Классный час Уроки поэзии

Раздел Классному руководителю
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УРОКИ ПОЭЗИИ



Писать стихи совсем не сложно. Главное- понять, как они устроены.

А когда вы поймете, как устроены стихи, почувствуете их ритм, музыку,

услышите рифму, научитесь передавать в словах свое настроение,-

вы увидите, что писать стихи не так уж сложно.

Рифма

Подумайте, чем стихи отличаются от обычного рассказа или сказки. Правильно, стихи складные, легко запоминаются, их можно петь под музыку.

Стихи - это дружная компания слов, которые очень подходят друг к другу, как хор или оркестр. Они подпевают друг другу, одно слово поёт то же, что и другое. Получается - рифма.

Классный час Уроки поэзии

Начинает мандолина, Голос сладкий, как малина. Подпевает ей гитара. Замечательная пара!

Чтобы найти рифму к слову, надо послушать, что оно поёт, какое у него эхо, и вспомнить другое слово, которое будет на него отзываться. Если я крикну: «Канарейка», эхо мне ответит «-арейка, -рейка, -эйка». Первое, са­мое полное, эхо «-арейка». И рифма с ним самая полная, её ещё называ­ют - богатая.

Кан-арейка - бат-арейка.


1

Если нельзя найти слово, подходящее по смыслу стиха и одновременно с богатой полной рифмой, используют рифмы победней. Например, рейка - это тоже рифма. Только я не хочу эту рейку в стихи вставлять, а хочу, чтобы канарейка пила вместе со мной пепси-колу. Зовём другую рифму: «Эй-ка, лей-ка, бей-ка, пей-ка...» Вот, подходящая рифма!

Классный час Уроки поэзии

Эй, послушай, канарейка, Пепси-колу с нами пей-ка!

С помощью эха легко найти риф­му к самым трудным словам. Напри­мер: слово «многоуважаемый» - ы » -важаемый, -жаемый.

Эхом отзывается ударный слог и уже слабее - окончание слова, кото­рое проговаривается быстро:

-жаемый, -жаленный, -жареный.

Томен взором, нежен кожей. Как он важен, как ухожен! Многоуважаемый... Поросёнок жареный!

Бывает еще составная рифма, когда одно слово рифмуется сразу с двумя, а то и с тремя словами.

Не стучите кол о кол, В конюшне бал!

Есть на это - колокол! Кони

Гарцуют на балконе!

Классный час Уроки поэзии


2

ИГРА. Поиграйте с друзьями в рифму. Один называет слово, а остальные придумывают рифмующиеся слова. Тот, кто найдёт последнюю рифму, даёт новое задание. А пока потренируйтесь.

Задание. Напишите в каждой строчке по одному слову и допишите строч­ки рифмами.

ИГРА «Б У Р И М Е». В эту игру любили играть ещё дедушки ваших бабушек и бабушки дедушек.

Все вместе придумывают две, четыре или шесть рифм. Из них надо сочи­нить стихотворение со смыслом и желательно весёлое. Все расходятся по углам и пишут, а затем читают вслух. Автор самого лучшего стихотворения получает приз.

Например: комары - добры, кровать - целовать.

До чего же комары Ляжешь вечером в кровать,
К людям нежны и добры! Так и лезут целовать!

Задание можно постепенно усложнять, но так, чтобы все участники игры
могли с ним быстро справиться.

Классный час Уроки поэзии

Глаза и уши строки

Ямб и хорей

Стихи либо читают глазами, либо слушают ушами. Чтобы сочинить стихи» которые приятно слушать, надо подёргать себя за уши. Сперва четыре раза за левое ухо, а потом четыре раза за правое. Подёргали? Теперь запишем, что получилось:

Уши уши уши уши Если вы помылись в душе,
Уши уши уши уши Вытирайте суше уши!

3

«Уши» - это хорей, такой размер стиха. А ещё хорей - это длинная пал­ка. Олень бежит в конец строки, а за ним на санях человек едет. В руках палку держит. Это ударение на первый из двух слогов. Если два слога с первым ударным повторяются в строчке четыре раза, то это четырёхстопный хорей.

Вот какие замечательные стихи написала Агния Барто четырёхстопным хореем. Их слушать - одно удовольствие! Прочитайте вслух:

Классный час Уроки поэзии

Уши уши уши уши Уронили мишку на пол,

Уши уши уши уши Оторвали мишке лапу.

Уши уши уши уши Всё равно его не брошу -

Уши уши уши уши Потому что он хороший.

А теперь будем сочинять стихи, которые приятно читать глазами. Подмиг­ните сначала четыре раза правым глазом, а после четыре раза левым. Смот­рите не перепутайте! Запишем, что получилось.

Классный час Уроки поэзии

Глаза глаза глаза глаза Глаза глаза глаза глаза

Подставляем вместо «глаз» другие слова:

Когда на ^лицё гроза, То нйдо спать во всё глаза. А не таращиться в окно, Где страшно, мбкро и темнб!

Помните песенку-ворчалку Винни-Пуха, написанную для него Борисом Заходером:

Куда мой мёд деваться мог? Ведь был полнёхонький горшок! Он убежать никак не мог - Ведь у него же нету ног!

Как приятно читать глазами такие стихи! «Глаза» - это ямб. Из каждых двух слогов, ударение падает на второй слог. Если два слога с ударением на втором повторяются в строке четыре раза - это четырёхстопный ямб.

4




Задание. Напишите по одному четверостишию для чтения глазами и вслух (ямбом и хореем).

ИГРА «АКРОСТИХ». Эта стихотворная игра состоит в том, чтобы зашифровать слово в первых буквах строчек стихотворения. Акростих очень подходит для загадок.

Классный час Уроки поэзии

Например:

Голова на ножке тонкой. Рыщут по лесу девчонки, Ищут в листьях, ищут в хвое Братца с рыжей головою.

Для зашифровки возьмите небольшое слово без И, Ы, Ь, Ъ.

Стопы и размер строки

Ямб и хорей, а по-нашему, «глаза» и «уши» - это стопы, равные части строки. Стопы повторяются в строке, создавая ритм стиха. Часто этот ритм заставляет читать как ударный и такой слог, на который ударение не падает.

Классный час Уроки поэзии

У Лермонтова:

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом.

У Пушкина:

У лукоморья дуб зелёный, Златая цепь на дубе том.

Ритм для стиха очень важен. Это его музыкальная, песенная основа. Сто­пы, состоящие из двух слогов, похожи на следы туфелек Золушки.

Четырёхстопный хорей - это че- Четырёхстопный ямб - четыре

тыре следа на строке, если Золушка следа на строке, когда Золушка бе-

шла, опираясь на каблучок: жит, опираясь на носочки:

Классный час Уроки поэзии

Классный час Уроки поэзии

у - ши у - ши у - ши у - ши. гла - за гла - за гла - за гла - за.

5


Строки стихотворения могут состоять из любого количества стоп, но чаще всего встречаются четырёхстопные.

Классный час Уроки поэзии

Двухстопный хорей.

Кот на кры - ше!

Шестистопный хорей.

Классный час Уроки поэзии

Котик, котик, скушай кашу за Наташу!

Классный час Уроки поэзии

Классный час Уроки поэзии

Нет уж, дудки! Сами ешьте вашу кашу!

Длина строк в четверостишии может быть не одинаковой, но рифмующи­еся строки обычно одной длины.

4 стопы ямб

3 стопы ямб

4 стопы ямб 3 стопы ямб

Классный час Уроки поэзии

Вот четверостишие из стихотворения Юрия Коваля «Сундук»:

6




Кстати, четверостишие - слово не совсем правильное. Точнее было бы сказать четверострочие, шестистрочие и так далее. Но об этом поговорим позже. Главное - строчка стиха оканчивается рифмой. Но при написании её часто разбивают на две и больше строк.

Задание. Попробуйте сочинить по две строчки непривычного, не четырёх­
стопного размера. ..,.,..
Напишите четверостишие с неодинаковым размером строк.
Определите размер и количество строчек стиха Даниила Хармса:

Классный час Уроки поэзииИз дома вышел человек С дубинкой и мешком И в дальний путь, И в дальний путь Отправился пешком.

Мужская и женская рифмы

Про «уши»-хорей, и «глаза»-ямб вы уже узнали. Но у каждой строчки. у каждого стихотворения есть своё лицо. А какое же лицо без носа!

Уши уши уши нос На лице нам нужен нос.

Уши уши уши нос Для чего - простой вопрос.

Уши уши уши уши Чтобы знать в постели прямо,

Уши уши уши уши Что на завтрак варит мима!

7

Уши уши уши уши Ехал грека через реку,

Уши ши ши нос Видит грека - в реке рак.

Уши уши уши уши Сунул грека руку в реку,

Уши уши уши нос Рак за руку греку цап!

Вы заметили, строчки с «носами» рифмуются друг с другом. В отличие от ямба и хорея, «нос» не имеет безударных слогов, но будем считать его тоже стопой, потому что из «носов», как и из других стоп, могут состоять целые строчки:

Раз, два, три - Нос нос нос
Огонь -гори! Глаза глаза

«Нос» часто стоит в конце строки. Строчки, которые заканчиваются удар­ным слогом типа «уши уши уши нос» или «глаза глаза глаза глаза» называ­ются мужскими. И рифма с ударением на последний слог называется муж­ской. Она звонкая, смелая:

Сидит ворон на дубу

Он играет во трубу.

Классный час Уроки поэзии

Женская рифма более скромная, тихая, ударение падает на предпослед­ний слог строчки, как в стихотворении Агнии Барто:

Зайку бросила хозяйка -
Под дождём остался зайка.

Узнали? Ну конечно, это хорей - «уши уши уши уши».

Задание. Напишите стихотворение с чередованием мужской и женской рифмы.

8







Волосы, улыбка и борода

Бывает и так, что ударение падает на предпредпоследний слог. Такая риф­ма называется дактилической, а я её буду называть «волосатой», почему - сейчас объясню.

В русском языке большинство слов состоит из трёх слогов. Поэтому часто используют трёхсложные стопы - чтобы каждое слово помещалось в стопу. Трёхсложные стопы, как и слова, бывают с ударением на первом, втором и третьем слоге: дактиль, амфибрахий и анапест. Но слова эти греческие, за­поминать их одно мучение. Посмотрим в зеркало, ага! Дактиль, который с ударением на первом слоге, назовём «волосы», амфибрахий будет «улыб­ка», а анапест, с ударением на третий слог - «борода»!

Классный час Уроки поэзии

Теперь вам ясно, почему я назвал дактилическую рифму «волосатой»? Конечно, слово «волосы», как и стопа дактиль, имеет в конце два безудар­ных слога. А теперь погладьте себя по волосам. Погладили? Записываем:

Волосы волосы волосы волосы Листья на пальмах™зелёные пблосы.

Волосы волосы волосы волосы Листья на пальмах похбжи на волосы.

Волосы волосы волосы волосы Слбвно лохматые брбдят по берегу

Волосы волосы волосы волосы Двй Гулливера и две гулливёрика.

9






Чтобы написать стихи из «улыбок», надо всего шестнадцать раз улыбнуть­ся. Начали:

Улыбка улыбка улыбка улыбка Как банку с водбй - серебристая рыбка,

Улыбка улыбка улыбка улыбка Так наше лицо украшает улыбка.

Улыбка улыбка улыбка улыбка Чтоб ниши улыбки росли вместе с нами,

Улыбка улыбка улыбка улыбка Кормите их чище смешными стихами!

А теперь давайте погладим воображаемую бороду:

Борода борода борода борода Никогдй - никогда, никогда - никогда

Борода борода борода борода У меня на лице не росла борода.

Борода борода борода борода Помню, з^бы росли и веснушки цвели,

Борода борода борода борода Но они бороды заменить не могли!

Борода борода борода борода Вот промчатся года и наступит весна,

Борода борода борода борода Прорастут на лице бороды семена!

Классный час Уроки поэзии


Конечно, строчки не всегда состоят из одних «бород» или «ушей»:

Классный час Уроки поэзии

Чём питон питается? Уши уши вблосы

Смотри, какой красуется! Глаза1 улыбка вблосы

Теми, кто здесь шляется Уши уши вблосы

И интересуется: Нос улыбка вблосы

«Чём питон питается?» Уши уши вблосы

Задание. Напишите знакомое вам стихотворение и попробуйте записать его ритм при помощи «ушей», «улыбок» и так далее. На этой же странице напишите своё стихотворение с точно таким же ритмом.

10


Ритм

Некоторые спрашивают, зачем писать стихами, если всё то же самое мож­но сказать простыми словами. А вот и не всё!

Классный час Уроки поэзии

Старый барабанщик, Старый барабанщик, Старый барабанщик Крепко спал. Он проснулся, Перевернулся, Встрепенулся и сказал: - Старый барабанщик, Старый барабанщик...

А теперь попробуйте сказать это прозой: барабанщик был стар, он спал-спал, а потом проснулся, перевернулся и говорит: старый барабанщик... По смыслу - всё то же самое, а ничего не получается. Потому не получается, что смысл здесь играет второстепенную роль: главное здесь - ритм. Он точ­но воспроизводит ритм походной барабанной дроби. Барабан гремит не ус­тавая - и стихотворение можно повторять сколько хочешь раз. Это повто-рялка - стихотворение, которое повторяет себя снова и снова. Помните из­вестную повторялку «У попа была собака...»?

Есть стихи, написанные в ритме шага. Их используют для написания мар­шей и туристских песен. С ними хорошо идти группой. Сильные не торо­пятся, слабые не отстают. Есть стихи в ритме стука копыт лошади и стука колес поезда. Множество стихов написано в ритме вальса, танго, рока. А есть стихи с медленным задумчивым ритмом - это романс, разговор по душам.

Есть песни прыгающие, быстрые, а есть такие тягучие, что их может вытя­нуть только человеческий голос. Это плачи и молитвы. Они поются без му­зыкального сопровождения. Размер строки, ритм передают настроение авто­ра, подчёркивают смысл текста.

Задание. Напишите по одному четверостишию в ритме марша, танца, романса, плана. Попробуйте сочинить-повторялку.

Классный час Уроки поэзии

11





Звукоподражание и звукопись

В стихотворении про барабанщика не только ритм, но и сами слова по звуку напоминают барабанную дробь. Приём звукоподражания часто при­меняется в стихах:

Классный час Уроки поэзии

Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом.

Сочетания звуков г-р подражают раскатам грома. Многие названия жи­
вотных и предметов подражают звукам, которые они издают: тигр, кукушка,
дудочка, там-там, бомба, гром, гагара, жук, синица. Звукоподражание часто
встречается в народном творчестве:

Классный час Уроки поэзии

От топота копыт пыль по полю летит.

Тише, мыши: кот на крыше, А котята ещё выше!

Летят утки за моря -

Кря-кря-кря-кря!

Бом! Бом! Бом!

Загорелся кошкин дом.

В авторской поэзии кроме прямого звукоподражания используется звуко­пись. Звукопись - это сочетание звуков в стихе, передающее не звуки, кото­рые издаёт описываемый предмет, а настроение автора, его отношение к

Классный час Уроки поэзии

предмету: ^

12


Бывает, что звукопись создаёт на­строение, которое не выражено сло­вами:

До чего же комары

К людям нежны и добры!

Двойное ударное -ры в конце строк - отношение автора к комарам, вовсе не нежным, а злым и кусачим.

Стоит дяденька с усами, Режет сало с колбасами. Здравствуй, дядя Алексей, Дай кусочек колбасёй!

Здесь нарочитое «с» - сюсюканье попрошайки.


Строфа, рифмовка строк

Мчится по двору бульдог,
Загогульки вместо ног.
Хоть короткие они,
А попробуй, догони!

Это четверостишие состоит из двух двустиший. Строчки зарифмованы па­рами, поэтому рифма называется парной. Часто из двустиший складывают четырёх-, шести-* двенадцатистишья. Они называются строфами. Большое стихотворение или поэма состоят, как правило, из одинаковых строф.

Но строфы с парными рифмами не прочные. Они легко распадаются на двустишия. Чтобы строфа была крепкой, а ритм не такой монотонный, ис­пользуют перекрёстную рифму, как в стихотворении А.С. Пушкина «Зимнее утро»:

Классный час Уроки поэзии

Под голубыми небесами а

Великолепными коврами, а

Блестя на солнце, снег лежит; б

Прозрачный лес один чернеет, в

И ель сквозь иней зеленеет, в

И речка подо льдом блестит. Б

13


Перекрёстные рифмы позволяют соединить в строфу даже непарное количество строк.

В стихотворении М.Ю. Лермонтова «Боро­дино» строфы состоят из семи строк:

Скажи-ка, дядя, ведь недаром а жен. Москва, спалённая пожаром, а жен. Французу отдана? б муж. Ведь были ж схватки боевые, в жен. Да, говорят, ещё какие! в жен. Недаром помнит вся Россия в жен. Про день Бородина! б муж.

Такие длинные строфы используют для описания замечательных собы­тий. Они очень торжественные и хорошо запоминаются, благодаря пере­крёстным рифмам.

Александр Сергеевич Пушкин написал целый роман в стихах - «Евгений Онегин». Строфы романа состоят из четырнадцати строк. В них сложный порядок рифмовки строк:

Классный час Уроки поэзии


Зима! Крестьянин, торжествуя, а жен. На дровнях обновляет путь; б муж. Его лошадка, снег почуя, а жен. Плетётся рысью как-нибудь; б муж. Бразды пушистые взрывая, в жен. Летит кибитка удалая, в жен. Ямщик сидит на облучке г муж. В тулупе, в красном кушаке. г муж. Вот бегает дворовый мальчик, д жен. В салазки Жучку посадив; е муж. Себя в коня преобразив; е муж. Шалун уж отморозил пальчик: д жен. Ему и больно и смешно, ж муж. А мать грозит ему в окно... ж муж.

В этой строфе все время меняется порядок рифмовки, используются то мужская, то женская рифма. Ритм стиха меняется. Он непринуждённый, живой. Пушкин как будто беседует с читателем, рассказывая о жизни героя, о природе и о себе.

Задание. Напишите шестистишие с последовательностью рифм а.б.б.а.в.в.; где а. ив. - мужские рифмы, б, - женская. Две последние строчки должны быть ответом, выводом из четырёх предыдущих. Тогда стихотворение будет логически законченным.

14

СРАВНЕНИЯ

Классный час Уроки поэзии

На свете всё

На всё

Похоже:

Змея -

На ремешок

Из кожи;

Луна -

На круглый глаз

Огромный;

Журавль -

На тощий

Кран подъёмный;

Кот полосатый -

На пижаму;

Я - на тебя,

А ты -

На маму.

Автор этого стихотворения, Роман Семенович Сеф, говорит, что основой поэтического мастерства является умение сравнивать, находить общее меж--ду не близкими предметами. Придумайте, что на что похоже, и, если об этом ещё никто не писал, напишите!

Вот ещё одно стихотворение Романа Сефа:

Классный час Уроки поэзии

Вагоны - это стулья. А паровоз - кровать. А если ты не веришь, То можешь Не играть.

Если стулья - вагоны, а кровать - паровоз, это уже интересно, в это уже можно играть. Сравнение должно быть обосновано, найдено то общее, что объединяет предметы.

Классный час Уроки поэзии

Вот как написал Андрей Воз­несенский:

Мой кот, как радиоприёмник, Зелёным глазом ловит мир.

Замечательное сравнение есть у Самуила Маршака:

По проволоке дама Идёт, как телеграмма.

15

Сравнение должно быть новым, ярким, неожиданным. Если ты скажешь, что снег похож на белое одеяло, ты этим никого не удивишь. Об этом много раз писали. И солнце много раз сравнивали с мячиком, цветком, глазом. А Сергей Есенин нашёл небывалое сравнение:

Отелившееся небо -

Лижет красного телка!

Это значит: длинный язык облака движется, облизывает восходящее, только что родившееся, красное солнце. Сравнения бывают возвышающие: царь, как солнце, и снижающие: враг, как змея.

Задание. Придумайте десять неожиданных сравнений. Из самых удачных сделайте стихотворение или загадку.

Например, такая загадка:

В воде - кочкой, а из воды - бочкой!

(бегемот)

Классный час Уроки поэзии

На первом уроке поэзии вы освоили лишь основные правила стихосложе­-
ния. Если вы выполнили все задания, вам не составит труда написать хоро-­
шее стихотворное поздравление родным и друзьям. Теперь вы сможете по­
чувствовать ритм стихотворения, красоту его созвучий и свежесть сравне-­
ний. Чем лучше вы будете понимать язык поэзии, тем больше удовольствия
она вам доставит.

16

© 2010-2022