Урок нравственности Индивидуальность и общество

Раздел Классному руководителю
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок нравственности «Индивидуальность и общество» (по страницам книги Ричарда Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»)


Цель урока - ознакомление с понятием «индивидуальность» и воспитание важности этого критерия для формирования личности человека.

Задачи урока:


  • образовательная: познакомиться с понятиями - индивидуальность, самосовершенствование, показать взаимосвязь между личностью и социальной средой;

  • развивающая: учить детей работать с текстом, анализировать его, развитие навыков критического мышления, творческих способностей учащихся;

  • воспитательная: учить сопереживать, быть толерантным по отношению друг к другу.

I. Организационный момент.

II. Основная часть урока.

Индивидуальность - это…..

Подберите синонимы.

  • нестандартность,

  • своеобычность,

  • неординарность,

  • персональность,

  • особинка,

  • самость,

  • отличительная черта, самобытность и т.д.

Формулируем доминанту понятия для себя:

Индивидуальность - неповторимое своеобразие человека = неповторимость каждого человека.

Сегодня мы будем с вами говорить о таких важных понятиях, как «индивидуальнось» и «общество», анализируя эпизоды из произведения современного писателя Ричарда Баха.

О писателе и его произведении

Ричард Бах родился 23 июня 1936 года в городе Оук-Парк, штат Иллинойс. По семейному преданию, он является отдалённым потомком великого композитора Иоганна Себастьяна Баха. Учился в Университете Лонг-Бич штата Калифорния. Служил в ВВС США, впоследствии занимался исполнением воздушных трюков. Почти все его произведения так или иначе касаются темы полёта. Всемирную писательскую славу Баху принесла повесть «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» (1970), в том числе опубликованная в СССР в одном из «толстых журналов».

Читаем первый отрывок из книги Р.Баха "Чайка Джонатан Ливингстон".

1 «Не такой, как все» (читаем)

«Было утро, и новое солнце золотом разлилось по испещрённой рябью поверхности моря.

Рыбацкая лодка в миле от берега. И зов над водой - это сигнал к завтраку. Большой сбор. Снова и снова раздавался он в воздухе, пока, наконец, тысячи чаек не слетелись в толпу. И каждая из птиц хитростью и силой пыталась урвать кусок пожирнее. Наступил ещё один день - полный забот и суеты.

Но Чайки по имени Джонатан Ливингстон не было в толпе. Он тренировался, - вдали от остальных, один, высоко над лодкой и берегом. Большинство чаек не утруждает себя изучением чего-то большего, чем элементарные основы полёта. Отлететь от берега на кормёжку и вернуться - этого вполне достаточно. Ведь для большинства имеет значение не полёт, но только лишь еда. Но для Чайки по имени Джонатан Ливингстон важен был полёт. А еда - это так… Потому что больше всего Джонатан любил летать.

Такой подход к жизни, как обнаружил Джонатан, отнюдь не прибавляет популярности в Стае.

Но почему, Джон, почему? - спрашивала мать. - Почему так трудно быть таким же, как все?»

- Чем Чайка отличается от своих собратьев? Ради чего живет он? Какие ценности у других?

Вывод: есть люди, отличные от общества, у них свои ценности.

Чайка живет ради совершенствования полета: в обществе - это люди, живущие духовными интересами, стремящиеся к саморазвитию. Остальные чайки, а их абсолютное большинство, живут ради еды. Если перевести на современное общество, то это люди-потребители, которые живут только ради каких-то материальных ценностей.

Чайка не похож на остальных, он индивидуалист, который не боится думать и поступать иначе.

2 «Изгнание»

«Была уже глубокая ночь, когда Джонатан подлетел к Стае на берегу. У него кружилась голова, он смертельно устал. Но, снижаясь, он с радостью сделал мертвую петлю, а перед тем, как приземлиться, еще и быструю бочку. «Когда они услышат об этом, - он думал о Прорыве, - они обезумеют от радости. Насколько полнее станет жизнь! Вместо того, чтобы уныло сновать между берегом и рыболовными судами - знать, зачем живешь! Мы покончим с невежеством, мы станем существами, которым доступно совершенство и мастерство. Мы станем свободными! Мы научимся летать!»

Будущее было заполнено до предела, оно сулило столько заманчивого!

Когда он приземлился, все чайки были в сборе, потому что начинался Совет; видимо, они собрались уже довольно давно. На самом деле они ждали.

- Джонатан Ливингстон! Выйди на середину!

Слова Старейшего звучали торжественно. Приглашение выйти на середину означало или величайший позор или величайшую честь. Круг Чести

- это дань признательности, которую чайки платили своим великим вождям. «Ну конечно, - подумал он, - утро, Стая за завтраком, они видели Прорыв! Но мне не нужны почести. Я не хочу быть вождем. Я только хочу поделиться тем, что я узнал, показать им, какие дали открываются перед нами». Он сделал шаг вперед.

- Джонатан Ливингстон, - сказал Старейший, - выйди на середину, ты покрыл себя Позором перед лицом твоих соплеменников.

Его будто ударили доской! Колени ослабели, перья обвисли, в ушах зашумело. Круг Позора? Не может быть! Прорыв! Они не поняли! Они ошиблись, Они ошиблись!

- …своим легкомыслием и безответственностью, - текла торжественная речь, - тем, что попрал достоинство и обычаи Семьи Чаек…

Круг Позора означает изгнание из Стаи, его приговорят жить в одиночестве на Дальних Скалах.

- …настанет день, Джонатан Ливингстон, когда ты поймешь, что безответственность не может тебя прокормить. Нам не дано постигнуть смысл жизни, ибо он непостижим, нам известно только одно: мы брошены в этот мир, чтобы есть и оставаться в живых до тех пор, пока у нас хватит сил.

Чайки никогда не возражают Совету Стаи, но голос Джонатана нарушил тишину.

- Безответственность? Собратья! - воскликнул он! - Кто более ответствен, чем чайка, которая открывает, в чем значение, в чем высший смысл жизни, и никогда не забывает об этом? Тысячу лет мы рыщем в поисках рыбьих голов, но сейчас понятно, наконец, зачем мы живем: чтобы познавать, открывать новое, быть свободными! Дайте мне возможность, позвольте мне показать вам, чему я научился…

Стая будто окаменела.

- Ты нам больше не Брат, - хором нараспев проговорили чайки, величественно все разом закрыли уши и повернулись к нему спинами».

Видеофрагмент из фильма «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»(1973 г.) - «Изгнание»

- Почему Чайку изгоняют? В чем причина такого отношения?

- Как вы к Чайке относитесь?

- На какую сказку Г.Х.Андерсена похож сюжет? (Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок»)

3 «Появление единомышленников» (читаем)

«Джонатан провел остаток своих дней один, но он улетел на много миль от Дальних Скал. И не одиночество его мучало, а то, что чайки не захотели поверить в радость полета, не захотели открыть глаза и увидеть!

Каждый день он узнавал что-то новое. Он узнал, что, придав телу обтекаемую форму, он может перейти в скоростное пикирование и добыть редкую вкусную рыбу из той, что плавает в океане на глубине десяти футов; он больше не нуждался в рыболовных судах и черством хлебе. Он научился спать в воздухе, научился не сбиваться с курса ночью, когда ветер дует с берега, и мог преодолеть сотни миль от заката до восхода солнца. С таким же самообладанием он летал в плотном морском тумане и прорывался сквозь него к чистому, ослепительно сияющему небу… в то самое время, когда другие чайки жались к земле, не подозревая, что на свете существует что-то, кроме тумана и дождя. Он научился залетать вместе с сильным ветром далеко в глубь материка и ловить на обед аппетитных насекомых.

Он радовался один тем радостям, которыми надеялся когда-то поделиться со Стаей, он научился летать и не жалел о цене, которую за это заплатил. Джонатан понял, почему так коротка жизнь чаек: ее съедает скука, страх и злоба, но он забыл о скуке, страхе и злобе и прожил долгую счастливую жизнь.

А потом однажды вечером, когда Джонатан спокойно и одиноко парил в небе, которое он так любил, прилетели они. Две белые чайки, которые появились около его крыльев, сияли как звезды и освещали ночной мрак мягким ласкающим светом. Но еще удивительнее было их мастерство: они летели, неизменно сохраняя расстояние точно в один дюйм между своими и его крыльями.

Не проронив ни слова, Джонатан подверг их испытанию, которого ни разу не выдержала ни одна чайка. Он изменил положение крыльев так, что скорость полета резко замедлилась: еще на милю в час меньше - и падение неизбежно. Две сияющие птицы, не нарушая дистанции, плавно снизили скорость одновременно с ним. Они умели летать медленно!

Он сложил крылья, качнулся из стороны в сторону и бросился в пике со скоростью сто девяносто миль в час. Они понеслись вместе с ним, безупречно сохраняя строй.

Наконец, он на той же скорости перешел в длинную вертикальную замедленную бочку. Они улыбнулись и сделали бочку одновременно с ним.

Он перешел в горизонтальный полет, некоторое время летел молча, а потом сказал:

- Прекрасно. - И спросил: - Кто вы?

- Мы из твоей Стаи, Джонатан, мы твои братья. - Они говорили спокойно и уверенно. - Мы прилетели, чтобы позвать тебя выше, чтобы позвать тебя домой.

- Дома у меня нет. Стаи у меня нет. Я Изгнанник. Мы летим сейчас на вершину Великой Горы Ветров. Я могу поднять свое дряхлое тело еще на несколько сот футов, но не выше.

- Ты можешь подняться выше, Джонатан, потому что ты учился. Ты окончил одну школу, теперь настало время начать другую.

Эти слова сверкали перед ним всю жизнь, поэтому Джонатан понял, понял мгновенно. Они правы. Он может летать выше, и ему пора возвращаться домой.

Он бросил долгий взгляд на небо, на эту великолепную серебряную страну, где он так много узнал.

- Я готов, - сказал он наконец.

И Джонатан Ливингстон поднялся ввысь вместе с двумя чайками, яркими, как звезды, и исчез в непроницаемой темноте неба».

Итог

Чайка оказывается в другом мире, он лучше учится летать, он находит несколько таких чаек. Несмотря на подавление, он делает свое дело, он реализует себя. Он может перед собой поставить цель.

Что такое самосовершенствование?

Подберите синонимы?

Синонимы к слову совершенствование:

- развитие

- улучшение

Толковый словарь русского языка Д.Н.Ушакова:

САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ, самосовершенствования, мн. нет, ср. (книжн.). Сознательное развитие в себе каких-н. положительных (преимущ. нравственных) качеств, способностей, уменья.

О сюжете далее

Однажды около его крыльев появляются две сияющие, белоснежные чайки, которые умеют летать не хуже, чем он. Чайки говорят, что Джонатан - из их Стаи, и зовут его домой. Поднявшись над облаками, Джонатан тоже становится белоснежным и сияющим. Он попадает в другой мир и решает, что это небеса, рай для чаек. Джонатан начинает забывать о своей прошлой жизни.

Здесь тоже живёт Стая. Все птицы неустанно тренируются. Их цель - достичь совершенства. Наставник, белоснежная чайка Салливан, говорит, что такие птицы, как Джонатан - редчайшее исключение. Джонатан приблизится к совершенству, когда научится летать со скоростью мысли. Старейший это уже умеет, и Джонатан просит научить его.

Вскоре Джонатан начинает вспоминать о своей старой Стае. Ему кажется, что там могла появиться чайка, решившаяся «вырваться из оков своего естества». Возможно, эту чайку тоже изгнали. Джонатану всё сильнее хочется вернуться на землю. Напрасно Салливан отговаривает его. В один прекрасный день Джонатан возвращается домой и находит чайку Флетчера, которого приговорили к изгнанию. Тот становится первым учеником Джонатана.

Чтобы передать страсть к полёту и стремление к совершенству, Джонатан собирает чаек, изгнанных стаей, и начинает обучать их мастерству полёта.

В стае, вопреки стараниям чаек-старейшин, они обретают всё больше сторонников и приверженцев.

Вскоре Джонатан передаёт роль наставника первому ученику Флетчеру Линду, а сам покидает земной мир, продолжая путь совершенствования.

Вывод: Итак, в рассказе «Чайка Джонатан Ливингстон» Ричард Бах под видом стаи чаек описывает социум, человеческое общество, его невежество, нелепую борьбу за пищу и за место под солнцем. Все было бы очень безнадежно, если бы среди толпы не появлялись такие люди-чайки как Джонатан. Эта чайка особенная. Она отличается всем. Достаточно хотя бы того, что дни она проводит не в птичьей возне и борьбе за корм, а в небе, и главное для нее - полет. Бах в своем рассказе говорит о жизни каждого человека. Он пытается донести до людей важность каждой прожитой минуты, важность совершенствования тела и духа, важность стремления к лучшему и призывает их не сводить свое существование к механическим действиям, никому не нужным делам, бытовым мелочам. Он учит нас летать.

III. Рефлексия.

Это произведение учит человека стремиться к ……….(самореализации, самосовершенствованию. Каждый должен развивать свою…. (индивидуальность, талант), искать свой…..(путь).

Закончим нашу беседу эпиграфом к произведению:

Истинному Джонатану -

Чайке, живущей в каждом из нас.

Р.Бах.

Пусть чувство полета, стремление развиваться, самосовершенствоваться, искать свой путь никогда вас не покидает, Творите, думайте, дерзайте. Все зависит только от вас самих.


© 2010-2022