Мероприятие на тему Память о Холокосте - путь к толерантности

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Не предать забвению!..»

( «Память о Холокосте - путь к толерантности» )

Сценарий внеклассного мероприятия.

(Слайд 1)

Цели мероприятия:

- ознакомить учащихся с основными понятиями, связанными с трагедией Холокоста («геноцид», «Освенцим», «толерантность», «терпимость»): история их возникновения, характерные черты, человеческие судьбы через призму данных понятий.

- развивать чувства собственного достоинства и умения уважать достоинство других, способности к сочувствию, сопереживанию;

- формировать навыки социальной восприимчивости и доверия;

-развить ключевые компетентности: коммуникативные навыки, навыки монологической речи, навыки выделения главного, составления презентации.

-воспитывать у школьников стремление противостоять насилию и жестокости в современном мире, защищать идеи гуманизма;

Задачи мероприятия:

- формирование толерантного сознания и патриотизма;

- формирование исторического мышления;

- стимулирование интереса к страницам истории, к их переосмыслению в современных условиях;

- воспитание уважения к людям разных национальностей и вероисповедания.

Методы:словесный, наглядный, ИКТ.

Оборудование:

- ноутбук, мультимедийная доска;

- записи аудио материалов по теме;

- презентация по теме мероприятия.







Ход внеклассного мероприятия.

Эпиграф: "Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди" (Б. Шоу)

(Слайд 2)

Звучит мелодия «Nostaljia» автор Эдгар Туниянц

Ведущий: Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперед. Техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать спокойнее. Но в последнее время среди молодежи наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения. Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот…

Учитель: Современный культурный человек - это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими.

Наша встреча сегодня начнется с путешествия в прошлое. И это не случайно. Сегодня мы будем говорить о проблеме толерантности в современном обществе через призму трагедии Холокоста.

Ведущий: Сегодня идет много споров был или не был Холокост.

Учитель: Так что же такое Холокост? Что вы знаете о Холокосте?

(беседа с учащимися , звучат высказывания по определению понятия Холокост).

Ведущий: Давайте, все же выясним, что такое Холокост.

1 ученик: Что такое Холокост? Если переводить дословно, то оно происходит из греческих библейских форм «сжигаемый целиком» или «принесение жертвы всесожжения».( Слайд 3)

2 ученик: В современном обществе это слово зазвучалов 1960-е годы благодаря книгам будущего лауреата Нобелевской премии мира писателя Эли Визеля, живущего в США еврейского писателя, узника Освенцима и Бухенвальда, вся семья которого погибла в нацистки лагерях.

3 ученик: Холокост - преследование и массовое уничтожение нацистами представителей различных этнических и социальных групп (евреев, цыган, масонов, безнадежно больных и др.) в годы Великой отечественной войны.

(Слайд 4)

4 ученик: Холокост это «синоним» газовых камер, печей сжигающих детей, женщин, стариков, это массовый расстрел невинных мирных людей по одной только причине - принадлежность к еврейскому народу.( Слайд 5)

5 ученик: В период Великой отечественной войны на оккупированной нацистами и их союзниками территории СССР оказалось свыше 80 миллионов человек. Среди них - около 3 миллионов советских евреев. По разным оценкам, от 2,6 до 2,8 миллиона из них погибли. Это почти половина всех еврейских жертв нацизма в Европе. Именно на советской земле началось их тотальное истребление. Всего же в огне Шоа погибло более 6-ти миллионов человек.(Слайд 6)

Учитель: словами российского историка и философа, основателя Центра «Холокост» Михаила Яковлевича Гефтера:

«Шесть миллионов евреев - расстрелянных, удушенных в газовках.

Шесть миллионов - и каждый в отдельности.

Это - память, противящаяся забвению.

Это - зов людей к взаимной близости, недоступной без запрета на убийство.

Это - убеждение: нет геноцида против кого - то .

Геноцид всегда против всех.

Вот что означает Холокост».

Ученик зачитывает стихотворение Анатолия Зусмана «Души Холокоста» на фоне музыки В.А. Моцарта «ReqvieminDminor».

Бродят тучи над планетой,
Словно пленники в неволе.
В душном воздухе, прогретом,
Слышатся мне звуки боли.

Это души Холокоста,
Чьи разбросанные кости,
Что остались без погоста,
Стонут, просятся к нам в гости.

Просят, чтобы их согрели,
И обмыли, и одели,
И земле родной предали,
И молитву прошептали.

А в просторах неба где-то
Тихо бродят тени гетто,
Словно звездочки на небе,
Только нету с ними ребе.

Тихо, буднично и просто,
Бродят души Холокоста...

Звучит мелодия «Хрустальная грусть» Владимира Крайнова.

1 ученик: Механизмом осуществления Холокоста стали лагеря смерти, созданные фашистами для физического истребления людей, объявленных «недочеловеками», к которым нацисты относили славян, евреев, цыган и многих, многих, многих других.

Всего в лагерях на территории Восточной Европы погибли 12 миллионов узников. Настоящей «фабрикой смерти» был лагерь Освенцим (Польша, Верхняя Силезия, в 55км от Кракова). Среди узников лагеря были представители 29 национальностей. По разным подсчетам там погибли от 1,5 до 2,2 миллионов человек, примерно 90% из них были евреями. Среди всех народов, обреченных нацистами на геноцид, евреи были объявлены фашистами главным врагом и, по их планам, этот народ подлежал полному уничтожению («окончательное решение еврейского вопроса» по терминологии фашистов).

2 ученик: 27января 1945 года Освенцим освобожден Советской Армией, тем самым были предотвращены дальнейшие массовые казни. Эта дата традиционно отмечается во всем мире как день памяти жертв Холокоста - геноцида 6 миллионов европейских евреев. Это день светлой памяти всех узников концлагерей, обреченных на уничтожение нацизмом.

Учитель:Говоря о Холокосте, невольно вспоминаются слова Альберта Эйнштейна: «Мир слишком опасен, чтобы в нем жить - и не по вине творящих зло, а из-за тех, кто стоит рядом и ничего не делает».( Слайд 7)

Ученик : зачитывает стихотворение С.Маршака "Всемирный хоровод"
Стихи для ребят всех народов и стран:
Для абиссинцев и англичан,
Для испанских детей и для русских,
Шведских, турецких, немецких, французских.
Негров, чья родина - Африки берег;
Для краснокожих обеих Америк.
Для желтокожих, которым вставать
Надо, когда мы ложимся в кровать.
Для эскимосов, что в стужу и снег
Лезут в мешок меховой на ночлег.
Из тропических стран, где на деревьях
Не счесть обезьян;
Для ребятишек одетых и голых.
Тех, что живут в городах и селах.
Весь этот шумный, задорный народ
Пусть соберется в один хоровод.
Север планеты пусть встретится с Югом,
Запад - с Востоком,
А дети - друг с другом.

Ведущий: Что такое толерантность?
(идет разговор с учащимися , звучат высказывания по определению понятия толерантность).

Учитель:

Термин толерантность объясняется как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми.

Определение слова «толерантность» на разных языках земного шара звучит по-разному:

Ученик 1: В испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи и мнения;

Ученик 2: Во французском - отношение при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

Ученик 3: В английском - готовность быть терпимым, снисходительным;

Ученик 4: В китайском - позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;

Ученик 5: В арабском - прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;

Ученик 1: В русском - способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным.

Ведущий: Таким образом можно сделать вывод, что

(Слайд 8)
«…Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Толерантность - это обязанность способствовать утверждению прав человека, демократии и правопорядка…»

Вопросы к учащимся:

Какое из определений вам импонирует более всего?

Почему на ваш взгляд, в разных странах определения различны?

А что же объединяет эти определения?

Какое из определений вам импонирует более всего?

Почему на ваш взгляд, в разных странах определения различны?

А что же объединяет эти определения?

Учитель: А сейчасдавайте проверим, насколько мы толерантны. Я называю ситуацию, предлагаю два варианта ответа, вы выбираете наиболее близкий для вас.

Ваш младший брат или сестричка сломали вашу новую игрушку.

1. Вы его простите.
2. Вы его ударите.

Вы поссорились со своим другом.

1. Вы попытаетесь объясниться с ним.
2. Будите обижаться и мстить.

Вас несправедливо обидели .

1. Вы ответите тем же.
2. Вы заручитесь поддержкой друзей и докажите свою правоту .

· Вы недовольны собой.

1. Говорите, что людей без недостатков не бывает.
2. Вы все сваливаете на других.

· Вам не хочется идти на прогулку со своими близкими.

1. Вы идете с ними гулять.

2. Устраиваете истерику.
Дети считают.
- Если больше ответов №1, ты проявляешь большую толерантность. Прекрасно! Ты уверен в себе, можешь выразить свое мнение.

- Если больше ответов №2. Ты совсем не толерантен! Если ты попытаешься лучше понять себя, какой ты есть, то мог бы стать более счастливым!

Учитель: А сейчас ребята давайте посмотрим не большую сценку:

Автор: Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась потрепанная сумка. Он тихонько стонал, а в глазах стояли слезы.

Девушка: Подожди, я подойду к нему.

Молодой человек (сжав девушку за руку): Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу.

Девушка: Отпусти. Видишь у него сломана нога. Смотри, у него кровь на штанине.

Молодой человек: А нам-то что? Он сам виноват.

Девушка: Опусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.

Молодой человек: Говорю тебе: он сам во всем виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?

Девушка: Я все равно подойду.(Девушка вырвала руку).

Молодой человек: Я тебя не пущу. Ты - моя девушка и не смей общаться со «всякими». Пойдем отсюда ( он попытался увести ее).

Девушка: Знаешь что, я… Да как ты можешь? Ему больно! Больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь! ( Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень еще раз попытался удержать ее. Она решительно одернула руку).

Девушка: Что с вами? Что с вашей ногой?

Мужчина: я сломал ее… кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.

Девушка: Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать «скорую».

Послушай, - обратилась девушка к молодому человеку, который подошел к ним, - у тебя нет «мобильника»?

Автор: Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда… Она поднялась и приблизилась к парню.

Девушка: Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.

Молодой человек: Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом.

Автор: Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошел прочь.

Девушка: У вас открытый перелом. Я пойду вызвать врача. Потерпите.

Мужчина: Девушка! Спасибо вам! ( Девушка обернулась и улыбнулась).

Вопросы к учащимся:

Почему молодой человек отказался помочь?

Как бы вы поступили в этом случае?

Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?

Как нам стать толерантными?
Учитель: Значит, чтобы стать толерантными нам надо: (Слайд 9)

  • Оставаться самим собой, видеть свои ошибки.

  • Принимать людей таковыми, каковы они есть.

  • Уважать чувства и интересы других людей.

  • Быть добрым, милосердным, отзывчивым; помогать в беде; проявлять сострадание.

Ведущий:Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявление доброты.

Учитель: древнее еврейское изречение гласит: «Спасший одну жизнь спасает весь мир» (Слайд 10)

Люди всегда будут помнить о том горе, которое принесло всего одно слово «Холокост». И мы всегда будим верить в то, что эта трагедия не повторится дважды.

Ведущий: Школа - это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани.

Звучит «Песня о друге» (все поют).

(Слайд 11)Спасибо за внимание!



Список литературы:

1.Альтман И.А., Гербер А.Е., Полторак Д.И. История Холокоста на территории СССР. Учебное пособие.- М.: Фонд «Холокост», 2001.

2.Вик М. Закат Кенигсберга. Свидетельство немецкого еврея. - СПб.-Потсдам: Гиперион, Немецкий форум восточноевропейской культуры, 2004.

3.Холокост. Энциклопедия. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2005.

Ресурсы Интернет

Официальный сайт Центра и Фонда «Холокост»: holocf.ru

Раздел официального сайта ООН, посвященный Международному дню памяти жертв Холокоста /un.org/russian/holocaustremembrance/


© 2010-2022