала;
-
акцент на роли личности в литературных произведениях, исторических событиях, творчестве и т.п.;
-
использование различных форм внеклассной работы, способствующих воспитанию у детей чувства патриотизма;
-
участие детей в различных межшкольных соревнованиях и турнирах, воспитывающее чувство патриотизма по отношению к своему учебному заведению;
-
проведение праздников, фестивалей, конкурсов, соревнований;
-
широкое использование музейной педагогики.
Духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся основаны на определенной системе базовых национальных ценностей и должно обеспечивать усвоение их обучающимися, а также предполагает организацию различных видов и форм деятельности учащихся:
Направления деятельности / Цель
Формы и виды воспитательной деятельности
Программы внеурочной деятельности
Получение опыта самостоятельного общественного действия
«Я - гражданин»
• воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Тематические классные часы, мероприятия, конкурсы:
- «Моя малая Родина»
- «Мы гордимся Вами»
- «Имена на таблицах улиц»
- «Край родной навек любимый»
Выставки рисунков, поделок:
- «Посмотри как хорош край, в котором ты живешь»
Посещение музея боевой славы.
Встреча с ветеранами ВОВ.
Проведение концертов ко Дню Победы.
«Отечество славим»
«Уроки нравственности»
«Родной край, сердцу рай»
Конкурс патриотической песни.
Участие в военно-патриотической игре «Зарница».
Смотр малышовых войск, посвященный Дню победы.
Экскурсии к памятным местам города.
КТД «А ну-ка мальчики!», «Рассказы о забытых героях».
Работа детей в конкурсах, играх, эстафетах не остаётся без внимания. За участие в мероприятиях дети получают грамоты, дипломы, благодарственные письма.