Адаптированный вариант методики Рокича

Суммарное наполнение всех выбранных принимаемых ценностей-целей при подсчетах в классе приравнивается к 100%. По количеству выборов, сделанных учащимися, находится процент каждой ценности-цели по формуле: Цi (%)=(Ri /3п) Х 100 %, где Цi (%) – процентное содержание выборов i-той ценности; Ri – суммарное количество выборов i-той ценности; п – объем выборки (количество учащихся), 3 - коэффициент, связанный с тремя позитивными выборами одним учащимся. Таким же образом определялось процентное содерж...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Адаптированный вариант методики М. Рокича для исследования ценностных

ориентаций школьников

(составлен Е. Хмелевым; Обсуждаем проблемы воспитания /под ред. Е.Н. Степанова, М.А. Александровой. - М.: ТЦ «Сфера», 2003. С. 37-39)

Инструкция. Перед Вами список ценностей-целей, к которым стремится человек в своей жизнедеятельности. Вам предлагается, внимательно прочитав весь список, сделать следующее:

а) выбрать 3 ценности-цели, наиболее важные для Вашей жизни, поставив слева от номера ценности (в графе МЕСТО) цифры:

1 - самое главное в моей жизни;

2 - чуть менее, чем главная ценность;

3 - чуть менее, чем вторая ценность.

б) выбрать две ценности, наименее важные для Вас (нет смысла жить ради них), и напротив них поставить цифры 18 (самая ненужная) и 17;

в) расставить оставшиеся номера (от 4 до 16) в порядке убывания необходимости этих ценностей в Вашей жизни.

Место

Список ценностей (ценности-цели)

1. Активная, деятельная жизнь

2. Жизненная мудрость (зрелость суждений и здоровый смысл, достигаемый жизненным опытом)

3. Здоровье (физическое и психическое)

4. Интересная работа

5. Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве)

6. Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)

7. Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений)

8. Хорошие, верные друзья

9. Спокойная, благоприятная обстановка в стране, в нашем обществе

10. Общественное признание (уважение окружающих, одноклассников)

11. Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие)

12. Равенство (братство, равные возможности для всех)

13. Самостоятельность как независимость в суждениях и оценках

14. Свобода как независимость в поступках и действиях

15. Счастливая семейная жизнь

16. Творчество (возможность творческой деятельности)

17. Уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений)

18. Удовольствия (жизнь, полная удовольствий, развлечений, приятного проведения времени)

Обработка результатов. При обработке полученных данных используется качественное сравнение и количественный анализ, в котором учитываются две переменные: принимаемые ценности-цели, стоящие на 1,2,3 местах в индивидуальных анкетах, и отвергаемые ценности-цели, занимающие последнее место (17-е, 18-е) в иерархии жизненных ценностей данного человека.

Данные отдельных бланков сводятся в таблицу:

№ уч-ся

Номер ценности-цели (по списку)

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18

1

2

п

Сумма

1,2,3-го

мест

Сумма

17, 18-го

мест

Суммарное наполнение всех выбранных принимаемых ценностей-целей при подсчетах в классе приравнивается к 100%. По количеству выборов, сделанных учащимися, находится процент каждой ценности-цели по формуле: Цi (%)=(Ri /3п) Х 100 %, где Цi (%) - процентное содержание выборов i-той ценности; Ri - суммарное количество выборов i-той ценности; п - объем выборки (количество учащихся), 3 - коэффициент, связанный с тремя позитивными выборами одним учащимся.

Таким же образом определялось процентное содержание отвергаемых ценностей-целей (соответственно вводился коэффициент 2), которым присваивались 17-е и 18-е места.



© 2010-2022