Методическая разработка воспитательного мероприятия на тему: «Осторожно – пищевые добавки!»

Методическая разработка воспитательного мероприятия на тему: «Осторожно – пищевые добавки!»  Содержание методической разработки воспитательного мероприятия на тему: «Осторожно – пищевые добавки!» направлено на  формирование представления обучающихся о  содержании пищевых добавок в наиболее популярных продуктах питания и остепени их опасности для здоровья.  Используемая форма воспитательного мероприятия -лаборатория здорового питания  позволяет эффективно сочетать теоретическую информацию с выпол...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка воспитательного мероприятия на тему:

«Осторожно - пищевые добавки!»


Цели:

  1. Способствовать формированию знаний обучающихся о пищевых добавках, применяемых для производства пищевых продуктов.

  2. Содействовать формированию представления обучающихся о содержании пищевых добавок в наиболее популярных продуктах питания, степени их опасности для здоровья.

  3. Создать условия для развития навыков принятия самостоятельных решений, инициативы и активности, необходимых для повседневной й жизни; развивать внутреннюю мотивацию к здоровому питанию.

Форма воспитательного мероприятия: лаборатория здорового питания.

Проблема: Как пищевые добавки, входящие в состав продуктов питания влияют на здоровье?

Оснащение:

1. На столах обучающихся раздаточный материал: упаковки (этикетки) от продуктов питания, наиболее часто употребляемые обучающимися; раздаточный материал: таблица кодов пищевых добавок их воздействия на организм человека.

2. Выставка статей о пищевых добавках (из газет, журналов, Интернета).

3. Выставка продуктов питания, не содержащих пищевые добавки (необходимых для полноценного питания человека).

4. Подарки обучающимся (фрукты).


Ход мероприятия:

«Пища, услаждающая вкус и заставляющая есть больше, чем это нужно, отравляет вместо того, чтобы питать».

Французский писатель - Ф. Фенелон.


Преподаватель: Здравствуйте! Желаем всем здоровья!». Такими словами, приветствуя друг друга, мы желаем здоровья. А здоровы ли вы, ребята? В народе говорят: «Здоровому всё здорово!». Здоровый человек красив и приятен в общении, легко преодолевает трудности, умеет по-настоящему работать и отдыхать.

Преподаватель: предлагает решить задания:

Задание 1.

Мы употребляем различные продукты питания для того, чтобы снабдить организм энергией и питательными веществами. А знаете ли вы отличие между понятиями «пищевые продукты» и «питательные вещества»?

а) молоко, б) белки, в) пшено, г) жиры, д) яблоки, е) мясо, ж) углеводы, з) вода, и) минеральные соли, к) рыба.

?!Из предложенного списка выбрать:

  1. Продукты питания

  2. Питательные вещества

Ответы: 1) а, в, д, е, к; 2) б, г, ж, з, и.

Задание 2.

В продукте питания обычно преобладает одно какое-либо питательное вещество: жиры, белки, углеводы. Так, в кефире больше белка - значит, оно относится к белковой пищи. Таким образом, можно разделить все продукты.

а) сыр, б) капуста, в) хлеб, г) рыба, д) виноград, е) колбаса, ж) гречка, з) сметана, и) орехи, к) картофель.

?!Из предложенного списка выбрать:


  1. Продукты с наибольшим содержанием жиров

  2. Продукты с наибольшим содержанием углеводов

Ответы: 1) а, г, е, з, и; 2) б, в, д, ж, к.

Задание 3. «Третий лишний»

Исключите лишнее. Объясните, почему вы исключили именно это понятие

БЕЛКИ, ПИЩЕВЫЕ ДОБАВКИ, УГЛЕВОДЫ.

(ответ: белки и углеводы - основные компоненты пищи, пищевые добавки - лишнее.)

Преподаватель: Все из вас слышали изречение: «Мы живём не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить», но мы не всегда задумываемся над этими словами.

Я хочу напомнить одну притчу: «Когда-то к Насреддину пришёл больной с жалобой на боли в животе. Насреддин спросил его, что он ел? Когда больной ответил, что он съел на обед, то Насреддин прописал ему глазные капли. На недоуменный вопрос пациента, почему выписаны глазные капли, если болит живот, Насреддин ответил: «В следующий раз ты будешь видеть, что ешь»».

Есть или не есть? А почему? - вот в чём вопрос.

Какую роль играет в сохранении здоровья питание?

(Предполагаемый ответ: характер питания оказывает влияние на рост, физическое развитие человека, особенно в детском и подростковом возрасте.)

Преподаватель: Одним из основных условий здорового питания является то, что продукты питания должны быть безопасными и соответствовать санитарным нормам. Каждый продукт должен иметь свои пищевые достоинства, содержать полезные для человека питательные вещества.

Мы привыкли к тому, что у каждого продукта есть свой неповторимый вкус и запах. Так было всегда, но не сегодня. Мы живём во время внедрения новых пищевых технологий, когда любому продукту можно придать нужные консистенцию, вкус, запах и даже задать срок хранения.

Знаете ли вы, что такое пищевые добавки?

(Предполагаемый ответ: красители, консерванты, ароматизаторы, усилители вкуса и т.д.)

Преподаватель: Пищевые добавки - это вещества, которые никогда не употребляются самостоятельно, а вводятся в продукты питания при изготовлении.

История применения пищевых добавок насчитывает тысячелетия. Первоначально это были всем известные специи - соль, сахар. С развитием химической и пищевой промышленности в наш обиход вошло великое множество пищевых добавок.

Современные пищевые добавки выполняют две главные задачи:

  • увеличивают срок хранения продуктов питания, что необходимо для их транспортировки и хранения;

  • придают продуктам питания необходимые и приятные свойства - красивый цвет, привлекательный вкус и аромат, нужную консистенцию.

  • На мировом рынке существуют три категории качества продовольственных товаров.

  • Первая категория. В этих товарах количество и типы спецдобавок строго контролируется.

  • Вторая категория. Качество товаров контролируется менее строго. Они производятся с учетом требований страны-импортера.

  • Третья категория. На эти товары не распространяются многие ограничения на использование спецдобавок. Себестоимость их ниже, а производство выгоднее. Указывая наличие добавок на упаковке, производитель как бы предупреждает потребителя: «вы сами вольны решать, покупать этот товар, который стоит дешевле, или предпочесть ему товар безупречный, но дороже». К этой категории относится 80% продуктов питания поставляемых на мировой рынок.

?!Когда вы заходите в магазин в поисках чего-нибудь вкусненького, каким продуктам вы отдаете предпочтение?

(Предполагаемый ответ: конечно запакованным в красивые обёртки, банки или коробки.)

Обращаете ли вы внимание на состав веществ, входящих в данный продукт?

(Предполагаемый ответ: белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины.)

Преподаватель: Зачастую рядом с перечнем всех понятных составляющих можно обнаружить сложные названия и загадочное для многих «Е». Это пищевые добавки: те, что в народе называют «ешками».

Пищевые добавки в составе продуктов питания обозначены буквой Е и трёхзначным числом, стоящем после буквы Е. Цифры Е121, Е330, Е621 и т.д. говорят о типе пищевой добавки (имеется в виду консерванты, красители, усилители вкуса и т.д.). На сегодняшний день число пищевых добавок, применяемых в различных странах, составляет более 500. Но с каждым годом увеличивается число пищевых добавок и ассортимент продуктов питания их содержащих.

Обучающийся: Давайте рассмотрим самые распространенные пищевые добавки и разберемся, для чего они нужны?

Е100-Е199 - КРАСИТЕЛИ (усиливают и восстанавливают цвет продуктов);
Е200-Е299 - КОНСЕРВАНТЫ (удлиняют срок годности продукта);
Е300 - Е399 - АНТИОКИСЛИТЕЛИ (замедляют окисление, предохраняя продукты от порчи);
Е400-Е499 - СТАБИЛИЗАТОРЫ (сохраняют заданную консистенцию продуктов);
Е500-Е599 - ЭМУЛЬГАТОРЫ (поддерживают определённую структуру продуктов питания);
Е600-Е699 - УСИЛИТЕЛИ ВКУСА И АРОМАТА.

Преподаватель: Из самого названия каждого класса пищевых добавок ясно, для чего они применяются. Однако совсем не ясно как все эти вещества влияют на здоровье человека, а особенно на подростков? Небезопасно ли использование пищевых добавок для здоровья?

  • запрещенные;

  • опасные;

  • вызывают расстройства кишечника;

  • вызывают сыпь;

  • влияют на давление;

  • вредные для кожи;

  • ракообразующие;

  • повышают холестерин;

  • влияют на ЦНС, зрение.

Преподаватель: В последнее время в магазинах появился большой ассортимент продуктов, которые стали неотъемлемой частью нашего питания: супы и вермишель быстрого приготовления, каши-минутки, бульоны, чипсы, сухарики, колбасы, сосиски. Все эти продукты содержат глютамат натрия - усилитель вкуса. Почему нужно быть осторожными в его использовании? Какое влияние оказывает на здоровье глютамат натрия?

Е621 - наносит непоправимые повреждения растущему мозгу, нарушается зрение, психика. Дети не получают нужных микроэлементов и витаминов из таких продуктов, эти продукты попросту не содержат их, что уже само по себе неизбежно приведет к отставанию в учебе, болезням и различным поведенческим проблемам (гиперактивность). Это происходит даже после одиночной дозы, т.к. глютамат натрия действует как наркотик не более, не менее.

Задание:

По кабинету развешаны 14 картинок с продуктами питания, содержащими и не содержащими пищевые добавки.

Преподаватель: Представьте ситуацию, что вы пришли в магазин за продуктами. Вам нужно выбрать продукты, не содержащие пищевых добавок и перечислить их.

Преподаватель: Пищевые добавки, поступающие в организм, как правило, не остаются бездеятельными. Их воздействие на организм зависит от биологической активности пищевых добавок, количества поступления, быстроты выведения, способности накапливаться, а также частоты поступления в организм. Иногда малые дозы вещества при частой их применяемости могут оказаться более опасными для организма, чем большие, но редко поступающие.

Для пищевых добавок характерно комбинированное действие, так как они могут взаимодействовать друг с другом, и давать непредвиденный эффект. Так, например, специалистами обнаружено, что сочетание нескольких пищевых добавок «Е» в газированных напитках приводит к образованию бензола.

Ччем опасен бензол?

(Предполагаемый ответ: бензол - опасный канцероген, способный вызывать рак, заболевания печени, почек, угнетает процесс кровообращения.)

Задание:

Обучающимся предлагается, работая в группах, обосновать рекомендации по употреблению продуктов питания.

Чья группа первой составит рекомендации, поднимите руку. Вас ожидает приз!

Рекомендации по употреблению продуктов питания:

  1. Внимательно читайте надписи на этикетке продукта.

  2. Не покупайте продукты с неестественно яркой кричащей окраской.

  3. Не покупайте продукты с чрезмерно длительным сроком хранения.

  4. Обходитесь без подкрашенной газировки, делайте соки сами.

  5. Не перекусывайте чипсами, сухариками, замените их орехами.

  6. Не употребляйте супы и каши из пакетиков, готовьте их сами.

  7. Откажитесь от переработанных или законсервированных мясных продуктов, таких как колбаса, сосиски, тушенка.

  8. В питании всё должно быть в меру и по возможности разнообразно.

Победителям вручается приз - груши.

Преподаватель: Итак, мы познакомились с пищевыми добавками продуктов питания, и теперь можем ответить на вопрос: "Зависят ли здоровье человека от состава употребляемых им продуктов питания?".

(Предполагаемый ответ: сегодня на уроке мы убедились, что большинство пищевых добавок оказывают негативное влияние на здоровье.)

Преподаватель: На память я угощаю вас яблоками. Победителям за составление рекомендаций по употреблению продуктов питания я вручила груши.

Как вы думаете, почему я выбрала такие подарки?

(Предполагаемый ответ: фрукты не содержат в своем составе пищевых добавок, они необходимы для полноценного питания.)

Надеюсь, что мои старания не напрасны. Следите за своим питанием. Желаю, чтобы вы всегда были здоровы.



© 2010-2022