Родительское собрание Способы конструктивного разрешения конфликтов

Родительское собрание на тему «Способы конструктивного разрешения конфликтов». Предлагается образец анкетирования учащихся по теме «Твое поведение в конфликтной ситуации». Разбираются признаки конструктивного разрешения конфликтов с детьми, чтобы уметь выстроить модель адекватного поведения, этапы выхода из конфликтной ситуации, даются советы по общению с детьми, формулируются выводы. Дети и родители – равноправные члены семьи Родители несут ответственность за то, что делают они Ребенок несет ответственность за то, что делает он Чем чаще родители проявляют сотрудничество, тем больше вероятность того, что ребенок будет вести себя подобным образом в других ситуациях и с другими людьми.      
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ Кочуновская ООШ



Родительское собрание

на тему

«Способы конструктивного разрешения конфликтов»



Подготовила:

социальный педагог

Стрекалова И.С.



















с.Кочуново, 2013

Подготовительный этап:

Проводится анкетирование учащихся по теме «Твое поведение в конфликтной ситуации» (Приложение № 1)

Оформление помещения

На доске плакаты:

  • «Пора чудес прошла, и нам отыскивать приходится причины всему, что происходит с нами и вокруг нас» (У.Шекспир).

  • «Искусство быть мудрым состоит в умении знать, на что не следует обращать внимание» (Стендаль).

  • «Бывают обстоятельства, когда прощение производит гораздо более сильную моральную встряску, чем произвело бы в данном случае наказание» (В.А.Сухомлинский)

У хороших родителей вырастают хорошие дети. Как часто мы слышим это утверждение, часто затрудняемся объяснить, что же такое хорошие родители. Можно ли назвать хорошими тех, которые никогда не сомневаются, всегда уверены в своей правоте, всегда точно знают, что ребенку нужно и можно, которые сами планируют поведение ребенка и их дальнейшую жизнь.

А можно ли назвать хорошими тех, которые всегда сомневаются, теряются всякий раз, когда сталкиваются с чем то новым в поведении ребенка, не знают, можно ли наказать, часто подозревают детей во вредных привычках, опасаются дурных примеров, неблагоприятного влияния «улицы». По-видимому, ни тех, ни других нельзя отнести к категории хороших родителей. И повышенная родительская уверенность, и излишняя тревожность не содействует успешному родительству.

При оценке любой человеческой деятельности исходят из некоторого идеала, нормы. В воспитательной деятельности такой нормы не существует. Мы учимся быть родителями, так же как учимся быть мужьями и женами, как постигаем секреты мастерства и профессионализма.

«Нет детей - есть люди, но с иным масштабом понятий, иными источниками опыта, иными стремлениями, иной игрой чувств». Это слова известного чешского педагога Януша Корчака. Если взрослый продолжает относится к подростку как к ребенку, то конфликтов избежать не удастся. Отношение «как к маленькому» только тормозит развитие социальной взрослости. Если это противоречие не будет изжито, если оно будет углубляться, то конфликты неизбежны.

Очень важно, чтобы именно от взрослого исходила инициатива в изменении отношений - только в этом случае он сохранит контроль над ходом событий и будет иметь возможность руководить развитием отношений. Когда же инициатором перемен становится подросток, это значит, что противоречия в отношениях уже существуют.

(Проводится анализ анкетирования учащихся по теме «Твое поведение в конфликтной ситуации»).

Приложение № 1

  1. Ты конфликтный человек?______________________________________

  2. Легко ли тебе выяснить с кем -то отношения?______________________

  3. С кем ты чаще всего конфликтуешь? (с родителями,

с одноклассниками, друзьями, учителями, братьями, сестрами ,

другое _____________________)?

  1. Что может стать поводом к конфликтной ситуации?_________________

  2. Кто первым пытается разрешить конфликт - ты или другая сторона?__________

  3. Меняется ли твое отношение к людям, с которыми ты конфликтовал?_______

  4. Нужно ли учится людям разрешать конфликтные ситуации или понимание конфликта придет само самой, с опытом?________________

Итак, вы видите, что проблема достаточно актуальна и тревожит не только вас, но и детей. И тем не менее многие родители не сомневаются в том, что их ребенок, даже достигший совершеннолетия, должен бесприкословно им подчиняться.

Но каждому родителю придется рано или поздно решить для себя проблему: стоит ли руководствоваться в общении с детьми сложившимися негативными стереотипами (неуважение к подростку, проявляющееся в высказываниях типа «не дорос еще меня учить», «пока живешь с нами, будешь поступать как мы скажем», отрицание само й возможности собственных ошибок - «я старше - значит умнее», «поживешь с мое, тогда поговорим»). Ведь есть и другой путь - учесть опыт и знания специалистов, потрудиться, чтобы понять себя и ребенка.

Если родители воспитали ребенка покорным, не умеющим отстаивать свое мнение, то обычно их отношения бывают довольно спокойными, бесконфликтными. Правда, в такой ситуации ребенок все равно страдает: ведь, вырастая, он так и не становится взрослым, не умеет быть ответственным за свои поступки.

В некоторых семьях подросток, сохраняя видимую покорность родителям, живет своей, неизвестной им жизнью. Такие формально благополучные отношения могут привести к тому, что родители узнают об истинной жизни своего ребенка от посторонних людей и слишком поздно. Если же ребенок растет достаточно самостоятельным, с выраженным чувством справедливости и стремлением к самоутверждению, то отношение родителей, настаивающих на подчинении, приводит к очень серьезным конфликтам.

Поэтому важно знать признаки конструктивного разрешения конфликтов с детьми и уметь выстроить модель адекватного поведения.

Как же научится правильно разрешать конфликтные ситуации, связанные с расхождением мнений, интересов, желаний? Психологи выделяют разные варианты выхода из конфликтных ситуаций:

  1. Уход от конфликта, когда обе стороны не стремятся к его разрешению, а делают вид, что все в порядке.

  2. Подавление, когда одна сторона явно выигрывает (например, подростка не пустили на дискотеку).

  3. Сотрудничество, когда обе стороны удовлетворены ее исходом. Но возможным это становится тогда, когда стороны взаимно учитывают интересы другого.


Этапы выхода из конфликтных ситуаций


  1. Прояснение конфликтной ситуации.

- Говорить только о конкретном событии, а не о личности ребенка. «Давай обсудим то, что случилось», «Я очень беспокоюсь за тебя…», «Меня тревожит, что ты…». Исключить высказывания вроде: «Ты опять… Ты вечно… Обманщик! Хулиган!

- Необходимо выслушать ребенка до конца.

- Уточнить, в чем проблема, а именно: что он хочет или не хочет, что его затрудняет, что ему важно.

- Убедить ребенка в том, что вы услышали его проблему.

- Рассказать более точно о своем желании и переживании.

- Понять, какая же именно потребность ребенка ущемлена.

- Попытаться доступно объяснить ваш запрет.

  1. Сбор предложений

- Желательно начать с вопроса: «Как же нам быть?», «Как поступить?», «Как мы можем исправить ситуацию?».

- Надо дать ребенку первому высказать свое решение, затем предложить свои варианты.

- Не отвергать никаких, даже самых абсурдных, предложений.

- Если предложений много, их можно записать.


  1. Оценка и выбор наиболее приемлемого предложения

- Провести совместное обсуждение предложений.

- При обсуждении создать атмосферу доверительного уважения, учитывая взаимные интересы.

- Сделать акцент на том, что «трудные» вопросы лучше решать вместе.


  1. Контроль над выполнением решения.

- Если ребенок потерпит неудачу, желательно, чтобы он об этом сказал сам.

- Разобраться, в чем была причина неудачи.

- Приободрить и вселить уверенность в том, что ребенок в состоянии самостоятельно справиться с этой задачей.

Родители должны помнить, что кризисная ситуация, связанная с ребенком или семьей в целом, не рассосется сама по себе, она требует разрешения. Конфликтную ситуацию нельзя решить следующими мерами:

-угрозы, указания, приказы;

-диктовка ребенку выхода из ситуации, принятого вами, но не принятого им;

-гнев, раздражение.

Если ребенок провинился

  1. Не принимайтесь за воспитание в плохом настроении.

  2. Не унижайте ребенка словами типа: «А у тебя вообще голова на плечах есть?»

  3. Не угрожайте: «Если ты еще раз это сделаешь…».

  4. Не вымогайте обещаний. Они для ребенка ничего не значат.

  5. Сразу дайте оценку поступку, ошибке и сделайте паузу, а не наоборот.

  6. Оценивайте поступок, а не личность. Лучше сказать: «Ты поступил плохо» вместо: «Ты плохой».

  7. После сделанного выговора прикоснитесь к ребенку и дайте ему почувствовать, что вы верите в него.

  8. Выражение недовольства не может быть систематическим, иначе оно перестает восприниматься

  9. Позволяйте ребенку ощутить отрицательные последствия его своих действий или своего бездействия. Только тогда он будет взрослеть и становиться сознательным.



Далее предлагается провести экспресс- тест «Конфликтная ли вы личность?»

Выберите по одному ответу на каждый вопрос. Считайте набранные баллы, исходя из того, что каждое : А - 4 балла, Б - 2 балла, В - 0 баллов.


  1. В общественном транспорте начался спор на повышенных тонах. Ваша реакция:

А - не принимаю участия

Б - кратко высказываюсь в защиту стороны, которую считаю правой

В - активно вмешиваюсь, чем вызываю огонь на себя


  1. Выступаете ли на собраниях с критикой руководства?

А - нет

Б - только если имею для этого веские основания

В - критикую по любому поводу не только начальство, но и тех, кто его защищает.

  1. Часто ли вы спорите с друзьями?

А - только если это люди необидчивые

Б- лишь по принципиальным вопросам

В - споры - моя стихия

  1. Как вы реагируете, если кто лезет без очереди?

А - возмущаюсь в душе, но молчу: себе дороже

Б - делаю замечание

В- прохожу вперед и начинаю наблюдать за порядком

  1. Дома на обед подали недосоленное блюдо. Ваша реакция?

А - не буду поднимать скандал из-за пустяков

Б - молча возьму солонку

В - не удержусь от едких замечаний

  1. Если на улице, в транспорте вам наступили на ногу, как вы отреагируете?

А - с возмущением посмотрю на обидчика

Б - сухо сделаю замечание

В - выскажусь, не стесняясь в выражениях

  1. Если кто-то из близких купил вещь не по вашему вкусу, как вы себя поведете?

А - промолчу

Б - ограничусь коротким комментарием

В - устрою скандал по поводу зря потраченных денег

  1. Не повезло в лотерее. Как вы к этому отнесетесь?

А - постараюсь казаться равнодушным, но участвовать больше не буду

Б - не скрою досаду, но отнесусь с юмором

В - проигрыш надолго испортит настроение

22-32 балла - вы тактичны и миролюбивы, ловко уходите от споров и конфликтов, избегаете критических ситуаций на работе и дома. Может быть иногда вас называют приспособленцем?

12-20 баллов - Вы слывете человеком конфликтным. Но на самом деле конфликтуете, только если нет иного выхода. Вы твердо отстаиваете свое мнение, не думая, как это отразится на вашем положении и отношениях. При этом не выходите за рамки корректности, не унижаетесь до оскорблений. Все это вызывает к вам уважение.

До 10 баллов - Споры и конфликты - это воздух для вас. Любите критиковать других, но, если слышите замечания в свой адрес, можете «съесть живьем». Ваша критика - ради критики, а не для пользы дела. С вами рядом трудно и на работе и дома. Ваша несдержанность отталкивает людей. Словом, постарайтесь перебороть свой вздорный характер!

В качестве вывода сформулируем некоторые положения:

  • Дети и родители - равноправные члены семьи

  • Родители несут ответственность за то, что делают они

  • Ребенок несет ответственность за то, что делает он

  • Чем чаще родители проявляют сотрудничество, тем больше вероятность того, что ребенок будет вести себя подобным образом в других ситуациях и с другими людьми.



© 2010-2022