Эссе Мой взгляд на воспитание

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ Берёзовская СОШ















Эссе на тему

«Мой взгляд на воспитание»











Выполнила

учитель английского языка,

классный руководитель 7 класса

Соколова Н.С.





Арзамас, 2013г





Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего - люди. Из них на первом месте - родители и педагоги.

А. С. Макаренко





Чтобы судить о ребенке справедливо и верно, нам нужно не переносить его из его сферы в нашу, а самим переселяться в его духовный мир.

Пирогов Н. И.

















Мой взгляд на воспитание.

Воспитание ребёнка. Всего два слова, а как много сложных понятий они в себя вместили. На протяжении многих веков и тысячелетий люди на всей планете бьются над попыткой разгадать тайну этих двух слов. И до сих пор нет ни одного свода правил, пользуясь которыми вы сможете воспитать человека. Всё потому, что воспитание - процесс индивидуальный, многогранный и, как говорил А. С. Макаренко, социальный. Пользуясь одними и теми же принципами невозможно воспитать двух одинаковых людей. Каждый из них живёт в своём уникальном окружении, которое накладывает особый отпечаток на его процесс становления личности.

В жизни ребёнка всё начинается с семьи. Здесь закладываются базовые понятия таких важных в жизни каждого человека чувств, как любовь, сострадание, терпение, понимание, сопереживание… Именно здесь в ребёнке начинают пробиваться первые ростки добра и уважения. Недаром психологи утверждают, что все проблемы родом из детства, из семьи.

В процессе воспитания семья играет ключевую, но не единственную роль. Невозможно воспитать цельную личность в изоляции от общества. И здесь огромную роль играют образовательные учреждения. Под чутким вниманием талантливых педагогов взращивается то самое доброе и нежное в ребёнке.

Профессия учителя накладывает на тебя особые обязательства, не выполнять которые ты просто не имеешь морального права. Если ты живешь и работаешь в небольшом поселке, твоя личная жизнь оказывается на виду. Дети видят тебя не только в школе, на уроках, но и в свободное от занятий время. Они неминуемо приходят в восторг, видя меня, скажем, на велосипеде или играющей в бадминтон, мяч, да во что угодно. Это круто, это здорово, считают они. И, о чудо, подражают тебе. Они перенимают твой жизненный опыт, понимая, что здоровый образ жизни - это круто, это правильно. И здесь уже я кричу про себя, это здорово!

И каким бы ни был замечательным учитель, классный руководитель, он не сможет ничего сделать в одиночку. Необходимо вписаться со своим классом в школьную жизнь, понять, на что настроен каждый ученик, что для него является главным. Задача классного руководителя - подвести каждого ученика к самопознанию, к саморазвитию, создать такие условия в классе, чтобы в каждом проявились те или иные способности.

Так чего же хочет ребенок? Чтобы было интересно. А это значит - что-то новое каждый день, в каждом мероприятии, в достижениях, в чувствах и в наблюдениях. Чтобы было необычно.

Быть успешным. Ребенок должен обязательно чему-нибудь научиться, кому-нибудь помочь и быть по достоинству оцененным. Классному руководителю важно видеть участие каждого ученика своего класса и во внеклассной работе, и в жизни школы, и в жизни своего поселка. Если ученик будет знать, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет участвовать еще активнее и с удовольствием.

Что ещё необходимо ребенку? Чтобы его любили. Когда ребенок уверен в любви окружающих, он становится послушней, любознательней, работать с такими детьми легче, все его начинания увенчаются успехом, и он полностью сможет реализовать свои способности. Проявить свою любовь к ребенку необходимо через поступки, проводить вместе время, оказывать помощь в рамках педагогической поддержки. Любя детей, нужно научить их любить других, учить сочувствовать, сопереживать, делать добро.

Быть добрым. Дети по сути своей добры. Но почему же все больше и больше озлобленных детей? Потому что современный мир сложен, и ребята часто не знают, как в нем действовать. Роль взрослого - помочь выразить себя. Как? Включаясь в различные дела, он исследует и познает себя. Любое мероприятие, любой конкурс - это не только радость побед или огорчения от неудач, но и взаимопомощь, ребята учатся оценивать себя и других через поступки.

Быть понятым. Ребёнку важно, чтобы его могли услышать, поддержать, понять. Понять - значит найти подход к сердцу ребенка, стать источником тепла и добра.

Быть свободным. Свобода проявляется тогда, когда дети легко общаются между собой и со взрослыми, спокойно выражают свои мысли, делятся сомнениями и переживаниями со значимым для них человеком, адекватно оценивают свои успехи и промахи. Поэтому в классе должно быть хорошо развито самоуправление. Считаю, что каждый ученик должен учиться руководить и подчиняться, поэтому необходима смена общественных поручений.

Быть взрослым. Подросток стремится понять и проявить себя (потребность в самореализации), войти в различные человеческие сообщества (потребность в социализации) и утвердиться в них (потребность в самоопределении и самоутверждении). Для этого необходимо формировать способность и готовность занять активную позицию в отношении собственной деятельности (прежде всего учебной), своего общения с другими людьми и в отношении самого себя. И это возможно только в процессе активной творческой деятельности. Поэтому другое предназначение классного руководителя - приобщение учащихся к активной творческой деятельности.

Мы гордимся нашими успехами. И каждый раз, когда я вижу, как с восторгом и радостью зажигаются глаза ребят, как они творчески растут и развиваются, преодолевая себя, мое сердце наполняется радостью.

Залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися является создание команды родителей, детей, учителей, которая способна жить настоящим и планировать будущее. Нас объединяет мысль о том, что дом и семья не должны превращаться во вторую школу, а вот школа как раз должна стать вторым домом. Мы ведем видеолетопись и фотолетопись класса.

Всё у моих учеников есть: и увлечённость, и талант, и безграничный полёт фантазии, и муки и радость творчества! Они готовы принять всё новое, интересное, креативное, всегда полны идей. Я живу в одном с ними мире, мы вместе. Порой обсуждение планов, идей у нас продолжается в виртуальном пространстве, контактируя, выходя на сайт класса. Учимся общению в новом пространстве информационного сообщества. Учимся вместе главному предмету - жизни в современном мире.

Начав говорить о воспитании в самом начале, я привела слова Макаренко, о том, что воспитание - процесс социальный в широком смысле слова. Для полноценного развития ребёнку недостаточно лишь семейных впечатлений. Для него материалом для самовоспитания будет вся жизнь во всём её многообразии.

Оставить прочный след в чужой душе. В чьё-то сердце двери распахнуть… Не в этом ли подлинное предназначение Учителя?! Классного руководителя. Найти своё призвание, утвердиться в нём - это источник счастья, который необходим каждому. И я действительно счастлива, что осуществила мечту детства - быть Учителем. И счастлива, что я классный руководитель!



© 2010-2022