- Преподавателю
- Классному руководителю
- НИР студента по краеведению
НИР студента по краеведению
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Бадмацыренова В.В. |
Дата | 04.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ЛЕТОПИСЬ МОНГОЛОВ «СОКРОВЕННОЕ СКАЗАНИЕ»
КАК ИСТОЧНИК ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ
НАРОДА МЕРКИТЫ
Смирнов Дмитрий,
студент ГБОУ СПО «Бурятский республиканский
информационно-экономический техникум»
Руководитель: Бадмацыренова В. В.,
преподаватель русского языка и литературы
В 2012 году в Бурятии тиражом в тысячу экземпляров вышла в свет книга Владимира Гармаева «Хоры. Феномен Срединной Азии», где во вступлении дана описательная картина обширной территории, именуемой Срединной Азией: «К югу от центра Азиатской части планеты города Кызыл простирается огромная территория, признанная историками колыбелью великих кочевых держав мира. Лев Николаевич Гумилев в выпущенной в 1960 году книге «Хунны» назвал эту землю Срединной Азией. Она занимает площадь около пяти миллионов квадратных километров» [4].
Здесь веками образовывались и исчезали многие роды и племена, многие их которых бесследно исчезли, но эта обширная и богатейшая земля в средние века стала родиной могущественных кочевых держав. На территории монгольскогоТрехречья (рек Керулен, Онон и Орхон) было образовано монгольское государство "Хамаг Монгол Улс" во главе с Тэмуджином, будущим Чингисханом.
Исследованию жизни и быта, общественного строя и духовной культуры кочевых племен ХII - ХIII веков в один из интереснейших этапов развития человеческого общества на просторах Южной Сибири и Центральной Азии посвящено немало работ ученых, писателей, публицистов. Это «Степная трилогия», «Древняя Русь и Великая Степь» Л. Н. Гумилева, историческая трилогия Василия Яна «Нашествие монголов», «Жестокий век» Исая Калашникова, роман «Память» Владимира Чивилихина.
Однако в отечественной историографии изучение этнической истории меркитов, кочевавших в долине реки Селенга и ее притоках (южных районах современной Бурятии), занимает мало места. Это отмечает В.В. Ушницкий в статье «Загадка племени меркитов: проблема происхождения и потомства»: «Этническая история и происхождение народа меркиты покрыты многовековой тайной»[5].
Между тем на территории Мухоршибирского района Республики Бурятия существуют естественные природные образования на хребте Цаган-Дабан, именуемые в народе «Меркитской крепостью». Кто такие меркиты? Действительно ли Тугнуйская долина являлась местом их обитания в средние века? Почему они воевали с Чингисханом и потерпели поражение? Какова судьба потомков меркитов? Сохранились ли они в родо-племенных группах современных бурят? - такие вопросы возникли у нас после восхождения на гору Цаган-Дабан в мае 2013 года.
Актуальность темы исследования обоснована малоизученностью истории меркитов и растущим интересом населения Бурятии и всего мира к средневековой эпохе Центральной Азии.
Гипотеза: Мы предполагаем, что в ХII - ХIII веках долина реки Селенга являлась местом проживания меркитов.
Цель нашего исследования: на основе изучения исторического документа ХIII века «Сокровенное сказание» монголов ознакомиться с историей меркитского народа и найти в нем доказательства существования и проживания меркитов на территории южной части Республики Бурятия.
Задачи:
-
Изучить средневековую летопись монголов «Сокровенное сказание»:
а) ознакомиться с содержанием, историей перевода и издания летописи;
б) исследовать главы, посвященные меркитам, и выяснить, указываются ли в них места проживания меркитов.
2. Систематизировать и обобщить собранные материалы.
-
Сформулировать выводы по теме исследования.
Объект исследования: история меркитов, населявших территорию современной Бурятии.
Предмет исследования: летопись монголов «Сокровенное сказание» как источник изучения истории народа меркиты.
Методы исследования: теоретические (изучение литературы, выдвижение гипотезы) и эмпирические (анализ, сравнение, систематизация, обобщение).
Практическая значимость: собранные материалы позволят рассказать широкой аудитории студентов и педагогов техникума о средневековом племени меркитов; могут быть использованы на занятиях по истории и литературе родного края.
Меркиты как этническая общность начинают фигурировать в источниках с конца ХI века. Согласно китайской «Истории киданей», в 1093 году киданьский военачальник Вотэла ходил в поход на меркитов и разбил их.
Ценным источником является «Сборник летописей» Рашид-ад дина, побывавшего в монгольских степях в конце ХIII века. О существовании в Центральной Азии в средние века меркитского народа свидетельствует летопись монголов ХIII века «Сокровенное сказание».
«Сокровенное сказание» монголов (в литературе до 1930-х гг. часто Юань-чаоби-ши или Юань-чао ми-ши - китайский перевод монгольского названия Монголын нууц товчоо) - наиболее древний монгольский литературный и историографический памятник, ценный источник по истории монголов, их государства и его основателя - Чингисхана, а также по истории Центральной Азии XII-XIII веков. «Сокровенное сказание» монголов было составлено в 1240 году неизвестным автором - монголом и дошло до нас на монгольском языке в китайской иероглифической транскрипции. Автор был современником, возможно, очевидцем или участником описываемых событий. В конце летописи сказано: «Написано в урочище Долоан Болдок Келуренского Кодее арала в седьмой месяц Хуран сара года Мыши (1240 г), во время проходившего там Великого сейма -Хурил» [1].
История перевода, издания в последующие столетия летописи монголов длинна и сложна. Единственная монголо-китайская рукопись была приобретена в 1872 году в дворцовой Пекинской библиотеке главой Русской духовной миссии в Китае Палладием (Кафаровым); позже, в советское время, эта рукопись хранилась в Восточном отделе Научной библиотеки им. А. М. Горького ЛГУ. Перевод был осуществлён Палладием на русский язык под заголовком «Старинное монгольское сказание о Чингис-хане».
В 1920-х годах работу над переводом рукописи начал Б. И. Панкратов. Он делал перевод непосредственно с монгольского языка.
Классическим для отечественной науки стал перевод, выполненный С. А. Козиным и впервые опубликованный в 1941 году под заголовком «Сокровенное сказание. Монгольская хроника 1240 г. под названием Mongγol-unNiγucatobčiyan. Юань Чао Би Ши. Монгольский обыденный изборник».
«Сокровенное сказание» состоит из 282 параграфов, в которых изложены события личной жизни Тэмуджина, многочисленных войн, родословная монголов. Непосредственно борьбе Чингисхана с меркитами посвящены главы: «III. Разгром меркитов», «VI. …Разгром найманов и меркитов», «VIII. …Чжебе послан преследовать Кучулука, а Субэтэй - Тохоая» и другие. Изучим фрагменты из названных глав:
III Разгром Меркитов. Наречение Темучина Чингис-ханом
§ 104. Вскоре после этого Темучжин, вместе с Хасаром и Бельгутаем, отправился в Темный Бор на реке Тууле, к Кереитскому Тоорил Ван-хану и сказал ему: "Внезапно напали на нас три меркита и полонили жен и детей. Я пришел просить тебя, хан и отец, спасти моих жен и детей". - "Разве же я, - говорит Тоорил Ван-хан, - разве я в прошлом году не говорил тебе? Вот что сказал я тебе, помнишь, тогда, когда ты, в знак сыновней любви, облачал меня в соболью доху и говорил, что отцовской поры побратим-анда все равно что отец тебе. Вот что сказал я тогда:
За соболью доху отплачу:
Твой разбитый народ сколочу,
Соберу, ворочу.
За соболью доху отплачу:
Разбежавшийся люд ворочу,
Полным счетом вручу.
Пусть все станет по местам:
Здесь-почетный; челядь -там".
Не так ли я сказал? А теперь и сдержу свое слово.
За соболью доху отплачу,
Всех меркитов мечу я предам,
А Учжину твою ворочу.
За соболью доху отплачу:
Супостатов предам я огню и мечу,
А царицу твою ворочу.
Пошли ты известие Чжамухе. Младший брат Чжамуха находится сейчас в Хорхонах-чжубуре. Я с двумя тьмами выступлю отсюда и буду правым крылом, а Чжамуха со своими двумя тьмами пусть будет левым крылом. Место и время встречи назначает Чжамуха!"- так он сказал.
§ 105. От Тоорил-хана Темучжин, Хасар и Бельгутай вернулись домой, и уже из дому Темучжин послал к Чжамухе Хасара и Бельгутая, наказав им: "Вот как скажите анде моему Чжамухе:
"Ложе мое - воздух пустой,
Мы ль не единого рода с тобой?
Как же мы кровную месть совершим?
В сердце зияет глубокая рана.
Нам ли с тобою родство не охрана?
Как же свою мы обиду отмстим?"
Выслушав все это, Чжамуха сказал так:
Только услышал про друга-анду,
Что воздух пустой - его ложе,
Сердце мое заскорбело.
Только услышал про рану в груди,
Печень моя заболела.
Кровную месть мы свою совершим,
Меркит-удуит и увас истребим,
Милую сердцу Борте возвратим.
Правою местью своей отомстим:
Хаат-меркитов огню предадим,
Ханшу спасем и домой возвратим.
Плещут чуть слышно попоны коней,
Гром барабанный на бой нас зовет
На Тохтоа, на зачинщика, в Бура-кеере.
Длиннотетивные луки волнуются рея.
На супостата, на Даир-усуна,-скорее.
Орхон с Селенгой где слилися, на остров Талхун.
Катится по ветру желтый бурьян.
Чуть что - в тайгу, Хаатай-Дармала.
Ныне в степи Харачжи должен быть.
Двинемся ж дружно кратчайшим путем,
Бурный Хилок напрямки перейдем!
Пусть себе знатные бороды гладят...
Наши тем часом плоты свои ладят...
На Тохтоа, на зачинщика-труса,
Бурей внезапною грянем.
В прах обратим и высоких и знатных,
Жен и детей полоним.
Мы их святыни растопчем ногами ,
Целым народом в полон уведем".
§ 106. Чжамуха продолжал: "Вот что еще прошу вас передать анде Темучжину и старшему брату Тоорил-хану:
"А обо мне скажите, что я
Издали видное знамя свое окропил,
В громко рокочущий свой барабан я ударил,
Кожей обтянут он крепкой,
Кожей быка вороного.
И вороного коня-скакуна оседлал я,
Жесткий походный тулуп свой одел,
Поднял стальное копье высоко,
Дикого персика стрелы наладил.
В битву - скажите - готов я теперь.
В битву с Меркитом-Хаатай.
Издали видное знамя свое окропил,
В густо ревущий ударил я свой барабан,
Кожей коровьей обтянут он.
С черною гривой скакун мой оседлан.
Панцирь ремнями прошитый на мне,
Меч с рукоятью высоко я поднял,
Стрелы свои зарубные наладил.
К смертному бою готов я - скажите
К бою с Меркит-Удуитом.
В приведенных фрагментах летописи нами выделены указания на меркитов. Названы их три ветви: увас, хаат и удуит. Согласно тексту, будущая мать Тэмуджина, Оэлун, была сосватана меркиту Чиледу в 1153 году, однако на них напал Есугей-батор, будущий отец Тэмуджина, и она стала женой Есугея. Впоследствии, уже после смерти Есугея, три сотни меркитов напали внезапно на становище молодого Тэмуджина и взяли в плен его жену Бортэ. Это была месть меркита Чиледу. Чтобы вернуть жену, Тэмуджин обратился за помощью к хану кераитов Тогрил-хану, тот посоветовал обратиться и к Чжамухе. Оба дали согласие напасть на меркитов и уничтожить их, так как «в семилетнем возрасте Тогрил был угнан в меркитский плен и освобожден отцом», а «у Чжамухи Тохтоа-беки (хан меркитов) когда-то увел все нажитое достояние».
Таким образом, автор текста «Сокровенного сказания» указывает точную причину войны Тэмуджина с меркитами - личную месть. На его стороне выступили хан Тогрил и друг детства Чжамуха. Из содержания текста вытекает вывод и о том, что меркиты были воинственным и заносчивым племенем, не уступавшим ни в чем своим соседям. Следует отметить и то, что междусобные войны были частым явлением в Срединной Азии.
В приведенных отрывках есть точные указания на места обитания меркитов: «Бура-кеере», «Орхон с Селенгой где слилися, на остров Талхун» (в переводе Мучной остров, к югу от реки Джиды и Чикоя, территория южнее Кяхты и Наушек). Указан и путь следования объединенных войск, выступивших на меркитов: «Двинемся ж дружно кратчайшим путем, Бурный Хилок напрямки перейдем!». Способ перехода через Хилок: «Наши тем часом плоты свои ладят...». Упомянутые в летописи географические названия подтверждают версию проживания меркитов на территории современной Бурятии, а именно в южной ее части. Тиваненко А. В. в книге «Гибель племени меркитов» также указывает, что «в Тугнуйской долине на правом берегу Хилка проживало племя гурван-меркитов»[3].
Нападение монголов на меркитов было внезапным. План нападения был разработан Чжамухой, который хорошо знал улус меркитов и их старейшин. По его мнению, нужно было пройти кочевья увас-меркитов во главе с Даир-Усуном близ слияния Орхона и Селенги. За ним, в степи Харачжи, проживали хаат-меркиты во главе с Хаата-Дармалой. И наконец, при переправе через реку Хилок войска монголов должны были ворваться в земли удуит-меркитов самого Тохтоа-беки»[3]. Общая численность объединенного войска составляла сорок тысяч человек. Это был первый поход Тэмуджина на меркитов. В «Сокровенном сказании» говорится, что Тохтоа-беки, застигнутый врасплох, бежал с прислугой «вниз по Селенге в страну Баргуджинскую». Разгромив меркитский улус и возвратив из плена Бортэ, монгольские войска возвращались домой вверх по долине реки Селенга, что указывает на произошедшие события именно на территории Бурятии. Первый разгром меркитов произошел в 1177 году. Повторный разгром меркитов уже вождем кераитов Тогрил-ханом состоялся в 1198 году. В 1199-1200 годах Тохто-беки усиленно готовился к походу на монголов, однако его планам не суждено было сбыться. В районе реки Халха победителем вновь вышел Чингисхан.
В 1204 году Чингисхан с целью окончательного подавления оппозиции предпринял второй поход в земли меркитов по Селенге. В битве он наголову разбил все войско Тохто-беки, и тот снова бежал. В 1205 году меркиты сдались в плен. Так раскрывается история народа меркиты в монгольской летописи ХIII века «Сокровенное сказание».
Противостояние меркитского ханства монголам, судя по источнику, было длительным, но безуспешным и продолжалось до 1216 года. «Гордое и непримиримое племя меркитов сошло с исторической арены», - отмечает Тиваненко А. В.[3]. Он указывает, что потомки селенгинских меркитов живут до сих пор среди калмыков родом хо-меркиты, что в переводе означает «благородные меркиты». Среди бурят есть род хуацай-меркитов, относящиеся к хори-бурятам.
Таким образом, в ходе проведенного нами исследования мы убедились, что территория современной Бурятии, в частности, долина реки Селенга в ХII - ХIII веках являлась местом проживания народа меркиты.
Cписок литературы
-
Козин, С. А. Сокровенное сказание. Монгольская хроника 1240 г. Монгольский обыденный изборник.- М.; Л.; Изд-во АН СССР. 1941.
-
Рашид - ад дин. Сборник летописей. М.; Л.; Изд-во АН СССР, 1952.
-
Тиваненко, А. В. Гибель племени меркитов.- Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1992.
-
Гармаев, В. Б. Хоры. Феномен Срединной Азии. - Улан-Удэ, Изд-во БНЦ СО РАН, 2012
-
Ушницкий, В.В. Загадка племени меркитов: проблема происхождения и потомства // Вестник Томского государственного университета. История. №1 (21). 2013 г. - Томск. - С. 191-196