- Преподавателю
- Классному руководителю
- Брифинг на тему: Этика гражданина страны
Брифинг на тему: Этика гражданина страны
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Брехова Н.А. |
Дата | 15.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ЭТИКА ГРАЖДАНИНА СТРАНЫ
Формат мероприятия: брифинг 40-60 минут
Аудитория брифинга: подростки 12-15 лет
Участники и их роли:
-
Ведущий брифинга - педагог дополнительного образования - Брехова Н.А.
Роль ведущего:
- раскрыть тему брифинга
- удерживать русло тематики брифинга
- добиться от участников понимания темы и основных определений
- добиться согласия от участников мероприятия с итоговой целью брифинга (действовать этично и нести ответственность за свои действия)
Цель: добиться понимания у каждого ребенка, что его действия должны быть основаны на этичном поведении и он несет полную ответственность за свои действия
Задача:
- Дать понимание ребенку, чем он должен руководствоваться при принятии решений и совершении каких-либо действий
- Раскрыть понятия «Этика» и «Мораль»
- Раскрыть понятие «Ответсвенность»
- Добиться осознанного согласия с целью брифинга
План брифинга
-
Введение. Прояснение темы брифинга
-
Получить понимание, как учащиеся понимают слова «Этика» и «Мораль»
-
Объяснить значение слов «Этика» и «Мораль»
-
Рассмотреть понятие ответственности
-
Рассмотреть уровни (шкалу) ответственности
-
Добиться понимания, как должен действовать гражданин страны
-
Завершение
Сценарий мероприятия
-
Введение. Прояснение темы брифинга
Вы уже полноправные граждане государства. И, несмотря на свой юный возраст, ваши права присвоены Вам от рождения Конституцией РФ.
Помимо прав и свобод, в каждом социальной группе есть негласно прописанные правила, которые в этой группе считаются нормой поведения. Вы, наверняка слышали, что такие правила считают моралью.
Кто слышал это понятие и знает, что мораль в нашем обществе есть, поднимите руку!
Важно! Работа с аудиторией!
Добиться, чтобы дети подняли руки, тем самым смотрим на активность и актуальность темы.
Человека считают моральным, если он следует каким-то определенным правилам. Эти правила принято считать моралью. А еще эти правила часто называют этикой. Ведь так? Кто со мной согласен?
Важно! Работа с аудиторией!
Добиться, чтобы дети подняли руки, тем самым смотрим на активность и актуальность темы. Также поддерживаем тонус юной аудитории.
-
Получить понимание, как учащиеся понимают слова «Этика» и «Мораль»
Давайте сегодня разберем, что означают эти понятия на самом деле, какими принципами действительно следует руководствоваться при принятии решений.
Для начала, скажите, как вы считаете, «Этика» и «Мораль» - это одно и то же?
Важно! Работа с аудиторией!
Добиться, чтобы дети высказали односложные ответы (да/нет)
Хорошо, а кто может дать определение понятию «Этика»?
Важно! Работа с аудиторией!
Добиться, чтобы дети высказали свое мнение
Кто знает, что такое «Мораль»?
Важно! Работа с аудиторией!
Добиться, чтобы дети высказали свое мнение
ВАЖНО! Необходимо вытянуть максимальное количество мнений, не позволяя детям вступать между собой в спор и обсуждение
-
Объяснить значение слов «Этика» и «Мораль»
Хорошо! Теперь я вам расскажу немного истории, откуда в нашу жизнь вошли эти понятия.
Что такое мораль, а что такое этика? На самом деле мораль и этика совершенно разные предметы, они даже не взаимосвязаны. В современном словаре мы находим, что этика определяется как мораль, а мораль определяется как этика.
НО! Эти два слова не являются взаимозаменяемыми.
Давайте разберем более детально.
На протяжении веков человек пытался разобраться с тем, что является правильным, а что - неправильным.
Мораль не основана на здравом смысле, честности или хорошем поведении. Она основана на том факте, что когда-то в истории какого-то народа что-то препятствовало выживанию, и власть имущие того времени, а также их преемники принимали решение по поводу того, что что людям следует делать, чтобы жить долго и счастливо.
Поэтому часто моральные принципы гласят: «Если вы сделаете это, с вами случится что-то плохое». И мораль даже не объясняет почему именно это должно произойти. Они просто говорят: Не делайте этого. Это аморально!
Этичное действие или поведение - это разумное или обусловленное здравым смыслом действие или поведение, которое способствует наилучшему выживанию во всех сферах жизни. Этика тесно связана с выживанием. Это - выживательное действие.
По статистике - 80% существующих моральных принципов устарели, однако они все еще в силе.
Ты отправишься в ад, если сделаешь это!
Или: дети не должны гулять по ночам одни?
Вы когда-нибудь слышали такие фразу в свой адрес?
Важно! Работа с аудиторией!
Добиться, чтобы дети высказали односложные ответы (да/нет)
Этика говорит человеку, что он несет ответственность перед собой и другими, и ответственность эта заключается в том, чтобы способствовать выживанию своему и выживанию всего остального. Она также говорит ему, что этичное поведение - то не просто то, что называют словом «честность». Этика является здравомыслием. То, что разумно, является выживанием.
Если вы что-то делаете, но при этом где-то внутри совесть вам говорит, что это нехорошо, то скорее всего так и есть. Вы просто себя обманываете.
Если, получив плохую оценку, вы умышленно не говорите этого родителям, то этика страдает.
Действительно, в краткосрочном периоде вы выигрываете от этого. Но правда всегда выходит наружу. И мама, узнав, что вы солгали, больше не будет вам довеять. И если бы вы сказали сразу, что она вас поругала и наказала на 1н день, то теперь она не будет доверять вам очень долгое время.
Основное намерение человека - действовать в соответствии с кодексом. Совсем не обязательно, чтобы этот кодекс существовал письменно. Здравомыслящий человек следует этому кодексу интуитивно.
Теперь давайте подумаем, с какими моральными кодексами вам приходилось сталкиваться?
Важно! Работа с аудиторией!
Добиться, чтобы дети высказали свои мнения. Чтобы они начинали думать и рассуждать почему, названная ими мораль является моралью, а не этической нормой.
Важно! Этическое поведение основано на здравомыслия. В данном упражнении с аудиторией важно вытянуть на поверхность все несогласия относительно «притеснения» подростков.
В помощь ведущему:
Примеры моральных норм общества
- нельзя считать деньги ночью
- нельзя дружить с мужчинами (европа 14 век)
- гейское направление - это естественно. Пусть создают семьи
- нельзя спорить со старшими
- нельзя перечить родителям
-
Рассмотреть понятие ответственности
Основное проявление этичного поведения - это способность брать ответственность
Кто слышал, что есть такое понятие - ответственность?
Важно! Работа с аудиторией!
Добиться, чтобы дети подняли руки, тем самым смотрим на активность и актуальность темы.
Отлично! А кто может сказать определение этого слова?
Важно! Работа с аудиторией!
Добиться, чтобы дети высказали свое мнение
Все правильно. Ответственность - необходимость давать отчет в своих действиях, поступках, отвечать за их последствия
В общем, слово ответственность можно объяснить очень простыми словами - это способность быть причиной чего-либо. И если человек действительно берет ответственность за какую-либо область деятельности, это означает, что он добивается порядка и успеха в этой области. В принципе, от него не требуется большего, просто взять и достичь успеха в этой области.
Давайте посмотрим, какие области ответственности уже есть у вас?
Важно! Работа с аудиторией!
Добиться, чтобы дети высказали свое мнение
-
Рассмотреть уровни (шкалу) ответственности
Существует шкала ответственности
-
Наверху этой шкалы находится ответственность, как способность и желание быть причиной чего-либо.
То есть: Вы являетесь причиной всего того, что происходит с вами.
-
Ниже идет обвинение окружающих в том, почему что-то не получилось. Сюда же можно включить и обвинение различных обстоятельств
-
Еще ниже человек, если окружающие не принимают на себя обвинений с его стороны, скатывается до признания своей вины по поводу того, что что-то не было достигнуто
Бывает такая ситуация, когда вы сами себе объясняете. Почему что-то не произошло, почему что-то не получилось - это означает отыскивать оправдание тому, что что-то не так.
Нахождение оправданий или причин того, почему что-то не получилось НЕ решает проблему.
А как вы считаете, как можно решить проблему? На каком из этих уровней нужно находиться, чтобы решать проблемы быстро и эффективно?
Важно! Работа с аудиторией!
Добиться, чтобы дети высказали свое мнение (добиться, чтобы они приняли мнение - что у человека должна быть ответственность 1го уровня)
-
Добиться понимания, как должен действовать гражданин страны
Сейчас вы получили массу данных, относительно того, чем стоит руководствоваться при принятии решений и совершении каких-либо действий.
Скажите, кому было хоть немного интересно и он узнал для себя хотя бы чуть-чуть что-то нового и полезного?
Важно! Работа с аудиторией!
Посмотреть, как ребята оценили данные
Хорошо. Скажите, а что особенно запомнилось?
Важно! Работа с аудиторией!
Посмотреть, насколько материал был понятен ребятам. А также прояснить непонятые данные (если такие имеются)
А теперь расскажите, исходя из чего следует принимать решения?
Важно! Работа с аудиторией!
Добиться выводов от ребят относительно главной темы брифинга. Сделать так, чтобы они сами сделали выводы и проговорили их в слух.
По практике - это гораздо эффективнее, так как такое мнение не считается ребенком навязанным извне.
-
Завершение
Очень приятно, что вы осознанно и серьезно подошли к этой теме. Особенно хочется отметить тот факт, что вы уже действуете как этичные личности.
Я желаю вам развиваться, принимать решения исходя из рациональности его последствий и быть достойными гражданами страны.