Классный час Как относится к подаркам по новелле О. Генри Дары волхвов

Цели:   Учебная: Совершенствовать умение анализировать эпический художественный текст. Развивающая: Прививать навыки исследовательской работы. Воспитывающая: Способствовать познанию общечеловеческих ценностей: любовь, самопожертвование, оптимизм.   Оборудование Репродукции картин художников А.Дюрера, С.Боттичелли, П.-П.Рубенса, П.Веронезе, Я.Госсарта, А.Корреджо, Г.Мемлинга, П.Брейгеля, И.Босха, Н.Пуссена, Л. да Винчи на тему «Поклонение волхвов». Музыка. Весы, изготовленные из бумаги, магниты. Красивая бумага для записей, маленькие подарочные бумажные пакетики.   Ход урока Учитель: Не зря говорят, что любовь — это одна из самых могучих сил, которые управляют миром. Ради любви люди достигали богатства или отказывались от него, совершали подвиги или шли на преступления, возвращались к жизни или бесстрашно жертвовали ею. Нет, наверное, в мире другого такого чувства, которое настолько наполняло бы душу человека фейерверком света и радости, как это делает любовь.  Великую силу любви воспел О.Генри в своей новелле «Дары волхвов».   - Когда вы впервые услышали название «Дары волхвов», о чем вы подумали? - Какое содержание произведения вам представилось? (Ребята говорят о волшебниках, колдунах, вспоминают пушкинское «волхвы не боятся могучих владык..» и ,наконец, добираются до евангельского сюжета).   ВОЛХВЫ – цари, маги, в восточно-христианских преданиях мудрецы-звездочеты. Ведомые Вифлееемской звездой, они идут из далеких стран поклониться Божественному Младенцу-мессии и везут ему в своих караванах чудесные дары. В многочисленных источниках называется разное число мудрецов - от 3 до 12, но чаще всего говорят о трех волхвах – Каспаре, Балтазаре и Мельхиоре, которые несут в подарок Иисусу золото(как знак земного владычества), ладан(как знак божественного происхождения и небесной власти) и мир... — Ребята, вы любите получать подарки? А дарить? На какие праздники обычно делают подарки? (Перечисляют) Есть ли среди этих праздников особенный, когда подарок приобретает особенную, чуть ли не магическую силу? (Рождество, Новый год) Какое настроение царит в душах людей? Почему? Чем они заняты? Чего ждут от рождественской ночи?   (Это красивый, поэтический вечер, полный ожидания чудес, сюрпризов,, подарков, озаренный огнями рождественских елок, наполненный звоном серебряных колокольчиков, возвещающих рождение Божественного Младенца и обещающих новое счастье, радость и свет, вечер, наполненный запахом хвои, ароматом традиционной индейки и других кушаний, вечер   добрых сердец.) Сегодня мы изучаем новеллу О’Генри, в которой застаем героев за приготовлениями к этому празднику. Давайте познакомимся с героями поближе. (Перед нами «бедные люди». Хоть им не приходится голодать, но они вынуждены торговаться за каждый цент с зеленщиком, мясником, бакалейщиком.) Бедность ущемляет чувство человеческого достоинства, нужда ставит под угрозу право человека на праздник. А праздник должен быть у каждого, будь то взрослый или ребенок, богач или бедняк.
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОГКОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная / коррекционная/ общеобразовательная школа-интернат VI вида № 2»







Классный час


Как относится к подаркам

по новелле О.Генри "Дары волхвов"




Учитель: Алексеева Е.В

Учитель русского языка и литературы



Ульяновск 2013

Цели:

Учебная: Совершенствовать умение анализировать эпический художественный текст.

Развивающая: Прививать навыки исследовательской работы.

Воспитывающая: Способствовать познанию общечеловеческих ценностей: любовь, самопожертвование, оптимизм.

Оборудование

Репродукции картин художников А.Дюрера, С.Боттичелли, П.-П.Рубенса, П.Веронезе, Я.Госсарта, А.Корреджо, Г.Мемлинга, П.Брейгеля, И.Босха, Н.Пуссена, Л. да Винчи на тему «Поклонение волхвов».

Музыка.

Весы, изготовленные из бумаги, магниты.

Красивая бумага для записей, маленькие подарочные бумажные пакетики.

Ход урока

Учитель:

Не зря говорят, что любовь - это одна из самых могучих сил, которые управляют миром. Ради любви люди достигали богатства или отказывались от него, совершали подвиги или шли на преступления, возвращались к жизни или бесстрашно жертвовали ею. Нет, наверное, в мире другого такого чувства, которое настолько наполняло бы душу человека фейерверком света и радости, как это делает любовь.

Великую силу любви воспел О.Генри в своей новелле «Дары волхвов».

- Когда вы впервые услышали название «Дары волхвов», о чем вы подумали?

- Какое содержание произведения вам представилось? (Ребята говорят о волшебниках, колдунах, вспоминают пушкинское «волхвы не боятся могучих владык..» и ,наконец, добираются до евангельского сюжета).

ВОЛХВЫ - цари, маги, в восточно-христианских преданиях мудрецы-звездочеты. Ведомые Вифлееемской звездой, они идут из далеких стран поклониться Божественному Младенцу-мессии и везут ему в своих караванах чудесные дары. В многочисленных источниках называется разное число мудрецов - от 3 до 12, но чаще всего говорят о трех волхвах - Каспаре, Балтазаре и Мельхиоре, которые несут в подарок Иисусу золото(как знак земного владычества), ладан(как знак божественного происхождения и небесной власти) и мирру(смолу, которой умащали умерших, как намек на будущее распятие Христа и Его муки)

- Ребята, вы любите получать подарки? А дарить? На какие праздники обычно делают подарки? (Перечисляют)

Есть ли среди этих праздников особенный, когда подарок приобретает особенную, чуть ли не магическую силу? (Рождество, Новый год)

Какое настроение царит в душах людей? Почему? Чем они заняты? Чего ждут от рождественской ночи?

(Это красивый, поэтический вечер, полный ожидания чудес, сюрпризов,, подарков, озаренный огнями рождественских елок, наполненный звоном серебряных колокольчиков, возвещающих рождение Божественного Младенца и обещающих новое счастье, радость и свет, вечер, наполненный запахом хвои, ароматом традиционной индейки и других кушаний, вечер добрых сердец.)

Сегодня мы изучаем новеллу О'Генри, в которой застаем героев за приготовлениями к этому празднику.

Давайте познакомимся с героями поближе. (Перед нами «бедные люди». Хоть им не приходится голодать, но они вынуждены торговаться за каждый цент с зеленщиком, мясником, бакалейщиком.) Бедность ущемляет чувство человеческого достоинства, нужда ставит под угрозу право человека на праздник. А праздник должен быть у каждого, будь то взрослый или ребенок, богач или бедняк.

Приведите цитаты - доказательство того, что Джим и Делла живут небогато. (У Деллы «старенький коричневый жакет», «старенькая шляпка». Джиму «давно уже нужно было новое пальто», «руки мерзли без перчаток», «часы висели на дрянном кожаном ремешке».)

Что можно сказать о жилище семьи Диллингем Юнг? («Квартирка» «на верхнем этаже», почтовый ящик сломан, кнопка звонка давно не работает, табличка на двери потускнела, на полу «ветхий красный ковер», у стены «старенькая кушетка», трюмо еле помещается «в простенке между окнами».)

Что еще подчеркивает бедность Деллы и Джима? (15 раз упоминаются денежные суммы, доходы и расходы.)

Какие ассоциации возникают у вас на тему Рождество? (Нарядные елки, веселая музыка, чудеса, сюрпризы, подарки и т.д.)

Это составляет «Прозу жизни» или «Поэзию жизни»? (Конечно, красоту, поэзию.)

Учитель прикрепляет магнитами к доске бумажные весы, на чашечках которых надписи «Проза жизни» и «Поэзия жизни».

Все, что вы сейчас назвали, поместим на соответствующую чашечку весов. Как она заметно перевесила!

А так ли себя чувствует главная героиня новеллы Делла? (Нет, у нее унылое настроение. Вместо праздничных огней, рождественской елки и доброго Санта-Клауса она увидела за окном «серую кошку, прогуливавшуюся по серому забору вдоль серого двора».)

Почему Делле видится все в серых красках? (У нее нет денег, и она не может сделать любимому мужу рождественский подарок.)

Какой выход из создавшегося положения находит Делла? (Она продает свои роскошные волосы, ищет по магазинам «что-нибудь совсем особенное, редкостное, драгоценное, что-нибудь, хоть чуть-чуть достойное высокой чести принадлежать Джиму».)

Каким настроением теперь наполняется ее душа? (Она летает на «розовых крыльях», мир наполняется яркими красками, веселой музыкой, праздничной суетой.)

Не составляет ли это «Поэзию жизни»? (Учитель уравновешивает весы.)

В какой момент наступает кульминация новеллы? (Когда герои дарят друг другу рождественские подарки.)

Что означают слова О'Генри: «Волхвы принесли драгоценные дары, но среди них не было одного»? (Волхвы принесли дары младенцу, так появился обычай дарить рождественские подарки. Древние мудрецы и звездочеты дали людям возможность проявить себя в выборе дара, в отношении к нему и к тем, кому готовится этот дар. Волхвы оказали родившемуся Иисусу высшие почести в знак уважения и преклонения. Но любви и теплоты сердца дать не могли. Вот о каком даре говорит О'Генри. Праздник Рождества для Деллы и Джима стал торжеством подлинной любви. Они совершили подвиг самоотречения, они «мудрейшие из всех дарителей», так как пожертвовали друг для друга «величайшими сокровищами».

«Они есть волхвы», потому что главная ценность земного бытия - это бескорыстное желание счастья ближнему. Главное богатство героев О'Генри - широта души, открытой для самопожертвования во имя ближнего.

Творческая работа учащихся.

- Ребята, давайте подумаем, что бы мы могли подарить своим близким, не имея ни копейки денег. Ведь не дороговизна в прямом значении этого слова определяет ценность подарка. Напишите свои задумки на листочках и преподнесите родителям.

(- Я подарю тебе капельку росы, чтобы в ней отражался весь мир всеми цветами радуги и ты мог любоваться им;

- …улыбки близких, чтобы ты мог их видеть каждый день и никогда даже тень грусти не пробегала по твоему лицу;

- …удачу, чтобы ты мог осуществить самые грандиозные планы;

- …огонек свечи, чтобы он согревал твою душу и будил самые приятные воспоминания;

- …радугу, чтобы она раскрашивала своими цветами серые мысли и серое настроение;

- …интересный веселый сон, чтобы ты мог утром рассказывать его друзьям, а они бы слушали тебя и смеялись;

- …морозный рисунок на окне, чтобы он будил воображение, искрился и радовал тебя каждый день своей новизной;

- …свежий ветерок, чтобы он ласкал твои волосы, а это так приятно;

- …небо в мерцающих звездах, чтобы ты мог мечтать, глядя на них;

- …песню, чтобы она поднимала тебе настроение;

- …доброе слово, чтобы оно поддерживало тебя в трудную минуту и т.д.)

Заключительная часть урока, рефлексия.

Открытия детей.

Можно дарить что-то, даже не имея денег.

Главное, сделать это душевно, от всего сердца, с любовью.

Ценятся подарки не по дороговизне, а по тому, что в них вкладывает дарящий. Каждый может отличить «дежурный» подарок от искреннего.

Открытия родителей.

В шкале ценностей (т.е. ценного для человека) первые места должны быть отведены любви, дружбе. Лишь затем идет материальное благополучие (квартира, машина, дача).

Мы часто «откупаемся» от детей, преподнося дорогие подарки. «Аппетиты» детей со временем растут. Что будет, когда мы станем немощными, не сможем много зарабатывать?

Ребенок чувствует себя полноценным, не ущербным, когда он получает от близких достаточное количество любви, ласки, внимания. Это главное, что могут подарить близкие.

И это самый лучший урок, который преподнес нам О.Генри вместе со своими героями накануне рождества. Какая синева - без высоты?

Какое Рождество - без обещанья?

Родился Бог, а это, значит. Ты -

Любимейшее божие созданье.

Родился Бог. И Бог позвал тебя

Не на Голгофу, нет, - к Любви и Свету!

Но только отрекаясь от себя,

Пройдешь и ты за Ним дорогу эту.

Мужайся. Брат! И с радостью возьми

На Рождество у бедной колыбели

Твой крест простой и больше не томи

Своей души безвольем и бездельем.

Она свята. Ее удел - высок.

И в ней открыты ангельские свойства.

Ее найти пришел на землю Бог-

Не уклонись от этого сыновства.

Неся Младенцу сердце и мечты,

Одолевай и скорби и страданья,

Желай самозабвенной Высоты -

И сбудется небес обетованье!


© 2010-2022