Методическая разработка внеклассного мероприятия Фронтовое письмо

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Для участия в районном этапе Всероссийского конкурса «Лучший урок письма».

Номинация: «Лучшая методическая разработка проведения Урока письма».

Автор методической разработки: Чикачёва Оксана Дмитриевна, учитель русского языка и литературы МКОУ Нижне-Чулымская СОШ Здвинского района Новосибирской области.

«ФРОНТОВОЕ ПИСЬМО»

(Внеклассное мероприятие: историко-литературная композиция, приуроченная к 68-летию Великой Победы)

Цель - создать эмоциональную атмосферу, подготавливающую участников мероприятия к межличностному общению с незнакомыми прежде людьми посредством переписки; через военные письма нижнечулымцев - участников ВОВ дать учащимся возможность соприкоснуться с событиями 68-летней давности, мыслями, чувствами, нравственными идеалами бойцов, являющимися их дедами и прадедами.

Оборудование: мультимедийная установка, видеофрагмент х/ф «Два бойца», экспозиция из писем военных лет.

Возраст учащихся: 5-7 классы

Ход мероприятия: Письма из книг могут быть подобраны учащимися самостоятельно по заранее данньм заданиям, отобранные отрывки из писем выразительно зачитывают подготовленные ученики, 1 ученик готовит выразительное чтение наизусть стихотворения.


Материал для подготовки

- Есть исторические события, над которыми время не властно. В нашей стране в их ряду и Великая Отечественная война. Проходят годы, но интерес к ее истории не угасает. В год шестидесятивосьмилетия великой Победы мы вновь и вновь возвращаемся в те времена. Снимаем и смотрим кино, пишем и читаем книги, но есть род литературы, который потрясает сильнее художественных версий. Это литература документов. И письма войны - это тоже документы, тоже история Великой Отечественной войны; история, написанная кровью храбрых, прошедшая через сердце человека, бойца, узника, героя.

«Дорогая Анка! Давно я не писал тебе, т. к. отправить письмо все равно не было возможности. Нвозможно это и сейчас. Но я думаю, что написанное письмо все равно как-то дойдет до тебя, а ненаписанное - исчезнет бесследно. Вот я и сел писать...»

(Письмо писателя Ю. С. Крымова жене. 19 сентября 1941 года)

- Война заставила людей ради свободы родной земли пожертвовать всем - домом, семьей, привьгчной жизнью. Но даже она не властна была заставить их забыть о близких, ждать возвращения любимых, скорбеть о погибших. Наверное, до сих пор в каждой семье, где был солдат, хранятся письма с фронта. Невзрачные, непривычные современному человеку треугольнички - память о своих героях. Теперь память...


Экскурсия по экспозиции «Фронтовые письма воинов-нижнечулымцев»

- А в те страшные годы это была не просто весточка - единственное, что связывало тех, кто мерз в окопах, кто вел за собой в атаку, кто выносил с поля боя раненых - всех тех, кто воевал с врагом, и тех, кто ждал и надеялся. Письмо было связующей нитью между двумя мирами: писали на фронт, писали с фронта.

Весточка с фронта - это и радость, что пришла новость, и холодящая душу тревога: жив ли он, дорогой солдат. Письма из дома согревали бойца мыслью о том, что его любят и ждут, и придавали решимости идти в бой, защищать родину.


Отрывок из к/ф «Два бойца» с песней «Темная ночь»

- Письма... Как много они могут поведать о человеке, о его чувствах мыслях…


«Дорогая Вера, солнце, голубка моя!

Сердце мое замирает от радости при одной той мысли, что ты, может выть, получишь это письмо мое, что ты и сын и доченька увидите мой почерк, узнаете, что я жив, здоров.

Мы не виделись и ничего не слыхали друг о друге больше 9 месяцев. Теперь, когда есть возможность послать письмо, хочется рассказать .много, много...

Солнце мое, голубка моя, мы увидимся! Жди этот час. Верь этому. Как крепко обниму, как расцелую всех вас!!! Я жду этот светлый час так, как жду полного освобождения моей Родины от фашистской нечисти. Этот час близок, в это верим все мы. Береги, расти сына, дочурку. Пусть они будут умными, хорошими. Пусть они, и ты вместе с ними, любят Родину. Верьте в час нашего избавления, от врагов. Целую всех вас крепко, крепко...

Твой и только твой Петр»

(из письма П.Ф.Щуранова жене 3 апреля 1942 года)

- Бойцы писали в любую свободную минуту, в затишье между боями. Писали родным, любимым о себе, о друзьях, о войне...

«Дорогая, горячо любимая! Вчера, наконец, вышли в бой. Сегодня скоро уже выходим в атаку. От немцев мы очень близко. Все время то здесь, то там рвутся фашистские мины, посвистывают их пули. Настроение у нас всех прекрасное., У меня нет и тени страха, беспокойства или неуверенности, а взамен всего этого есть только одно чувство - горячей любви к Родине, стремление во что бы то ни стало защитить ее, защитить вас, мои дорогие...»

(Из письма танкиста лейтенанта Георгия Ландау, 1942)

- Писали и отправляли свое письмо-треугольник, надеясь, что оно дойдет до адресата и что они дождутся ответа!

Треугольником сложен пожелтевший листок,

В нем и горькое лето, и сигналы тревог,

В нем печаль отступленья в тот отчаянный год.

Рвется ветер осенний и команда: вперед! Даже смерть отступала, хоть на несколько дней.

Где солдатские письма шли дорогой своей.

И с поклоном последним письма, полные сил. От погибших в сраженьях почтальон приносил.

Письма с фронта вобрали и судьбу, и любовь,

И бессонную правду фронтовых голосов.

В письмах вера солдата в наши мирные дни.

Холь и были когда-то так далёко они. Прошу вас: храните солдатские письма, Они и просты, и порою грустны,

В них столько надежды и вечного смысла,

Прошу вас: храните солдатские письма, Тревожную память людской доброты!

Вопросы для обсуждения:

- Почему письма во время Великой Отечественной войны были так важны?

- О чём писали бойцы?

- Почему письма до сих пор, спустя столько лет, хранятся в семьях и в музеях?

- Есть ли в вашей семье такие реликвии? Расскажите о них.

- О чём бы вы могли написать на фронт бойцам?

Далее учащиеся пишут письма на фронт предполагаемому бойцу или своему родственнику, воевавшему на фронтах Великой Отечественной войны (эту информацию учащиеся заранее выясняют в своих семьях), по завершении мероприятия его организаторами выпускается школьная стенгазета с фотографиями мероприятия и лучшими работами учащихся.



© 2010-2022