- Преподавателю
- Классному руководителю
- Классный час по теме: Детская беспризорность
Классный час по теме: Детская беспризорность
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Русанова Г.Г. |
Дата | 30.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Классный час на тему: «Детская беспризорность»
Понятие детская беспризорность
Еще в 80-е гг. Независимая комиссия по международным гуманитарным вопросам, созданная вне рамок ООН, обратила внимание на так называемых детей улицы. В этом докладе они именовались беспризорниками.
Отличительной чертой нашего времени является отсутствие четких границ между дефинициями - беспризорность и безнадзорность. В юридической литературе все большое значение приобретает термин безнадзорность. И только ею объясняется причина ухода детей на улицу, совершение подростком противоправных действий.
В ФЗ от 24 июня 1999г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» присутствуют 2 термина: безнадзорный и беспризорный.
Ст. 1 ФЗ безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц.
Беспризорный- безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.
Безнадзорность в основном определяется с помощью правил педагогики. Педагогическая наука обращает внимание на правильно понимаемый надзор за несовершеннолетним, которая состоит в поддержании, сохранении внутренней духовной связи с ребенком, подростком. Отсутствие именно такого надзора чревато всякого рода неприятностями, иногда даже трагическими, когда уже возникают проблемы правового характера, в том числе, связанные с детской беспризорностью.
По общему правилу, безнадзорность служит благоприятной почвой для беспризорности. В 20-е гг. исследователи отмечали, говоря о беспризорности, она, будучи подобной, длительному недугу, проходит через несколько стадий или фаз своего развития. Начальную стадию этой социальной болезни как раз и составляет безнадзорность, а окончательной, уже крайне запущенной стадией становится беспризорность как таковая, определяющая положение самого несовершеннолетнего, его своеобразный социальный статус.
Т.О. Детская беспризорность - социальное явление, при котором происходит отрыв детей от семьи с утратой постоянного места жительства.
Далее охарактеризуем понятие беспризорности через его отличительные признаки.
Исторический опыт борьбы с беспризорностью
I Дохристианская и христианская Русь
В дохристианской Руси в родовой общине славян существовала традиция заботиться о сиротах всем миром. С принятием христианства начинается и гос. политика заботы о детях. Ст. 99 Русской правды вменяла обязанности опекунам заботится о сиротах.
II XVI в.
Гос. политика призрения сирот начинается со времен Ивана Грозного. Сиротскими домами ведал Патриарший приказ. В 16 в. Стоглавым собором каждой церкви было определено открывать училище, «для наставления детей грамоте», а для «сирых и немощных» создавать церкви. Родителям предписывалось детей «любить и беречь и страхом спасать, уча и наказуя, и рассуждая раны возлагать».
III XVII в.
Петр I поощрял открытие приютов, куда принимали незаконнорожденных. Были сиротские монастыри. Одним из таких сиротских монастырей был Новодевичий.
В июне 1718г. Петр I издает указ, по которому было велено малолетних и нищих ребят посылать на суконный двор и к прочим мануфактурам». А т.к. госпитали были переполнены, то царским распоряжением сирот отдавали на воспитание в семьи, а кому было 10 лет и более - в матросы.
При Екатерине I существовали воспитальные дома и приюты, главное назначение которых состояло в том, чтобы на время укрыть ребенка от беды, а затем определить в «семью благонравного поведения».
IV XIX в.
Православная церковь не могла оставаться в стороне от решения проблемы беспризорности. Были созданы монастыри, где находили приют обездоленные дети. Русская церковь взяла на себя выполнение важнейших функций: воспитания, обучения, лечения, защиты детей, оставшихся без родителей.
Деятельность общественных организаций была направлена на решение вопросов, связанных с защитой детей от развращающего влияния тюрем, создания спец. учреждений для несовершеннолетних осужденных.
V Советский период
После октябр. револ. 1917г. заботу о детях- сиротах государство взяло на себя.
Гражданская война и её последствия
Резко увеличилось число беспризорных детей после Первой мировой войны и Гражданской войны. По одним данным в 1921 году в России насчитывалось 4,5 млн беспризорников, по другим - в 1922 году было 7 млн беспризорников.
Решение проблемы беспризорности было объявлено политической задачей:
- В 1919 году образован Государственный совет защиты детей во главе с Луначарским
-27 января 1921 года была создана Комиссия по улучшению жизни детей - «Деткомиссия ВЦИК» во главе с Дзержинским.
Решением проблемы занимались другие организации - Народный комиссариат просвещения РСФСР, социальные инспекции на местах, «Фонд имени В. И. Ленина для оказания помощи беспризорным детям».
В 1926 году приняты Положение о мероприятиях по борьбе с детской беспризорностью в РСФСР и Постановление ЦИК и СНК СССР «О мероприятиях по борьбе с детской беспризорностью»..
Были организованы детские воспитательные учреждения интернатного типа - детские дома, трудовые коммуны, школы-колонии, детские городки. Мероприятия по борьбе с беспризорностью включали и помощь на дому, помещение детей в крестьянские семьи, организация опеки, районных мастерских с школами и клубами при них для детей.
К началу 1928 года по всему СССР насчитывалось около 300 тысяч беспризорных, а 31 мая 1935 года в постановлении СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности» было заявлено, что в стране ликвидирована массовая беспризорность, ставились задачи по организации борьбы с малолетними правонарушителями, хулиганством и усилению ответственности родителей и воспитание детей.
Отечественная война и послевоенные годы
С началом Великой Отечественной войны вновь начался рост численности безнадзорных и беспризорных детей, выросла детская преступность.
Были приняты постановления СНК СССР «Об устройстве детей, оставшихся без родителей» от 23 января 1942 года и «Об усилении мер борьбы с детской беспризорностью, безнадзорностью и хулиганством» от 15 июня 1943 года. Постановления определяли меры по решению проблемы беспризорности.
В 1952 году Совет Министров СССР принял постановление «О мерах ликвидации детской беспризорности в РСФСР» от 8 апреля 1952 года.
В этот период слово беспризорники исчезает со страниц периодической печати и официальных документов. Считалось, что имеются лишь единичные случаи временного ухода детей из семьи или детских домов.
VI 1990-е и 2000-е годы
Новый рост числа беспризорных наблюдается в России с начала 1990-х годов. Факторами детской беспризорности являются экономический кризис, бедность, безработица, ослабление семейных устоев, морально-психологический кризис, распространение психических заболеваний.
Одними из причин в это период являются криминализация общества, широкое распространение новых для России видов правонарушений (проституция, наркоторговля), слабый контроль за работодателями, вовлекающими детей в нелегальные виды деятельности.
В настоящее время отсутствует полная и достоверная статистика численности беспризорных детей. Экспертные оценки обнаруживают значительный разброс в цифрах, что может быть связано с используемыми методами и скрытостью самого явления.
Говорят, что более 100 тыс. беспризорных детей, безнадзорных - около 1 млн.
По данным Генерального прокурора в 2002 году в России насчитывалось от 2 до 3 млн беспризорных.
По словам министра внутренних дел России Рашида Нургалиева, Россия «переживает третью волну беспризорности несовершеннолетних после Гражданской и Великой Отечественной войн». По приблизительным данным МВД, на 2005 год в России более 700 тыс. детей-сирот, 2 млн подростков неграмотны, более 6 млн несовершеннолетних находятся в социально неблагоприятных условиях. На каждого беспризорника приходится по 2-3 безнадзорных ребёнка.
Правовое регулирование
Ст.3 ФЗ от 24 июня 1999г. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Законодательство РФ, регулирующее деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, основывается на:
-Конституции РФ (соц. права граждан)
- общепризнанных нормах международного права (Конвенция о правах ребенка, Всеобщая декларация прав человека)
- настоящего ФЗ и других федеральных законов (Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»)
- иных нормативных правовых актов РФ (Постановление Пра-ва Москвы от 12.02.2002 №122 О неотложных мерах по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью в Москве; Постановление Пра-ва от 24.04.2001 №403 «О программе молодежь Москвы» на 2001-2003 гг.: говорится о проведении комплексных социологических исследований по проблемам беспризорности; Пост. Пра-ва Москвы от 2.07.2002г. «488 О гос. поддержке детского движения Москвы: говорится о проблеме беспризорности в обществе)
- законов и нормативных правовых актов субъектов РФ
Также разрабатываются различные программы, например, окружная программа «О дополнительных мерах по профилактике детской безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных проявлений несовершеннолетних на территории ЮЗАО» (распоряжение префекта от 12.04.2002. №426)
Система органов
Ст .4 ФЗ-120. В систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят
-комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые в порядке, установленном законодательством РФ и законодательством субъектов РФ
-органы управления социальной защитой населения
-органы управления образованием
-органы опеки и попечительства
-органы по делам молодежи
-органы управления здравоохранением
-органы службы занятости
- органы внутренних дел
Вывод
С беспризорность нужно бороться, стремится к уменьшению числа беспризорных. Для этого должны проводится различные социальные программы, которые могут помочь в борьбе с беспризорностью.
Комендантский час на Кубани
Законопроектом «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае» местные депутаты приняли 16 июля 2008 года приняли соответствующие меры.
Действует комендантский час в отношении детей до семи лет. Теперь детям, не достигшим семилетнего возраста нельзя находиться в общественных местах без сопровождения родителей или других взрослых. У родителей должен быть паспорт, а у сопровождающих нотариально заверенная доверенность. Подростки до четырнадцати лет после девяти часов вечера также не могут находиться в общественных местах без сопровождения взрослых. После десяти часов вечера вход в общественные места закрывается и для семнадцатилетних. Для нерадивых родителей предусмотрены административные штрафы, максимальная сумма которых достигает тысячи рублей. А вот должностные лица, нарушающие законодательство будут караться жестче. Максимальный штраф должностному лицу может достигнуть трех тысяч рублей.
Аналогичный закон о «комендантском часе» для детей и подростков, не достигших 16 лет, с мая 2008 года действует в Кемеровской области. Местные власти обосновали такие меры необходимостью борьбы с участившимися в стране случаями пропажи и убийства детей.