Я - гражданин России

Я – гражданин России   Цели : Обучающие: -повторение знаний российской символики и понятий «отечество» и «гражданин»; -овладение технологией работы в группах. Развивающие: -развитие культуры речи, дискуссии, умения анализировать и делать выводы; -развитие диалоговой формы общения внутри группы, творческих умений и коммуникаций. Воспитательные: -формирование навыка оценки политических событий и процессов в обществе, гражданской позиции, потребности в выполнении конституционного долга; -...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Аннотация

Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в разных областях жизни и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей целью, интегрирующей не только социальной, но и духовно- нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.

В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечить свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.

Школа, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности и является важнейшим инструментом, который способен эволюционным путём обеспечить смену ментальности, воспитать гражданина и патриота.

Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.

Новое время требует от школы содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение школьного климата, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.

Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях - это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота страны.

Я - гражданин России

Цели :

Обучающие:

-повторение знаний российской символики и понятий «отечество» и «гражданин»;

-овладение технологией работы в группах.

Развивающие:

-развитие культуры речи, дискуссии, умения анализировать и делать выводы;

-развитие диалоговой формы общения внутри группы, творческих умений и коммуникаций.

Воспитательные:

-формирование навыка оценки политических событий и процессов в обществе, гражданской позиции, потребности в выполнении конституционного долга;

-воспитание и развитие личностных компетенций.

- формирование у учащихся гражданских качеств личности, любви и уважения к своему Отечеству, представлений учащихся о юридическом и духовно-нравственном смысле понятия «гражданин».

Форма: Классный час-размышление.

Информация к размышлению:

Россия без каждого из нас обойтись может,

Но никто из нас без нее не может обойтись.

И.С. Тургенев

Подготовительный этап

1.В ходе подготовки к классному часу проводится конкурс мини-сочинений «Люблю тебя, мой край родной».

2.Учащиеся готовят сообщения на темы:

* « Кто такой настоящий гражданин России?»

* « Гражданином быть обязан».

Ход классного часа

Вступительное слово учителя

- Ребята, тема нашего классного часа «Я - гражданин России». В начале нашей беседы я хочу прочитать вам стихотворение Р.Сефа.

Кто по улице идет?

Необычный пешеход.

У него пятьсот имен:

На заводе слесарь он.

В яслях он -

Родитель,

В кинотеатре -

Зритель.

А пришел на стадион -

И уже болельщик он.

Он кому-то

Сын и внук,

Для кого-то

Близкий друг.

Он мечтатель

В дни весны.

Он военный

В час войны.

И всегда, везде и всюду

Гражданин

Своей страны.

- Изучение данной проблемы очень важна для становления личности гражданина России. Мне хотелось бы, чтобы вы ответили на следующие вопросы:

*Кто такой гражданин?

*Кого можно назвать настоящим сыном своего отечества?

- Понятие «гражданин» имеет юридическое и нравственное толкование.

*В юридическом смысле «гражданин» - человек, который обладает правами, свободами, несет определенные обязанности в обществе. Эти права и обязанности определяются в первую очередь Основным законом нашего государства - Конституцией Российской Федерации.

*Среди важнейших прав - право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, свободный труд, право на отдых, свободу слова, свободу совести и т.д.

*Граждане нашей страны равны перед законом независимо от происхождения, социального или имущественного положения, расовой, национальной принадлежности, пола, образования, языка, вероисповедания.

К основным обязанностям граждан России относятся:

  • соблюдать Конституцию и законы России;

  • уважать права и свободы других людей;

  • защищать Отечество;

  • платить налоги;

  • сохранять природу и окружающую среду;

  • заботиться о детях, их воспитании, образовании и т.д.;

  • заботиться о сохранении исторического и культурного наследия.

В полном объеме гражданин Российской Федерации может осуществлять свои права и обязанности с 18 лет.

А можно ли вас назвать гражданами России?

По общему правилу гражданство детей зависит от гражданства родителей. Наше законодательство о гражданстве в полной мере соответствует требованиям Всеобщей декларации прав человека, в которой записано: « Каждый ребенок имеет право на приобретение гражданства».

( Учитель знакомит учащихся с Законом РФ «О гражданстве», вступившим в силу 1 июля 2002г. и обращает особое внимание на ст.9 «Гражданство детей» и ст.12. «Приобретение гражданства Российской Федерации по рождению».

- Давая гражданство, государство обязуется окружить своих граждан заботой и вниманием. Мы иногда это не замечаем, потому что в нашей стране еще много нерешенных проблем. Но забота о своих юных гражданах является для нашего государства одним из самых главных приоритетов.

Подумайте и скажите, в чем проявляется забота государства о вас как о своих гражданах?

- А теперь попытаемся понять, в чем духовно-нравственный смысл понятия «гражданин»?

Для российского общества всегда было важно не столько юридическое определение понятия «гражданин», сколько его духовно- нравственный смысл. Вспомним строки Н. Некрасова: «Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан».

Для россиянина понятие гражданственности тесно связано с понятием патриотизма, любви к Родине, ответственностью, неравнодушным отношением к судьбе Отчизны. На протяжении тысячелетий истории нашей страны большинство людей, проживающих в ней, гордились своей принадлежностью к России и ее истокам, корням, отдавали свои знания и талант на благо Отечества, а в годы суровых испытаний, не задумываясь, отдавали свои жизни за Родину. Может быть, поэтому так трудно понять иностранцам «загадочную русскую душу».

Примеров высокой гражданственности немало и в наши дни, когда Россия переживает не самые легкие времена и многие с пренебрежением, высокомерием, равнодушием относятся к Отечеству. ( Леонид Рошаль)

Разговор о настоящем гражданине можно продолжить рассказом об одном из самых замечательных людей ХХ в. - об академике Андрее Дмитриевиче Сахарове.

Работа в микрогруппах

1.Расскажите о настоящих гражданах России в истории и современности.

2.Выскажите свое мнение, можно ли назвать следующие действия гражданскими поступками:

  • ученики провели субботник по очистке рощи и подготовили обращение к жителям бережнее относиться к зеленым «островкам» своего города;

  • жители одного из микрорайонов города собрались на митинг по поводу сноса детской площадки;

  • молодые люди участвуют в восстановлении храма;

  • ученики взяли шефство над госпиталем ветеранов войны и т.д.

В процессе работы возможен вывод:

Гражданские поступки люди могут совершать и не чрезвычайных обстоятельствах. Все зависит от самого человека, его гражданской позиции, стремления направить свои способности, чувства не только на собственное благо, но и на благо других людей.

Мини-итоги

Подводя итог разговору на тему « Я- гражданин России» учитель может предложить учащимся :

1.Самостоятельно сделать выводы о том, какие чувства у них вызвало изучение темы классного часа.

2. Обсудить, какой социально-значимый проект они могли бы реализовать сами или совместно со взрослыми.

Дополнительный материал

2.Весь мир с замиранием сердца следил за событиями, связанными с захватом заложников Театрального центра на Дубровке в Москве в октябре 2002г.

В первые часы кризиса главной задачей было вывести из-под удара детей. Спустя сутки террористы отпустили группу детей. Одна из девочек, выходя из здания, прижимала к себе плюшевую игрушку. Ее мама в тот момент оставалась в плену.

Трагические события в Москве показали России ее настоящих героев. Это не только бойцы спецназа, но и те, кто спасал жизнь людей. Двое суток лечил людей в осажденном здании знаменитый детский врач Леонид Рошаль. За один день он вывел из здания восемь детей.

Потом доктор Рошаль, побывавший не в одной «горячей точке» и спасший сотни детских жизней, расскажет журналистам: « Бандиты разговаривали жестко, очень жестко. У человека перитониальные боли в животе - надо делать операцию, иначе умрет. « Ну и что,- говорит один.- Я его сам пристрелю, чтобы быстрее умер». И что это так, это показала жизнь».

Душное помещение, все время горит свет. Люди прикованы к своим креслам. Нельзя вставать, передвигаться, спорить. На них нацелены автоматы, и женщины-террористки в любую минуту готовы нажать на кнопку. Вот то, что увидел Леонид Рошаль, когда вошел в здание. Неизбежный расстрел заложников террористы репетировали при нем.

Но заложники держались мужественно.

« Я вообще ничего не боюсь»,- повторяет Леонид Рошаль. Не боялся, когда его шесть часов не выпускали из здания, когда после этого пришлось оперировать раненного в кисть боевика.

« Когда они не отдавали наших детей и мы стали говорить об отношении к детям, я сказал, что имею право говорить об этом. Я лечил всяких детей, в том числе и чеченских». - «Как чеченских?»- «Вот так, во время первой чеченской войны. В Ачхой-Мартане, в Гудермесе. Если не верите, позвоните по телефону, у вас же есть телефоны, и спросите, кто такой Рошаль и что он делал у вас».

Вместе с доктором Рошалем фактически под дулом автоматов оказывали помощь заложникам врачи М.А. Школьникова, Ф. Шахова, А. Панов, В. Пономарев и погибший после штурма О.Магерламов. Их доктор Рошаль назвал настоящими героями. А о себе профессор, доктор медицинских наук, хирург и педиатр с мировым именем сказал так: « Я не герой, таких как я, сотни».

(По материалам агенства Mednovosti.ru.)

3.Александр Дмитриевич Сахаров родился в 1921г., а умер 14 декабря 1989-го.

Сейчас Сахарова во всем мире называют Великим Гражданином, Совестью народа. Ничего почетнее человек заслужить не может. Но так было не всегда. Жизнь Сахарова была очень нелегкой.

Он был крупнейшим ученым современности, автором выдающихся работ по физике элементарных частиц и космологии, «отцом» советской водородной бомбы. Он изобрел ее, считая, что тем самым укрепит могущество своей Родины и никто никогда не посмеет напасть на нас. Он удостоился большого количества наград от Правительства СССР, а звание Героя Социалистического Труда ему было присвоено трижды.

Однако свою почетную награду, пожалуй, самую почетную в мире - Нобелевскую премию мира, он получил не за научные достижения, а за общественную, гражданскую деятельность, как выдающийся защитник прав и свобод человека. Именно в связи с этой деятельностью его ожидали самые тяжелые испытания, а имя его стало бессмертным.

Главной чертой личности А.Д.Сахорова была любовь к людям, понимание ценности жизни каждого человека. Он умел поставить себя на место другого человека, сочувствовать, сострадать и быть милосердным, так как он был гуманистом. И в этом, наверное, следует искать разгадку тайны личности академика А.Д.Сахорова, ответна вопрос, почему выдающийся физик стал выдающимся правозащитником.

Он был патриотом, испытывал глубокую боль за Отечество, не мыслил себя без него, всегда стремился к его возвышению, к тому, чтобы граждане страны жили свободно и достойно.

Он находил ответы на самые сложные вопросы. Все его работы, выступления показывают, как следует поступать, чтобы выжить и жить, чтобы жизнь была достойной, свободной, справедливой. «Главное,- утверждал Сахаров,- это человек: надо защитить человека, надо первой заботой государства и общества сделать интересы человека.

Но, призывая бороться против несправедливости, Сахаров никогда не звал к насилию - экстремизм был ему чужд. Он говорил, что нужно не сокрушать, а созидать, действовать «не дубиной, а разумом». Нам нужны реформы, а не революции - вот его основная конструктивная, созидательная идея. Нужно спокойно работать, трудиться и спокойно создавать лучшее, более доброе, демократическое общество.

Великий Гражданин не испугался, когда его преследовали, лишили заслуженных наград, оскорбляли, угрожали. Мужество было характерной чертой его личности.

1.Статья 9. Гражданство детей

1.Гражданство ребенка при приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации одним из родителей либо обоими его родителями сохраняется или изменяется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

2. Для приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации ребенком в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет необходимо его согласие.

3. Гражданство Российской Федерации ребенка не может быть прекращено, если в результате прекращения гражданства Российской Федерации он станет лицом без гражданства.

4. Гражданство ребенка не изменяется при изменении гражданства его родителей, лишенных родительских прав. В случае изменения гражданства ребенка не требуется согласие его родителей, лишенных родительских прав.

Статья12.Приобретение гражданства Российской Федерации по рождению

1.Ребенок приобретает гражданство Российской Федерации по рождению, если на день рождения ребенка:

а) оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство Российской Федерации (независимо от места рождения ребенка);

б) один из родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка);

в) один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации либо если в ином случае он станет лицом без гражданства;

г) оба его родителя, проживающие на территории Российской Федерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации, а государства, гражданами которых являются его родители, не предоставляют ему свое гражданство.

2.Ребенок, который находится на территории Российской Федерации и родители которого неизвестны, становится гражданином Российской Федерации в случае, если родители не объявятся в течение шести месяцев со дня его обнаружения.

© 2010-2022