Педагогический проект Семья и школа

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Педагогический проект

«Семья и школа: пути эффективного взаимодействия»

Тема: Взаимодействие семьи и школы по достижению качества начального общего образования в свете ФГОС.


Выполнила:

Захарова Оксана Александровна

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 24

Куйбышевского района

г.о. Самары













Самара 2013

СОДЕРЖАНИЕ



  1. Краткая аннотация проекта. 3

  2. Обоснование актуальности проблемы 4-7

  3. Цели и задачи проекта. 7

  4. Концептуальные основы проекта 8-11

  5. Основные направления работы начальной школы с родителями 12



  1. Условия реализации проекта 12-13

  2. Этапы проекта 14-25

  3. Ожидаемые результаты 25

  4. Критерии и показатели эффективности реализации проекта 26-27

  5. Заключение 28

  6. Литература и ресурсы интернета 29

Приложение



Краткая аннотация проекта

Сотрудничество с родителями есть условие развития современной школы, достижения образовательных целей и создания наиболее благоприятных условий для образования школьников.

Справедливо писал

В.А. Сухомлинский, что без семьи, без помощи родителей нам не обойтись не только в изучении ребёнка, но и во всех других делах. Как создать условия для эффективного взаимодействия семьи и школы по осуществлению педагогического проекта?

Кто-то из древних сказал: «Везде в мире я искал счастье и покой. И лишь в одном месте я нашел это - в своём доме». Наша страна - Россия - наш большой дом. И все мы - родители, воспитатели, учителя - обязаны создать такой дом, где под его огромной крышей будут жить дружно и семья и школа. Дом, в котором будет комфортно ребенку. Дом, в котором каждый вечер будут зажигаться ЗВЕЗДЫ, РАВНОЗНАЧИМЫЕ, РА

ВНОНУЖНЫЕ, РАВНОПРАВНЫЕ…

Обоснование актуальности проблемы

Семья и школа - это два социальных института, от согласованности действий которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка. Никто не сомневается, что влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние школы, улицы, средств массовой информации. Однако в то же время семья не всегда может обеспечить в полном объеме воспитание активной, творческой личности. Необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставились под сомнение. Ни школа без семьи, ни семья без школы не способны справиться с тончайшими и сложнейшими задачами становления человека. Известный школьный афоризм гласит: "Самое сложное в работе с детьми - это работа с их родителями".

Социальный портрет современной семьи школ нашего района характеризуется следующими устойчивыми тенденциями:

- низкий уровень социально-бытовых и экономических условий жизни семьи (70% из 320 семей)

- наличие неполных семей из-за увеличения количества разводов - 4-6 на 1000 семейных пар (Приложение № 1)

- недостаток общей культуры и образования родителей (высшее образование имеют 20 % из 452 опрошенных) - снижение морально-нравственного уровня семейных людей и молодежи.

Данные исследования свидетельствуют об увеличении числа неполных и опекунских семей, ухудшении материального положения полных семей, недостаточности родительского внимания и заботы в образовании и воспитании детей и, как результат - снижение учебно-познавательной мотивации и успешности школьников.

С какими родителями школе приходится вступать в деловые отношения сегодня? Какого родителя педагогический коллектив мечтает видеть в школе?

Портрет современного родителя

Портрет идеального родителя

Занятой, не имеющий свободного времени и желания заниматься проблемами семьи (ребенка)

Уделяющий время воспитанию и расположенный к общению с ребенком

Пассивный

Активный участник - партнер ребенку в учебном процессе

Неуверенный в успехе ребенка

Уверенный в успехе ребенка

Имеющий низкую общую культуру

Стремящийся повысить свой культурный уровень

Не обладающий педагогическими знаниями

Стремящийся к получению педагогических знаний для адекватного и позитивного взаимодействия с ребенком

Перекладывающий воспитание на третье лицо

Расположен к сотрудничеству с детьми и способен устанавливать с ними партнерские отношения

Авторитарный, стремящийся к контролю

Родитель- наставник, советчик, друг

Эгоист

Ориентирован не только на себя, но и на ребенка

Психологи и социологи выделяют 5 основных типов семей, сгруппированных по принципу возможности использования их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка, детей класса. Семьи делятся на 5 типов:

1-й тип: семья с высоким уровнем нравственных отношений. В них здоровая моральная атмосфера, дети получают возможность для развития своих способностей. Частое вмешательство педагога здесь не нужно, хотя отдельные советы и предостережения, связанные с особенностями воспитания в определенном возрасте, не исключаются.

2-й тип: семья, характеризующаяся нормальными отношениями между родителями, но при этом не обеспечивающие положительную направленность в воспитании детей. Дети могут быть в центре "особых" забот родителей, в связи с чем у ребенка развиваются эгоистические тенденции, что, безусловно, требует внимания педагога.

3-й тип: конфликтная семья. В таких условиях родителям не до детей, они сами не могут разобраться в своих отношениях. Ни о каком разумном воспитании нет и речи, все пущено на самотек. Нужно активное педагогическое воздействие, чтобы изменить микроклимат в семье, не потерять растущего в ней человека.

4-й тип: внешне благополучная семья, в которой процветает бездуховность, отсутствуют истинные нравственные ценности, эмоциональная связь поколений часто нарушена. Но некоторые дети хорошо усваивают семейную психологию внешнего благополучия, поэтому воспитательная работа с такими семьями особенно трудна.

5-й тип: неблагополучная семья, для которой характерны грубость, скандалы, аморальное поведение. Такая семья требует постоянного внимания педагога, общественности, а иногда и активного вмешательства, чтобы защитить интересы детей. Указанные типы семей целесообразно знать и особенности их учитывать в работе с родителями.

В наших образовательных учреждениях района преобладают учащиеся 2,3,4 типа семей, а также имеют место учащиеся из неблагополучных семей (5-й тип), поэтому возникает особая необходимость вести масштабную и постоянную работу с родителями для эффективности образовательного процесса.

Актуальность данного проекта обусловлена значительными преобразованиями системы образования, становлением и развитием новой парадигмы образования и воспитания на государственном уровне, осознанием педагогическим коллективом необходимости внесения существенных изменений в практику взаимодействия школы и семьи, их стремлением достигнуть максимальной эффективности в образовании школьников. Но не все родители понимают важность взаимодействия семьи и школы, поэтому трудно идут с ней на контакт. Данное противоречие определило проблему - отсутствие эффективного взаимодействия семьи и школы в рамках современного ОУ, для решения которой предлагается данный проект.

Цель проекта - создать условия для эффективного взаимодействия семьи и школы.

Задачи проекта:

  1. Стимулировать родителей и учащихся к эффективному взаимодействию со школой, используя различные направления совместной деятельности.

  2. Вовлечь родителей в образовательную деятельность своих детей.

  3. Использовать как новые, так и традиционные формы и методы работы с семьей.

  4. Формировать позитивное отношение родителей и учащихся к школе.

  5. Организовать творческую деятельность для реализации совместных проектов.

Концептуальные основы проекта

Актуальность проблемы исследования обусловлена объективной необходимостью формирования единой воспитательной среды. Изменения, произошедшие в жизни нашего общества, повлекли за собой нарушение взаимосвязей в сложившейся системе «школа - семья - общественность - производство». Новые организации помощи семье (центры помощи семье, семейные консультации, семейные клубы) недостаточно распространены, а контакты семьи со специалистами таких центров носят разовый характер. Поэтому основной, реальной структурой, способной оказывать помощь семье, на данном этапе остается школа. Многолетнее пребывание ребенка в школе позволяет установить контакт с семьей, выделить проблемы в семейном воспитании, оказать помощь в их решении. Взаимодействие школы и семьи в вопросах воспитания ребенка позволяет оказывать систематическую помощь семье в вопросах воспитания и формировать единую воспитательную среду для ребенка.

Однако зачастую влияния, оказываемые школой и семьей на ребенка, разнонаправлены. Это приводит к социальной дезадаптации ребенка, обострению отношений между школой и семьей, к взаимному непониманию между школой, родителями и ребенком, снижению эффективности воспитательных воздействий на ребенка как школы, так и семьи.

Изменения, произошедшие в обществе и в системе школьного образования, негативно отразились на взаимодействии школы и семьи. Спектр вопросов взаимодействия школы и семьи сузился до вопросов касающихся, в основном, обучения ребенка, отклонений в его поведении и материальным вопросам поддержки школы. Содержание взаимодействия школы и семьи не всегда отвечает актуальным потребностям школы и семьи в сфере воспитания.

Несмотря на теоретическую разработанность проблемы взаимодействия школы и семьи на практике зачастую результаты теоретических исследований используются весьма ограниченно. Формализация процесса взаимодействия с семьей со стороны школы, нежелание педагогов менять сложившиеся негативные стереотипы в данной сфере обуславливают кризис существующей системы взаимодействия «школа-семья». Несмотря на это, и школа, и родители осознают потребность во взаимодействии друг с другом в процессе воспитания ребенка. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда социальная активность ребенка возрастает, расширяется круг его общения и увеличивается разнонаправленность воздействий окружающей среды, имеющих различный воспитательный заряд.

Сложившееся противоречие между теоретической разработанностью проблемы взаимодействия школы и семьи и ограниченностью использования этих теоретических наработок на практике породило кризис имеющейся системы взаимодействия школы и семьи. В целях разрешения сложившегося кризиса системы взаимодействия семьи и школы необходимо создание технологии эффективного взаимодействия школы и семьи.

Сложившаяся практика построения взаимодействия школы и семьи характеризуется рядом противоречий, среди которых:

- противоречие между возрастающими требованиями к родителям в сфере воспитания, предъявляемыми современной действительностью, и снижением уровня родительской ответственности в сфере воспитания;

- противоречие между объективно существующей задачей создания для ребенка единой воспитательной среды и искусственным разграничением этой среды на школьное и семейное воспитание;

- противоречие между наличием у школы и семьи потребности во взаимодействии в процессе воспитания ребенка и инертностью сторон при реализации данного взаимодействия;

- противоречие между теоретической разработанностью проблемы взаимодействия в сфере «школа-семья» и отсутствием опоры на теоретические наработки такого взаимодействия на практике;

- противоречие между изменившимися условиями жизнедеятельности общества и стереотипностью деятельности школы в сфере взаимодействия с семьей.

Проблема исследования состоит в разрешении противоречия между теоретической разработанностью проблемы взаимодействия в сфере «школа-семья» и ограниченностью использования этих теоретических наработок на практике, что влечет за собой необходимость проектирования технологии взаимодействия школы и семьи.

Заявленная проблема определила тему исследования «Создание

модели эффективного взаимодействия учитель - ученик - родители».

Проект основан на принципах личностно ориентированного и деятельностного подходов в сотрудничестве с семьей. В основе педагогической поддержки семьи лежит союз педагогов, учащихся и их родителей. Родителей мы видим настоящими партнерами в образовательном процессе: соучастниками в управлении школой, экспертами и участниками коллективно-творческих дел, спонсорами. Только тройственный союз: школа - семья - ученик, будет качественно направлен на благополучие и гармоничное развитие личности школьника.

Основные направления работы начальной школы с родителями:

  • государственное общественное управление

  • информационно- просветительское

  • образовательное

  • художественно-эстетическое

  • спортивно-оздоровительное

Условия реализации проекта

средняя общеобразовательная школа, в которой только формально существует школьный родительский комитет и отсутствует эффективное взаимодействие между участниками образовательного и воспитательного процесса;

  • заинтересованный руководитель и профессиональный педагогический коллектив - грамотные специалисты, способные заинтересовать и вовлечь во взаимодействие со школой учащихся и их родителей;

  • учащиеся и их родители, характеризующиеся нормальными отношениями, уделяющие достаточно внимания обучению и воспитанию детей (Приложение№2);

  • психолого-педагогическое сопровождение, которое будет осуществлять психолог, социальный педагог, медицинская служба, руководитель физического воспитания, педагог-организатор, классные руководители, учителя-предметники, библиотекарь;

  • благоприятный психологический климат, предполагающий взаимное доверие. Родители начинают стремиться к активному сотрудничеству со школой, если между ними возникает взаимопонимание. Значит, чтобы привлечь родителей к совместному творчеству, необходима доброжелательная атмосфера;

  • современные технологии обучения и воспитания: бинарный урок, диспут, мастерская, проектная деятельность, игра и т.д., которые должны применять педагоги для формирования тройственного союза: школа-семья-ученик;

  • обеспечение современной интерактивной техникой и выход в Интернет, являющиеся единым информационным пространством в процессе взаимодействия педагогов, родителей и учащихся;

  • установленные связи с социальными партнерами, в качестве которых могут выступать работники поликлиники, педагоги дома творчества юных, сотрудники научно-методического центра, специалисты районного социального и психологического центров, инспекторы ОДН и др.;

  • нормативно-правовое обеспечение:

Конституция РФ

Семейный кодекс РФ

Закон РФ «Об образовании»

Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 3 июля 1998 года

Конвенция о правах ребенка. Конвенция ООН

Устав ОУ (действующий)

Этапы проекта



I этап - Информационно-организационный (сентябрь)

Цель - знакомить родителей с основными направлениями совместной деятельности и предоставить выбор форм взаимодействия.

Содержание деятельности:

Определены формы взаимодействия:

- проведение классных и общешкольных родительских собраний;

- изучение отношения родительской общественности к школе, к предлагаемым направлениям деятельности и формам взаимодействия (информационные листы, информирование по телефону, работа школьного сайта, анкетирование);

- выбор представителей от школы и родительской общественности для совместной деятельности в каждом направлении: государственное общественное управление, информационно-просветительское, образовательное, художественно-эстетическое, спортивно-оздоровительное.

Результат этапа:

- в каждом направлении совместной деятельности будут определены представители школы и родительской общественности для координации совместной работы;

- определены родителями желаемые формы совместной деятельности по предложенным направлениям.

II этап - Практический (октябрь - апрель)

Цель - вовлечь родителей в различные виды деятельности по направлениям.

Содержание деятельности: взаимодействие школы с семьей по различным

направлениям: государственное общественное управление, информационно-

просветительское, образовательное, художественно-эстетическое,

спортивно-оздоровительное.

Государственно-общественное управление



Цель - обеспечить условия для постоянного и ответственного взаимодействия

в управлении образованием с одной стороны, образовательного учреждения, с другой стороны, родительской общественности.

Содержание деятельности: привлечение родительской общественности к

управлению образовательным учреждением.

Государственно-общественное управление образованием (ГОУО) - один из видов взаимодействия государства и общества, функция которого заключается в обеспечении реализации и удовлетворении образовательных потребностей общества и его подсистем. Государственно-общественное управление в сфере образования - это постоянное ответственное взаимодействие в управлении образованием:

- с одной стороны, различных субъектов, выражающих и представляющих интересы, политику, гарантии и компетенцию государства в области образования (органы государственной власти, органы управления образованием, руководители общеобразовательных учреждений);

- с другой стороны, различных субъектов, выражающих интересы в области образования гражданского общества, населения.

Общественность - структурное явление, отражающее интересы социальных групп в области образования, не подчиненные органам управления образованием. К общественности могут быть отнесены структуры:

  • объединяющие участников образовательного процесса (родителей, учащихся)

  • объединяющие работников образования (например, ассоциация педагогов-исследователей);

  • непосредственно не связанные с системой образования (объединения работодателей, творческие союзы, научные учреждения и т.д.);

  • обеспечивающие систему образования определенными ресурсами (за счет внебюджетных источников).

Содержание государственно-общественного управления образованием включает:

1) деятельность по обеспечению функционирования образовательной сферы:

  • участие в подготовке, принятие и реализация нормативно-правовой базы образования;

  • определение направлений расходования дополнительных материальных и финансовых средств;

  • оценку рациональности использования выделяемых государством ресурсов;

  • организация обсуждения готовящихся и принятых законодательных и нормативно-правовых актов в сфере образования;

  • обеспечение контроля за соблюдением действующего законодательства в области образования, полнотой реализации прав обучающихся, родителей и работников образовательных учреждений;

  • создание условий для гуманизации и гармонизации взаимоотношений участников образовательного процесса;

  • привлечение в систему образования сил и средств юридических и физических лиц; представление и защита интересов сферы образования и др.,

2) содействие совершенствованию деятельности и развитию сферы образования:

  • разработка и реализация соответствующих проектов, программ, в том числе направленных на модернизацию и демократизацию образования;

  • совершенствование содержания, организационной структуры, форм и методов образовательной деятельности в сфере управления (изучение интересов и потребностей участников образовательного процесса, общества и государства);

  • проведение экспертизы проектов, обсуждение предлагаемых идей реформирования и модернизации сферы образования;

  • выявление резервов улучшения качества образования и приведение их в действие;

  • разработка, принятие и реализация мер стимулирования труда педагогов, учебной, трудовой и общественно полезной деятельности обучающихся, деятельности родителей в интересах сферы образования;

  • изыскание материальных и финансовых ресурсов для реализации проектов модернизации образовательных систем и учреждений.

Существующие формы взаимодействия

Предлагаемые формы взаимодействия

Родительский комитет школы

Попечительский совет школы

Совет школы

Рабочие группы по разработке и реализации конкретных задач управления школой



Информационно-просветительское направление

Цель - создать единое информационное пространство для эффективного взаимодействия педагогов, учащихся и родителей.

Содержание деятельности:

  • информирование родителей о деятельности ОУ;

  • сопровождение родителей в решении возникающих проблем;

  • организация образовательной деятельности родителей;

  • вовлечение родителей в информационное пространство ОУ.

Существующие формы взаимодействия

Предлагаемые формы взаимодействия

Сайт (Приложение № 5)

Письмо родителям.

Информационные стенды

Телефон Доверия

Оформление выставок творческих работ

Горячая линия

Электронный дневник

Родительские конференции, семинары, круглые столы

Индивидуальные беседы с родителями

В школе существует информационное пространство для эффективного взаимодействия с родительской общественностью:

  • ежедневно обновляется информация на информационном стенде;

  • ведется работа по развитию школьного сайта;

  • заносятся сведения в единую базу данных;

  • проводятся общешкольные родительские тематические собрания с привлечением социальных партнеров;

  • организуются консультации и беседы с родителями.

Но на сегодняшний день информационное направление недостаточно востребовано родителями. Необходимо вводить новые формы информационного взаимодействия с родителями (Приложение №6, №7).

Вся воспитательная система школы, субъектами которой являются учителя, учащиеся и их родители, строится на принципах гуманно-демократических воспитательных отношений, один из которых гласит: единое информационное пространство является основой процесса взаимодействия педагогов, родителей и учащихся.

Образовательное направление



Цель - способствовать активному участию родителей в обучении и воспитании ребенка.

Содержание деятельности:

  • привлечение родителей к участию в обучении и воспитании ребенка;

  • обеспечение родителей актуальной информацией о достижениях ребенка;

  • организация, при необходимости, просвещения родителей о способах адекватного взаимодействия с ребенком и возможностях его развития.

Для реализации данного направления предлагается систематически проводить:

  • «День открытых дверей», где будут демонстрироваться достижения ребенка, учителя и родителя, которые должны быть партнерами в образовательном процессе.

  • Индивидуальные консультации родителей по воспитанию ребенка, в рамках которых им будет предоставляться информация о возможностях и способностях ребенка.

  • Встречи со специалистами службы психолого-педагогического сопровождения для снятия индивидуальных проблем учащихся.

Существующие формы взаимодействия

Предлагаемые формы взаимодействия

Урок-наблюдение за деятельностью педагога и детей позволяет родителям проследить за тем, как строится система обучения на современном этапе, какие методы и приемы использует учитель, каким образом складываются взаимоотношения ребенка с педагогом, сверстниками; увидеть характер затруднений ребенка, своевременно оказать ему помощь или обратиться за поддержкой к учителю.

Урок-соревнование детей и родителей.

Создает ситуации успеха в учебной деятельности детей, стимулируют их познавательные интересы.

Урок - практическое участие родителей знакомит с уровнем развития современного образовательного процесса, приучает родителей, детей и учителя к совместной деятельности. Родителям предлагается роль активных участников урока. Изучая тему вместе с детьми, родители чувствуют себя внутри образовательного процесса. Ненадолго возвращаясь в детство, часто заново вспоминают, каким нелёгким может быть процесс обучения.

Бинарные уроки - совместное изучение информационных технологий. Знакомят родителей с возможностями современных образовательных технологии. Учитель использует информационные технологии в учебно-воспитательном процессе, в том числе и ресурсы Интернет, организует промежуточный и итоговый контроль знаний с помощью компьютерных программ.

Открытый урок - эта форма совместной деятельности, которая формирует общественную активность детей и родителей в рамках школы, города, района, области.

Семейная олимпиада, в рамках которой учащиеся и их родителя являются участниками конкурсов по разным предметам.

День открытых дверей - это праздник класса, где демонстрируются только положительные достижения учителя и ребенка, это своеобразный итог новой ступеньки достижений детей, родителей, учителя. Эта форма позволяет родителям увидеть, как строит учитель процесс обучения, как адаптируется ребенок к новым обязанностям, какие успехи им достигнуты. Родители замечают, на что нужно обратить внимание, чтобы помочь ребенку не отстать от сверстников. (Приложение № 3)

Неделя «На отлично» (Приложение № 4), где родитель является экспертом достижений своего ребенка.



Спортивно-оздоровительное направление



Цель - формировать у учащихся и их родителей идеологию здорового образа жизни через взаимодействие школы, учащегося и его семьи.

Содержание деятельности:

  • привлечение родителей к совместным спортивно-оздоровительным мероприятиям;

  • проведение бесед с родителями о важности и необходимости вести здоровый образ жизни;

  • обеспечение сохранности и укрепления здоровья учащихся, учителей и родителей за счет создания безопасных и комфортных условий обучения.

Предлагается в течение года проводить следующие мероприятия:

  • «День здоровья» совместно с родителями;

  • соревнования «Мама, папа, я - спортивная семья»;

  • тематические родительские собрания «За здоровый образ жизни» с привлечением специалистов, которые раскрывают особенности организации питания и закаливания школьников;

  • «День туриста» с привлечением родственников для кратковременных походов и длительных экскурсий;

  • «День лыжника», в рамках которого будут проводиться семейные соревнования;

  • встречи семейного оздоровительного клуба с организацией совместного выезда на природу.

Существующие формы взаимодействия

Предлагаемые формы взаимодействия

Туристические походы совместно с родителями

Семейный физкультурно-оздоровительный клуб

Клуб как социально-педагогическое явление представляет собой единство разнообразия, интеграцию познавательной, развивающей, коммуникативной деятельности родителей и детей, в основе которой лежит свободный поиск путей формирования здорового стиля жизни, интереса к физической культуре, творчеству

«Дни здоровья» совместно с родителями

Конкурс «Лучший спортивный класс школы»

Соревнования «Мама, папа, я - спортивная семья»

Тематические дни, например, «День туриста», «День лыжника»

Тематические родительские собрания, конференции

Декада «За здоровый образ жизни»







Художественно-эстетическое направление



Цель - формировать культуру как часть общего духовного развития всех участников образовательного процесса.

Содержание деятельности:

  • приобщение к национальному и мировому наследию;

  • стимулирование эмоционально-ценностного отношения учащихся и родителей к отечественной культуре;

  • организация деятельности учащихся и родителей в творческих делах.

В художественно-эстетическом направлении участие родителей позволит

неформально подойти к организации экскурсий на выставки в музеи, театры, концерты. В этом направлении предлагается организация выставок работ родителей, концерта с участием родителей, спектакля, где родители и учащиеся играют главные и второстепенные роли.

Существующие формы взаимодействия

Предлагаемые формы взаимодействия

Экскурсии

Участие в выставках и конкурсах художественной самодеятельности

Посещение музеев

Организация кружков, секций, клубов родителями

Просмотр спектаклей, кинофильмов

Коллективные творческие дела





Результаты деятельности II этапа:

Предполагается, что родители будут не только взаимодействовать со школой в новых предлагаемых формах, но и активизируются в рамках совместной деятельности по следующим направлениям:

  • государственное общественное управление

  • информационно- просветительское

  • образовательное

  • художественно-эстетическое

  • спортивно-оздоровительное

III этап Рефлексивный (май-июнь)

Цель - проанализировать эффективность взаимодействия семьи и школы.

Содержание деятельности:

- изучение опыта взаимодействия;

- определить эффективность использованных форм и направлений;

- систематизация форм и методов;

- оформление результата деятельности.

Результаты этапа: установлен уровень эффективности взаимодействия семьи и школы с использованием определенных направлений и форм.

Ожидаемые результаты

Эффективное взаимодействие участников образовательного процесса, которое проявляется

  • в активной позиции учащихся и их родителей по отношению к школе;

  • во внимательном отношении родителей к достижениям учащихся;

  • в расширении форм взаимодействия семьи и школы;

  • в позитивном отношении родителей и учащихся к школе;

  • в реализации совместных творческих проектов учащихся, родителей и педагогов.

Реализация «Модели эффективного взаимодействия «ученик - родитель - учитель» обеспечит создание учебно-воспитательной микросреды, способствующей формированию у родителей, детей и педагогов опыта продуктивной совместной деятельности и успешной самореализации в учёбе, творчестве и социальной жизни.

Критерии и показатели эффективности реализации проекта



Критерии

Показатели

Высокий

свыше 75%

Средний

до 50%

Низкий

ниже 40%

Активная позиция учащихся и их родителей по отношению к школе




Внимательное отношение родителей к достижениям учащихся




Расширение форм взаимодействия семьи и школы




Позитивное отношение родителей и учащихся к школе




Реализация совместных творческих проектов







Активная позиция учащихся и их родителей по отношению к школе - количество детей и родителей, изъявивших желание участвовать в совместных мероприятиях.

Внимательное отношение родителей к достижениям учащихся - количество родителей, принимающих участие в учебной и внеучебной деятельности своего ребенка.

Расширение форм взаимодействия семьи и школы - уровень востребованности новых форм взаимодействия.

Позитивное отношение родителей и учащихся к школе - степень удовлетворенности родителей участием в различных совместных делах по направлениям.

Реализация совместных творческих проектов - степень участия родителей в создании проектов и успешности их защиты.

Заключение

В рамках реализации проекта предлагается «Модель эффективного взаимодействия семьи и школы: «ученик-родитель-учитель», которая ориентирована на создание партнерских отношений детей, родителей и педагогов в совместной деятельности.

Осознание педагогическим коллективом необходимости внесения существенных изменений в практику взаимодействия к достижениям своих детей, но и к школе в целом, которое проявится в реализации семейных проектов. Данный проект является одним из вариантов решения проблемы - отсутствия эффективного взаимодействия семьи и школы.

Перспективность данного проекта определит результат его реализации. Если позитивные отношения участников образовательного процесса приведут к совместной творческой деятельности учащихся, родителей и педагогов, то можно будет подобный опыт распространять в школах района в рамках ресурсного центра.



Литература и ресурсы интернета

  1. Е.Трофименко, Н.Бубчикова. Тренинг педагогического общения. Школьный психолог, № 7, 2008.



  1. Е. Аникина, Александрова Е.А. Как сделать общение с родителями живым и предметным. - В журнале "Директор школы", № 8, 2005

  2. Щуркова НЕ. Классное руководство: рабочие диагностики. М. 2001.


  1. Гуткина ЛД. Планирование и организация воспитательной работы в школе. М. Центр "Педагогический поиск", 2002.



  1. mon.gov.ua


  1. osvita.org.ua


  1. uk.wikipedia.org.



  1. nsportal.ru/shkola/administrirovanie-shkoly/library/pedsovet-vzaimodeystvie-semi-i-shkoly-v-sovremennyh

  2. zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/44/


  1. nsportal.ru/shkola/rabota-s-roditelyami/library/semya-i-shkolagrani-sotrudnichestva







ПРИЛОЖЕНИЕ № 1.

Cтатистика разводов и браков в России

Кол-во браков

Кол-во разводов

Браков на 1000 чел.

Разводов на 1000 чел.

2000

897327

627703

6.2

4.3

2001

1001589

763493

6.9

5.3

2002

1019762

853647

7.1

5.9

2003

1091778

798824

7.6

5.5

2004

979667

635835

6.8

4.4

2005

1066366

604942

7.5

4.2

2006

1113562

640837

7.8

4.5

2007

1262500

685910

8.9

4.8

2008

1179007

703412

8.3

4.9

Причины разводов, статистика причин разводов

Причины разводов

%

Алкоголизм, наркомания

51

Отсутствие квартиры

41

Сами супруги

31

Материальное неблагополучие

29

Родственники

18

Отсутствие детей

10

Долгая разлука

8

Физические недуги

2

Как видно из таблицы, более половины опрошенных главной причиной разводов называют алкоголизм и наркоманию. Эта цифра растет с каждым годом. Так, в 1990 году эту причину разводов назвали 33%.

Статистика разводов по времени, прожитому вместе

Кол-во лет

%

До 1 года

3.6

1-2 года

16

3-4 года

18

5-9 лет

28

10-19 лет

22

Более 20 лет

12.4

Наибольшее количество разводов происходит в возрастном диапазоне 18 - 35 лет. Таким образом, в зону максимального риска попадают молодые пары.







ПРИЛОЖЕНИЕ№2

ПРАВИЛА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТАКТА В РАБОТЕ

С РОДИТЕЛЯМИ УЧАЩИХСЯ

В беседе с родителями учащихся

  1. Терапевтический момент: учтиво поздороваться, поинтересоваться, как идет жизнь в семье, все ли здоровы. От этого в значительной мере зависит содержание предстоящей беседы. Если учитель узнает, что в семье горе или серьезные неприятности, то он не станет говорить о негативных сторонах школьной жизни ребенка, предъявлять претензии родителям. Все это можно сказать при следующей встрече.

  2. Начать разговор о ребенке обязательно с хорошего. Уметь увидеть положительные стороны в характере и поведении даже самого «трудного» ученика. Только такое начало беседы может обеспечить ее продуктивный характер и положительный результат. Иметь в виду, что поток исключительно негативной информации о ребенке естественно вызывает у родителей неприязнь к собеседнику, гнев и обиду на школу.

  3. Терпеливо выслушать родителей. Особое внимание обратить на то положительное, что они рассказывают о ребенке и что неизвестно учителям. Ни в коем случае не прерывать рассказ родителей репликами типа: «Я тороплюсь», «Мне некогда» или «Да перестаньте защищать своего сына». Помнить, что именно мать и отец должны защищать своих детей, иное просто противоестественно. Гораздо хуже, если родители не видят в своем ребенке ничего хорошего, потеряли надежду на будущее.

  4. Корректно, спокойно, без пафоса и лишних эмоций скажите о недостатках школьника, что смущает учителей в его характере и поведении.

  5. С учетом индивидуальных особенностей ученика и его родителей, их семейно-бытовых условий выскажите свои соображения и педагогические рекомендации по развитию школьника, преодолению негативных сторон его личности.

  6. Беседа завершается терапевтическим моментом: не забудьте вежливо попрощаться, передать привет знакомым членам семьи, наметить ориентиры следующей встречи, если она прогнозируема.



ПРИЛОЖЕНИЕ № 3.

День открытых дверей.

Дни открытых дверей для родителей проводятся с различными задачами, основываясь на ключевых, базовых аспектах деятельности образовательного учреждения.

Дни открытых дверей для родителей направлены на согласование с родителями целей и условий обучения в учебном заведении. На «Дне открытых дверей: где и как будет учиться ваш ребенок» представляется образовательная программа школы, презентуется информационный сборник для родителей «Диалог с родителями: где и как будет учиться ваш ребенок», ведется открытый диалог с родителями по волнующим их вопросам. В декабре родители вместе с детьми готовятся к новогоднему празднику и участвуют в «Дне открытых дверей: приглашаем на праздник», а в марте родители уже посещают открытые занятия, встречаются с администрацией ОУ, учителями во время «Дня открытых дверей: учитесь с нами, учитесь лучше нас». «День открытых дверей: решаем проблемы вместе» подводит своеобразный итог года: обсуждение результатов общей работы, выявленных проблем и достижений, определяются образовательные перспективы каждого ребенка.

Таким образом, серия «Дней открытых дверей» для родителей учащихся имеет целенаправленный и системный характер.





ПРИЛОЖЕНИЕ № 4

НЕДЕЛЯ "НА ОТЛИЧНО"

В настоящее время отмечается большой подъем активности школьников, но, к сожалению, далеко не всегда положительно направленной. Многие подростки и родители потеряли веру в школу, стремятся меньше в ней находиться.

Успешно занимающиеся учащиеся лучше относятся друг к другу, к учителям, к родителям. И родители в ответ испытывают положительные эмоции к школе и к своим детям. Неделя "На отлично" помогает получить положительные эмоции и удовлетворение учащихся и их родителей. Учителя поощряют учеников, пишут похвалу в дневник за знания, за старания, примерное поведение, за умения и достижения, за успехи в учебе. У учащихся с низкими учебными возможностями надо воспитывать любовь к школе, повышать самооценку, давая возможность участвовать в разных школьных мероприятиях, приобщать и заинтересовывать их родителей, дать родителям возможность почувствовать гордость за своего ребенка. Ученики и их родители ответят добром и благодарностью.

За неделю до праздника вывешивается объявление о предстоящем мероприятии. В нем сообщается всем учащимся о конкурсе "Неделя "на отлично" или «Подарок для родителей". Все учащиеся могут принять участие в этом конкурсе. Кто больше соберет за неделю пятерок в дневник и похвальных записей, те учащиеся и победители конкурса. Победителям - благодарственное письмо родителям.

В конце недели подводятся итоги и на линейке объявляются победители.

Приглашаются на сцену родители для вручения благодарственных писем.



ПРИЛОЖЕНИЕ № 5

Школьный сайт.

Стремительно меняется жизнь, также стремительно меняются взгляды и представления детей, появляются новые объективные потери у них интереса к школе. Наступило время переосмысления, расширения традиционных направлений обучения, поиск новых методов и приёмов заинтересовать детей к учёбе, в чём "плюс" Интернета для учителя, а для родителей учащихся - каждый день - "Дни открытых дверей" в школе. Таким образом, сегодня является актуальным вопрос о необходимости и перспективах создания школьного сайта, сайта как "визитка", PR-инструмента школы, сайта как инструмент внутри- и внешкольного взаимодействия. Иметь школе собственную страничку в мировой сети не только престижно, но и удобно. Сайт связывает в единую цепь учеников, родителей и учителей школы, сближая всех общими интересами.

Основная цель школьного сайта - связать между собой учеников, родителей и учителей обменом информацией по различным направлениям школьной жизни. Например, в связи с занятостью родители не всегда могут прийти в школу лично, и лучше ввести их в курсе дела школы посредством объявления на сайте. С помощью школьного сайта, на котором отражена вся школьная жизнь, подростки будут больше вовлечены в социальную деятельность, смогут получать дополнительное образование дистанционно, учителя получат удобную доску объявлений о проводимых конференциях, смогут публиковать свои методические наработки и многое, многое другое. Школьные сайты должны быть по существу виртуальной школой. Это в значительной степени сможет облегчить выбор школы, класса для ребенка, так как родители получают большое количество разноплановой информации. Также школьные сайты - это прекрасная возможность показать творческие способности учащихся и способы самореализации подростков, отразить атмосферу в школьном коллективе.



ПРИЛОЖЕНИЕ № 6.

Информация для родителей.

Содержание информации

для родителей

Способы и формы предъявления информации

для родителей

Устав учреждения

Перечень (или небольшие рекламные проспекты) образовательных программ, реализуемых школой

Возможные образовательные маршруты учащихся

Содержание обучения в школе (то есть учебный план)

Папка для родителей «Родителям о школе», которая постоянно находится в месте, доступном для родителей, например в канцелярии школы

Информирование на индивидуальных консультациях

Проведение открытых уроков для родителей

Перспективы развития школы

Деятельность службы сопровождения

Деятельность кружков и факультативов

Организация внеклассной работы (программы экскурсий, годовой круг праздников, программа посещения музеев и театров и т.д.)

Режим работы образовательного учреждения

Расписание уроков, консультаций служб сопровождения, созданных в школе (психологической, социальной, валеологической и т.д.)

Сведения о платных образовательных услугах, предоставляемых школой

О дополнительном образовании (бесплатном) на базе школы

О работе школы в вечернее время

Информационный стенд о школе, помещенный в доступном для родителей месте, например в вестибюле школы

Памятки, листовки, буклеты

Объявления об изменениях в рас писании уроков, общих и индивидуаль- ных консультациях

Устное информирование на родительских собраниях

Пресс-клуб при родительском комитете школы

Проведение Дней открытых дверей

Вечер вопросов и ответов



ПРИЛОЖЕНИЕ № 7.

Анкета «Ваше отношение к школе»

Уважаемые родители!

Каждое из положений анкеты просим вас оценить,

выбрав одно из утверждений: -2,-1,0,+1,+2

Вопросы

-2

-1

0

+1

+2

1 . Оцените, пожалуйста, удовлетворены ли вы:

- уровнем преподавания;

- организацией школьного быта;

- питанием в школе;

- состоянием школьных помещений;

- оформлением классов;

- материально-техническим обеспечением школы;

- отношениями между школьниками в классе;

- вашими отношениями с педагогами и администрацией;

- отношениями вашего ребенка с педагогами;

- отношением вашего ребенка к школе в целом


2. В школе любой ученик может найти подходящий для себя кружок, секцию, клуб, выбрать интересную экскурсию, лекцию, участвовать в проведении праздников, соревнований, культпоходов. Что бы вы могли предложить в дополнение к этому перечню?


3. Получаете ли вы достаточную информацию об успехах и неудачах вашего ребенка в школе?


4. Узнаете ли вы что-нибудь важное о личности вашего ребенка из бесед с педагогами и психологами?


5. Может ли ваш ребенок сказать: «Моя школа лучше других школ в районе»?


6. Имеете ли вы возможность участвовать в делах школы?


7. Напишите, что, по вашему мнению, школа делает хорошо?

8. А что, по вашему мнению, ей следовало бы делать лучше? Напишите.

Благодарим за ваши ответы!
















© 2010-2022