- Преподавателю
- Классному руководителю
- Адаптированный вариант методики Рокича
Адаптированный вариант методики Рокича
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Некрасова Н.В. |
Дата | 16.05.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Адаптированный вариант методики М. Рокича для исследования ценностных
ориентаций школьников
(составлен Е. Хмелевым; Обсуждаем проблемы воспитания /под ред. Е.Н. Степанова, М.А. Александровой. - М.: ТЦ «Сфера», 2003. С. 37-39)
Инструкция. Перед Вами список ценностей-целей, к которым стремится человек в своей жизнедеятельности. Вам предлагается, внимательно прочитав весь список, сделать следующее:
а) выбрать 3 ценности-цели, наиболее важные для Вашей жизни, поставив слева от номера ценности (в графе МЕСТО) цифры:
1 - самое главное в моей жизни;
2 - чуть менее, чем главная ценность;
3 - чуть менее, чем вторая ценность.
б) выбрать две ценности, наименее важные для Вас (нет смысла жить ради них), и напротив них поставить цифры 18 (самая ненужная) и 17;
в) расставить оставшиеся номера (от 4 до 16) в порядке убывания необходимости этих ценностей в Вашей жизни.
Место
Список ценностей (ценности-цели)
1. Активная, деятельная жизнь
2. Жизненная мудрость (зрелость суждений и здоровый смысл, достигаемый жизненным опытом)
3. Здоровье (физическое и психическое)
4. Интересная работа
5. Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве)
6. Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)
7. Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений)
8. Хорошие, верные друзья
9. Спокойная, благоприятная обстановка в стране, в нашем обществе
10. Общественное признание (уважение окружающих, одноклассников)
11. Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие)
12. Равенство (братство, равные возможности для всех)
13. Самостоятельность как независимость в суждениях и оценках
14. Свобода как независимость в поступках и действиях
15. Счастливая семейная жизнь
16. Творчество (возможность творческой деятельности)
17. Уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений)
18. Удовольствия (жизнь, полная удовольствий, развлечений, приятного проведения времени)
Обработка результатов. При обработке полученных данных используется качественное сравнение и количественный анализ, в котором учитываются две переменные: принимаемые ценности-цели, стоящие на 1,2,3 местах в индивидуальных анкетах, и отвергаемые ценности-цели, занимающие последнее место (17-е, 18-е) в иерархии жизненных ценностей данного человека.
Данные отдельных бланков сводятся в таблицу:
№ уч-ся
Номер ценности-цели (по списку)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18
1
2
…
п
Сумма
1,2,3-го
мест
Сумма
17, 18-го
мест
Суммарное наполнение всех выбранных принимаемых ценностей-целей при подсчетах в классе приравнивается к 100%. По количеству выборов, сделанных учащимися, находится процент каждой ценности-цели по формуле: Цi (%)=(Ri /3п) Х 100 %, где Цi (%) - процентное содержание выборов i-той ценности; Ri - суммарное количество выборов i-той ценности; п - объем выборки (количество учащихся), 3 - коэффициент, связанный с тремя позитивными выборами одним учащимся.
Таким же образом определялось процентное содержание отвергаемых ценностей-целей (соответственно вводился коэффициент 2), которым присваивались 17-е и 18-е места.