Мой взгляд на воспитание

Мой взгляд на воспитание Я думаю, воспитание – это организация деятельности школьников как активной формы проявления их отношений к окружающему миру. Чем шире деятельность, тем богаче воспитательное влияние. Познавательная, трудовая, общественная, художественно-творческая, ценностно-ориентировочная, свободного общения, игровая, спортивная и как частная санитарно-гигиеническая – все эти виды деятельности направлены на социально ценностные объекты действительности, такие, как: общество, Родина, «...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ САКСКО РАЙГОСАДМИНИСТРАЦИИ

МИТЯЕВСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

7 КЛАССА

МОРОЗ Т.А.







Низкие воспитательные результаты сегодняшней школы никого не устраивают. Однако ни житейский опыт, так называемый здравый смысл, ни работа по принципу «делай, как я», ни даже обращение к новаторскому опыту (хотя его большой роли нельзя отрицать) не заменят педагогического мышления учителя, классного руководителя, его научно-теоретической подготовки. Он должен находить единственное верное решение при множестве переменных: возрасте детей, их характерологических особенностях, материальной базе школы и т.п.

Необходимо учитывать и то, что современные социальные обстоятельства усложнили процесс воспитания. Школьник получает мощный поток самой разноречивой информации, в том числе негативного плана. Успехи научно-технической революции, компьютеризация создают угрозу подмены человека машиной, вытеснения его из жизни как наивысшей ценности. Параллельно этому наблюдается острая необходимость в усилении человеческого фактора, в повышении роли нравственных отношений. Преодолеть эти противоречия можно лишь в том случае, если организовать воспитательный процесс на основе достижений современной теории воспитания.

Научный взгляд на процесс воспитания помогает возвыситься над конкретными частностями школьной действительности, содействует выработке стратегии педагога и соответствующей ей тактике. Усложнился сам объект воспитания. При стремительно выросших требованиях увеличилось его сопротивление открытому воспитанию; продолжающаяся автономизация осознающего свое «я» человека вынуждает нас менять тактику. Именно «создание условий для всестороннего развития личности» становится главным в воспитательном и учебном процессе, на что указывает проблема, над которой уже который год работают учителя Сакского района.

Человек выражает себя как личность через проявляемые к общественным явлениям отношения. Школьник становится личностью по мере формирования его социальных отношений к людям, государству, Родине, труду, прекрасному, природе, науке и т.д.Самое главное для меня как для классного руководителя - понять причины поступков детей и найти к каждому свой «ключик». Педагог не сумеет понять, отчего ребенок плохо учится, грубит, прогуливает, если не исследует его отношения и не обнаружит своеобразия его реальных связей с окружающими людьми.

Приходя в школу, дети приносят с собой весь набор социальных отношений, усвоенных в микросреде, в основном в семье. Наша задача - раскрыть горизонты видения этих отношений, раздвинуть границы жизненных наблюдений и опыта детей и на этой основе строить новые отношения.

Отношение формируется только проявляя себя. Значит, следует организовывать его проявление в тех или иных формах. Допустим, мы хотим, чтобы дети были гуманны. Коль скоро гуманизм - это признание человека как высшей ценности на Земле, то процесс формирования гуманности предстанет как ежедневное проявление уважения и чуткости к людям. Поэтому всегда обращаю внимание на естественные моменты школьной жизни: приветствие утром при встрече, помощь малышам или учителю, несущему карты, тетради, учебники на урок, этичное поведение в столовой, дисциплинированное поведение на уроке, чтобы не мешать соседу по парте слушать учителя, умение (будучи дежурным по школе) сделать замечание в такой форме, чтобы не оскорбить того ученика, которому оно адресовано.

Деятельность - это, по утверждению психологов, активная форма проявления отношения. Стараюсь организовать деятельность в классе таким образом, чтобы ее субъектом выступал школьник, а не учитель. Провожу в начале учебного года диагностический опрос с целью выяснить, какие виды деятельности предпочтительны для детей. При составлении плана воспитательной работы всегда ориентируюсь на результаты опроса. Если надо, в план вношу изменения, учитывая насущные проблемы и пожелания учащихся. Так, например, вместо запланированного новогоднего утренника дети изъявили желание провести конкурс «Мисс и мистер Новый год», при этом конкурсные задания продумываем вместе с классом.

Если ребята своими руками благоустраивали, ремонтировали, украшали класс, утепляли окна, высадили цветы, отремонтировали парты, то они всегда будут это беречь как результат своей деятельности. Кроме того, пока дети занимались делом, они уже изменились, приобрели новые личностные образования, продвинулись в развитии общественных отношений.

Деятельность как активно выраженное отношение открывает дорогу личностному подходу. Для меня это значит, что ребенок в организации собственной жизнедеятельности выступает как лицо активное и инициативное. Все конкретные дела должны быть замыслом детей, их волей. Педагогическое мастерство, я думаю, в том и состоит, чтобы дети не замечали влияния педагога и его воспитательных целей. Поэтому мне кажется даже странно звучащей такая фраза перед началом мероприятия: «Мы сегодня проведем… и будем воспитывать…».

Личность человека всегда индивидуально окрашена, интересна своей непохожестью на другое «я». И смотреть на школьника следует именно через призму ее своеобразия, учитывая и уважая непохожесть, ни в коем случае не гася особенности, не ликвидируя отличительности одного ребенка от другого. С этой точки зрения интересен каждый школьник, вне зависимости от его отметок, поведения на уроке и отношения к учителю. Усредненный подход, таким образом, устраняется провозглашением личностного. Допускаются неодинаковые взгляды, суждения, поступки и внешний облик. Считаю, что только такое отношение к человеку и поможет ему раскрыться наиболее полно, выразить богатство своего мира.









Мой взгляд на воспитание

Я думаю, воспитание - это организация деятельности школьников как активной формы проявления их отношений к окружающему миру. Чем шире деятельность, тем богаче воспитательное влияние. Познавательная, трудовая, общественная, художественно-творческая, ценностно-ориентировочная, свободного общения, игровая, спортивная и как частная санитарно-гигиеническая - все эти виды деятельности направлены на социально ценностные объекты действительности, такие, как: общество, Родина, «другие люди», мир, наука, природа, профессиональный труд, «я сам», а далее - школа, родной край, страна, мир. Мероприятия, которые проводятся в школе, должны быть многообразны по характеру включенных в них видов деятельности. В комплексе они должны решать всю совокупность задач воспитания , всестороннего развития личности, формирование общей культуры, гражданственности и толерантности. Считаю, планировать следует не «цель-мероприятие», а «деятельность-мероприятие».

Хочу поделиться принципами, будут которые полезны не только родителям (хотя они и обращены именно к родителям), но и каждому классному руководителю, если мы хотим, чтобы школа стала для ребенка вторым домом: «Каждому из нас нужно такое место, где можно не притворяться, где тебя не обманут, где тебе спокойно и хорошо, где можно отдохнуть всей душой. Такое место - твоя семья, дом (хотелось бы добавить - и школа). Ребенок будет счастлив и не поддастся дурному влиянию улицы, если близкие люди:

не будут сравнивать его с другими («Неужели не можешь быть таким, как все дети?..»), а станут говорить: «Ты имеешь право быть другим, непохожим!»;

не будут подкупать его («Если будешь слушаться, куплю конфетку!»), а подарят свою любовь просто так;

не будут диктовать, как себя чувствовать («Нечего реветь, ничего страшного не случилось»), а просто скажут: «Мы понимаем тебя…»;

не будут лишать надежды («Из тебя не получится ничего хорошего…»), а скажут: «Хочется верить, что ты чего-то достигнешь в жизни!»;

не станут обвинять: «Это из-за тебя у нас в жизни так много неудач…», а скажут: «Ты не виноват в том, что у взрослых проблемы в жизни»;

не будут угрожать и пугать («Еще раз сделаешь - тогда получишь…»), а скажут: «Мы поможем тебе справиться с трудностями»;

перестанут оценивать негативно («Что так ходишь, как урод!»), а помогут ребенку думать о себе хорошо.



© 2010-2022