Общешкольное родительское собрание Семья и школа: экология души

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Общешкольное родительское собрание

«Семья и школа: экология души»

Важную роль в духовно-нравственном воспитании

играет личность самого учителя, «его позиция и образ:

эмоциональность, ответственность, педагогическая любовь,

педагогический оптимизм». (А. С. Макаренко)

«Родной край, его история» - писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, - «основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества». Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа - единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Но ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Поэтому сегодня на общешкольном родительском собрании мы говорим о взаимодействии семьи и школы по вопросам духовно-нравственного воспитания, и тема собрания так и звучит: «Семья и школа: экология души».

Последние 3 года в школе реализуются новый федеральный государственный образовательный стандарт начального и общего образования. А основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания.

Концепция определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности. Поэтому в стандарте духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся определены как задачи первостепенной важности в соответствии с 273 ФЗ-Законом "Об образовании". Ст. 9, п. 6, данного Закона устанавливает, что "основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся".

Воспитание и социализация, согласно Стандарту, Концепции и основной программе, должны быть интегрированы во все виды деятельности школьника: учебную, внеучебную, внешкольную, семейную, общественно-полезную, они, в первую очередь, формируют уклад школьной жизни. В процессы духовно-нравственного развития учащегося необходимо включать все субъекты воспитания и социализации детей и молодежи: семью, институты государства и гражданского общества, традиционные российские религиозные организации, учреждения дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ.

Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала. На какой же идеал ориентирует нас Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности?

Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям.

В этом году в школе было проведено социологическое исследование отношения к проблеме пагубного влияния наркомании на молодежь. В опросе приняли участие 77 школьников старших классов. В целом, молодежь осознает пагубность влияния на личность человека употребления наркотиков. Но с позиций вопросов нравственности, рассматриваемых сегодня, мы пытались выяснить отношение со стороны подростков к людям ,страдающим этим заболеванием. У 41 % участников опроса наркоманы вызывают сострадание, 49 % - нетерпимость,10%- толерантность. Сострадание - качество личности, позволяющее понимать, принимать, сочувствовать. А это и есть базовые человеческие ценности.

Каковы же наши традиционные источники нравственности? Это Россия, наш многонациональный народ и гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа¸ человечество. Соответственно этому и определяются базовые национальные ценности:

1. Патриотизм, включающий в себя ценности: Любовь к России; Любовь к своему народу; Любовь к своей "малой Родине"; Служение Отечеству (ратное, духовное, трудовое).

2. Социальная солидарность - Свобода личная и национальная; Доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; Справедливость; Милосердие; Доброта; Честь; Честность; Достоинство.

3. Гражданственность - Правовое государство; Гражданское общество; Долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; Закон и правопорядок; Межэтнический мир; Свобода совести и вероисповедания.

4. Семья - Любовь и верность; Здоровье; Достаток; Почитание родителей; Забота о старших и младших; Продолжение рода.

5. Труд и творчество - Творчество и созидание; Целеустремленность и настойчивость; Трудолюбие; Бережливость.

6. Наука - Познание; Истина; Научная картина мира; Экологическое сознание.

7. Традиционные российские религии* включает представления о Вере, Духовности, Религиозной жизни человека и общества, Религиозной картине мира.

8. Искусство и литература включает ценности: Красота; Гармония; Духовный мир человека; Нравственный выбор; Смысл жизни; Эстетическое развитие.

9. Природа - Жизнь; Родная земля; Заповедная природа; Планета Земля.

10. Человечество - Мир во всем мире; Многообразие культур и народов; Прогресс человечества; Международное сотрудничество.

Задача духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие как долг, честь, совесть, достоинство.

Психологи установили, что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, непосредственностью в поведении. Эти особенности являются залогом обучаемости и воспитанности, особенно, младших школьников. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного духовно-нравственного воспитания детей.

Духовно-нравственное воспитание младшего школьника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения. На самом деле урок - место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. В нашей жизни существует противоречие между знаниями и их использованием, умениями и поведением человека, приобретенными им навыками и совершаемыми поступками. Почему знающий не поступает согласно своему знанию, не использует его? Это означает, что знания не повлияли на саму личность, на ее качество, ничего не изменили в ее сущности, остались «мертвым капиталом». Как сделать так, чтобы педагогические усилия достигали своей цели и приводили к развитию личности?

Традиционные подходы к нравственному образованию школьников в основном и выстраивались на передаче готового нравственного опыта. Перед учителями стоит проблема обогащения нравственного опыта учащихся путем внедрения более продуктивных педагогических технологий (системно-деятельный подход, личностно-ориентированный), способствующих актуализации собственной деятельности учащихся по решению поведенческих, этических и эстетических проблем в духовно-нравственной практике.

Чтобы увидеть ребенка в процессе образования, его надо открыть, повернуть к себе, включить в деятельность. Человек включается в любую деятельность только тогда, когда это нужно именно ему, когда у него имеются определенные мотивы для ее выполнения. Одним из показателей эффективности системы воспитания должно быть нравственное развитие ребенка, существенные изменения в его духовно-нравственном мире. Эти факторы проявляются в устойчивости нравственного поведения детей в обычных и осложненных ситуациях, в относительной независимости поведения от внешнего контроля со стороны взрослых, в умении предвидеть нравственные последствия своих поступков, в появлении внутреннего контроля - совести, осознания моральной стороны поступков и самого себя как носителя нравственности.

В школе в сентябре был проведено социологическое исследование направленное на изучение отношения детей к нравственным ценностям. Каковы же итоги? В опросе приняли участие 23 ученики 7 класса, 14 учеников 11 класса и 10 учащихся 5 класса. Всего 47 участников.

  1. Каким же представляют себе человека и что ценят в каждом из нас в наше время дети ?

Большинство пятиклассников - «добрым, образованным и честным»;

Большинство семиклассников-«добрым и ответственным»;

Большинство выпускников- «добрым ,образованным и самоуверенным»;

Понятно, что с возрастом меняются взгляды и представления детей, но понимание общечеловеческих ценностей остается- так не хватает в мире доброты. Необходимо услышать друг друга: лишний раз улыбнуться, простить, принять такими какие они есть, ведь в детстве закладывается будущее, а дети ждут именно тепла и доброты.

  1. Какими представляют себя наши дети?

5 класс- добрые веселые и талантливые

7класс - веселые, добрые и отзывчивые

11класс- честные, добрые и порядочные

  1. Какие семейные ценности дороги Вашим детям?

5 класс- все члены вашей семьи, любовь и уважение

7 класс- семья, любовь и понимание

11 класс- - любовь, доверие и понимание

А все эти общечеловеческие ценности, хранимые в каждой семье помогаю детям чувствовать и быть счастливыми.

Для пятиклассников счастье - это спокойствие, хорошее настроение и ПЯТЕРКИ!

Для семиклассников счастье - радость, понимание и Новый год!

Для выпускников счастье-это здоровье, все хорошо, и каникулы!

Дети в любом возрасте - дети!

И нам, взрослым нужно помнить об этом и постараться сделать каждый день, и каждый миг общения с детьми радостным и добрым.

Таким образом, взаимодействие воспитательных усилий семьи и школы имеет большое значение для духовно-нравственного развития ребенка, так как семья как социальная общность не может быть заменена ни одним воспитательным институтом. Она - главный воспитатель. Более влиятельной силы на развитие и становление личности ребенка не существует. Именно в ней закладываются основы социального «Я», фундамента будущей жизни человека.


Все начинается с семьи…

Призывный крик ребенка в колыбели

И мудрой старости докучливые стрелы

Умение прощать, любить и ненавидеть,

Все начинается с семьи…

Перенести и боль, печаль утрат,

Опять вставать идти и ошибаться

И так всю жизнь!

И только не сдаваться!

Все начинается с семьи…



© 2010-2022