Родительский лекторий по теме: Роль семьи и условия семейного воспитания

Представлен материал для родительского лектория по теме: "Роль семьи  и условия семейного воспитания".…Хотите ли вы, не хотите ли, Но дело,  товарищи  в том,Что  прежде всего вы родители, А все остальное -  потом… (строчки из песни). Материал можно использовать не только на общешкольном лектории для родителей, но и на классном собрании. В конспекте приведены факты из многолетнего опыта и наблюдений, а также использованы мудрые слова русского народа-  пословицы и притча. Воспитание  обучающихся  ...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Родительский лекторий. Роль семьи и условия семейного воспитания

…Хотите ли вы, не хотите ли,

Но дело, товарищи, в том,

Что прежде всего вы родители,

А все остальное - потом… (песня «Ведь прежде всего вы родители»)

Ребенок - это ваше будущее, ваша благополучная старость. Мы - школа, учителя - тоже крайне заинтересованы в том, чтобы ваш ребенок стал полноценным человеком, культурной, высоконравственной, творчески активной и социально зрелой личностью. Для этого мы работаем, отдаем детям частичку своей души и сердца, свой опыт и знания.

Воспитание обучающихся в школе и воспитание в семье - это единый неразрывный процесс. Воспитание детей - важнейшая правовая обязанность, возложенная на родителей Основным Законом-Конституцией (ст.66). Выполнять эту обязанность семье помогает общественность, школа.

Влияние школы

С 7- летнего возраста, в жизни ребенка появляется еще один фактор влияния - школа. В этот момент у ребенка появляется еще один авторитет, помимо родителей - учитель. И здесь начинается самый важный этап - сделать так, чтоб авторитетное влияние на личность ребенка со стороны родителей не противоречило учительскому, а дополняло его. Здесь важна командная работа семьи и школы. Ответственность за эту работу обычно ложится на плечи учителя нач. классов , классного руководителя. Именно в его силах сблизить родителей и школу и сформировать в восприятии ребенка образ единого механизма, все части которого работают синхронно и каждая из них представляет особую важность.

Семья - это первая ступень в жизни человека. Семья как маленькая республика. Дети - члены этой республики, и все дела, все радости и беды должны быть общими.

Личность человека начинает формироваться с самого рождения. Первое влияние на этот сложный длительный процесс оказывают, конечно же, родители.

Когда ребенок подрастает, приходит еще один социальный институт, который имеет не меньшее влияние на формирование ребенка, чем родители. Какова роль семьи и школы в формировании личности ребенка?

В идеальном варианте, сильная основа в воспитании ребенка должна закладываться в семье с раннего возраста.

Если о человеке говорят: «Он (она) из хорошей семьи», - это значит, что человек этот честен, трудолюбив, доброжелателен, на него можно положиться, с ним хочется поделиться радостью. Такой человек приятен в общении.

В семье закладываются и основы физического развития человека, его здоровья. Оно в большей мере зависит от того, как организована жизнь ребенка, какое уделяется внимание охране его здоровья, питанию, закаливанию, развитию физических возможностей. Важно подчеркнуть и то, что родители своим примером формируют отношение ребенка к собственному здоровью. Так, например, семья Кочубеевых (3 а) три года подряд участвует в районном мероприятии «Папа, мама, я - спортивная семья» по велению своего сердца; поднимаясь на вторую и третью ступень пьедестала.

Дети подражают родителям во всех своих действиях и движениях, в словах. Они гордятся своим сходством с матерью и отцом, общностью характеров, склонностей. Даже походку сын перенимает у отца, дочь у матери. Так, например, несмотря на полное неумение и слабость сил, двухлетний ребенок вслед за матерью пытается принять участие в домашней работе. Распространенной ошибкой семейного воспитания является внимание родителей только к учебному труду детей, недооценка ими бытового труда (вынести мусор, постирать мелкие предметы, полить цветы, сделать уборку в своей комнате). Между тем, как показывает опыт, участие детей в труде необходимо для воспитания многих важных черт характера ребенка.

Стремление походить на родителей и внешне и внутренне делает их пример сильнейшей движущей силой семейного воспитания. В семье много возможностей для совместной деятельности детей и взрослых. Это и домашние дела, прогулки всей семьей, игры, развлечения, просмотр спектакля (фильма) и дальнейшее его обсуждение и т.д. При этом дети и родители учатся друг у друга. «Не думайте, что воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни… Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, ка вы общаетесь с друзьями, как вы читаете книгу или газету … - все это имеет для ребенка большое значение… В воспитательной работе нет пустяков…» - писал Антон Макаренко. Неплохо было бы и родителям и детям научиться просить друг у друга прощения, если они понимают, что были неправы или выбрали неверный тон разговора. А значит, уважаемые родители, требуется строгая внимательность к себе, своим словам, поступкам, действиям, ко всему, в чем выражается внутренний мир. Учить добру, трудолюбию надо не только словом, но и самим делом, добрым руководящим примером жизни и поведения.

Отец ругает сына за неряшливость, хотя сам бросает одежду на стул. Мать требует уважения к себе, но в присутствии детей грубит бабушке, неуважительно отзывается о пожилой соседке. Есть истина в старой поговорке: «Как старики поют, так молодежь чирикает». Как часто родители видят педагогические ошибки соседей, точно знают, как надо воспитывать чужих детей, но не в состоянии заметить собственные педагогические огрехи. Они не спрашивают, кто затеял драку, в которой пострадал их ребенок, кто был прав, а кто виноват. Верят всему, что говорит их собственный ребенок, он всегда прав, а виноваты всегда другие. Судят по внешним признакам, безосновательно обвиняют других детей, а нередко и их родителей. Никого не хотят слушать, потому что «наш ребенок такого сделать не мог», а «наш ребенок» все это слушает, посмеивается и учится обманывать родителей, разыгрывая невинно пострадавшего.

«В действительности фундамент воспитания закладывается до пяти лет, и то, что вы сделали до пятого года жизни - это 90% всего воспитания. Позже воспитание продолжается…», - подчеркивал А.Макаренко, обращаясь к родителям и призывая их не упустить благоприятного для воспитания детей времени. Пословица гласит: «Воспитывай дитя, когда лежит поперек лавки, а не когда вдоль». Не поспоришь с народной житейской мудростью.

Образ жизни родителей - основа их авторитета у детей. Единые, согласованные требования семьи и школы - одно из условий правильного воспитания.

Как объединить роль семьи и школы?

Родителям нужно принимать активное участие в жизни школы и непосредственно в жизни ребенка, спрашивать, как прошел его день и внимательно выслушивать ответ, обсуждать произошедшее и смотреть на реакцию ребенка. Если возникнут какие-либо сложности или вопросы, стоит обсудить их с классным руководителем, желательно даже в присутствии ребенка, чтобы он мог видеть что родители и учитель доверяют друг другу и что все их действия направлены на помощь ему. Тогда и сам ребенок будет относиться к учителю уважительно, и прислушиваться к его мнению. Роль классного руководителя в жизни и формировании личности ребенка неоценима, так как ему нужно постоянно поддерживать и укреплять союз между школой и семьей. Это могут быть совместные семейные мероприятия, праздники, походы на природу, на которых будут обсуждаться успехи и достижения ребенка. Если ребенок будет видеть, как тесно связаны семья и школа, то поход в школу для него будет столь же естественным, как и время, проведенное с семьей.

Получается, что влияние школы на формирование личности ребенка не менее велико, чем влияние родителей, а потому идти вразрез с ним совсем нецелесообразно, так как можно легко потерять авторитет в глазах ребенка. И только действуя сообща, можно сформировать у ребенка необходимые качества, привить любовь к получению знаний и одновременно, научить социально адаптироваться и находить общий язык с окружающим миром.

Первоклассник дома упорно отказывается от помощи взрослых в одевании. Он утверждает, что сам умеет аккуратно завязывать шарф, шапку…

«Анна Ивановна говорит, что мы большие и должны делать это сами. «Вот будешь у Анны Ивановны и слушай ее тогда, а сейчас не командуй. Давай я завяжу,- говорит мама». Естественно мальчик подчинился, но для себя сделал ясный вывод, что не всегда можно выполнять требование взрослых. Его поведением руководит расчет. Недопустимо, чтобы родители неуважительно отзывались об учителе, позволяли себе пренебрежительные высказывания в его адрес. Ставя под сомнение авторитет учителя, родители тем самым подрывают уважение ребенка к другим окружающим людям, в том числе и к самим себе.

Т.о, единая система педагогических воздействий, единые требования, предъявляемые ребенку в школе и семье, способствуют выработке определенного динамического стереотипа поведения.

Источноком благополучия ребенка в семье, условием его правильного воспитания, счастливого детства является любовь к нему родителей. Такая любовь создает чувство защищенности, душевного комфорта. При этом ребенок активнее постигает мир, легче овладевает знаниями.

Любовь - творец всего доброго, возвышенного. Это основа человеческих отношений. Человек рождается с потребностью любить и быть любимым. Известный семейный психотерапевт Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день, говоря, что 4 объятия в день совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия в 2 раза больше! И, между прочим, не только ребенку, но и взрослому. Ребенку подобные знаки безусловного принятия особенно важны, как пища растущему организму. Они его питают эмоционально, помогая психологически развиваться.

Любим тебя без особых причин,

За то, что ты внук,

За то, что ты сын,

За то, что малыш,

За то, что растешь,

За то, что на маму и папу похож.

Между тем в практике семейного воспитания нередко можно наблюдать случаи, когда родители очень любят детей, оберегают их от всяких трудностей, заботятся об их здоровье, питании, учебе, а дети вырастают жестокими, грубыми, эгоистичными, и в первую очередь это проявляется в отношениях к родителям. Как правило, виновата не сама любовь, а безрассудство любви. Иногда от недостатка внимания начинается то, что приводит затем к так называемому сенсорному голоду малыша. Его потребность во внимании и доброте невозможно удовлетворить никакими материальными благами. Воспитание в семье предъявляет одинаковые требования, как к матери, так и к отцу.

«Ошибки семейного воспитания»

  • «Я тебя больше не буду любить».

Лучше сказать: «Я люблю тебя, но твой поступок не одобряю!»

  • «Делай, что хочешь, мне все равно».

Лучше: «Знаешь, в этом вопросе я с тобой совершенно не согласна»

  • «Делай то, что тебе говорят родители».

Лучше: «Ты сейчас сделаешь так, как я говорю, а потом мы спокойно

все обсудим»

  • «Меня родители не баловали, так пусть мой ребенок ни в чем

не знает отказа»

  • «У моего ребенка нет никаких проблем»

  • «Главное - обеспечить своего ребенка»

  • «Наполеоновские планы»

  • «Поцелуи и прочие нежности не так уж и важны для ребенка»

  • «У меня столько проблем…»

  • «Я занята, пусть ребенок приучается к самостоятельности».

Таким образом, семья способствует формированию гармонически развитой личности человека. В семье ребенок усваивает нормы морали, навыки совместного труда, в семье формируются его жизненные планы и идеалы, укрепляется физическое здоровье. От поведения родителей зависит, станут ли они образцом для своих детей. Важнейшей основой для этого являются требовательность, понимание, доверие и справедливость в воспитании.

В заключении хочется подчеркнуть: мало хотеть правильно, надо делать правильно. Поэтому так важно, чтобы все родители повышали свою педагогическую культуру. Много больших и очень важных дел ждет впереди наше подрастающее поколение. Значит нам, взрослым, надо достойно выполнить свою первейшую обязанность - воспитать детей так, чтобы они с честью справились со всеми жизненными задачами.

Итог.

Мы выполняем разные роли в обществе: супруги, работники, начальники, подчиненные, клиенты, служащие. Но все, что мы делаем, став родителями, мы делаем для того, чтобы наши дети выросли здоровыми, умными, порядочными, успешными в будущем. Поэтому, прежде всего, мы родители.

Притча о бабочке.

В древности жил-был один мудрец, к которому люди приходили за советом. Всем он помогал, люди ему доверяли и очень уважали его возраст, жизненный опыт и мудрость. И вот однажды один завистливый человек решил опозорить мудреца в присутствии многих людей. Завистник и хитрец придумал целый план, как это сделать: "Я поймаю бабочку и в закрытых ладонях принесу мудрецу, потом спрошу его, как он думает, живая у меня в руках бабочка или мертвая. Если мудрец скажет, что живая, я сомкну плотно ладони, раздавлю бабочку и, раскрыв руки, скажу, что наш великий мудрец ошибся. Если мудрец скажет, что бабочка мертвая, я распахну ладони, бабочка вылетит живая и невредимая и скажу, что наш великий мудрец ошибся". Так и сделал завистник, поймал бабочку и пошел к мудрецу. Когда он спросил мудреца, какая у него в ладонях бабочка, мудрец ответил: "Все в твоих руках".
Так каждый человек, сделав свой выбор, сам определяет свою судьбу.

Судьба вашего ребенка в ваших руках!

Буду рада, если наш сегодняшний разговор напомнил вам об этом, заставил вас задуматься о главном в жизни.

Звучит песня «Неразлучные друзья - взрослые и дети»













© 2010-2022