Выступление на педсовете Духовно-нравственное воспитание как условие гармоничного развития личности обучающегося

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Педагогический совет


ТЕМА: "Духовно-нравственное воспитание как условие гармоничного развития личности обучающегося"

Подготовила : Мальковская Н.Н. учитель русского языка

Цель:

  1. Рассмотреть основные направления духовно-нравственного развития и
    воспитания личности гражданина России в ФГОС второго поколения.

  2. Рефлексия подходов и технологий духовно - нравственного воспитания школьников

Задачи:

  1. Познакомиться с концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

  2. Рассмотреть вопрос духовно-нравственного воспитания через урочную и внеурочную деятельность.

  3. Провести анализ диагностики педагогического коллектива.

Сл 1

Духовно-нравственное развитие школьников есть первостепенной важности задача современного воспитания, государственный заказ для общеобразовательной школы.

Сл 2

Д.А. Медведев, в посланиях к Федеральному собранию говорил следующее : «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности - это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений»

Сл 3

Сегодня в обществе царит бездуховность, безнравственность. Такие вечные нравственные категории как дружба, любовь, совесть, образованность, ответственность, добродетель, ушли на второй план, в мире все меряется деньгами. Предлагаю познакомиться с позицией молодого человека, который считает, что живет в ногу со временем.

Просмотр видеоролика «Я живу в ногу со временем»

Хотим ли мы, чтобы наши дети выросли такими? Бесспорно, мы хотим видеть в наших детях другие нравственные качества. . Но эти качества не падают как манна небесная, нужно приложить много усилий, чтобы наполнить ими своих детей.

Сл 4

Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Духовно-нравственное возрождение нашего Отечества невозможно без развития соответствующей системы образования и воспитания. Сегодня актуальным становится вопрос о воспитании в человеке уважения к традиционным нравственным ценностям, любви к Родине. Самой насущной задачей нашего общества является возрождение русской национальной культуры.

Сл 5

Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

Задачи духовно-нравственного воспитания :

1.Формирование у ребёнка правильного представления о том, кто такой нормальный, хороший человек, какими он наделён качествами.

2.Развитие у ребёнка правильной жизненной ориентации, то есть того, к чему прежде всего должен стремиться человек, что является главными жизненными ценностями.

3.Развитие способности видеть в себе свои недостатки, пороки и бороться с ними.

4.Формирование способности различать полезное и вредное для себя и противостоять последнему.

Сл 6

Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

В настоящее время подрастающее поколение часто обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы нравственного воспитания связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

-Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

-Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

-В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.

-В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют ребенка о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Сл 7

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России отражает ценностно-нормативную основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации

Сл 8

В настоящее время нравственному воспитанию в школах уделяется большое внимание главной задачей которой является развитие у обучающихся общечеловеческих ценностей. Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся осуществляется по следующим направлениям:

  1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

  2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания

  3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни

  4. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)

  5. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)

Сл 9

Основные принципы организации содержания духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся:

  1. Принцип ориентации на идеал

  2. Аксиологический принцип

  3. Принцип следования нравственному примеру

  4. Принцип идентификации

  5. Принцип диалогического общения

  6. Принцип полисубъективности воспитания

  7. Принцип системно-деятельностной организации воспитания

Сл 10

Система нравственного воспитания включает в себя:

Во-первых, понимание и учёт в работе всех источников нравственного опыта воспитанников. Такими источниками являются: деятельность (учебная, общественно полезная), отношения между детьми в коллективе, отношения воспитанников с педагогами и родителями, эстетика быта, мир природы, искусства.

Во-вторых, правильное соотношение форм деятельности и просвещения на разных возрастных этапах.

В-третьих, включение нравственных критериев в оценку всех без исключения видов деятельности и проявлений личности детей.

Основные источники нравственного опыта - это, прежде всего, учебная и внеурочная деятельность. Нравственное развитие воспитанников на уроках осуществляется через содержание программного и дидактического материала, самой организацией урока, личностью учителя.

Сл 11

Цель внеурочной деятельности создание условий для самоопределения и самореализации личности ребенка на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Сл 12-13

Задачи :

  • Выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей учащихся к различным видам деятельности.

  • Оказание помощи в поисках «себя».

  • Создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности.

  • Формирование системы ЗУН в избранном направлении деятельности.

  • Развитие опыта творческой деятельности.

  • Создание условий для реализации приобретенных ЗУН.

  • Развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества.

  • Включение в различные учебные сообщества.

  • Расширение рамок общения с социумом.

Сл 14

Формы внеурочной воспитательной работы по направлениям:

  • Спортивно-оздоровительное

  • Художественно- эстетическое

  • Гражданско-патриотическое

  • Экологическое

  • Научно-познавательное

  • Проектная деятельность

Ожидаемые результаты:

  • Развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе самоопределения внеурочной деятельности

  • Приобретение социальных знаний, понимание социальной реальности, изучение социальных норм и правил

  • Формирование позитивных отношений к базовым ценностям (семья, отечество, мир и т.д.)

  • Воспитание уважительного отношения к своей родине и т.д.

Сл 15

Данные результаты делятся на 3 группы:

1 уровень - приобретение школьником социальных знаний.

2 уровень - формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества.

3 уровень - получение опыта самостоятельного социального действия

Сл 16

Духовно- нравственное воспитание через систему урочной деятельности:

«Истинная мудрость состоит не в усвоении знаний, а в правильном применении их во благо» А.Ф.Романова - последняя русская императрица

Сл 17

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования.

Для современного школьника базовыми являются компетенции:

- информационная (готовность к работе с информацией);

- коммуникативная (готовность к общению с другими людьми);

- кооперативная (готовность к сотрудничеству с другими людьми).

- проблемная (готовность к решению проблем).

Сл 18

Духовно -нравственное воспитание и развитие преобладает на уроках русского языка, литературы , чтения, окружающего мира, технологии. На данных уроках уделяется внимание следующему:

1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые; (ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие.)

2) гражданско- патриотическое воспитание; (ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество; закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.)

3) воспитание трудолюбия, способности к познанию; (ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость, бережливость.)

4) воспитание здорового образа жизни; (ценности: уважение родителей; забота о старших и младших; здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое.)

5) экологическое воспитание; (ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание)

6) эстетическое воспитание. (ценности: Нравственный выбор, жизнь и смысл жизни, справедливость; милосердие; честь; достоинство; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.)

Сл 19

Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщенных способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся. При этом воспитательный результат определяется по трем уровням:

Первый уровень

Второй уровень

Третий уровень

Школьник знает и понимает школьную жизнь (1 класс)

Школьник ценит школьную жизнь (2 -3 класс)

Школьник самостоятельно действует в общественной жизни (4 класс)

Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе), понимание социальной реальности и повседневной жизни.

Формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям общества.

Получение школьником опыта самостоятельного социального действия.

Сл 20

Закончить свое выступление я хотела бы словами Патриарха Московский и всея Руси Кирилла

«Современное образование должно обрести духовный стержень. Поэтому так важно, чтобы школа давала молодому человеку сумму знаний для успешной жизни и карьерного роста, но и воспитывала его как личность, прививала любовь и уважение к семье, учила любить свое Отечество и заботиться о его благополучии»

Сл 21

Духовно-нравственное воспитание школьников

в процессе реализации курса ОРКСЭ

С 1 сентября 2012 г. российские четвероклассники изучают новый предмет «Основы религиозной культуры и светской этики». На его преподавание отводится 34 часа. Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Он включает в себя шесть модулей:

1. «Основы православной культуры»,

2. «Основы исламской культуры»,

3. «Основы буддийской культуры»,

4. «Основы иудейской культуры»,

5. «Основы мировых религиозных культур».

6. «Основы светской этики».

Все модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания.

Отметок за него не ставят. Так в чем же смысл введения предмета?

Введение в государственных образовательных учреждениях религиозного образования - это не навязывание догматов, а именно объяснение культуры поведения в обществе. На уроках мы учимся как вести себя в храме, мечети и других общественных местах. Ребенок в школе приобретает навыки толерантного поведения с людьми другой национальности.

Настало время нам задуматься с тобой.

Как миром править? Как сохранить покой?

Всем хочется уютный дом,

Чтоб голоса детей звенели в нем,

В семье всегда царил покой

И счастлив был весь люд земной.

Настало время думать и вершить.

С чего начать? И как нам дальше жить?

Решенье надо принимать:

Судьбу страны пришла пора спасать.

Дети - это наше будущее, и от того, какими гражданами они вырастут, зависит и будущее нашей страны.

Тема первого урока: «Россия - наша Родина». На этом общем занятии мы знакомим детей с такими понятиями как Отечество, Родина, малая родина, здесь мы размышляем о духовном мире человека, о духовных традициях народов нашей страны.

Последние уроки данного курса можно проводить в формате защиты проектных работ, игры, праздника. Главные цели этих занятий - укрепление любви к Отечеству и воспитание патриотизма. Изучение истории и

культуры своей многонациональной страны пробуждает в ребёнке чувство сопричастности к судьбе своей семьи и своего Отечества.

Воспитательная задача - важнейшая составляющая учебного процесса. Сегодня очевиден запрос общества к системе образования о решении задачи духовно-нравственного воспитания граждан России.

Духовно-нравственное воспитание содействует духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:

нравственных чувств - совести, долга, ответственности, гражданственности; нравственного облика - терпимости, терпения, милосердия;

нравственной позиции - готовности к преодолению жизненных испытаний, способности различать добро и зло; нравственного поведения - готовности служения людям. Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных ценностях и идеалах, лежащих в основе религиозных и светских традиций, а также на понимание их значения в жизни современного общества и своей сопричастности к ним.

Характер светской школы определяется тем, что она взаимодействует с социальным окружением, религиозными объединениями, признаёт свободу мировоззренческих взглядов и вероисповедания всех участников образовательного процесса.

Основной принцип, заложенный в содержании курса, - общество в многообразии, что отражает сложную культурную, социальную, этническую и религиозно-духовную основу нашей страны и современного мира. Содержание курса носит воспитательный характер, формирующий уважительное отношение к различным взглядам и убеждениям граждан нашей страны, укрепляет межличностные взаимоотношения.

Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в связи с религиозными, общечеловеческими ценностями. Курс играет важную роль как в расширении кругозора обучающегося, так и в воспитательном процессе формирования достойного гражданина России.

Введение призвано содействовать более тесному взаимодействию семьи и школы в вопросах воспитаниях школьников.

Привлечение родителей к сотрудничеству в учебном процессе не только на этапе выбора модуля, но и в процессе изучения обеспечивает прямое участие семьи в деле духовно-нравственного воспитания детей, способствует укреплению семьи и повышению авторитета школьного учителя.

Воспитание детей было и есть самым трудным видом деятельности в мире. Что может быть сложнее, чем воспитать в человеке Человека? курс «Основы религиозных культур и светской этики», направленный на развитие у обучающихся представлений о нравственных ценностях и идеалах и рассчитанный на сотрудничество школы и семьи, поможет успешнее решать задачи духовно-нравственного воспитания школьников.

Сл 22

Организация воспитательной деятельности класса по духовно-нравственному воспитанию

« В воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека, предметом собственных стремлений и личного счастья» И.Ф.Свадковский

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.

Хочу поделиться опытом работы по духовно-нравственному воспитанию школьников.

Нашей целью является гармоничное духовное развитие личности школьника и привитие ему основополагающих принципов нравственности на основе православных, патриотических, культурно-исторических традиций России.

В реализации этой цели мы ставим перед собой следующие задачи:

Воспитывать уважение к нравственным формам морали, учить различать добро и зло, любить добро, творить добро.

Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.

Способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений.

Создавать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика.

Формировать духовно-нравственные ориентиры на основе традиционных общечеловеческих ценностей.

Формирование основных жизненных ценностей происходит в период роста ребёнка. В связи с этим главную роль в процессе становления занимает школа и конкретно классный руководитель.

Процесс воспитания осуществляется в различных формах при помощи разнообразных методов, приёмов и воспитательных средств. Они различны в зависимости от возраста ребёнка.

Формы воспитания могут быть различны в зависимости от количества воспитанников, где охвачен весь класс, небольшие группы или отдельные ученики. Важно работать как со всем классом, так и с отдельными учащимися. Каждый школьник находится под постоянным влиянием различных учителей, сверстников, общественных организаций, а также семьи. Поэтому важной функцией классного руководителя является обеспечение единых требований к учащимся со стороны школы и семьи. Большую роль играет совместная работа классного руководителя и родителей. Методы воспитания должны быть выработаны совместно, тогда будет достигнута наибольшая эффективность.

Мы постоянно используем прием убеждение - это воздействие на сознание, чувства и волю воспитанников с целью формирования у них положительных качеств и преодоления отрицательных. Учитель разъясняет школьникам нормы и правила поведения. Однако убеждение не ограничивается лишь словесным разъяснением, беседами. Убеждают воспитанников и их собственный опыт, практика, конкретные дела, личный пример окружающих людей, и прежде всего педагогов, родителей, общение с ними. В целях убеждения используются книги, кинофильмы и др. Всё это содействует нравственному просвещению учащихся, вооружает их знаниями о морали, формирует нравственные понятия и убеждения.

Классный руководитель проводит эту работу в системе внеурочных мероприятий, то есть выступает как основной организатор духовно-нравственного воспитания учащихся во внеурочное время. Перед классным руководителем стоит важнейшая задача по воспитанию у своих питомцев нравственных навыков и привычек, формированию у них единства слова и поведения. В этом плане огромное значение имеет вовлечение каждого школьника в практическую общественно-политическую, трудовую и культурно-массовую деятельность. Весьма важной задачей классного руководителя является подчинение всех сторон внеурочной воспитательной работы моральному развитию школьников.

Мы, как классные руководители, постоянно изучаем учащихся, особенности их характера, поведения и моральной воспитанности в целом.

Наиболее распространённой формой этой организации являются: классный час, диспуты , на которых обычно проводятся беседы о трудолюбии, бережливости, товариществе, дружбе, справедливости, доброте и отзывчивости, непримиримости к равнодушию, скромности и др., которые приводят к определенному решению возникающих проблем. Основное требование к классному часу - это активное участие в нём всех учащихся. Кроме того, в нашей воспитательной деятельности, как классных руководителей большое место занимают беседы и кл.часы темы: « Святые заступники Земли», «Александр Невский», «Подвиги героев ВОВ» , «Сталинградская битва», уроки мужества, и др. Они имеют целью обогатить моральными представлениями и понятиями, связанными с положительными поступками и действиями, ознакомить с правилами поведения. В процессе бесед вырабатывается оценочное отношение к своему поведению и поведению других людей.

Дети чутки и восприимчивы ко всему. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Большую помощь в духовно-нравственном воспитании у моих учащихся оказывает участие в общешкольных мероприятиях. Их подготовка и проведение требует большого труда и затраты времени. Участвуя в различных конкурсах, презентациях , спортивных соревнованиях мои дети чувствуют себя более раскованными и культурными в общении. Многие раскрывают в себе дремавшие таланты как чтеца, рассказчика и другие качества.

Моя работа как классного руководителя в полной мере связана с направлением воспитательной работы всей школы. Реализация проектов, проведение мероприятий различного уровня и направленности помогают воспитывать гармонично развитую личность на всех уровнях духовно-нравственного воспитания.

Обобщая изложенный материал, можно сделать вывод, что духовное воспитание - в узком смысле слова - воспитание духа, привитие духовных качеств личности, а в широком смысле слова - эстетическое, нравственное становление личности человека, воспитываемое через музыку, театр, живопись, архитектуру и т. д.

Сл 23

При определении направлений нравственного воспитания очень важно понять, как сегодня молодое поколение определяет характер и содержание завтрашнего дня, насколько несет в себе дух нового времени.

Духовная среда нашего общества сегодня не способствует нравственному воспитанию детей. Человеку еще предстоит научиться культурно пользоваться свободой. Ребенок не может самостоятельно разобраться, где зло и где добро, где культура и антикультура, поэтому духовно-нравственное воспитание детей - насущная потребность нашего времени.

Каждый человек хотя бы однажды задумывался над вопросом: «Зачем я появился на свет?». Народная мудрость гласит: «Посади дерево, вырасти ребенка и построй дом». В простоте этой истины сокрыто глубинное понимание духовности и дан ответ на поставленный вопрос. «Посадить дерево», значит, сохранять, любить и обновлять природу - живой организм, внутри и благодаря которому человек живет и без которого просто погибнет. «Вырастить ребенка», значит сотворить дух, тебе подобный, несущий в мир любовь, добро, красоту. А для этого необходимо «построить дом» - не жилище, а Храм своей души. Выпустить на волю то божественное начало, которое в тебе заложено от рождения. Не загубить его алчностью, невежеством, эгоизмом, ненавистью, завистью, ленью, т. е. бездуховностью.

Сл 23

В качестве релаксации нашего педсовета предлагаю вам составить синквейн на тему услышанного сегодня.

  • Первая строка - тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

  • Вторая строка - два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

  • Третья строка - образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

  • Четвертая строка - фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

  • Пятая строка - одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

Сл 24

Благодарим за внимание.

Решение:

  1. На заседаниях МО рассмотреть основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания в системе воспитательно - образовательного процесса..

  2. Создать творческую группу учителей для внедрения ФГОС 2 поколения в учебно-воспитательный процесс среднего и старшего звена.


© 2010-2022