Проект «Живи, лес!»

Проект «Живи, лес!» Цель: Создание силами школьного лесничества лесных насаждений. Идея проекта: оказание практической помощи органам, ведущим лесное хозяйство в деле охраны и защиты леса. Задачи: Создание школьного мини-питомника для выращивания сеянцев и саженцев древесных пород. Вовлечение учащихся  в акции по посадке и охране лесов Обучение школьников трудовым умениям и навыкам природоохранного характера.  Повышение  познавательного  интереса учащихся к лесохозяйственной экологии. 1. Актуальность проблемы Значительная часть нашей республики  покрыта лесами, леса во многом определили основы культур различных народов. Но леса в последние десятилетия испытывают серьёзный пресс со стороны человека. Проект призван помочь восстановлению лесов, погибших от пожаров, действия болезней и вредителей, рубок, засухи, высыхания деревьев. На последнее нужно обратить особое внимание, учащимися установлено, что в связи с засухой 2010 года идёт высыхание еловых, сосновых пород и берёзы. Вырастить лес нелегко. Нужны десятилетия, чтобы из посаженного семени поднялось дерево и дало древесину. Немало испытаний выпадает на его долю. Сокровища природы доступны всем, их не спрячешь под замок. Единственное, что может их уберечь и даже приумножить, это сознание того, что все эти сокровища могут иссякнуть. Но сознание надо умело прививать и воспитывать. 2. Краткое содержание проекта
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проект «Живи, лес!»

Цель:

Создание силами школьного лесничества лесных насаждений.

Идея проекта:

оказание практической помощи органам, ведущим лесное хозяйство в деле охраны и защиты леса.


Задачи:

  • Создание школьного мини-питомника для выращивания сеянцев и саженцев древесных пород.

  • Вовлечение учащихся в акции по посадке и охране лесов

  • Обучение школьников трудовым умениям и навыкам природоохранного характера.

  • Повышение познавательного интереса учащихся к лесохозяйственной экологии.

    1. Актуальность проблемы

Значительная часть нашей республики покрыта лесами, леса во многом определили основы культур различных народов. Но леса в последние десятилетия испытывают серьёзный пресс со стороны человека. Проект призван помочь восстановлению лесов, погибших от пожаров, действия болезней и вредителей, рубок, засухи, высыхания деревьев. На последнее нужно обратить особое внимание, учащимися установлено, что в связи с засухой 2010 года идёт высыхание еловых, сосновых пород и берёзы.

Вырастить лес нелегко. Нужны десятилетия, чтобы из посаженного семени поднялось дерево и дало древесину. Немало испытаний выпадает на его долю. Сокровища природы доступны всем, их не спрячешь под замок. Единственное, что может их уберечь и даже приумножить, это сознание того, что все эти сокровища могут иссякнуть. Но сознание надо умело прививать и воспитывать.

2. Краткое содержание проекта

МБОУ «Шумбутская средняя общеобразовательная школа» Рыбно-Слободского муниципального район Республики Татарстан расположена в Предкамье РТ, в зоне широколиственных лесов, где благоприятная экологическая обстановка. Она находится на расстоянии 120 км от города Казани и 40 км от пгт Рыбная Слобода. Школа расположена на западной окраине села Шумбут, через которое проходит главная асфальтированная дорога, с юга защищена лесами. В школе обучается 128 учеников из близлежащих деревень: Янаула, Яна-Салы, Шестой речки, Челныбаша Камского посёлка.

В перспективном плане муниципальным общеобразовательным учреждением поставлена задача расширения предпринимательской деятельности для улучшения финансового состояния.

Предпринимательская деятельность явится существенным дополнением бюджетному финансированию и улучшит финансовое состояние организации.

Деятельность предполагает региональный подход - учет местных природных условий, что проявляется в отборе объектов деятельности учащихся; краеведческий подход - заключаемый в организации поисковой и связанной с ней практически - преобразовательной деятельности учащихся; экологическую направленность: изучение экологических и декоративных особенностей выращиваемых культур, обоснование способов ухода за растениями. Выращивание лесных культур, помощь лесничествам- возможное из направлений работы школы

Школьное лесничество наряду с ученической производственной бригадой является эффективной формой привлечения учащихся к общественно полезному труду. Школьное лесничество - это трудовой коллектив учащихся, организуемый в целях воспитания сознательного отношения к труду, любви к природе родного края, формирования трудовых умений и навыков по охране, использованию и воспроизводству природных ресурсов, закрепления и углубления знаний, подготовки к выбору профессии.

В МБОУ «Шумбутская СОШ» школьное лесничество «Лесовичок» организуется из учащихся 8-10-х классов (20 учащихся) по совместному решению руководства школы и двух лесничеств: Прикамского и Шумбутского. Перед собой оно ставит определённые задачи: знакомить учащихся с биологическими особенностями разных видов деревьев и кустарников, прививать ребятам практические навыки посадки лесных пород и ухода за лесом; привлекать к выращиванию посадочного материала, посадке леса и лесополос, охране леса от пожаров, озеленению школы, населённых пунктов, дорог; изучать вредителей леса, научить учащихся биологическим и механическим методам борьбы с ними. Подготовка учащихся к работе в школьном лесничестве осуществляется коллективом школы в процессе изучения основ наук, во время трудового обучения, внеклассной, внешкольной работы.

Основное направление работы школьного лесничества- помощь в организации весенних и осенних посадочных работ, подготовки посадочного материала, уход за саженцами лесных культур. В рамках настоящего проекта силами школьного лесничества планируется создать мини-питомник для выращивания хвойных пород с целью последующей высадки их на место будущих лесов. В мини-питомнике посадочный материал деревьев может выращиваться на одном и том же месте без пересадки. Таким образом, воспитанники лесничества могли бы сами непосредственно заниматься выращиванием посадочного материала для дальнейшего высаживания в леса, находящиеся на территории близлежащих лесничеств.

МБОУ «Шумбутская СОШ» имеет все необходимые условия для осуществления проекта «Живи, лес!». МБОУ «Шумбутская средняя общеобразовательная школа» Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан имеет обширный пришкольный учебно - опытный участок площадью 1,5 га и отдельную площадь - 1 га для выращивания картофеля.

Год организации участка - 1975 г.

Заведует участком - учитель биологии: Ибрагимова НурисаРифгатовна.

Школа располагает учебным участком с дерново - подзолистой песчаной почвой, регулярной планировкой с четким разграничением территории на симметрично расположенные участки правильной геометрической формы и долгое время занимается выращиванием овощеводческой продукции: картофеля, столовой свеклы, моркови, капусты, так же смородины и земляники. Учебно-опытный участок примыкает к зданию школы, что дает возможность затрачивать минимум времени на переход к участку для выполнения практических работ, не меняя расписания уроков. Расположен на ровном месте, огорожен деревянным забором, имеет живую изгородь, представленную березой, осиной, лиственницей, оснащен оросительной системой и имеет следующие отделы:

отдел овощных культур, отдел ягодных культур, цветочно- декоративный отдел, коллекционный отдел, семенной отдел, дендрологический отдел.

Дендрологический отдел представляет собой коллекцию деревьев и кустарников, располагается по периметру учебно-опытного участка. В дендрарии расположены следующие деревья, кустарники: береза повисшая, тополь чёрный, тополь дрожащий, лиственница, липа остролистная, сирень, акация желтая.

Следующий предполагаемый отдел: мини-питомник - 500 кв.м.

2. Описание основных мероприятий проекта

В природе каждое дерево в течение всей своей жизни растет на одном и том же месте - там, где упало и проросло семя. Далеко не всем семенам удается прорасти (многие из них случайно попадают на непригодные для прорастания субстраты - например, на камни, в воду и т. д.). Из проросших семян далеко не всем удается дожить до следующего года: многие проростки гибнут в результате конкуренции с травами, нехватки влаги и питательных веществ конкретно в месте прорастания (например, если прорастание произошло на поверхности толстого мохового покрова) или по другим причинам. Даже из выживших проростков значительная часть погибнет в течение нескольких последующих лет из-за неподходящих для роста условий, повреждения различными болезнями и т. д. В результате из многих тысяч, а иногда и миллионов упавших на землю семян вырастает лишь одно взрослое дерево. В условиях мини-питомника гораздо легче обеспечить выживание и быстрый рост всходов, чем на всей площади, на которой предполагается посадить новый лес.

Обычно выращивание сеянцев представляет собой наиболее сложную часть выращивания посадочного материала. Выращивание сеянцев включает в себя подготовку семян к посеву (семена некоторых пород деревьев без специальной подготовки не всходят вовсе или всходят очень плохо), подготовку почвы, собственно посев семян, прополки, подкормки, при необходимости - полив и, наконец, правильную и своевременную выкопку перед пересадкой. Ошибки на каждом из этих этапов могут привести к плачевному результату даже в том случае, если все остальные этапы работы выполнены безупречно. Невозможно сказать, какой из этих этапов является самым важным, все они одинаково важны, и успех зависит от каждого. Если использовать не подготовленные должным образом семена некоторых древесных пород, то они просто не взойдут (например, семена липы, собранные осенью, хранившиеся при комнатной температуре и посеянные весной, в первый год не дадут всходов). Если почва не будет в должной степени очищена от корневищ сорных трав, практически невозможно будет обеспечить качественную прополку, и всходы, особенно светолюбивых деревьев, с большой вероятностью погибнут. То же самое произойдет, если прополки будут производиться несвоевременно. Если посев будет произведен на слишком большую глубину или слишком густо, всходы могут получиться слишком редкими или слишком слабыми.

Нехватка минерального питания, особенно на бедных (например, песчаных) почвах, способна привести к тому, что сеянцы получатся слишком мелкими, а в некоторых случаях не смогут пережить первую же зиму; чтобы этого избежать, на бедных почвах требуется правильное внесение удобрений. Сеянцы значительно более чувствительны к засухам, чем взрослые растения: их небольшие корни не позволяют получать воду из глубоких и обычно более влажных горизонтов почвы. Следует также отметить, что сеянцы многих древесных пород особенно уязвимы для различных болезней и вредителей, чаще всего в первые недели и месяцы жизни. Выращивание сеянцев обычно занимает один, два, реже три года, в зависимости от условий и древесной породы. Как правило, в течение двух лет на одном месте выращиваются сеянцы хвойных древесных пород, поэтому проект рассчитан на 2 года.

Для осуществления проекта предполагается использование участка земли, находившегося под паром, поэтому требуется освобождение от корневищ сорных трав. Подготовку почвы можно осуществить внесением удобрений (навоз). При непосредственном высевании семян необходима сеялка лесная СЛУ-5(она имеется в лесничествах). Для высева 500 кв. м мини-питомника необходимо 4,0 кг семян сосны обыкновенной.

Посадку готовых саженцев или сеянцев на постоянное место планируется производить весной или осенью следующего года. Саженцы с закрытой корневой системой можно пересаживать и в другие сроки, когда рост надземной части уже начался или, наоборот, еще не полностью прекратился. Но и такие саженцы нельзя пересаживать в период наиболее активного роста: резкое изменение условий произрастания (освещенности, влажности почвы) может привести к потере прироста или даже гибели саженцев. Дальнейший уход за посадками зависит от того, в каких условиях эти посадки создаются, как была подготовлена почва перед посадкой, какого возраста, размера и качества использован посадочный материал, насколько густо деревья посажены и от многих других причин. Если для посадки используются крупные и высококачественные саженцы, подходящие по всем показателям для условий конкретного места и сама посадка производится в подходящий срок, то дальнейший уход может не требоваться вовсе. Если посадка производится на участках с высокой травой или среди зарослей кустарников или если для посадки используются слишком мелкие саженцы, то в первые один-два года требуются регулярные прополки, иначе высаженные деревья могут погибнуть в результате конкуренции с травами и кустарниками.

Если посадка производится на месте вырубки, то посаженные деревья в большинстве случаев будут вынуждены конкурировать с порослью быстрорастущих лиственных пород, таких, как осина (ее поросль в изобилии развивается от корней старых деревьев) или береза (она быстро возобновляется как от легко разлетающихся семян, так и порослью от пней). Тем не менее, лес в этом случае все равно образуется, пусть и не всегда из тех древесных пород, которые были посажены.

3. Календарь проекта

Сроки

Содержание работы

Март

Планирование весенних лесопосадочных работ.

Апрель

Разработка проекта. Создание рабочей группы. Подготовка семян к посеву. Определение нормы и сроков посева

Май

Создание питомника, весенние полевые работы, заделка семян, акции по посадке деревьев в лесничествах и кампания против травяных палов.

май

Контроль за всхожестью семян. Занесение данных.

Май

Подкормка сеянцев. Рыхление почвы. Наблюдение за всходами. Защита сеянцев от сорняков.

Июнь

Прополка. Дополнительный полив

Июль

Оценка всхожести семян. Дополнительный полив

Июль

Определение жизнеспособности всходов

Август

Оценка выполненных работ. Наблюдение за ростом саженцев.

Сентябрь, октябрь

Осенние работы в питомнике. Проектная деятельность учащихся. Подведение итогов работы за год

Ноябрь

Защита проектных работ. Подведение итогов по исследовательской деятельности

Март

Планирование весенних работ на питомнике. 2 год

Апрель

Визуальный осмотр питомника. Сохранность саженцев

Май - август

Подкормка сеянцев. Рыхление почвы. Наблюдение за ростом. Защита сеянцев от сорняков. Прополка. Ведение наблюдений.

Сентябрь

Высаживание саженцев в лесные угодья. Контроль за приживаемостью.

Октябрь

Подведение итогов



4. Исследовательская и опытническая работа в рамках проекта

Выращивание леса - деятельность, которую даже при самых подробных рекомендациях невозможно провести по шаблону. Лесоводу, пусть даже и начинающему, приходится быть экспериментатором. Выбрать лучший вариант посадки, подобрать оптимальный состав пород, разработать и внедрить технологию ухода защиты за посадками, провести социологическое исследование - всё это приходится делать с учётом местных условий и возможностей.

Возможные темы проектной деятельности учащихся:

  1. Изучение рельефа, почвенных ресурсов на участке под будущий питомник

  2. Заражённость почв корнегрызущими вредителями

  3. План агротехнических мероприятий на следующий год после посева

  4. Оценка всхожести семян после 1 месяца: состояние и качество посевов, глубина заделки семян

  5. Оценка жизнеспособности семян

  6. Оценка климатических и агротехнических условий для осуществления проекта

  7. Оценка выполненных работ …

Члены команды школьного лесничества, участвующей в реализации проекта, могут оформить результаты своих работ в виде индивидуальных исследовательских работ и представить их к защите на конкурсах и конференциях.

5. Ожидаемые результаты

Конечный результат проекта- выращенные саженцы лесных культур (двухлетние).Предполагаемое количество саженцев - 90000 штук. Итоговым результатом работы является проект «Оценка выполненных работ школьного лесничества».

6. Объёмы и предполагаемые источники финансирования

МБОУ «Шумбутская СОШ» тесно сотрудничает с Прикамским и Шумбутским лесничествами. Ежегодно учащиеся непосредственно помогают в посадке саженцев. Было бы хорошо, если саженцы, выращенные в питомнике, использовать во время проведения акций по посадке леса










































РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН

РЫБНО- СЛОБОДСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН















ПРОЕКТ


Живи, лес!











Работу выполнила

Исмагилова Резеда Нурулловна

заместитель директора по ВР

МБОУ «Шумбутская СОШ»

Рыбно- Слободского

муниципального района РТ















2014 год


© 2010-2022