Программа экологического воспитания младших школьников

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

Ростовской области

«Зерноградский педагогический колледж»






Программа экологического развития и воспитания младших школьников

Срок реализации программы: 4 года



Составитель:

Клюшниченко М.







2015

Пояснительная записка

Наименование программы: Программа духовно-нравственного воспитания учащихся начальной школы «Юный эколог».

Программа духовно-нравственного развития и воспитания СОШ г. Зернограда создана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно - нравственного и воспитания ОС «Просвещение».

Образование и воспитание школьников в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы. Чем раньше начинается формирование экологической культуры у детей, чем целесообразнее организовать этот процесс, тем выше эффективность воспитания. Научная организация процесса экологического воспитания требует четкого определения всех его звеньев, выявления связей и зависимостей.

С раннего детства необходимо учить ребенка чувствовать, видеть красоту природы, беречь ее богатства, понимать, что природа представляет огромную, ни с чем не соизмеримую ценность как источник восстановления его сил и здоровья, познавать связи и отношения в окружающем мире.

Цель программы: формирование у школьников целостного экологического мировоззрения и этических ценностей по отношению к природе через экологизацию образовательного процесса.

Задачи программы:

  • формирование экологического мышления и экологической культуры учащихся;

  • формировать экологический взгляд на мир, целостное представление овзаимодействии живой и неживой природы с человеком;

  • воспитывать ценностное отношение к природе и всем формам жизни; бережное отношение к растениям и животным;

  • воспитывать бережное, гуманное отношение ко всему живому;

  • прививать элементарный опыт природоохранительной деятельности;

  • развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни формировать понимание активной роли человека в природе;

Основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания

  • Усвоение элементарных представлений об экокультурных ценностях, традициях этического отношения к природе в культуре народов России, других стран, о нормах экологической этики, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой (в ходе изучения инвариантных и вариативных учебных дисциплин, бесед, просмотров учебных фильмов);

  • Получение первоначального опыта эмоционально-чувственного непосредственного взаимоотношения с природой, экологически грамотного поведения в природе (в ходе экскурсий, прогулок, туристических походов и путешествий по родному краю);

  • Получение первоначального опыта участия в природно-охранительной деятельности (в школе и не пришкольном участке, экологические акции, десанты, высадка растений, создание цветочных клумб, очистка доступных территорий от мусора, подкармливание птиц и тд.), в деятельности школьных экологических центров, лесничеств, экологических патрулей, участие в создании и реализации коллективных природоохранительных проектов;

  • Посильное участие в деятельности детско-юношеских общественных экологических организаций;

  • Усвоение в семье позитивных образцов взаимодействия с природой (при поддержке родителей (законных представителей)), расширение опыта общения с природой, заботы о животных и растениях, участие вместе с родителями (законными представителями) в экологической деятельности по месту жительства







Планируемые результаты

-Ребенок знает объекты живой (человек, растения, животные), и неживой (солнце, луна,воздух,вода, полезные ископаемые) природы;

-многообразие растений: травы, кустарники, деревья; строение растений;

-видовое разнообразие деревьев (3-5 названий), условия жизни растений (необходимость света, тепла, воды, воздуха);

-многообразие животных: звери, (дикие, домашние,с\х, хищные, травоядные), птицы, насекомые, рыбы; их строение;

- растения нашего края: виды лесов, видовое разнообразие деревьев; лекарственные растения;

- обитателей леса (медведь, волк, лиса, заяц, еж), различать хищных и травоядных животных,

- перелетных и зимующих птиц (название, внешний вид, 2-3 птиц), условия жизни птиц зимой и необходимости помощи человека;

- домашних животных, правила ухода за ними, требования гигиены и правил безопасности при их содержании;

- знает ,что комнатное растение - живой организм, условия жизни комнатных растений (необходимость света, тепла, воды, воздуха); многообразие комнатных растений, различия в требованиях к условиям жизни;

- правильно вести себя в природе во время экскурсии.

- знает правила поведения в природе: не шуметь, не мусорить, не уничтожать зверей, птиц, насекомых, не разорять гнезда, муравейники, не ломать деревья, не рвать большие букеты;

-знает как правильно собирать ягоды и грибы.

- Знает,что Человек - часть природы, он живой, для жизни ему необходима хорощая пища, чистая вода, чистый и свежий воздух, тепло;

- Знает,что означает слово экология;

- Понимает,что человек и природа - единое целое;

- Осознаёт,что чистую воду надо беречь, колодцы и родники надо охранять от мусора и загрязнения

- Умеет правильно поливать комнатные растения, протирать крупные листья, рыхлить землю;

-умеет проводить простые наблюдения за погодой,

- умеет выполнять работу на пришкольном участке (уборка сухих листьев и веток осенью);

- Может производить подкормку птиц зимой вблизи школы, в парке, в сквере; видеть красоту птиц и понимать их роль в природе;

- Способен выполнять все виды работ по уходу за комнатными растениями, получать корешки и высаживать в цветочные вазоны, наблюдать за их ростом и развитием;













Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде в учебно-воспитательном процессе

Задачи воспитания ценностного отношения к природе, окружающей среде в учебно-воспитательном процессе

Усвоение элементарных представлений об экокультурных ценностях, традициях этическго отношения к природе в культуре народов России, других стран, о нормах экологической этики, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой

Виды деятельности и формы организации внеурочной и внешкольной работы с младшими школьниками

Тематика занятий

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

1

2

3

4

5

Беседа

«Обсудим прочитанные произведение» («Мишка и воробей» А.Седугина, «Черёмуха» Э. Шима)

«Обсудим произведение художников - анималистов» (по выбору учителя)

«Русский пейзаж» (произведения художников)

«Обсудим прочитанные произведения» («Почему плачем синичка?» и «Стыдно перед соловушкой» В. Сухомлинского)»

«Обсудим аналитические скульптуры Санкт-Петербурга и Москвы» (по выбору учителя»

«Край родной и любимый» (произведения художников)

«Обсудим прочитанные произведения» («Цветы» Т.Собакина, «Строгая скворчиха» А. Митяева) «Тема: «Человек и природа» в произведениях русских художников (по выбору учителя)

«Сельский и городской пейзаж»

«Обсудим прочитанные произведения» («Коля, Витя и щенок» В.Сухомлинского) «Тема: «Человек и животные» в произведениях русских художников (по выбору учителя»

Классные часы








1

«Мир вокруг нас», «Природа и человек», «Человек и его младшие товарищи», «Как природа лечит человека?» «Дикие родственники домашних животных» «Жизнь леса» «Правила поведения в


2

«Бережное отношения к природе», «В лесу мы гости, а не хозяева», «Красная книга», «Домашние питомцы - помощники


3

«Страницы любопытных фактов», «Правила поведения на природе», «Редкие растения», «Растения и животные - хищники», «Обитатели


4

«Природа родного края», «Природа в произведениях искусства», «Ты ответственен за того, кого приручил», «О чём рассказывает карта», «Что


5


лесу», «Почему вымерли динозавры?», «Откуда пришла к нам книга»

человека», «Деревья разные бывают»,

морского дна», «Забытые животные (которые когда-то жили на Земле)», «Нужно ли нам охранят домашних животных?»

такое экологическая безопасность?»

Наблюдение за объектами живой и неживой природы

«Какие птицы прилетают на участок школы», «какие растения нас окружают?», «Чем растения отличаются друг от друга», «Почему лягушки живут рядом с водой?», «Когда в природе появляются бабочки и жуки?»

«Почему в городе грязный снег?», «Что предпочитают птицы - гнездо или домик?», «Снег - белый, а лёд…», «Дятел - лесной санитар», «Какие условия нужны для огорода на окне»

«Кто загрязняет воздух в городе», «Кто чистит воду в природных водоёмах?», «Почему на лугу не растут деревья?», «Зачем мы сажаем растения», «Какие животные живут в городе?»

«Листья клёна и берёзы», «Ягоды и семена осенью», «Растут ли зимой деревья?», «Какой корм предпочитают птицы», «Следы животных на снегу»

Задачи воспитания ценностного отношения к природе, окружающей среде в учебно-воспитательном процессе

Получение первоначального опыта эмоционально-чувственного непосредственного взаимоотношения с природой, экологически грамотного поведения в природе

Виды деятельности и формы организации внеурочной и внешкольной работы с младшими школьниками

Тематика занятий

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

1

2

3

4

5


Экскурсии



«Что растёт на школьном дворе?», «Экскурсия в Зоопарк»

,«По экологической тропе», «На водоём», «Тайна лесного озера»,

«С кем в лесу дружат деревья», «В Зоопарк - животные из красной книги», «На берег реки»

«Поле и человек», «Путешествие в «Зелёную аптеку»

Туристско-краеведческая деятельность

«Национальный парк», «Что растёт осенью в парке»

«Парк зимой», «Во время весенних работ в парке»

«Лишайники в парке», «Ядовитые ягоды»

«В краеведческий музей», «В парк во время посадки деревьев и кустарников»

Целевые прогулки

«К осеннему дубу», «К грачевнику весной»

«К елям и соснам зимой», «К цветущей черёмухе», «

«По улицам зимнего города», «К реке, водоёму во время ледохода»

«В лес - рассматриваем старый пень», «К зимнему дубу», «К муравейнику»

Задачи воспитания ценностного отношения к природе, окружающей среде в учебно-воспитательном процессе

Получение первоначального опыта участия в природно-охранительной деятельности, в деятельности школьных экологических центров, лесничеств, экологических патрулей, участие в создании и реализации коллективных природоохранительных проектов

Виды деятельности и формы организации внеурочной и внешкольной работы с младшими школьниками

Тематика занятий

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Экологические акции

«Украсим свой класс, школу комнатными растениями», «Хлебная корочка спасёт птиц зимой»

«Пернатые друзья», «Соберём семена растений цветника», «Поможем деревьям и кустарникам подготовится к зиме»

«Чистый микрорайон», «Посади деревце - вырастит лес», «Соберём семена дикорастущих трав»

«Птичья столовая», «Поможем лесу быть чистым», «Сбор осенних листьев в парке», «Охраняем муравейник - сохраняем лес»

Творческая деятельность

Экологические конкурсы, рисунки, выставки, олимпиады


1

2

3

4

5

Проектная деятельность

«Уголок живой природы нашего класса», «Мир животных вокруг нас», «Зелёный класс»

«Жалобная книга природы», «Кто и как предсказывает погоду?», «Камни-талисманы»

«природные материалы в нашем доме», «Мы - как часть природы», «Парк - как природный комплекс»

«Экологический паспорт города», «Загадки лесных зверей»


Задачи воспитания ценностного отношения к природе, окружающей среде в учебно-воспитательном процессе

Посильное участие в деятельности детско-юношеских общественных экологических организаций

Виды деятельности и формы организации внеурочной и внешкольной работы с младшими школьниками

Тематика занятий

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Создание газеты

«Свежий ветер», «Чистый пруд», «сказочный сад»

«Братья наши меньшие», «Голубое небо», «Зеленый дом»

«Береги природу», «Зеленый лес», «Нет!Браконьерству!»

«ЭкоДом» , «Живая природа» , «Озелени планету!»

экологические фестивали

«Земля в твоих ладошках»

«Прикоснись к природе сердцем»

«Мир, в котором я живу»


«Охраняй родную природу»













1

2

3

4

5

Задачи воспитания ценностного отношения к природе, окружающей среде в учебно-воспитательном процессе

Усвоение в семье позитивных образцов взаимодействия с природой (при поддержке родителей (законных представителей)), расширение опыта общения с природой, заботы о животных и растениях, участие в создании и реализации коллективных природоохранительных объектов

Виды деятельности и формы организации внеурочной и внешкольной работы с младшими школьниками

Тематика занятий

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Экологические акции

«Школьный день вместе», «Удели природе 7 минут»

«Посади дерево», «Сделаем кормушку пернатому другу»

«Чистый город», «Витамины на подоконнике»

«Домашняя экология», «Украсим планету цветами»

Экологические праздники

Январь - «Пошла коляда», февраль - «Масленица», март - «День птиц», апрель - «Международный день земли», май - «День солнца», сентябрь - «Осенины»

Экологический всеобуч

«Земля - наш общий дом»

«Как воспитать любовь к природе»

«Пернатые друзья»

«Экология для всех»

Совместная деятельность школы с другими организациями.

Организация педагогического просвещения и повышения культуры родителей.

В процессе экологического воспитания младших школьников играет огромную роль взаимодействие школы с различными организациями.

Школа должна ознакомить учеников с музеями и заповедниками. Большой вклад в воспитание и развитие экологической культуры вносят кружки «Садоводства» и «Цветоводства» ,такие кружки можно организовывать в школьном саду ,или же заниматься благотворительностью на специально отведенных участках .

Учителя и родители должны осознавать важность экологического воспитания и развития детей, начиная с младших классов. Чем раньше будет проводиться экологическое воспитание школьников, тем больше будет масштаб педагогического результата. Для достижения необходимой цели необходимо действовать в совокупности. Таким образом, сочетая знания учителя и родителей, школьники младших классов должны сформировать особенное отношение к природе.

Семья должна принимать участие в различных видах деятельности, распространённой и эффективной формой является Экологический всеобуч .В настоящее время существует множество экологических проблем, которые стоит обсуждать с родителями и детьми, а по исследуемой проблеме учитель может подобрать различные варианты всеобуча, которые окажут благоприятное воздействие на воспитание детей .Например: Экологический всеобуч: «Как воспитать любовь к природе» , «Мой экодом», «Школьный двор», «Посади дерево» и многое другое .

Родители должны принимать участие в поездках, походах, мероприятиях, проектах, творческих делах учащихся .



© 2010-2022