- Преподавателю
- Классному руководителю
- КЛАССНЫЙ ЧАС «ОТНОШЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА»
КЛАССНЫЙ ЧАС «ОТНОШЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА»
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Колесникова М.Г. |
Дата | 05.12.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
КЛАССНЫЙ ЧАС «ОТНОШЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА»
Цель:
-
на основе имеющихся у учащихся знаний расширить и конкретизировать их представления о государстве и обществе.
Задачи:
-
формирование начального представления об отношениях государства и общества;
-
показать значение понятий «человек», «общество»;
-
формировать умение высказывать свою точку зрения, свое отношение к предлагаемым ситуациям;
-
развивать у учащихся стремление к осмыслению поступков общества;
-
формирование культуры участия в интеллектуальной игре;
-
способствовать осознанному выбору жизненной позиции учащихся.
Формы и методы: беседа, игра, обобщение, рефлексия.
Оборудование: телевизор, таблички с надписями выбранных групп, учебник по истории, таблицы для заполнения.
1. Мотивация(Слайд 2)
Классный руководитель: Сегодня приготовлено несколько сюжетов, которые заставляют ужаснуться тому, что происходит сегодня в мире. Давайте откроем их.
На экране, как на печатной машинке, появляются тексты:
- В США пожарные смотрели, как горел дом человека, который не заплатил 75долларов земельной пошлины. (Слайд 3)
- В Калифорнии спасатели смотрели, как человек тонул. У них не оказалось лицензии на спасательные операции в данном районе. (Слайд 4)
- В России на автобусной остановке подростки избивали ребёнка. Ни один взрослый человек не подошел разнять их. Ребёнок умер. (Слайд 5)
- Дети звонили на скорую помощь с просьбой помочь раненой женщине, им не поверили. Женщина умерла. (Слайд 6)
- Молодая мама одиночка, попавшая под сокращение, не смогла выплатить кредит - её пришли выкидывать на улицу. (Слайд 7)
Классный руководитель:
1. Как вы думаете, кто или что является причиной существования в нашей жизни этих страшных ситуаций? (Люди, общество, государство)
2. Кем являются участники этих событий? (Дети, женщины, пожарные, спасатели, врачи, руководители предприятий).
Давайте выделим наиболее яркие понятия, которые прозвучали в Ваших ответах:
Во всём, что происходит с нами в социальной среде, ответственность ложится на: человека, общество, государство. (Слайд 8)
Тема «ОТНОШЕНИЕЯ МЕЖДУ ГОСУДАРСТВОМ И ГРАЖДАНСКИМ ОБЩЕСТВОМ»
"Никогда не делай того, что не пожелал бы себе".
Конфуций, китайский мудрец
2. Попробуйте найти в учебниках по истории определения таких понятий, как ЧЕЛОВЕК и ОБЩЕСТВО.
ЧЕЛОВЕК - общественное существо, обладающее сознанием, разумом, деятельностью и сложившейся культурой. (слайд 9)
Человек - каждый из людей; высшее из земных созданий, одаренное разумом, свободной волей и словесною речью. Побудка (инстинкт) животного, соединенье низшей степени рассудка и воли, заменяет ему дары эти, разрозненные в человеке и даже вечно спорящие между собою - это сердце и думка.
ОБЩЕСТВО - исторически развивающиеся отношения между людьми, которые складываются в процессе их жизни.
Термин общество в широком смысле - это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.
Подводим итог: "Человек - существо социальное". А значит, человек и общество неразделимы. Как сделать общество лучше? Какой должна быть власть? И каким - государство?
Физ. минутка
3. (Слайд 10)
Сегодня мы поделим наше небольшое общество на разные группы по разным признакам. Более подробно с делением общества на группы и классы Вы познакомитесь на уроках истории. А сейчас, подойдите по одному человеку от группы к столу, на котором разложены перевёрнутые таблички и вытащите табличку с названием группы, чьи интересы Вам предстоит представлять (дети, пенсионеры, рабочие, спортсмены).
Задание: У вас на столах лежат таблицы. Вам необходимо их заполнить, указав в первом столбике - что на Ваш взгляд хорошего сделало государство для вашей группы людей, во втором столбике, чем Вы не довольны и в 3 столбике, разместите Ваши предложения: что бы вы хотели, чтобы оно (государство), сделало для вашей группы.
Вам даётся 2 минуты на обсуждение и 2 минуты на заполнение таблицы. Приступайте к работе. Помните, чьи интересы вы представляете.
Название группы_____________________
+
-
Наши предложения
Во время работы звучит музыка "Я возьму этот большой мир…" (из к/ф "Москва -Кассиопея").
Классный руководитель: Представьте, пожалуйста, Ваши мнения, а остальные группы пусть выскажут, согласны ли они с Вами.
Выводы:
Следует предположить, что за любым конкретно сделанным или не сделанным делом стоит человек, а потому, мне хочется подытожить это задание словами замечательного поэта Владимира Корнилова:
(Слайд 11)
Считали: всё дело в строе,
И переменили строй,
И стали беднее втрое
И злее, само собой.
Считали: всё дело в цели,
И хоть изменили цель,
Она как была доселе,
За тридевять земель.
Считали: всё дело в средствах,
Когда же дошли до средств,
Прибавилось повсеместно
Мошенничества и зверств.
Меняли шило на мыло
И собственность на права,
А необходимо было
Себя поменять сперва.
4. И сейчас, когда мы с Вами увидели, что каждый человек является важной частью государства, определим, какие признаки государства мы хотим оставить для себя, для государства, в котором нам с Вами жить.
Любое государство, обладает такими общими признаками и чертами.
Предлагаю Вам выбрать отличительные признаки государства. (Приложение )
Учащиеся заполняют сравнительную таблицу по итогам своей работы. (Слайд 12).
Классный руководитель: Какой вывод Вы можете сделать? Каким должно быть наше государство?
А что бы сказали нам историки, что такое государство и какое государство построили бы Вы, определив его основные признаки. Экспертом в области истории у нас выступит: ________________. Ей заранее было предложено отобрать признаки различной государственной власти и найти определения в различных источниках.
Выступление учащегося: ГОСУДАРСТВО (Слайд 13) это организация политической власти, которая помогает осуществлять конкретные общественные интересы в пределах определённой территории.
У государства есть определённые методы сохранения и поддержки государственной целостности, правопорядка, традиций внутри общества, устанавливает определённый порядок взаимоотношения между гражданами. Государство вовлекает в свою деятельность всё население на собственной и других территориях. Порядок взаимоотношений между членами общества и применения власти определяется конституцией, законами и другими правовыми документами государства, которые являются частью устройства государства; а также традициями, сформировавшимися внутри государства, в исторической действительности.
Правовое государство - это государство, в котором организация и деятельность государственной власти в ее взаимоотношениях с индивидами и их объединениями основана на праве и ему соответствует. (Слайд 14)
Идея правового государства направлена на ограничение власти (силы) государства правом; на установление правления законов, а не людей; на обеспечение безопасности человека в его взаимодействиях с государством.
Подводится вывод: Все граждане общества, независимо от возраста и пола хотят жить в правовом государстве.
Классный руководитель: Назовите, пожалуйста, два ключевых слова, определяющих суть нашего государства. (ДОБРО и МУДРОСТЬ). Можно только мечтать жить в государстве, в котором правят законы добра и мудрости - нравственные законы. (Слайд 15)
Мы сегодня уже говорили о необходимости начинать с себя, о том, что от каждого из нас зависит качество нашей жизни. Вы уже личности, граждане общества. Будьте самими собой.
Напоследок мне хочется прочесть Вам стихотворение Дугласа Мелока:
"Раз тебе не дано стать сосной на холме,
Стань кустом у подножья холма,
Стань листком - самым лучшим листком на траве,
Чтобы тобою гордилась трава…
Раз тебе не дано стать большим осетром,
Не горюй, в этом нету греха.
Стань форелью - но лучшей форелью при том,
Чтоб тобою гордилась река…
Не дано стать дорогой, стань горной тропой,
Не луною, так яркой звездой,
Сделай так, чтобы люди гордились тобой.
Стань собой - самым лучшим собой.
Рефлексия:
Спасибо вам за активную работу, искренние суждения и неравнодушное отношения к проблемам. Давайте подведём итоги. На чистых листах обведите свою ладошку. (слайд 16)
Каждый палец, это позиция, по которой мы оцениваем сегодняшнее мероприятие.
-
Большой палец - Важным и интересным сегодня было…
-
Указательный палец - Я увидел (а) … проблему, которую считаю необходимой включить в проект: "Нам не всё равно!"
-
Средний палец - Оценка психологической атмосферы на мероприятии.
-
Безымянный палец - Мне было трудно…
-
Мизинец - хотелось бы поговорить ещё о …