Статья на тему: Формирование УУД на уроках в начальной школе

  Эта тема актуальна в настоящее время, так как важно сформировать УУД учащихся. Важно обеспечить не только предметными знаниями, но и УУД, которые позволят учащимся ориентироваться в различных предметных областях и успешно обучаться в дальнейшем. Общество развивается, создаются новые информационные технологии, целью школьного образования становится формирование умения учиться, результаты демонстрируют сами дети, в созданных для них условиях. Этого можно достигнуть благодаря  формированию систем...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

« Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе»

Эта тема актуальна в настоящее время, так как важно сформировать УУД учащихся. Важно обеспечить не только предметными знаниями, но и УУД, которые позволят учащимся ориентироваться в различных предметных областях и успешно обучаться в дальнейшем. Общество развивается, создаются новые информационные технологии, целью школьного образования становится формирование умения учиться, результаты демонстрируют сами дети, в созданных для них условиях. Этого можно достигнуть благодаря формированию системы универсальных учебных действий. Школьники должны освоить все компоненты учебной деятельности:

-познавательные и учебные мотивы;

-учебную цель;

-учебную задачу;

-учебные действия и операции.

Универсальные учебные действия делятся на:1)личностные, 2) регулятивные, 3) коммуникативные, 4)познавательные. На уроках математики, например, универсальным учебным действием может служить познавательное, которое определяет умение ученика выделять тип задачи и способ её решения. Ученикам предлагаются задания, в которых нужно в которых необходимо найти схему, отображающую логические отношения между известными данными и искомым. С 1-го класса начинается формирование моделирования как универсального учебного действия. Первые представления о взаимосвязи предметной и символической моделей формируются у учащихся при изучении темы «Число и цифра». Дети учатся устанавливать соответствие между различными моделями или выбирать из данных символических моделей ту, которая, например, соответствует данной предметной модели. Знакомство с отрезком и числовым лучом позволяет использовать не только предметные, но и графические модели при сравнении чисел, сложения и вычитания на числовом луче, а в дальнейшем использование знаково-символических моделей (запись числовых и буквенных выражений, неравенств, равенств), что является необходимым условием для формирования общего умения решать текстовые задачи. Ученики решают учебную задачу, на установление логической модели, устанавливающей соотношение данных и неизвестного. А это является важным шагом учеников к успешному усвоению общего способа решения задач.

На уроках литературного чтения можно предложить ученикам парные задания, где универсальным учебным действием служат коммуникативные действия, которые должны обеспечивать возможности сотрудничества учеников. Значительная часть логических познавательных УУД формируется и совершенствуется при изучении курса «Литературное чтение». Учебники содержат задания, направленные на формирование логических операций: анализ содержания и установление причинно-следственных связей; сравнение персонажей одного произведения и персонажей из разных произведений; сопоставление произведений по жанру и по виду (познавательного и художественного). Умение обосновывать свои суждения вырабатывается благодаря типичным вопросам, сопровождающим задания учебника: «Почему ты так думаешь (считаешь, полагаешь)?», «Обоснуй свое мнение», «Подтверди словами из текста» и т.п. На первичном этапе работы с текстом дети используют модели, где определяется точка зрения, позиция автора, читателя и рассказчика.

Для того, чтобы сформировать регулятивное универсальное учебное действие, на уроках русского языка проводятся самопроверки и взаимопроверки текста. Учащимся предлагаются тексты для проверки, содержащие различные виды ошибок (графические, пунктуационные, стилистические, лексические, орфографические). А для решения этой учебной задачи совместно с детьми составляются правила проверки текста, определяющие алгоритм действия. На уроках русского языка также используется моделирование. На этапе обучения грамоте это модели предложения, затем звуковые модели слова, которые затем преобразуются в буквенные. Эти модели мы используем на протяжении всего курса русского языка при изучении темы «Орфография». Очень хорошо помогают модели на уроках постановки учебной задачи, где дети могут увидеть несоответствие схемы, зафиксировать разрыв между знанием и незнанием и проведя исследовательскую работу изменить или уточнить данную схему.

При изучении курса «Окружающий мир» развиваются умения извлекать информацию, представленную в разной форме (иллюстративной, схематической, табличной, условно-знаковой и др.). В разных источниках (учебник, атлас карт, справочная литература, словарь, Интернет и др.). Сравнивать, классифицировать природные и социальные объекты на основе их внешних признаков; устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между живой и неживой природой, между живыми существами в природных сообществах, прошлыми и настоящими событиями и др. Пользоваться готовыми моделями для изучения строения природных объектов, моделировать объекты и явления окружающего мира; проводить несложные наблюдения и опыты по изучению природных объектов и явлений, делая выводы по результатам, фиксируя их в таблицах, в рисунках, в речевой устной и письменной форме. Учащиеся приобретают навыки работы с информацией: учатся обобщать, систематизировать, преобразовать информацию из одного вида в другой (из изобразительной, схематической, модельной, условно-знаковой в словесную и наоборот); кодировать и декодировать информацию (состояние погоды, чтение карты, дорожные знаки и др.).

Главное - это речевое проговаривание учеником выполняемого действия. Такое проговаривание позволяет обеспечить выполнение всех звеньев действия контроля и осознать его содержание. Если в начальной школе у учащихся универсальные учебные действия будут сформированы в полной мере, то есть учащиеся научатся контролировать свою учебную деятельность, то им будет несложно учиться на других этапах.

Для развития умения оценивать свою работу дети вместе с учителем разрабатывают алгоритм оценивания своего задания. Обращается внимание на развивающую ценность любого задания. Необходимо не сравнивать детей между собой, а показывать достижения ребенка по сравнению с его вчерашними достижениями. Учитель привлекает детей к открытию новых знаний. Они вместе обсуждают, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни. Нужно обучать детей приемам работы в группах, дети вместе с учителем исследуют, как можно прийти к единому решению в работе в группах, анализируют учебные конфликты и находят совместно пути их решения. Учитель на уроке уделяет внимание, самопроверке детей, обучая их, как можно найти и исправить ошибку. За ошибки не наказывает, объясняя, что все учатся на ошибках. Создаётся проблемная ситуация, обнаруживается противоречивость или недостаточность знаний, вместе с детьми определяет цель урока. Учитель включает детей в открытие новых знаний. Учит детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией - пересказу, составлению плана, знакомит с разными источниками, используемыми для поиска информации, способам эффективного запоминания. В ходе учебной деятельности развивается память и логические операции мышления детей. Учитель обращает внимание на общие способы действий в той или иной ситуации, учит ребенка делать нравственный выбор в рамках работы с ценностным материалом и его анализом. Использует проектные формы работы на уроке и внеурочной деятельности. Учитель показывает и объясняет, за что была поставлена та или иная отметка, учит детей оценивать работу по критериям и самостоятельно выбирать критерии для оценки. Согласно этим критериям учеников учат оценивать и свою работу. Учитель предлагает ребенку ставить цели и искать пути их достижения, а также решения возникающих проблем. Перед началом решения составляется совместный план действий. Учитель предлагает разным способам выразить свои мысли, отстаивать собственное мнение, уважать мнения других. Учитель организует формы деятельности, в рамках которой дети могли бы усвоить нужные знания и ценностный ряд. Учитель и ребенок общаются с позиции сотрудничества; педагог показывает, как распределять роли и обязанности, работая в коллективе. При этом учитель активно включает каждого в учебный процесс, а также поощряет учебное сотрудничество между учениками, учениками и учителем. В их совместной деятельности у учащихся формируются общечеловеческие ценности. Учитель и ученики вместе решают возникающие учебные проблемы. Ученикам дается возможность самостоятельно выбирать задания.



© 2010-2022