Классный час на тему Моя малая Родина

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Классный час «Моя малая Родина»

Усадьба Абрамцево

Цели:

  1. Расширение и углубление знания учащихся об истории родного города.

  2. Воспитание чувства любви и гордости за свою малую Родину.

Задачи:

  1. Научить ребят видеть и ощущать красоту родного края.

  2. Воспитывать уважение к нравственному опыту представителей старшего поколения.

  3. Формировать потребность в сохранении исторических и культурных памятников родной земли.

  4. Развивать интерес к чтению документально-исторической литературы.

  5. Содействовать моральному развитию детей.

Оформление:

Мультимедийная презентация

Малая родина - это то место, где человек родился, вырос, учился, где живут его родные. Это то место, любовь к которому поселяется в сердце человека навсегда. Но осознание своей Родины, чувства любви к ней возникают не сразу. Для ребенка в детстве важнее всего мать и отец. Но, подрастая, он начинает испытывать привязанность к друзьям, к родной улице, к реке, к лесам, полям, к своему селу или городу. И неважно, чем является твоя Родина: большим промышленным городом или маленькой деревенькой. Главное то, что это всё родное, знакомое тебе с детства.

Я узнал, что у меня

Есть огромная семья-

И тропинка, и лесок,

В поле каждый колосок!

Речка, небо голубое -

Это всё моё родное!

Это Родина моя,

Всех люблю на свете я!

Для каждого человека в его малой Родине есть то, о чём бы он хотел рассказать. Вот и я хочу поговорить сегодня с вами об одном из замечательных мест Сергиево-Посадского района - усадьбе Абрамцево.

Усадьба Абрамцево - очаг отечественной культуры, крупнейший художественный центр русского искусства второй половины XIX столетия.

От одноимённого посёлка к усадьбе, через тёмные ельники, ведёт узкая асфальтированная дорога. Она огибает имение слева, давая возможность насладиться рукотворными заводями на реке Воре, с перекинутыми белоснежными мостиками, отражения которых в изумрудных, вялотекущих водах так романтичны…

Первые сведения об Абрамцеве относятся к 1755 году, до 1782 года оно принадлежало роду Головиных.

С 1843 по 1859 год в усадьбе жил русский писатель С.Т. Аксаков.

Для Аксакова, любителя природы, заядлого рыбака и охотника, Абрамцево стало местом, где можно было отдохнуть от московской суеты. «Прекрасный мирный, уединенный уголок, где собрано все, что нам нужно», - писал он сыну Ивану в начале 1844 г. В Абрамцеве Аксаков сложился как писатель и создал свои лучшие литературные произведения: «Записки об уженье рыбы» (1847) и «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии» (1852), автобиографические повести «Семейная хроника» (1856) и «Детские годы Багрова-внука», сказку «Аленький цветочек» (обе - 1858).

На протяжении, по крайней мере, пятнадцати лет Абрамцево являлось одним из центров общественной и культурной жизни России, местом встреч, оживлённых бесед и споров выдающихся людей того времени.

В гостях у Аксаковых бывали И.С. Тургенев, Ф.И. Тютчев, Н.В. Гоголь, Т.Н.Грановский, М.С.Щепкин и др. Особенно дружен с Сергеем Тимофеевичем был Николай Васильевич Гоголь, он подолгу гостил в Абрамцеве, где ему отводилась определённая комната. Здесь же, в кругу семьи Аксаковых, им впервые были прочитаны в августе 1849 года главы из второго тома "Мёртвых душ". Н.В. Гоголь считался с мнением Аксакова - литературного критика - и требовал от него замечаний. Чета Аксаковых была одним из самых преданных, стойких и восторженных друзей Гоголя.

После смерти отца (в 1870 году) дочь Аксакова продаёт Абрамцево Савве Ивановичу Мамонтову. Новый хозяин, оценив уникальность доставшегося ему владения, постарался сохранить "Аксаковский дух" имения. Благоустраивая Абрамцево, Мамонтовы бережно восполняли утраченное, не нарушая гармонии прошлого.

В 1870-1880-х гг. был отремонтирован усадебный дом, заново построены кухня и людская. В северной части двора были возведены ветряная водокачка и сарай с амбаром, на месте фруктового сада - теплица и две оранжереи, где выращивались клубника и персики, а к юго-западу от двора - конюшня и каретный сарай. Скотный двор с молочной в «голландском стиле», сенной сарай и дача под названием «Яшкин дом» не уместились на территории старой усадьбы, и были вынесены за ее пределы. До наших дней большинство из этих построек не сохранилось.

Стремясь улучшить положение местных крестьян, Елизавета Григорьевна Мамонтова организовала первые в округе больницу (1873) и школу (1874). При школе была открыта столярная мастерская (1876) с целью предотвратить уход сельской молодежи на заработки в город. Эти постройки, располагавшиеся к северо-западу от усадьбы, получили название «Культурный поселок» и также не дошли до нашего времени.

Предприниматель по профессии, С. И. Мамонтов был художником по призванию: его живо интересовали изобразительное искусство, архитектура, театр. Во время учебы в университете он участвовал в театральном кружке, которым руководил драматург А. Н. Островский, затем брал уроки пения в Милане, занимался рисунком в Риме.

В кругу знакомых Мамонтовых были И. Е. Репин, В. М. и А. М. Васнецовы, В. А. Серов, И. С. Остроухов, Е. Д. Поленова, К. А. Коровин, М. В. Нестеров, М. А. Врубель, А. А. Киселев и другие художники. Творческое содружество этих мастеров вошло в историю искусства как Мамонтовский художественный кружок.

С конца 1870-х гг. участники кружка подолгу жили и работали в Абрамцеве. В усадьбе и ее окрестностях были написаны «Крестный ход в Курской губернии» (1880-1883) и «Не ждали» (1884-1888) Репина, «Аленушка» (1881) и «Богатыри» (1881-1898) Васнецова, «Девочка с персиками» (1887) Серова, «Видение отроку Варфоломею» (1889-1890) Нестерова и другие шедевры русской живописи. Но деятельность Мамонтовского кружка не ограничивалась изобразительным искусством.

По инициативе Е. Г. Мамонтовой, при участии И. Е. Репина, В. Д. и Е. Д. Поленовых, В. М. Васнецова и Андрея Мамонтова, в Абрамцеве была собрана коллекция произведений народного искусства (1881-1890-е). На основе этой коллекции создавались изделия абрамцевской мастерской, преобразованной в столярно-резчицкую.

В 1890 г. в «Культурном поселке» была построена керамическая мастерская, художественным руководителем которой стал М. А. Врубель. Он выполнил изразцовые печи для московского и абрамцевского домов Мамонтовых, многочисленные произведения декоративной скульптуры и посуды.

В Абрамцеве поддерживали широко распространенную в те годы традицию домашних спектаклей. Режиссером, а нередко и драматургом в них выступал С. И. Мамонтов, роли исполняли все желающие, а декорации и эскизы к костюмам создавали Поленов, Васнецов и другие художники. Эти любительские постановки во многом способствовали созданию Мамонтовым Русской частной оперы (1885-1891, 1896-1899) в Москве

Мамонтовский художественный кружок заложил основу национального, неорусского направления стиля модерн и во многом определил творчество объединения «Мир искусства», Художественного театра К. С. Станиславского и Русских сезонов С. П. Дягилева на рубеже XIX-XX столетий. Участники кружка создали один из первых музеев произведений русского народного искусства, а абрамцевские мастерские положили начало возрождению и развитию старинных ремесел - резьбы по дереву и производства майолики.

Именно здесь, в Абрамцеве, с наибольшей полнотой раскрылся васнецовский талант. По его проекту в усадьбе в 1881-1882 гг. строится церковь Спаса Нерукотворного.

«В 1880 году в Великую субботу речка Воря сильно разлилась, жители окрестных деревень были лишены возможности попасть через реку в ближайшую церковь и потому устремились в усадьбу, зная, что там будут служить заутреню. Абрамцевский дом переполнился массой молящихся. Тогда Савве Ивановичу пришла мысль в будущем помочь этому положению.

В 1881 году выбрали место в парке и решили поставить храм во имя Спаса Нерукотворного, по образцу старых русских соборов.

Первоначальный проект церкви создал В. Д. Поленов. Продолжил работу над проектом В. М. Васнецов. Васнецовский храм приобрел пропорциональный, гармоничный облик и лучше соответствовал своему предназначению - небольшой усадебной церкви, вписанной в пейзаж абрамцевского парка.

В конце мая 1881 г. начались строительные работы. Васнецов вспоминал: «Все мы, художники - Поленов, Репин, я - сам Савва Иванович и семья его принялись за работу дружно, воодушевленно. Наши художественные помощницы - Елизавета Григорьевна… Елена Дмитриевна Поленова, Наталья Васильевна Поленова (тогда еще Якунчикова), Вера Алексеевна Репина - от нас не отставали. Мы чертили фасады, орнаменты, составляли рисунки, писали образа, а дамы наши вышивали хоругви и даже на лесах около церкви высекали по камню орнаменты, как настоящие каменотесы. Савва Иванович, как скульптор, тоже высекал по камню... Подъем энергии и художественного творчества был необыкновенный: работали все без устали, с соревнованием, бескорыстно…»

К концу июля стены церкви были подведены под крышу. Декоративная отделка фасадов и интерьера потребовала дополнительного изучения средневекового русского искусства, и участники кружка предприняли поездки в Ростов, Ярославль и другие города. В течение лета храм был украшен резным орнаментом.

Над входом было помещено изображение Спаса Нерукотворного (1882) работы Поленова, а печная труба в углу крыши покрыта изразцами (1890-е).

В иконостасе - «Спас Нерукотворный» (1881-1882) И. Е. Репина, «Николай Чудотворец» (1881) Н. В. Неврева, «Сергий Радонежский» (1881) и «Богоматерь» (1882) В. М. Васнецова, «Благовещение» (1882) В. Д. Поленова и другие произведения абрамцевских художников.

В храме, удалённом от жилого комплекса, как бы спрятанном в тенистых аллеях старинного парка, была достигнута отстранённость от повседневности и мирской суеты, возможность сокровенного общения с богом и хрупкое слияние со щемящей красотой окружающего русского пейзажа. Теперь, когда в Спасскую церковь вернулась православная жизнь, перед иконостасом, как и при Мамонтовых, потрескивают свечи и слышны церковные песнопения…

В 1883 году Васнецовым также создана "избушка на курьих ножках", ставшая излюбленным местом абрамцевской детворы. Сказочный домик так мастерски вписан в антураж, что стал его неотъемлемой частью.

В основе избушки - сруб, сложенный из толстых бревен, опирающийся на пни и перекрытый двускатной тесовой крышей, увенчанной коньком с резной головой коня над северным фронтоном. С севера к срубу примыкают сени на столбах, крытые соломой, с юга - балкончик .

Стилизованные изображения совы и летучей мыши, украшающие фронтоны избушки, позднее стали популярными декоративными мотивами в русском модерне. «Из православного храма отправились мы в "капище" или нечто подобное избушки на курьих ножках… - писал М. В. Нестеров о своем первом посещении Абрамцева. - Тут русский дух, тут Русью пахнет. Все мрачно, седые ели наклонили свои ветви, как бы с почтением вслушиваясь в отрывистый жалобный визг сов, которые сидят и летают тут десятками. Это чудное создание, не имеющее себе равных по эпической фантазии».

Рядом с господским домом находятся: мастерская для художников (1873 г.) архитектора Гартмана.

Одноэтажное деревянное здание состоит из жилой пристройки с низкой крышей и скульптурной мастерской, перекрытой двускатной кровлей. В мастерской хорошо продуманное естественное освещение.

В северной и южной стенах - обычные прямоугольные окна, в верхней части восточной стены - широкое окно во всю стену, под которым находится застекленная дверь на балкон с лестницей, ведущей в парк. Потолка в мастерской нет, поэтому дополнительное освещение дают слуховое окно и окна в кровле.

Мастерская - единственное сохранившееся до нашего времени деревянное произведение Гартмана - яркий образец «русского» или, вернее, псевдорусского стиля, одного из направлений архитектурной эклектики, характерной для второй половины XIX столетия.

Баня-теремок - вторая, наряду с мастерской, абрамцевская постройка в «русском стиле» - сооружена в 1877-1878 гг. по проекту архитектора Ивана Павловича Ропета (настоящие имя и фамилия Иван Николаевич Петров, 1844-1908).

Одноэтажное деревянное здание с мезонином расположено на месте обветшавшей аксаковской бани, к северу от усадебного дома.

В центре бани - печь, к которой примыкают все внутренние стены постройки. Здание венчает четырехскатная кровля, первоначально покрытая суриком, а в начале XX в. раскрашенная «в шашку».

Небольшие, «подслеповатые» окошки под несоразмерно высокой кровлей и маленькая низкая дверь под внушительной «бочкой» крыльца придают бане причудливый облик, за который она и получила свое второе название - «теремок». При Мамонтовых баня первоначально использовалось по прямому назначению, а позднее - как жилой флигель для гостей.

В настоящее время в бане-теремке размещаются изделия абрамцевской столярно-резчицкой мастерской. Здесь представлены мебель и предметы быта, изготовленные по эскизам Е. Д. Поленовой и других художников.

Мастерская и баня-теремок обильно украшены резьбой, широко распространённой в те годы и считавшейся выражением подлинно народной, национальной культуры. Эту ажурную резьбу, напоминавшую кружево или народную вышивку с растительными орнаментами и "петушками", называют "петушиной"..

За прошедшие годы предпринимательская деятельность С. И. Мамонтова значительно расширилась: он проложил Донецкую каменноугольную железную дорогу, был главным акционером Московского акционерного общества Вагоностроительный завод, Товарищества Невского механического завода, Общества Восточно-Сибирских чугуноплавильных заводов, став одним из создателей российской железнодорожной промышленности.

Но в 1899 г. Мамонтов был арестован по обвинению в финансовых злоупотреблениях и несколько месяцев провел в тюрьме. На следующий год он был оправдан судом присяжных, но полностью разорен. Московский дом, опечатанный после ареста Мамонтова, и хранившаяся в нем коллекция художественных произведений были проданы на аукционе для уплаты долгов. Абрамцево, переписанное в 1880 г. на Е. Г. Мамонтову, удалось сохранить.

Знакомясь с историей, культурой родного края, своими земляками, их трудовыми и боевыми подвигами, с их неисчерпаемым талантом, мы понимаем, что наш Сергиево-Посадский район достоин, чтобы люди, живущие в нём, гордились им.

© 2010-2022