КЛАССНЫЙ ЧАС «ОТНОШЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА»

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КЛАССНЫЙ ЧАС «ОТНОШЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА»

Цель:

  • на основе имеющихся у учащихся знаний расширить и конкретизировать их представления о государстве и обществе.

Задачи:

  • формирование начального представления об отношениях государства и общества;

  • показать значение понятий «человек», «общество»;

  • формировать умение высказывать свою точку зрения, свое отношение к предлагаемым ситуациям;

  • развивать у учащихся стремление к осмыслению поступков общества;

  • формирование культуры участия в интеллектуальной игре;

  • способствовать осознанному выбору жизненной позиции учащихся.

Формы и методы: беседа, игра, обобщение, рефлексия.

Оборудование: телевизор, таблички с надписями выбранных групп, учебник по истории, таблицы для заполнения.



1. Мотивация(Слайд 2)

Классный руководитель: Сегодня приготовлено несколько сюжетов, которые заставляют ужаснуться тому, что происходит сегодня в мире. Давайте откроем их.

На экране, как на печатной машинке, появляются тексты:

- В США пожарные смотрели, как горел дом человека, который не заплатил 75долларов земельной пошлины. (Слайд 3)

- В Калифорнии спасатели смотрели, как человек тонул. У них не оказалось лицензии на спасательные операции в данном районе. (Слайд 4)

- В России на автобусной остановке подростки избивали ребёнка. Ни один взрослый человек не подошел разнять их. Ребёнок умер. (Слайд 5)

- Дети звонили на скорую помощь с просьбой помочь раненой женщине, им не поверили. Женщина умерла. (Слайд 6)

- Молодая мама одиночка, попавшая под сокращение, не смогла выплатить кредит - её пришли выкидывать на улицу. (Слайд 7)

Классный руководитель:

1. Как вы думаете, кто или что является причиной существования в нашей жизни этих страшных ситуаций? (Люди, общество, государство)

2. Кем являются участники этих событий? (Дети, женщины, пожарные, спасатели, врачи, руководители предприятий).

Давайте выделим наиболее яркие понятия, которые прозвучали в Ваших ответах:

Во всём, что происходит с нами в социальной среде, ответственность ложится на: человека, общество, государство. (Слайд 8)

Тема «ОТНОШЕНИЕЯ МЕЖДУ ГОСУДАРСТВОМ И ГРАЖДАНСКИМ ОБЩЕСТВОМ»

"Никогда не делай того, что не пожелал бы себе".

Конфуций, китайский мудрец

2. Попробуйте найти в учебниках по истории определения таких понятий, как ЧЕЛОВЕК и ОБЩЕСТВО.

ЧЕЛОВЕК - общественное существо, обладающее сознанием, разумом, деятельностью и сложившейся культурой. (слайд 9)

Человек - каждый из людей; высшее из земных созданий, одаренное разумом, свободной волей и словесною речью. Побудка (инстинкт) животного, соединенье низшей степени рассудка и воли, заменяет ему дары эти, разрозненные в человеке и даже вечно спорящие между собою - это сердце и думка.

ОБЩЕСТВО - исторически развивающиеся отношения между людьми, которые складываются в процессе их жизни.

Термин общество в широком смысле - это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

Подводим итог: "Человек - существо социальное". А значит, человек и общество неразделимы. Как сделать общество лучше? Какой должна быть власть? И каким - государство?

Физ. минутка

3. (Слайд 10)

Сегодня мы поделим наше небольшое общество на разные группы по разным признакам. Более подробно с делением общества на группы и классы Вы познакомитесь на уроках истории. А сейчас, подойдите по одному человеку от группы к столу, на котором разложены перевёрнутые таблички и вытащите табличку с названием группы, чьи интересы Вам предстоит представлять (дети, пенсионеры, рабочие, спортсмены).

Задание: У вас на столах лежат таблицы. Вам необходимо их заполнить, указав в первом столбике - что на Ваш взгляд хорошего сделало государство для вашей группы людей, во втором столбике, чем Вы не довольны и в 3 столбике, разместите Ваши предложения: что бы вы хотели, чтобы оно (государство), сделало для вашей группы.

Вам даётся 2 минуты на обсуждение и 2 минуты на заполнение таблицы. Приступайте к работе. Помните, чьи интересы вы представляете.

Название группы_____________________

+

-

Наши предложения

Во время работы звучит музыка "Я возьму этот большой мир…" (из к/ф "Москва -Кассиопея").

Классный руководитель: Представьте, пожалуйста, Ваши мнения, а остальные группы пусть выскажут, согласны ли они с Вами.

Выводы:

Следует предположить, что за любым конкретно сделанным или не сделанным делом стоит человек, а потому, мне хочется подытожить это задание словами замечательного поэта Владимира Корнилова:

(Слайд 11)

Считали: всё дело в строе,
И переменили строй,
И стали беднее втрое
И злее, само собой.

Считали: всё дело в цели,
И хоть изменили цель,
Она как была доселе,
За тридевять земель.

Считали: всё дело в средствах,
Когда же дошли до средств,
Прибавилось повсеместно
Мошенничества и зверств.

Меняли шило на мыло
И собственность на права,
А необходимо было
Себя поменять сперва.

4. И сейчас, когда мы с Вами увидели, что каждый человек является важной частью государства, определим, какие признаки государства мы хотим оставить для себя, для государства, в котором нам с Вами жить.

Любое государство, обладает такими общими признаками и чертами.

Предлагаю Вам выбрать отличительные признаки государства. (Приложение )

Учащиеся заполняют сравнительную таблицу по итогам своей работы. (Слайд 12).

Классный руководитель: Какой вывод Вы можете сделать? Каким должно быть наше государство?

А что бы сказали нам историки, что такое государство и какое государство построили бы Вы, определив его основные признаки. Экспертом в области истории у нас выступит: ________________. Ей заранее было предложено отобрать признаки различной государственной власти и найти определения в различных источниках.

Выступление учащегося: ГОСУДАРСТВО (Слайд 13) это организация политической власти, которая помогает осуществлять конкретные общественные интересы в пределах определённой территории.

У государства есть определённые методы сохранения и поддержки государственной целостности, правопорядка, традиций внутри общества, устанавливает определённый порядок взаимоотношения между гражданами. Государство вовлекает в свою деятельность всё население на собственной и других территориях. Порядок взаимоотношений между членами общества и применения власти определяется конституцией, законами и другими правовыми документами государства, которые являются частью устройства государства; а также традициями, сформировавшимися внутри государства, в исторической действительности.

Правовое государство - это государство, в котором организация и деятельность государственной власти в ее взаимоотношениях с индивидами и их объединениями основана на праве и ему соответствует. (Слайд 14)

Идея правового государства направлена на ограничение власти (силы) государства правом; на установление правления законов, а не людей; на обеспечение безопасности человека в его взаимодействиях с государством.

Подводится вывод: Все граждане общества, независимо от возраста и пола хотят жить в правовом государстве.

Классный руководитель: Назовите, пожалуйста, два ключевых слова, определяющих суть нашего государства. (ДОБРО и МУДРОСТЬ). Можно только мечтать жить в государстве, в котором правят законы добра и мудрости - нравственные законы. (Слайд 15)

Мы сегодня уже говорили о необходимости начинать с себя, о том, что от каждого из нас зависит качество нашей жизни. Вы уже личности, граждане общества. Будьте самими собой.

Напоследок мне хочется прочесть Вам стихотворение Дугласа Мелока:

"Раз тебе не дано стать сосной на холме,
Стань кустом у подножья холма,
Стань листком - самым лучшим листком на траве,
Чтобы тобою гордилась трава…
Раз тебе не дано стать большим осетром,
Не горюй, в этом нету греха.
Стань форелью - но лучшей форелью при том,
Чтоб тобою гордилась река…
Не дано стать дорогой, стань горной тропой,
Не луною, так яркой звездой,
Сделай так, чтобы люди гордились тобой.
Стань собой - самым лучшим собой.

Рефлексия:

Спасибо вам за активную работу, искренние суждения и неравнодушное отношения к проблемам. Давайте подведём итоги. На чистых листах обведите свою ладошку. (слайд 16)

Каждый палец, это позиция, по которой мы оцениваем сегодняшнее мероприятие.

  1. Большой палец - Важным и интересным сегодня было…

  2. Указательный палец - Я увидел (а) … проблему, которую считаю необходимой включить в проект: "Нам не всё равно!"

  3. Средний палец - Оценка психологической атмосферы на мероприятии.

  4. Безымянный палец - Мне было трудно…

  5. Мизинец - хотелось бы поговорить ещё о …


© 2010-2022